Региональные (зональные) объединения стран в мировой экономике
Существенные сдвиги в развитии мировой экономики и торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.
Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:
1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.
Источник
8.4. Региональные объединения стран в мировой экономике.
Наиболее полное развитие региональная экономическая интеграция получила в Западной Европе в рамках Европейского Союза, где на взаимные капиталовложения приходится 55% всего ввоза и вывоза капитала.
Другим примером может быть внешняя торговля России.
На базе регионализации идёт международная экономическая интеграция, то есть срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интернациональные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странамиучастница ми.
Классическими формами международной экономической интеграции являются:
зоны экономической торговли, когда отменяются торговые ограничения между странамиучастницами, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;
таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок, заменяющийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ – для товаров, услуг, капитала и людей;
экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политике, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
По ряду объективных, а также субъективных причин, именно в Западной Европе существует потребность в развёртывании интеграционных процессов, которая привела к созданию ЕС. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.
Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте – НАФТА и МЕРКОСУР – возможно положат начало всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».
В настоящее время группировка АСЕАН в ЮгоВосточной Азии, возросшая по количеству странучастниц пытается выйти из экономического кризиса путём структурной перестройки экономики входящих в неё стран.
Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско Тихоокеанского региона – АТЭС. Однозначно сформулировать пути её развития сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово экономического сотрудничества странучастниц.
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурноцивилизованного пространства. Главные препятствия интеграции – опасение стран СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социальноэкономической системы. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.
Источник
Особенности региональной экономической интеграции
Региональная экономическая интеграция является динамичным процессом увеличения объемов и многообразия экономических связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также между государствами одного определенного региона. Этот процесс непременно сопровождается нарастанием количества и качества совместно образуемых и реализуемых элементов их экономической политики и практики.
Для последних десятилетий характерна высокая динамика образования международных региональных экономических объединений. Если в 1948—1994 гг. в ГАТТ были нотифицированы (получены уведомления об учреждении) всего 124 региональных торговых соглашений (РТС), из которых сейчас действуют только 38, то с 1995 г. — уже 206 новых (из которых 142 функционируют). К 2007 г. во Всемирной торговой организации (ВТО) были нотифицированы 350 РТС. В настоящее время почти все члены ВТО принадлежат к одному или более региональным торговым соглашениям.
Естественной основой регионализации является подчинение внешнеэкономических связей гравитационной закономерности: интенсивность международных связей находится в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной зависимости от разделяющих их расстояний. Фактор географической близости (удаленности) играет немалую роль в территориальной структуре внешних связей. По оценке П. Кругмана, торговля между США и Канадой была бы в 13 раз меньше, а между Германией, Францией, Великобританией и Италией в 7 раз меньше, если бы они не были соседями. Гравитационная закономерность оказывает существенное влияние на регионализацию международного сотрудничества.
Анализ международной региональной интеграции (МРИ) содержится в труде М. Шиффа и Л.А. Уинтерса «Региональная интеграция и развитие» (М., 2005).
Книга первоначально была опубликована в Соединенных Штатах в 2003 г. и за короткий срок переведена и издана на арабском, испанском, китайском, французском, японском и русском языках. Доктор М. Шиффер — выпускник Чикагского университета, ведущий сотрудник департамента международной торговли Всемирного банка. Профессор Л.А. Уинтерс — выпускник Кембриджского университета (Великобритания). Труд является итогом научно-исследовательского проекта, осуществленного Всемирным банком. Посвящена одной из главных особенностей современных международных отношений — динамичному развитию международной региональной интеграции и, в первую очередь, формированию региональных торговых блоков. Хотя книга посвящена всестороннему аналитическому анализу экономической теории и достигнутым практическим результатам регионализма с позиций развивающихся стран, она исключительно полезна для Восточной Европы. Этот регион в наибольшей степени в 1990-е годы продемонстрировал поспешность и неэффективность международной региональной интеграции. Особенность книги заключается в том, что авторам удалось соблюсти оптимальный баланс между анализом экономических и политических эффектов международной региональной интеграции.
