Заслуженный учитель России: Пора менять всю программу преподавания истории Отечества
Одним лишь изменением прописанной в учебнике информации не обеспечишь качество образования в российской школе, заявили ФАН высококвалифицированные преподаватели истории. Они уверены, что перемены в средних учебных заведениях России должны быть всеобъемлющими.
Ранее Министерство просвещения РФ провело проверку учебной литературы, используемой в школьном образовательном процессе. Представители министерства уделили много внимания предмету «История», в частности — информации о Великой Отечественной войне. В послании Федеральному собранию о важности правильного донесения этой темы говорил президент России Владимир Путин.
Итоги проверки показали, что учебник «История России и мира» для 11 класса под редакцией Олега Волобуева слабо отражает события Сталинградской битвы. Депутаты Государственной думы при поддержке Минпросвещения уже подготовили пакет поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации», который должен усилить контроль качества учебников.
Заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ, инициатор создания музеев в Москве и Подмосковье Александр Снегуров раскрыл корреспонденту ФАН проблемы системы образования в России, которые должны быть решены.
«Будем объективны. Надо понимать, что есть учебники по всемирной истории и есть учебники по истории России. В «Истории России и мира» для 11 класса под редакцией Волобуева про нашу страну вообще сказано не так много. Это курс, который рассказывает про Россию и другие страны, и вполне логично, что при таком подходе информации о нашем государстве мало. Это интегрированный курс, который существует более 10 лет. Можно говорить о необходимости сократить время, отведенное в школе под всеобщую историю, и больше уделять внимания России. Но реформы должны быть разумными. Напомню, несколько лет назад историю в школах «модернизировали», изменения в школьной программе профинансировали, но пользы от этого вышло мало», — сказал Снегуров.
Заслуженный учитель считает, что учебники по истории, используемые в российских школах, давно не отвечают запросам времени. Они были созданы в период так называемой Перестройки и позже. Снегуров не раз высказывался о неудовлетворительном качестве учебников истории и обществознания, но их продолжают печатать. Историк заметил, что профессор Чубарьян, который обеспечивал подготовку учебников и пособий по российской и зарубежной истории, к сожалению, не учел его мнения, как не услышал высказывания других коллег.
«Обратили внимание на эти «замшелые» учебные пособия только после выступления нашего президента, в котором он затронул эту важную тему. Необходимо, чтобы в школах помогали детям осознать свою национальную идентичность, принадлежность своей стране и народу, осуществить самопознание. Это нужно, чтобы ребенок стал полноценным человеком. Это то, о чем говорил Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам», — процитировал педагог стихотворение поэта.
Возможно, учебники переиздадут, добавил Снегуров, но есть проблема: группа авторов, которая монополизировала работу над учебниками, останется прежней.
«Это опытные, заслуженные люди, но они не смогут изменить ни подход, ни стиль своей работы в силу весьма преклонного возраста», — сообщил педагог.
По словам Александра Снегурова, кроме содержания учебников для более качественного преподавания истории Отечества в школах следует увеличить количество учебных часов по этой дисциплине. Раньше отечественная история в наших школах преподавалась до 10 класса, сегодня — до 9-го, хотя полное среднее образование рассчитано на 11 лет.
Сегодня история России дается в интегрированном виде, как часть мировой истории. Это означает, что необходимо проанализировать, какие темы по каким предметам можно «ужать». Ведь «из воздуха» время для уроков взять нельзя: дети информационно перегружены. И тут нужен серьезный анализ и общая реформа программы обучения.
Преподаватель полагает, что необходимый ресурс для более глубокого изучения истории России ХХ века может быть получен за счет некоторого сокращения курса зарубежной истории. Но и это еще не все.
«Необходимо уделить внимание кадровому вопросу и стимулам. Хороший преподаватель должен быть социально защищен. В регионах учитель получает 15-20 тысяч рублей, в столице — больше. Чтобы заработать, учителя берут повышенное количество часов, иногда это происходит в ущерб качеству даваемого материала. У заслуженных учителей «срезали» надбавки. Ранее за звание предполагалась надбавка в 50%, это существенно, сегодня же доплата составляет всего 8 тысяч», — посетовал собеседник корреспондента ФАН.
Профессор МГПУ отметил, что богатый материал по истории нашей страны должен даваться школьникам шире, чем информация, изложенная в учебниках. Детям надо показывать наглядные пособия — фильмы, копии исторических документов, использовать проверенную информацию из интернета.
