Этнокультурный облик страны сочинение

Этнокультурный облик империи.Расширение государственных границ в 19 веке.Роль национальных регионов в жизни империи.Взаимодействие национальных культур и народов.

Основные территориальные приобретения второй половины XIX в. Россия сделала на Северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Замирение Северного Кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека Кавказской войны (1817—1864). Пленение имама Шамиля в 1859 г. и отказ адыгейских племен от сопротивления были ее последними актами.
Продвижение в Среднюю Азию стало возможным после присоединения к России всего Казахстана (50-е гг. XIX в.). Отсюда было развернуто военное давление на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. К середине 70-х гг. во вновь созданное Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте вошли территории Коканд-ского ханства. Хивинский хан уступил России земли по правому берегу Амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат России. В начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав Закаспийской области. К 90-м гг. удалось договориться с Англией, обеспокоенной успехами России, о четком разграничении сфер влияния и территорий в Средней Азии. В частности, за Россией оставался Памир, а Хива и Бухара находились от нее в зависимости.
На Дальнем Востоке Россия получила от Китая Амурскую область (договор 1858 г.) и Уссурийский край (договор 1860 г.). Было заключено два договора с Японией — в 1855 и 1875 гг. Согласно договору 1875 г. Россия получала остров Сахалин, а Япония — острова Курильской гряды. Освоение Дальнего Востока Россией происходило довольно медленно. Экономические и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к Тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях России укрепиться на Дальнем Востоке всерьез и навсегда.
Российская империя в XIX в. была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; россияне исповедовали православие, ислам,католицизм,протестантизм,буддизм,иудаизм.
Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра II существенно отличалась от национальной политики Александра III, взявшего курс на русификацию.
Максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась Финляндия; в Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.
Гибкая политика проводилась в отношении народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др.: приобщая их к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.
На Украине и в Белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. Принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и белорусском языках учебную литературу, гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. Похожей была ситуация в Польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.
Что касается положения евреев, то после некоторых послаблений 60—70-х гг. (разрешение для отдельных категорий жить вне так называемой черты оседлости и др.) меры против них были в 80—90-е гг. вновь ужесточены (в частности, действовали запреты на занятие государственных должностей, ограничивалась свобода передвижения: жить разрешалось лишь в тех местностях, которые входили в черту оседлости).
России во второй половине XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

Читайте также:  Почему лидеры стран запада проводили политику умиротворения

Дата добавления: 2014-12-08 ; просмотров: 2400 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Сочинение «Россия — многоликая страна».

Тарабукин Максим всвоём сочинении с гордостью написал о том. сто он является гражданином самой большой и многонациональной страны в мире — российской федерации.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie.docx 18.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия – многоликая страна»

«Россия – уникальное многонациональное государство, в котором на протяжении многих веков постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровнях».

Я – гражданин России, сильной , независимой, многонациональной и гостеприимной страны. Я называю Россию своей родиной, потому что родился и живу здесь. Я очень люблю свою Родину. Здесь живут мои родственники, друзья и товарищи, которых я тоже люблю и очень рад тому, что живу именно в этой великой и прекрасной стране.

Россия – самая большая страна в мире, которую населяют разные народы: русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. Вряд ли найдется среди нас хотя бы один человек, который никогда в жизни не встречался с представителями не своей национальности. Все они называются россиянами.

Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Об этом говорится в Конституции Российской Федерации. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» (Ст.3)

Язык – самый устойчивый признак народа, именно он положен в основу национального деления. Жители России говорят более чем на 150 языках. Все языки равноправны, но языком межнационального общения и одним из шести рабочих языков ООН, является русский язык. По сходству языков народы объединяют в языковые группы (их 23), а близкие группы – в семьи (их7) . Население России относится к 4 основным языковым семьям. Самая многочисленная (80%населения)- индоевропейская, к ней относятся славянские (русские, украинцы, белорусы) и многие другие народы. К алтайской семье относится 8% населения – например калмыки, татары, чуваши и т.д., населяющие Поволжье, Южный Урал Сибирь. К северо-кавказской семье относится 2,5% населения страны или 16 народов общей численностью 3 млн. человек (ингуши, чеченцы, аварцы и т. д.), проживающих на сравнительно небольшой территории между Черным и Каспийским морями и 1,6% — к уральской (мордва, коми, карелы, удмурты).

Исконно русские области в России — это территории Европейского Севера, Северо — Запада, центральных районов России. Русские преобладают также на Урале, юге Сибири и Дальнего Востока.

Для отдельных территорий России характерен пестрый национальный состав- это Поволжье, Северный Кавказ, Горный Алтай, Хакасия, Бурятия, Якутия.

Рассредоточенность народов по территории страны, общая их перемешанность делают почти невозможным выделение однородных в этническом отношении территории. Поэтому важным принципом государственного устройства России является равноправие всех наций.

Национальный признак положен в основу политико-административного деления страны, все крупные народы имеют свои национально-территориальные образования, являющиеся субъектами Федерации. Однако представители разных народов проживают не только в пределах своих республик, областей и краёв, но и за их пределами. Особенно многонационально население крупных городов.

«… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие», — написал в предвыборной статье президент России В.В.Путин.