Глобализация, сопровождаемая внедрением новых технологий и либерализацией торговли, способствует росту объемов международной торговли и потоку инвестиций. Производственная деятельность становится все более свободной от различных ограничений. Ведущую роль в развитии региональной интеграции сыграла деятельность ЕС, включая его продвижение на восток Европы и в Средиземноморский регион. Активизация процесса региональной интеграции обусловлена рядом факторов:
· стремлением правительств показать себя в лице потенциальных инвесторов сторонниками более привлекательной политики демократических преобразований и открытой экономики;
· стремлением обеспечить более надежный доступ к важнейшим рынкам;
· глобализацией, заставляющей компании и государства повышать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки;
· усилением конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям;
· стремлением сохранить национальный суверенитет путем объединения с другими странами в сфере управления экономикой;
· стремлением помочь соседним странам добиться стабильности и процветания, чтобы избежать распространения социальных волнений и миграции населения;
· опасениями остаться за бортом интеграционных процессов.
Международная региональная интеграция усилилась после распада
Советского Союза, когда страны Восточной Европы и Балтии встали на путь демократии и рыночных отношений. Потребность в обеспечении рыночных реформ привела к пониманию роли открытой экономики в их осуществлении.
Выгоды от международной региональной интеграции в значительной степени зависят от удачного выбора партнеров. Важно определить необходимый на данном этапе тип интеграции и временной период его осуществления. При этом требуется учитывать различия, например, между зонами свободной торговли и таможенными союзами. Характерной особенностью последних является общий внешний тариф, единая торговая политика в отношении третьих стран. Политические выгоды региональной интеграции, такие как обеспечение мира и безопасности, часто перевешивают простые материальные соображения, которые обычно определяют экономическую политику.
Регионализация проявляется в возрастании внутренней экономической и коммуникационной связанности стран-участниц, росте их политической однородности, увеличении потенциала безопасности и разрешения внутрирегиональных конфликтов. Этот процесс может развиваться спонтанно, независимо от степени его институциональной оформленности. Он отличается от другого процесса, который выражается в формировании торгово-политических группировок в отдельных регионах мира на основе международных соглашений, предполагающих создание соответствующих институтов, включая управляющие и (или) координирующие органы.
Первый процесс часто называют реальным региональным сотрудничеством. Его длительное развитие ведет к диверсификации и интенсификации связей между участниками региональной интеграции в таких сферах, как услуги, инвестиции, занятость, сопровождающихся унификацией систем регулирования вплоть до формирования единой экономической политики.
Второй процесс представляет институционально-правовое явление, в основе которого зачастую лежат политические мотивы, а не экономические факторы. Его можно определить как формальное региональное сотрудничество. Реальное региональное сотрудничество на определенном этапе требует создания адекватного институционального механизма, который повышает интеграционную динамику. Создание же институционально-правовых конструкций без наличия экономической мотивации оказывается либо бесплодным, либо ограниченно результативным.
Образование политических, военных и экономических группировок государств на региональной основе имеет долгую историю. Но наиболее активно это процесс стал развиваться в период военностратегического соперничества СССР и США.
Первая волна регионализации началась в 50-е годы XX в. Этот своего рода старый регионализм в значительной мере стимулировался идеологическими причинами и военно-политическим противостоянием. Регионализм первой волны ориентировался, в первую очередь, на достижение военно-политических целей в системе отношений Восток — Запад и экономических целей в системе отношений Север — Юг. Он развивался в условиях биполярного мира, преобладания экономики масштабов, ключевой роли государств во внешнеэкономической деятельности, сильных протекционистских тенденций.
