Этнические процессы: понятие и типы.
Этнические процессы — это изменения в этносе, любого его компонента (отдельных элементов культуры, языка, социальной структуры и т. п.), обусловленные изменениями этнического сознания.
Их объединяют в две группы – этноэволюционные и этнотрансформационные.
В первом случае при всех объективных изменениях этноса (языке или культуре) не меняется его самосознание; во втором – изменения столь глубоки, что ведут к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания. Эти процессы 1).этнообъединительные или 2).этноразделительные.
1.Этническая фузия — слияние нескольких ранее самостоятельных народов, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов в единый новый, более крупный этнос.
2.Этническая консолидация – это внутреннее сплочение достаточно значительного по количеству этноса.
3.Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Первый приводит к смене этнического самосознания, второй процесс — к смене сознания не ведет.
4.Этническая ассимиляция — растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.
5.Межэтническая интеграция — взаимодействие нескольких разнородных этносов, различающихся между собой по языку и культуре, которое приводит к появлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и слиянию в надэтническую общность.
6.Этногенетическая миксация — новый этнос образуется путем полного слияния народов, не связанных родством.
Этноразделительные. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность — этническая парципация, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос — этническая сепарация.
19. Эволюцион́изм
Направление в этнологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д.
Главная идея — убеждение о полном тождестве исторических путей разных народов. История – сумма независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.
Первый представитель — Г. Клемм (“Общая история культуры человечества”). Основоположник — Эдуард Тайлор («Исследования в области древней истории человечества»). Основные положения эволюционизма:
-человеческий род един, п.э. единообразие его культуры на сходных ступенях развития;
-непрерывное общественное развитие по законам эволюции;
-культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.
-новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.
-некоторые критики эволюционизма утверждали о существовании лишь отдельных процессов (миграция, урбанизация и т.д.).
-отказ признавать существование глобальных исторических законов;
-пренебрежение эволюционистами фактами многочисленных кризисов, полных коллапсов государств и цивилизаций.
Уникальность каждого этноса и в связи с этим невозможность ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности.
Источник
3. Типы и разновидности этнических процессов.
Этнос – постоянно движущаяся общность. Этнические процессы – изменения параметров этносов во времени. Это главное содержание этнической истории человечества. Этнические процессы имеют иерархию, т.е.
Формирование этносов – Этногенез.
Существуют три основных исторических типа этногенеза:
1. Палеоэтногенез – формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
2. Мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
3. Неогенез – этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.
Выделяются два типа этнических процессов:
1) эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:
языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
2) трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса. Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса – его самосознания.
Типы этнических процессов:
1. Миграции и насильственные географические смещения
(депортации, в т. ч. расселение чересполосицей)
2. Консолидация (взаимодействие существенно различающихся по языку и культуре общностей, ведущее к появлению у них общих черт в культуре. В некотором роде противостоит консолидации интеграция (слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность) и дифференция (разделение) этносов.
3. Аккультурация (освоение культуры одного этноса другим)
4. Ассимиляция (полная утрата этнохарактеристик и расстворение одного этноса в другом)
5. Этноэволюционные процессы (формирование наций, увеличение информационных потоков внутри этноса + самостоятельное изменение языка, культуры и пр).
Источник
Этническое общности и этнические процессы по типам стран.
Общество всегда неоднородно, разделяясь на различные классы, социальные группы со своими интересами, особенностями участия в экономической, культурной и политической жизни страны или региона.
Классы – группы людей, различающихся по их месту в системе производства по их отношению к средствам производства, к собственности и по способам получения своей доли дохода.
1. Предприниматели, владеющие средствами производства, широкое использование наемного труда;
2. Мелкие собственники – основы производственной деятельности данной категории составляет семейный труд;
3. Члены семей собственников средств производства, кот работают без фиксированоой зарабатнойплатой;
4. Люди наемного труда;
5. Члены производственных кооперативов;
6. Лица, место кот всистеме общественного производства не определено.
В нач 20в. В России выделились:
1. рабочий класс – рабочие, занятые на гос предприятиях;
2. колхозное крестьянство;
4. буржуазия – лица, эксплуатирующие наемный труд;
5. слой служащих (в нем по уровню образования – прослойка интелегенции).
К к.80-х гг соц структура советского общества стала следующей: рабочие 58.8%, колхозники 11.7%, служащие 29.3%, лица занятые индивидуальной деятельностью 0.2%.
Выд соц слои: 1) адм элита: старые партийные и новые политические деятели; 2) рабочий класс; 3) интеллигенция : врачи, учителя и т.д.; 4) новая буржуазия: предприниматели всех видов; 5) крестьянство.
Уровень образования. В 1950г доля неграмотных среди взрослого населения мира составляла 44%, в 1990 -26.9%, в 2000 – 20.6%. Для характеристики состояния высшего образования берется показатель численности студентов из расчёта на 100 тыс жителей, кот большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП. Количество населения характеризуется показателем квалификации рабочей силы, кот зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство. РФ одна из самых образованных стран мира; 1/3 всех занятых в н/х имеет высшее и средне специальное образование (4 млн студентов).
Типы этнических общностей: Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей. З. заселяет много этносов. Каждый этнос имеет свое этническое имя, этническую территорию. Признаки этноса: 1) территория совместного обитания; 2) язык; 3) единство хозяйственной жизни; 4) некоторые общие, относительно стабильные особенности культуры и психики; 5) представление об общности происхождения общим этническим самосознанием. Количество этносов на З. от 2-3 тыс. По оценкам к 80-х гг на З. проживает 310 народов с численностью 1 млн чел. Это 90% от жителей планеты. С численностью более 10 млн чел – 80% З.: китайцы (более 1млрд), хиндустанцы (270 млн), американцы (200), бенгальцы/Индия (200), русские (140), бразильцы (175), японцы(120, пенджабцы/Пакистан (115), мексиканцы (115).
