Это региональное объединение стран не является экономическим

Региональные (зональные) объединения стран в мировой экономике

Существенные сдвиги в развитии мировой экономики и торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.

В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.

Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).

К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.

Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Источник

8.4. Региональные объединения стран в мировой экономике.

Наиболее полное развитие региональная экономическая интеграция получила в Западной Европе в рамках Европейского Союза, где на взаимные капиталовложения приходится 55% всего ввоза и вывоза капитала.

Другим примером может быть внешняя торговля России.

На базе регионализации идёт международная экономическая интеграция, то есть срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интернациональные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странамиучастница ми.

Классическими формами международной экономической интеграции являются:

зоны экономической торговли, когда отменяются торговые ограничения между странамиучастницами, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;

таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

общий рынок, заменяющийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ – для товаров, услуг, капитала и людей;

экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политике, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

По ряду объективных, а также субъективных причин, именно в Западной Европе существует потребность в развёртывании интеграционных процессов, которая привела к созданию ЕС. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте – НАФТА и МЕРКОСУР – возможно положат начало всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

В настоящее время группировка АСЕАН в ЮгоВосточной Азии, возросшая по количеству странучастниц пытается выйти из экономического кризиса путём структурной перестройки экономики входящих в неё стран.

Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско Тихоокеанского региона – АТЭС. Однозначно сформулировать пути её развития сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово экономического сотрудничества странучастниц.

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурноцивилизованного пространства. Главные препятствия интеграции – опасение стран СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социальноэкономической системы. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

Источник

Особенности региональной экономической интеграции

Региональная экономическая интеграция является динамичным процес­сом увеличения объемов и многообразия экономических связей ме­жду хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также между государствами одного определенного региона. Этот процесс непременно сопровождается нарастанием количества и качества со­вместно образуемых и реализуемых элементов их экономической по­литики и практики.

Для последних десятилетий характерна высокая динамика обра­зования международных региональных экономических объедине­ний. Если в 1948—1994 гг. в ГАТТ были нотифицированы (получе­ны уведомления об учреждении) всего 124 региональных торговых соглашений (РТС), из которых сейчас действуют только 38, то с 1995 г. — уже 206 новых (из которых 142 функционируют). К 2007 г. во Всемирной торговой организации (ВТО) были нотифицированы 350 РТС. В настоящее время почти все члены ВТО принадлежат к одному или более региональным торговым соглашениям.

Естественной основой регионализации является подчинение внешнеэкономических связей гравитационной закономерности: интен­сивность международных связей находится в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной зависимости от разделяющих их расстояний. Фактор географиче­ской близости (удаленности) играет немалую роль в территориаль­ной структуре внешних связей. По оценке П. Кругмана, торговля между США и Канадой была бы в 13 раз меньше, а между Герма­нией, Францией, Великобританией и Италией в 7 раз меньше, если бы они не были соседями. Гравитационная закономерность оказыва­ет существенное влияние на регионализацию международного со­трудничества.

Анализ международной региональной интеграции (МРИ) содер­жится в труде М. Шиффа и Л.А. Уинтерса «Региональная интегра­ция и развитие» (М., 2005).

Книга первоначально была опубликована в Соединенных Шта­тах в 2003 г. и за короткий срок переведена и издана на арабском, испанском, китайском, французском, японском и русском языках. Доктор М. Шиффер — выпускник Чикагского университета, веду­щий сотрудник департамента международной торговли Всемирного банка. Профессор Л.А. Уинтерс — выпускник Кембриджского уни­верситета (Великобритания). Труд является итогом научно-исследо­вательского проекта, осуществленного Всемирным банком. Посвя­щена одной из главных особенностей современных международных отношений — динамичному развитию международной региональ­ной интеграции и, в первую очередь, формированию региональных торговых блоков. Хотя книга посвящена всестороннему аналитиче­скому анализу экономической теории и достигнутым практическим результатам регионализма с позиций развивающихся стран, она исключительно полезна для Восточной Европы. Этот регион в наи­большей степени в 1990-е годы продемонстрировал поспешность и неэффективность международной региональной интеграции. Осо­бенность книги заключается в том, что авторам удалось соблюсти оптимальный баланс между анализом экономических и политиче­ских эффектов международной региональной интеграции.