Появилось новое политико-экономическое явление — региональные межгосударственные интеграционные союзы. В Западной Европе были созданы Европейское объединение угля и стали, ЕО- УС (1951), Европейское экономическое сообщество, ЕЭС (1957), Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ (1960). Менее удачные группировки были созданы в Латинской Америке, Азии и Африке. Теоретики региональной интеграции выделяли следующие принципы:
· устранение дискриминации между хозяйственными субъектами, относящимися к разным государствам;
· нивелирование экономической роли государственных границ;
· поэтапная интеграция де-юре от учреждения зоны свободной торговли до таможенного союза и далее создания единого экономического пространства и валютного союза;
· склонность к интеграции зависит от восприимчивости разных сфер воспроизводства к экономическим процессам в других странах. Например, кредитно-денежная сфера отличается более высокой склонностью к интеграции, чем торговля и тем более производство;
· разновременная скорость интеграции для разных сфер воспроизводства:
· географические границы интеграционных процессов на разных этапах не всегда совпадают друг с другом;
· необратимое сращивание национальных воспроизводственных процессов.
Наиболее известные региональные объединения этой волны — ЕЭС, СЭВ, ЕАСТ, Латиноамериканская зона свободной торговли, АСЕАН и др. Важной толчок мировой регионализации дал интеграционный успех Европейского экономического сообщества.
Самой удачной группировкой стал Европейский Союз, демонстрирующий эффективную региональную интеграцию и политику. Европейская практика показала, что, с одной стороны, некоторые интеграционные процессы могут выходить за пределы ЕС, а с другой — не охватывать единое пространство Союза. Например, Норвегия не является членом ЕС, но входит в европейское экономическое пространство и зону шенгенского визового режима. Великобритания, Дания и Швеция, являясь членами ЕС, не вошли в валютную зону евро.
Многие торговые блоки первой волны были основаны на модели замещения импорта региональным производством, а их институциональную основу составляли региональные соглашения с внешнеторговыми ограничениями для третьих стран. Замкнутая региональая интеграция была особенно распространена в странах Африки и Латинской Америки. К концу 1970-х годов неэффективность такого рода региональных организаций стала очевидной.
Вторая волна регионализации поднимается с начала 1980-х годов, она базируется на либеральной внешнеэкономической доктрине. Этот новый регионализм развивался в условиях растущей глобализации экономики при активной роли компаний, банков, общественных организаций, органов регионального и местного управления. У регионализма второй волны при ослаблении военно-политических задач появились новые цели — охрана окружающей среды, социальная политика, культура, развитие демократии. В этот период произошло расширение состава и углубление интеграции у одних региональных организаций (ЕС, АСЕАН), возникли новые организации (НАФТА, Меркосур, Центральноевропейская зона свободной торговли (СЕФТА), СНГ, СААРК и др.), но одновременно некоторые прекратили существование или трансформировались в другие организации (СЭВ, Восточноафриканское экономическое сообщество, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли).
Ярким проявлением нового регионализма стало принятие в ЕС Программы единого рынка. Согласно этому документу некоторые нормы и правила ЕС распространяются на соседние страны, не являющиеся членами Союза. К ним относятся:
· · Соглашение о партнерстве и сотрудничестве;
· · Соглашение о зоне свободной торговли;
· · Программы добрососедства (об ассоциированном членстве);
· · региональные проекты типа «Северного измерения»;
· · проекты еврорегионов и субрегионального сотрудничества на уровне административных регионов.
Третья волна регионализации поднимается в 1990-е годы. Регионализм приобретает ряд новых черт. Формируется модель открытого регионализма, которая особенно последовательно осуществляется в АТР. Ее суть состоит в сочетании развития кооперационных связей и снятия ограничений на движение товаров, капиталов и рабочей силы в пределах региона, постепенного объединения существующих субрегиональных группировок с соблюдением принципов ГАТТ/ВТО, принятием обязательств по отказу от протекционизма, стимулированием внерегиональных экономических связей. При таком подходе страны — участницы этих организаций не имеют каких-либо обязывающих ограничений в своих внешнеэкономических связях с Европой, Ближним Востоком, Северной Америкой и другими регионами. Появление нового регионализма во многом обусловлено достигнутым уровнем либерализации мировой торговли, снижением уровня тарифных ограничений, необходимостью диверсификации форм и механизмов регионального сотрудничества.