«В школьное образование необходимо вернуть воспитательную составляющую, это очень важно. И об этом тоже говорил наш президент. Мы живем в России, поэтому для нас важна, в первую очередь, история нашей страны, наших предков. Ведь мы растим граждан. Задача глобальная — надо отойти от бюрократии и делать все по-настоящему, не отчитываться перед вышестоящими инстанциями и правительством, а делать. Для этого надо изменить многое, а не только страницу в учебнике истории», — подчеркнул заслуженный учитель РФ.
Советский и российский историк, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков в беседе с ФАН также высказал мнение о непригодности современных школьных учебников по истории.
То, что сегодня говорят про учебники истории, само по себе ужасно, полагает Жуков: школьники с такими учебниками окончательно забудут прошлое нашей страны. Появилось это оттого, что Минпросвещения позволяет писать в учебниках что угодно и кому угодно, уверен собеседник ФАН. Необходим стандарт, и по единому учебнику того или иного предмета должны заниматься в школах по всей стране.
«Учебники должны писать не те деятели, которые очень хотят заработать, а специалисты, знающие и понимающие свой предмет. Лучше, если соответствующие разделы будут составлены из монографий профессионалов в этой области», — добавил преподаватель.
ФАН направил запрос на комментарий доктору исторических наук профессору Олегу Волобуеву, под чьей редакцией был издан вызвавший нарекания школьный учебник по истории, однако на момент публикации материала ответа не получил. В случае, если автор ответит, его мнение будет доведено до читателей.
Источник
Это был драматический период истории нашей страны
Как объясняет «Комсомольская правда», долгое время считалось, что Сталин родился 21 декабря 1879 года. Однако недавно в Соборной книге г. Гори в Грузии была обнаружена подлинная дата рождения вождя — 18 декабря 1878 года.
Интерес к личности Сталина не ослабевает. В стране и за рубежом выходят новые и новые книги, посвященные человеку, который почти 30 лет правил страной в самый драматический период ее истории.
«Феномен Сталина и вправду впечатляющ. Тысячи людей, у которых под пытками выбивали в тюремных камерах признательные показания, перед расстрелом бросали в лицо палачам: «Да здравствует Сталин!», — отмечает «Комсомолка».
На вопросы газеты отвечают известные писатели-историки Владимир Карпов и Леонид Млечин.
Писатель и публицист Млечин считает, что Сталин морально искалечил Россию. «Мы по сей день расхлебываем посеянное сталинизмом». Кроме того, его тревожат современные тенденции на реабилитацию в массовом сознании кровавых диктатур и жестоких тиранов.
«Сталин устроил вакханалию расстрелов только с одной целью: посеять атмосферу страха, когда каждый понимал, что его жизнь в руках великого вождя, и если он случайно выжил, то должен благодарить за это Сталина».
В то же время, он сумел ловко записать себе в заслугу то, что надо бы поставить в вину. Однако, история уже вынесла приговор Сталину: распалось государство, построенное по его лекалам. «Полвека прошло после смерти тирана, а Россия все еще не достигла уровня жизни своих европейских соседей». И виной тому вовсе не трагедия войны, как постоянно внушалось народу.
Владимир Карпов, заслуженный писатель и участник Великой Отечественной войны, придерживается противоположной точки зрения: «Еще до войны я был осужден по статье 58 — 10 Уголовного кодекса за неуважительные высказывания о Сталине. Но спустя 60 лет написал книгу «Генералиссимус», в которой объективно проанализировал деятельность Сталина, не делая из него ни ангела, ни злодея».
«Он действительно не был ни тем, ни другим. Вообще руководитель любого государства в переломный период истории изначально обречен на то, чтобы принимать решения, которые одни будут яростно поддерживать, другие — столь же яростно критиковать», — поясняет Карпов. «Нам повезло, что в судьбоносные годы оказался во главе государства Сталин — твердый, решительный, последовательный, дальновидный государственный деятель».
По мнению ветерана, которое, несомненно, разделяют многие люди его поколения, феномен Сталина — это в некоторой степени адекватный и неизбежный ответ на драматический поворот в истории страны. «Что происходит с государством, если его не возглавляет такой человек, свидетельствуют беды и безобразия, которые переживает наша страна в последние десять лет», — указывает он.
Карпов напоминает, что даже «злейший друг» СССР Черчилль признавал что Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. «Сталин был и останется крупнейшей исторической личностью XX века», убежден писатель.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid_3329000/3329565.stm
http://www.kp.ru/daily/23178/25395/
Иосиф Сталин: злодей или.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|