Глобализация, сопровождаемая внедрением новых технологий и ли­берализацией торговли, способствует росту объемов международной торговли и потоку инвестиций. Производственная деятельность ста­новится все более свободной от различных ограничений. Ведущую роль в развитии региональной интеграции сыграла деятельность ЕС, включая его продвижение на восток Европы и в Средиземномор­ский регион. Активизация процесса региональной интеграции обу­словлена рядом факторов:

· стремлением правительств показать себя в лице потенциаль­ных инвесторов сторонниками более привлекательной полити­ки демократических преобразований и открытой экономики;

· стремлением обеспечить более надежный доступ к важней­шим рынкам;

· глобализацией, заставляющей компании и государства повы­шать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки;

· усилением конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям;

· стремлением сохранить национальный суверенитет путем объе­динения с другими странами в сфере управления экономикой;

· стремлением помочь соседним странам добиться стабильно­сти и процветания, чтобы избежать распространения соци­альных волнений и миграции населения;

· опасениями остаться за бортом интеграционных процессов.

Международная региональная интеграция усилилась после распада
Советского Союза, когда страны Восточной Европы и Балтии встали на путь демократии и рыночных отношений. Потребность в обеспе­чении рыночных реформ привела к пониманию роли открытой эко­номики в их осуществлении.

Выгоды от международной региональной интеграции в значитель­ной степени зависят от удачного выбора партнеров. Важно определить необходимый на данном этапе тип интеграции и временной период его осуществления. При этом требуется учитывать различия, напри­мер, между зонами свободной торговли и таможенными союзами. Ха­рактерной особенностью последних является общий внешний тариф, единая торговая политика в отношении третьих стран. Политические выгоды региональной интеграции, такие как обеспечение мира и безо­пасности, часто перевешивают простые материальные соображения, которые обычно определяют экономическую политику.

Регионализация проявляется в возрастании внутренней эконо­мической и коммуникационной связанности стран-участниц, росте их политической однородности, увеличении потенциала безопасности и разрешения внутрирегиональных конфликтов. Этот процесс может развиваться спонтанно, независимо от степени его институциональной оформленности. Он отличается от другого процесса, который выража­ется в формировании торгово-политических группировок в отдель­ных регионах мира на основе международных соглашений, предпола­гающих создание соответствующих институтов, включая управляющие и (или) координирующие органы.

Первый процесс часто называют реальным региональным сотруд­ничеством. Его длительное развитие ведет к диверсификации и ин­тенсификации связей между участниками региональной интеграции в таких сферах, как услуги, инвестиции, занятость, сопровождаю­щихся унификацией систем регулирования вплоть до формирова­ния единой экономической политики.

Второй процесс представляет институционально-правовое явление, в основе которого зачастую лежат политические мотивы, а не эко­номические факторы. Его можно определить как формальное регио­нальное сотрудничество. Реальное региональное сотрудничество на оп­ределенном этапе требует создания адекватного институционального механизма, который повышает интеграционную динамику. Создание же институционально-правовых конструкций без наличия экономиче­ской мотивации оказывается либо бесплодным, либо ограниченно результативным.

Образование политических, военных и экономических группиро­вок государств на региональной основе имеет долгую историю. Но наиболее активно это процесс стал развиваться в период военно­стратегического соперничества СССР и США.

Первая волна регионализации началась в 50-е годы XX в. Этот своего рода старый регионализм в значительной мере стимулировался идеологическими причинами и военно-политическим противостояни­ем. Регионализм первой волны ориентировался, в первую очередь, на достижение военно-политических целей в системе отношений Вос­ток — Запад и экономических целей в системе отношений Север — Юг. Он развивался в условиях биполярного мира, преобладания экономики масштабов, ключевой роли государств во внешнеэконо­мической деятельности, сильных протекционистских тенденций.