Процессы международной регионализации протекают на нескольких пространственных уровнях. Можно говорить о макро-, мезо- и микроуровнях.
Макроуровень реализуется на пространстве межконтинентального и континентального масштаба (региональное сотрудничество) и включает множество стран-участниц. Наиболее крупной по территориальному охвату является упоминавшаяся АТЭС. К крупнейшим действующим группировкам по численности совокупного населения и площади относятся ЕС, НАФТА, АСЕАН. Обсуждается проект создания Американской зоны свободной торговли (ФТАА), в которую войдут НАФТА и все страны и объединения Латинской Америки, которая также станет одним из крупнейших региональных образований межконтинентального масштаба. Данные региональные образования формируются вокруг стран, занимающих ключевые места в глобальной экономике, с целью укрепления их позиций в конкурентной борьбе друг с другом.
Мезоуровень осуществляется в пределах части континента или нескольких стран (субрегиональное сотрудничество). К таким объединениям относятся СЕФТА, МЕРКОСУР, Ассоциация карибских государств, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (ОРВЮА) и т.д. Деятельность этих организаций является неким экономическим противовесом более крупным региональным объединениям, но в конечном итоге нацелена на подключение к ним.
Микроуровень реализуется на уровне регионов стран и именуется как приграничное, трансграничное и межрегиональное сотрудничество. Его содержание зависит от характера экономических и политических отношений стран, развитости регионов, текущего состояния их экономики, культурных и исторических особенностей. В качестве субъектов сотрудничества на этом уровне присутствуют органы региональной власти и местные сообщества. Последние все шире выступают как субъекты международных экономических отношений, участвуя в региональном и глобальном сотрудничестве в рамках своих полномочий. Этому способствует расширение прав местных органов власти и снятие барьеров внутри региональных сообществ на пути трансграничного движения людей, товаров, производственных ресурсов, информации. Понятие «регионализация» в этом смысле отражает также возрастание роли отдельных районов стран, органов их управления и местных сообществ в международных экономических отношениях. Особенно активно регионализация на нижнем пространственном уровне протекает в Европе под влиянием происходящих в ЕС процессов децентрализации власти, передачи многих полномочий, включая права по сотрудничеству с регионами соседних стран.
Все перечисленные уровни тесно взаимосвязаны. Интенсивные связи регионов создают благоприятные предпосылки для развития межгосударственных связей и построения интеграционной группировки. В свою очередь прогресс большой интеграции создает благоприятные условия для наращивания трансграничных связей.
В мировой практике сложилось несколько видов региональных торгово-экономических объединений стран, различающихся по механизмам деятельности и степени взаимной интегрированности. Эти виды интеграционных группировок различаются уровнем зрелости и развитости институтов сотрудничества.
Начальная ступень региональной интеграции. На этой ступени находятся объединения стран, не предполагающие использования во взаимном сотрудничестве налоговых, таможенных и ценовых преференций. Главными инструментами сотрудничества выступают координация странами усилий в решении важных для региона проблем (экологических, транспортных, использования ресурсов, безопасности и т.д.). К этому виду организаций относятся такие, как Организации черноморского сотрудничества, Совет стран Балтийского моря, Центральноевропейская инициатива, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южнотихоокеанский форум, Шанхайская организация сотрудничества. К этому виду региональных организаций относится и АТЭС.
Зоны свободной торговли (ЗСТ). В эту группу относятся региональные организации, ставящие перед собой задачу создания ЗСТ. В правилах ВТО под зоной свободной торговли понимается «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий».
К этой группе относятся АСЕАН, Евро-Средиземноморская экономическая зона, Южноафриканское сообщество развития (САДК), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИА), Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, виз и других барьеров намечено для АТЭС на 2020 г.
К этой группе принадлежат региональные объединения, в значительной мере создавшие ЗСТ: НАФТА, Карибское сообщество и общий рынок, Центральноамериканский общий рынок, СЕФТА, ОРВЮА и др.