Этнические общности: 1)Племя – объединение людей, счит себя происходящими от общих предков, состоящие в кровном родстве, отличающиеся языком, территорией расселения (Сев. КАнада, Амазонка, Африка, Австралия, Океания). 2) Соплеменность – объединение нескольких племен в одно (славяне). 3)Народность – соответствует этапу формирования классового общества, родственные отношения заменяются территориальными, возникают на основе близких племен и соплеменностей. Не все народности переходят в нации, а бывает, что из одной народности образуется несколько наций. Характерна культурная изолированность правящих классов. 4) Нация – формируется в эпоху капитализма, когда происходит усиление экон и культурных связей, формируется четкое самосознание, формируется и распространяется литературный язык. Признаки нации: 1) общность территории, языка, культуры, экономической жизни, 2) высокая сплоченность, 3) сильно развитое чувство этнического самосознания. 5) Межэтническая общность – формируется вмногонациональных государствах, при формировании наблюдается постепенное политическое, соц-экон и культурное сближение всех или почти всех народов страны, этническоеи языковое сближение выражено слабее (США, СССР).
Процессы этнического объединения. 1) Консолидация – равноправноеслияние нескольких родственных этносов или дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его соц-экон и кульурного развития. Бывает межэтническая и внутриэтническая. 2) Ассимиляция – поглощение мелкого народа крупным. Бывает добровольная и принудительная. 3) Межэтническая интеграция – сближение разных этносов без слияния их в единое целое. Она типична для многонациональных государств; в результате происходит культурно-хозяйственное сближение народов, не совпадающих по языку. В результате образуются межэтнические общности.
Источник
Этнические процессы в современном мире
Этническая история человечества характеризуется двумя взаимосвязанными тенденциями, одна из которых имеет интегрирующую, а другая — дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.
Действие обеих тенденций во многом зависит от социально-экономического базиса этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов.
Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих ее развитие факторов позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции специфическим образом проявляются в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы идут в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.
Этнические процессы в Латинской Америке. В рамках каждой отдельной страны региона продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социальной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона незначительное аборигенное население в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня стали реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют индейское самосознание, чему способствуют резервации.
В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции индейского населения, крупнейшие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают сохранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной среде протекает более интенсивно.
В большинстве латиноамериканских государств в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение пока еще очень существенных различий. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции.
То же самое происходит и с обособленными иммигрантскими группами (японцами, немцами и т.д.). Вместе с тем в индейских и иммигрантских этнических группах как реакция па общую ассимиляционную тенденцию наблюдается усиление этноцентризма, с культивацией своего языка, своих особых культурных ценностей.
В целом в Латинской Америке все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности, нарастает противостояние североамериканской культуре, основывающееся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. С другой стороны, разнообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур.
Этнические npoieccu в Африке. Состояние этнических процессов на Африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастностью экономических условий стран, очень низким уровнем развития этнообъединитель-ных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую в противоречивых и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой — межэтническая интеграция в масштабах отдельных стран, а иногда — и регионов, с третьей — дивергенция этнических территорий, разделенных государственными границами.
В Африке сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на различных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания, за чем последовало развитие процессов этнической консолидации (т.е. появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения) и интеграции (сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания).
В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждению содействуют развитие связей между отдельными этническими группами и формирование нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом усиливается культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям.
Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.
Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми н религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная нередко по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на континенте, часто обостряя межэтнические огн о ш е и и я.
Этнические процессы в Азии. Практически не меньшей сложностью и противоречивостью характеризуются этнические процессы в многонациональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжает интенсивно развиваться процесс консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако этнические процессы этого региона отличаются устойчивым стремлением крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (китайцы, тамилы). Этнические же меньшинства, не относящиеся к иммигрантским и сознательно не идущие по пути ассимиляции, консолидируются и добиваются соответствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим ме-жэтпическим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.
Кроме того, сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практичен ски отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского, интенсивные внутренние миграции создали благоприятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается.
Даже в такой высокоразвитой стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этнокультурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, в ослаблении кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское население и иммигранты-корейцы даже при переходе на японский язык сохраняют свою этническую принадлежность и усиливают этнозащитпые действия.
В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту Азии. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, труднодоступных п экономически малоперспективных территориях, где и по сей день проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей.
Этнические процессы в США. Неуклонно растущая мобильность всего американского общества, солидная имущественная и профессиональная база новых иммигрантов, способствующая более быстрому включению в американскую культуру, ускоряют этнические процессы в США, развивающиеся по пути консолидации и ассимиляции. Опережающими темпами, как свидетельствуют наблюдения и исследования, растут этнокультурная роль иснаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии (и их потомков) в общей демографической структуре населения. В этих процессах наблюдаются противоположные тенденции: 1) повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо сохраняется культурное своеобразие социально ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, языковой ассимиляции, устойчиво сохраняется этническое самоназвание. В целом же иммигранты отличаются большей социальной адаптацией при сохранении основных элементов своих этнических культур (как правило, без утраты общеамериканского сознания).
Этнические процессы и Западной Европе. Этнические процессы в странах Западной Европы менее сложны, чем в других частях нашей планеты. Продолжаются процессы внугриэт нической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, оба процесса дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.
Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы здесь также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Неевропейцы, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстро и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих ст pai i.
Этническая картина мира по-прежнему остается многообразной.? несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989
Вролией К).В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
Кочетов В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, 1998.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
Скоринов СИ. Основы этнологии. Хабаровск, 1998.
Салдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.
Этнические процессы в современном мире. М.. 1987.
Этносы и этнические процессы / Отв. ред. В.А. Попов. М., 1993.
Источник