Появилось новое политико-экономическое явление — регио­нальные межгосударственные интеграционные союзы. В Западной Европе были созданы Европейское объединение угля и стали, ЕО- УС (1951), Европейское экономическое сообщество, ЕЭС (1957), Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ (1960). Менее удачные группировки были созданы в Латинской Америке, Азии и Африке. Теоретики региональной интеграции выделяли следую­щие принципы:

· устранение дискриминации между хозяйственными субъектами, относящимися к разным государствам;

· нивелирование экономической роли государственных границ;

· поэтапная интеграция де-юре от учреждения зоны свободной торговли до таможенного союза и далее создания единого эко­номического пространства и валютного союза;

· склонность к интеграции зависит от восприимчивости разных сфер воспроизводства к экономическим процессам в других странах. Например, кредитно-денежная сфера отличается более высокой склонностью к интеграции, чем торговля и тем более производство;

· разновременная скорость интеграции для разных сфер вос­производства:

· географические границы интеграционных процессов на разных этапах не всегда совпадают друг с другом;

· необратимое сращивание национальных воспроизводственных процессов.

Наиболее известные региональные объединения этой волны — ЕЭС, СЭВ, ЕАСТ, Латиноамериканская зона свободной торговли, АСЕАН и др. Важной толчок мировой регионализации дал интегра­ционный успех Европейского экономического сообщества.

Самой удачной группировкой стал Европейский Союз, демон­стрирующий эффективную региональную интеграцию и политику. Европейская практика показала, что, с одной стороны, некоторые интеграционные процессы могут выходить за пределы ЕС, а с дру­гой — не охватывать единое пространство Союза. Например, Нор­вегия не является членом ЕС, но входит в европейское экономическое пространство и зону шенгенского визового режима. Великобрита­ния, Дания и Швеция, являясь членами ЕС, не вошли в валютную зону евро.

Многие торговые блоки первой волны были основаны на моде­ли замещения импорта региональным производством, а их институ­циональную основу составляли региональные соглашения с внешне­торговыми ограничениями для третьих стран. Замкнутая региональ­ая интеграция была особенно распространена в странах Африки и Латинской Америки. К концу 1970-х годов неэффективность та­кого рода региональных организаций стала очевидной.

Вторая волна регионализации поднимается с начала 1980-х годов, она базируется на либеральной внешнеэкономической доктрине. Этот новый регионализм развивался в условиях растущей глобализа­ции экономики при активной роли компаний, банков, общественных организаций, органов регионального и местного управления. У регионализма второй волны при ослаблении военно-политических задач появились новые цели — охрана окружающей среды, социаль­ная политика, культура, развитие демократии. В этот период про­изошло расширение состава и углубление интеграции у одних региональных организаций (ЕС, АСЕАН), возникли новые организа­ции (НАФТА, Меркосур, Центральноевропейская зона свободной торговли (СЕФТА), СНГ, СААРК и др.), но одновременно некото­рые прекратили существование или трансформировались в другие организации (СЭВ, Восточноафриканское экономическое сообщест­во, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли).

Ярким проявлением нового регионализма стало принятие в ЕС Программы единого рынка. Согласно этому документу некоторые нормы и правила ЕС распространяются на соседние страны, не яв­ляющиеся членами Союза. К ним относятся:

· · Соглашение о партнерстве и сотрудничестве;

· · Соглашение о зоне свободной торговли;

· · Программы добрососедства (об ассоциированном членстве);

· · региональные проекты типа «Северного измерения»;

· · проекты еврорегионов и субрегионального сотрудничества на уровне административных регионов.

Третья волна регионализации поднимается в 1990-е годы. Ре­гионализм приобретает ряд новых черт. Формируется модель откры­того регионализма, которая особенно последовательно осуществля­ется в АТР. Ее суть состоит в сочетании развития кооперационных связей и снятия ограничений на движение товаров, капиталов и ра­бочей силы в пределах региона, постепенного объединения сущест­вующих субрегиональных группировок с соблюдением принципов ГАТТ/ВТО, принятием обязательств по отказу от протекционизма, стимулированием внерегиональных экономических связей. При таком подходе страны — участницы этих организаций не имеют каких-либо обязывающих ограничений в своих внешнеэкономи­ческих связях с Европой, Ближним Востоком, Северной Америкой и другими регионами. Появление нового регионализма во многом обусловлено достигнутым уровнем либерализации мировой торгов­ли, снижением уровня тарифных ограничений, необходимостью ди­версификации форм и механизмов регионального сотрудничества.

Процессы международной регионализации протекают на не­скольких пространственных уровнях. Можно говорить о макро-, мезо- и микроуровнях.