Таможенный союз. Объединения стран, создающие таможенный союз (ТС), составляют следующую группу региональных объединений. ВТО под таможенным союзом понимает «замену двух или несколько таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли были отменены в отношении практически всей торговли товарами». Целью как ТС, так и ЗСТ является облегчение торговли между составляющими их территориями.
Организации типа ТС нацелены на устранение внутрирегиональных таможенных барьеров, создание единого внешнего тарифа, унификацию правового режима предпринимательской деятельности. Это — Южноафриканский таможенный союз (САКУ), МЕРКОСУР, Трансграничная инициатива (Африка), Центральноамериканский общий рынок и ряд других.
Общий рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К этим зрелым интеграционным группировкам относятся европейское экономическое пространство, которое составляют ЕС и страны ЕАСТ — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. ЕС представляет собой наиболее высокую на сегодня стадию сплочения группы стран — экономический и валютный союз из всех существующих в мире региональных интеграционных группировок. Уплотнение торговых, финансовых, научнотехнических, культурных связей между странами-соседями на определенной части мирового пространства дает значительный экономический эффект. Эффективность деятельности любой региональной группировки обусловлена тем, в какой мере она обеспечивает рост конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни населения в условиях быстро меняющегося мира, укрепляет широко понимаемую безопасность стран-участниц. Для успеха интеграционного проекта первостепенное значение имеет совпадение целей и моделей национального развития. Кроме того, для этого также необходимо соблюдение таких условий, как наличие мощной в финансовом и инновационном отношении страны — члена группировки, выступающей локомотивом интеграционных процессов, культурная близость партнеров, сравнительно близкий и достаточно высокий уровень социально-экономического развития, традиционность взаимных экономических и социальных связей.
Результативность экономических объединений стран чаще всего измеряется долей внутрирегиональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте стран-участниц. Наиболее высокое значение этого показателя у ЕС — 67,6%, далее следуют НАФТА — 55,9%, АСЕАН — 23,1%, МЕРКОСУР — 12,6% (2004 г.). В прочих региональных группировках стран Азии и Латинской Америки, а также африканских торгово-экономических блоках доля внутрирегиональной торговли не превышает 10%. Движущей силой торговли выступают сравнительное преимущество, основанное на различиях в производительности или обеспеченности факторами производства. Однако, чтобы получить выгоды от региональной интеграции, нужна продуманная экономическая политика.
Главными выгодами региональной интеграции при создании торговых блоков являются:
· · увеличение торговли между членами интеграционного объединения;
· · способность интеграции повысить эффективность экономики и материальное благосостояние путем расширения потребительского выбора и усиления конкуренции между производителями;
· · чем крупнее создаваемые рынки, тем сильнее конкуренция;
· · ликвидация тарифных барьеров, способствующих укрупнению рынков и открывающая более эффективным производителям доступ в страны, где цены на их продукцию ранее завышались из-за таможенных пошлин и других торговых ограничений.
Возможные отрицательные последствия интеграции связаны прежде всего с усилением диспропорций в торговле и экономике. Поэтому необходимо составлять баланс между созданием и отклонением торговли, определяющий суммарную выгоду регионального интеграционного соглашения. Создание торговли предполагает, что более дешевые товары из стран — партнеров по блоку замещают дорогую отечественную продукцию, приводят к очевидным выгодам. Происходит экономия материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а потребитель выигрывает от более низких цен. Отклонение торговли происходит, когда импорт из стран-партнеров замещается импортом из третьих стран, который при наличии одинаковых тарифов был бы более дешевым. Отдельно взятая страна может участвовать одновременно в нескольких международных региональных объединениях (МРО). Но при этом необходимо учитывать, что эта стратегия будет привлекательной, если подписанные соглашения не будут противоречить друг другу. Здесь своеобразный рекорд принадлежит африканским странам к югу от Сахары, где большинство МРО дублируется, ряд стран входит в объединения с противоречащими друг другу обязательствами.