Во времена СССР граждан страны воспитывали в духе интернационализма, и когда началась Великая Отечественная война, все люди, от мала до велика, встали на борьбу с захватчиками. Благодаря усилиям всех народов Советского Союза была одержана победа, и снова люди увидели мирное небо над головой. Однако, после распада СССР стали возникать национальные конфликты, в некоторых из республик появились силы, выступающие за отделение от России, началась Чеченская война. Народы нашей страны должны жить в мире.

Для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.

Моя малая Родина – это посёлок Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми. Это небольшой населённый пункт рядом с одноимённым селом Деревянск. Здесь я родился, вырос, учился и через год буду заканчивать среднюю школу. Посёлок наш был основан в 1957-м году как лесопункт. После войны страна нуждалась в строительном лесе. По призыву партии и комсомола сюда стала съезжаться молодёжь со всех концов нашей необъятной страны: из Белоруссии, Украины, Молдавии, Латвии, российских областей и даже из Узбекистана. Образовался интернациональный посёлок. И всех радушно приняла наша Коми земля. Бок о бок работали люди разных национальностей, игрались свадьбы, рождались дети. По словам моей бабушки и родителей, не было случая, чтобы возникали конфликты на почве межнациональной ненависти. Многие из приезжих навсегда остались в нашем гостеприимном краю. Я сам по национальности коми. Со мной в одном классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, белорусы. Мы с уважением относимся друг к другу.

16 ноября – международный праздник – День толерантности. В этот день в нашей школе проводятся разные мероприятия: конкурс плакатов «Мы – многонациональная страна», конкурсы самодеятельности, классные часы, круглые столы.

Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом.

Каждый народ чтит свои традиции, обычаи, имеет свои верования, которыми он дорожит. Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям каждого народа.

В последнее время ситуация в мире становится все более напряженной. Существуют силы, пытающиеся ослабить Россию, расколоть наше государство на множество мелких стран. В этих условиях сплочение всего народа является единственным средством противостоять недружелюбных действиям политиков США и Евросоюза. Наша сила в единстве, только когда мы дружны, нам не страшны санкции, наветы и угрозы извне.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Именно в единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России».

И вся история нашей страны это доказывает. Мы не имеем право своей ненавистью к другим народам разваливать свою великую страну, которую наши предки строили ценой крови и нечеловеческих усилий, преодолевая трудности и не страшась опасностей. И мы должны сохранять и развивать традиции наших предков, во имя процветания нашей великой страны.

Источник

Эссе «Россия многонациональная»

Эссе о многонациональной России и отношениях между народами нашей страны

Скачать:

Вложение Размер
esse_rossiya_mnogonatsionalnaya.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект подготовлен: Старцевой Анастасией

«Павловский техникум народных

художественных промыслов России»

606100, Нижегородская область,

г.Павлово, ул.Радиальная, д.5, кв.84

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.

Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы, или великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны. Они расселены по всей стране – от берегов Баренцева, Белого и других морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на западе русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью Тихого океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.

Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую роль в экономике и общественно- политической и культурной жизни страны. Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны, русские помогли ранее отсталым народам поднять свой материальный и культурный уровень. Русский язык стал вторым языком для многих народов России.

Татары – крупнейший после русских народ в России. Этноним “татары” впервые появился в VI – IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI – XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири). Казанские татары – наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.

Украинцы – третий по численности народ в России. Украинцы, также как русские и белорусы, выделились из единой древнерусской народности, образовавшейся из родственных восточнославянских племен. Как самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно сложилась к XVI в. Центром формирования этой народности было Поднепровье – Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины. Консолидация и упрочение украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими захватчиками. С XVII в. украинская народность начала постепенно трансформироваться в буржуазную нацию; этот процесс усилился после воссоединения Левобережной Украины с Россией в 1654 г. и особенно после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной Украины. Он завершился во второй половине XIX в. после отмены крепостного права.

Отношения между этими народами внутри России можно охарактеризовать в целом как доброжелательные, основанные на взаимопомощи. Именно русские приняли беженцев с Украины после начавшейся там гражданской войны, предоставили им возможность получить образование, дали жильё, помогли с обустройством на работу. К сожалению, нельзя того же сказать об отношениях между русскими и приезжими мигрантами из Средней Азии и Закавказья, а также уроженцами Северного Кавказа. Отношение к мигрантам по большей части негативное, основная масса населения обвиняет их в увеличении преступности, в том, что они отнимают работу у русских и в других грехах. Следствием такого отношения являются различного рода конфликты между русскими и мигрантами (ссоры, драки, убийства). Такой же повсеместный негатив вызывают жители Северного Кавказа, являющихся мусульманами по своему вероисповеданию, что позволяет многим видеть в них потенциальных террористов. Мы знаем, что уроженцы кавказских республик принимали участие в терактах на территории нашей страны, но я считаю, что на это пошли люди, имеющие преступные наклонности, слабое образование, являющиеся религиозными фанатиками. Такие есть в любой стране. Для того чтобы исключить совершение терактов, необходимо проводить разумную политику в области межнациональных отношений, повышать уровень образования, воспитания, уровень жизни, обеспечивать работой, достойной зарплатой, пропагандировать настоящие человеческие ценности.

Источник

Оцените статью