Макроуровень реализуется на пространстве межконтинентального и континентального масштаба (региональное сотрудничество) и вклю­чает множество стран-участниц. Наиболее крупной по территори­альному охвату является упоминавшаяся АТЭС. К крупнейшим дей­ствующим группировкам по численности совокупного населения и площади относятся ЕС, НАФТА, АСЕАН. Обсуждается проект соз­дания Американской зоны свободной торговли (ФТАА), в которую войдут НАФТА и все страны и объединения Латинской Америки, которая также станет одним из крупнейших региональных образо­ваний межконтинентального масштаба. Данные региональные обра­зования формируются вокруг стран, занимающих ключевые места в глобальной экономике, с целью укрепления их позиций в конку­рентной борьбе друг с другом.

Мезоуровень осуществляется в пределах части континента или нескольких стран (субрегиональное сотрудничество). К таким объе­динениям относятся СЕФТА, МЕРКОСУР, Ассоциация карибских государств, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (ОРВЮА) и т.д. Деятельность этих организаций является неким экономическим противовесом более крупным региональным объе­динениям, но в конечном итоге нацелена на подключение к ним.

Микроуровень реализуется на уровне регионов стран и именуется как приграничное, трансграничное и межрегиональное сотрудниче­ство. Его содержание зависит от характера экономических и полити­ческих отношений стран, развитости регионов, текущего состояния их экономики, культурных и исторических особенностей. В качест­ве субъектов сотрудничества на этом уровне присутствуют органы региональной власти и местные сообщества. Последние все шире выступают как субъекты международных экономических отноше­ний, участвуя в региональном и глобальном сотрудничестве в рамках своих полномочий. Этому способствует расширение прав местных органов власти и снятие барьеров внутри региональных сообществ на пути трансграничного движения людей, товаров, производствен­ных ресурсов, информации. Понятие «регионализация» в этом смысле отражает также возрастание роли отдельных районов стран, органов их управления и местных сообществ в международных эко­номических отношениях. Особенно активно регионализация на нижнем пространственном уровне протекает в Европе под влияни­ем происходящих в ЕС процессов децентрализации власти, переда­чи многих полномочий, включая права по сотрудничеству с регио­нами соседних стран.

Все перечисленные уровни тесно взаимосвязаны. Интенсивные связи регионов создают благоприятные предпосылки для развития межгосударственных связей и построения интеграционной группи­ровки. В свою очередь прогресс большой интеграции создает благо­приятные условия для наращивания трансграничных связей.

В мировой практике сложилось несколько видов региональных торгово-экономических объединений стран, различающихся по ме­ханизмам деятельности и степени взаимной интегрированности. Эти виды интеграционных группировок различаются уровнем зре­лости и развитости институтов сотрудничества.

Начальная ступень региональной интеграции. На этой ступени находятся объединения стран, не предполагающие использования во взаимном сотрудничестве налоговых, таможенных и ценовых префе­ренций. Главными инструментами сотрудничества выступают коор­динация странами усилий в решении важных для региона проблем (экологических, транспортных, использования ресурсов, безопасно­сти и т.д.). К этому виду организаций относятся такие, как Органи­зации черноморского сотрудничества, Совет стран Балтийского моря, Центральноевропейская инициатива, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южнотихоокеанский форум, Шан­хайская организация сотрудничества. К этому виду региональных ор­ганизаций относится и АТЭС.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). В эту группу относятся регио­нальные организации, ставящие перед собой задачу создания ЗСТ. В правилах ВТО под зоной свободной торговли понимается «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены по­шлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий».

К этой группе относятся АСЕАН, Евро-Средиземноморская эко­номическая зона, Южноафриканское сообщество развития (САДК), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИА), Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Ассоциация регио­нального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, виз и дру­гих барьеров намечено для АТЭС на 2020 г.

К этой группе принадлежат региональные объединения, в зна­чительной мере создавшие ЗСТ: НАФТА, Карибское сообщество и общий рынок, Центральноамериканский общий рынок, СЕФТА, ОРВЮА и др.