Часто странам приходится решать вопрос о наиболее предпочтительном типе интеграции — зоне свободной торговли или таможенном союзе. Большинство существующих МРО, нотифицированных в ВТО, представляют собой соглашения о свободной торговле с нулевыми внутренними тарифами, но без гармонизации внешних таможенных тарифов. Таможенные союзы, несомненно, являются более эффективной формой интеграции, но в то же время требуют большей координации и налагают жесткие ограничения на политику и суверенитет каждой отдельно взятой страны.
Привлечение зарубежных инвестиций является одной из важных целей страны, участвующей в региональной интеграции. Но чтобы привлечь инвестиции, недостаточно одной торговой политики. Важное значение имеет благоприятный инвестиционный климат.
Интеграция экономической политики в МРО создает условия для получения значительных выгод только тогда, когда прилагаются огромные политические и технические усилия. Региональная интеграция выступает как важное средство снижения трений между соседями-антагонистами.
Несмотря на множество созданных международных региональных объединений, немногие из них достигли ощутимых экономических и политических результатов. Эти объединения являются не самоцелью, а всего лишь средством решения экономических и политических проблем.
Разумная торговая политика является главным и необходимым условием экономического развития. Она включает сохранение открытых границ для торговли товарами и услугами и для прямых иностранных инвестиций. Достижению такой открытости способствует снижение ограничений на торговлю и инвестиции путем непреференциальной либерализации торговли. Даже в тех случаях, когда региональная интеграция возникает по чисто политическим причинам, необходимо стремиться к созданию экономической эффективности. Когда целью интеграции является повышение национальной безопасности, важно минимизировать экономическую цену, которую придется заплатить за ее достижение. Несмотря на невозможность разработать универсальные политические принципы, зависящие от обстоятельств каждого конкретного случая, М. Шифф и Л. Уинтерс сформулировали следующие «Золотые правила» международной региональной интеграции.
Правило 1. Необходимо минимизировать степень дискриминации в отношении стран — не членов интеграционного соглашения. Противодействовать давлению со стороны отраслевых и других лобби в пользу МРИ. Пойти дальше устранения формальных торговых барьеров и сократить «невидимые» ограничения. Включить формальные обязательства, предоставляющие право прямым иностранным инвесторам приобретать реальные активы и пользоваться национальным режимом, в том числе на рынках услуг.
Правило 2. Более эффективны интеграционные объединения, если в них входят партнеры с высоким доходом. Поэтому правительства развивающихся стран должны стремиться создавать их с крупными и богатыми соседними странами или блоками. Такие партнеры будут способствовать усилению внутренней конкуренции и служить источником торговли и трансферта передовых технологий через прямые иностранные инвестиции.
Правило 3. МРИ может повысить кредит доверия к программам экономических и политических реформ только в том случае, если они включают прозрачные условия и механизмы их реализации. Нельзя надеяться на приток инвестиций, если интеграционное соглашение не гарантирует защиту прав собственности и правильной макроэкономической политики.
Правило 4. Если она экономически разорительна или вызывает глубокие разногласия, эффект будет противоположным. Торговые преференции могут только временно оказаться полезными для достижения целей национальной безопасности.
Правило 5. Существование масштабного «эффекта перелива» между экономиками требует сотрудничества между странами не только в торговле, но и реформе регулирования или создания инфраструктуры.
Правило 6. Правительства должны тщательно учитывать операционные расходы, а также затраты, связанные с внедрением норм и правил, применительно к разным типам МРИ. Таможенные союзы могут оказаться более предпочтительными, чем соглашение о свободной торговле в том случае, если внутренние границы фактически отменены и установлен низкий общий внешний тариф. Единая торговая политика в ТС должна быть направлена на снижение протекционистских тенденций. Для этого необходим один политический орган, ответственный за выгоды и потери от торговых барьеров.
Правило 7. Фискальные аспекты МРИ важны для стран, где налоги на торговлю обеспечивают значительную долю государственных доходов. Таможенные союзы могут облегчить сбор налогов за счет сокращения контрабанды.
Источник