Таможенный союз. Объединения стран, создающие таможенный союз (ТС), составляют следующую группу региональных объедине­ний. ВТО под таможенным союзом понимает «замену двух или не­сколько таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы пошлины и другие ограничительные меры ре­гулирования торговли были отменены в отношении практически всей торговли товарами». Целью как ТС, так и ЗСТ является облег­чение торговли между составляющими их территориями.

Организации типа ТС нацелены на устранение внутрирегиональ­ных таможенных барьеров, создание единого внешнего тарифа, унификацию правового режима предпринимательской деятельности. Это — Южноафриканский таможенный союз (САКУ), МЕРКОСУР, Трансграничная инициатива (Африка), Центральноамериканский об­щий рынок и ряд других.

Общий рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К этим зрелым интеграционным группировкам относятся европейское эко­номическое пространство, которое составляют ЕС и страны ЕАСТ — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. ЕС представляет собой наиболее высокую на сегодня стадию сплочения группы стран — экономический и валютный союз из всех существующих в мире региональных интеграционных группировок. Уплотнение торговых, финансовых, научнотехнических, культур­ных связей между странами-соседями на определенной части мирового пространства дает значительный экономический эффект. Эффек­тивность деятельности любой региональной группировки обусловлена тем, в какой мере она обеспечивает рост конкурентоспособности на­циональной экономики и уровня жизни населения в условиях быстро меняющегося мира, укрепляет широко понимаемую безопасность стран-участниц. Для успеха интеграционного проекта первостепенное значение имеет совпадение целей и моделей национального разви­тия. Кроме того, для этого также необходимо соблюдение таких условий, как наличие мощной в финансовом и инновационном от­ношении страны — члена группировки, выступающей локомотивом интеграционных процессов, культурная близость партнеров, срав­нительно близкий и достаточно высокий уровень социально­-экономического развития, традиционность взаимных экономиче­ских и социальных связей.

Результативность экономических объединений стран чаще всего измеряется долей внутрирегиональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте стран-участниц. Наиболее высокое значение этого показателя у ЕС — 67,6%, далее следуют НАФТА — 55,9%, АСЕАН — 23,1%, МЕРКОСУР — 12,6% (2004 г.). В прочих регио­нальных группировках стран Азии и Латинской Америки, а также африканских торгово-экономических блоках доля внутрирегиональ­ной торговли не превышает 10%. Движущей силой торговли выступают сравнительное преимуще­ство, основанное на различиях в производительности или обеспе­ченности факторами производства. Однако, чтобы получить выгоды от региональной интеграции, нужна продуманная экономическая политика.

Главными выгодами региональной интеграции при создании тор­говых блоков являются:

· · увеличение торговли между членами интеграционного объеди­нения;

· · способность интеграции повысить эффективность экономики и материальное благосостояние путем расширения потреби­тельского выбора и усиления конкуренции между производи­телями;

· · чем крупнее создаваемые рынки, тем сильнее конкуренция;

· · ликвидация тарифных барьеров, способствующих укрупне­нию рынков и открывающая более эффективным производи­телям доступ в страны, где цены на их продукцию ранее завышались из-за таможенных пошлин и других торговых ограничений.

Возможные отрицательные последствия интеграции связаны прежде всего с усилением диспропорций в торговле и экономике. Поэтому необходимо составлять баланс между созданием и отклоне­нием торговли, определяющий суммарную выгоду регионального интеграционного соглашения. Создание торговли предполагает, что более дешевые товары из стран — партнеров по блоку замещают дорогую отечественную продукцию, приводят к очевидным выгодам. Происходит экономия материальных, финансовых и трудовых ре­сурсов, а потребитель выигрывает от более низких цен. Отклонение торговли происходит, когда импорт из стран-партнеров замещается импортом из третьих стран, который при наличии одинаковых та­рифов был бы более дешевым. Отдельно взятая страна может участвовать одновременно в не­скольких международных региональных объединениях (МРО). Но при этом необходимо учитывать, что эта стратегия будет привлекательной, если подписанные соглашения не будут противоречить друг другу. Здесь своеобразный рекорд принадлежит африканским странам к югу от Сахары, где большинство МРО дублируется, ряд стран входит в объединения с противоречащими друг другу обязательствами.

Часто странам приходится решать вопрос о наиболее предпоч­тительном типе интеграции — зоне свободной торговли или таможен­ном союзе. Большинство существующих МРО, нотифицированных в ВТО, представляют собой соглашения о свободной торговле с ну­левыми внутренними тарифами, но без гармонизации внешних та­моженных тарифов. Таможенные союзы, несомненно, являются бо­лее эффективной формой интеграции, но в то же время требуют большей координации и налагают жесткие ограничения на политику и суверенитет каждой отдельно взятой страны.

Привлечение зарубежных инвестиций является одной из важных целей страны, участвующей в региональной интеграции. Но чтобы привлечь инвестиции, недостаточно одной торговой политики. Важ­ное значение имеет благоприятный инвестиционный климат.

Интеграция экономической политики в МРО создает условия для получения значительных выгод только тогда, когда прилагаются ог­ромные политические и технические усилия. Региональная интегра­ция выступает как важное средство снижения трений между соседями-антагонистами.

Несмотря на множество созданных международных региональ­ных объединений, немногие из них достигли ощутимых экономиче­ских и политических результатов. Эти объединения являются не самоцелью, а всего лишь средством решения экономических и по­литических проблем.

Разумная торговая политика является главным и необходимым условием экономического развития. Она включает сохранение откры­тых границ для торговли товарами и услугами и для прямых ино­странных инвестиций. Достижению такой открытости способствует снижение ограничений на торговлю и инвестиции путем непреферен­циальной либерализации торговли. Даже в тех случаях, когда регио­нальная интеграция возникает по чисто политическим причинам, необходимо стремиться к созданию экономической эффективности. Когда целью интеграции является повышение национальной безо­пасности, важно минимизировать экономическую цену, которую при­дется заплатить за ее достижение. Несмотря на невозможность раз­работать универсальные политические принципы, зависящие от обстоятельств каждого конкретного случая, М. Шифф и Л. Уинтерс сформулировали следующие «Золотые правила» международной ре­гиональной интеграции.

Правило 1. Необходимо минимизировать степень дискриминации в отношении стран — не членов интеграционного соглашения. Про­тиводействовать давлению со стороны отраслевых и других лобби в пользу МРИ. Пойти дальше устранения формальных торговых барьеров и сократить «невидимые» ограничения. Включить фор­мальные обязательства, предоставляющие право прямым иностран­ным инвесторам приобретать реальные активы и пользоваться на­циональным режимом, в том числе на рынках услуг.

Правило 2. Более эффективны интеграционные объединения, если в них входят партнеры с высоким доходом. Поэтому прави­тельства развивающихся стран должны стремиться создавать их с крупными и богатыми соседними странами или блоками. Такие партнеры будут способствовать усилению внутренней конкуренции и служить источником торговли и трансферта передовых технологий через прямые иностранные инвестиции.

Правило 3. МРИ может повысить кредит доверия к программам экономических и политических реформ только в том случае, если они включают прозрачные условия и механизмы их реализации. Нельзя надеяться на приток инвестиций, если интеграционное со­глашение не гарантирует защиту прав собственности и правильной макроэкономической политики.

Правило 4. Если она экономически разорительна или вызывает глубокие разногласия, эффект будет противоположным. Торговые преференции могут только временно оказаться полезными для дос­тижения целей национальной безопасности.

Правило 5. Существование масштабного «эффекта перелива» ме­жду экономиками требует сотрудничества между странами не толь­ко в торговле, но и реформе регулирования или создания инфра­структуры.

Правило 6. Правительства должны тщательно учитывать опера­ционные расходы, а также затраты, связанные с внедрением норм и правил, применительно к разным типам МРИ. Таможенные союзы могут оказаться более предпочтительными, чем соглашение о сво­бодной торговле в том случае, если внутренние границы фактически отменены и установлен низкий общий внешний тариф. Единая тор­говая политика в ТС должна быть направлена на снижение протек­ционистских тенденций. Для этого необходим один политический орган, ответственный за выгоды и потери от торговых барьеров.

Правило 7. Фискальные аспекты МРИ важны для стран, где на­логи на торговлю обеспечивают значительную долю государствен­ных доходов. Таможенные союзы могут облегчить сбор налогов за счет сокращения контрабанды.

Источник

Читайте также:  Экономико географическая характеристика стран африки по плану
Оцените статью