Это учреждения ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны

Коллегии (в России)

Лит.: Воскресенский Н. А., Законодательные акты Петра I, т. 1, М. ‒ Л., 1945; Государственные учреждения России в XVIII в. Подготовил к печати А. В. Чернов, М., 1960.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Коллегии (в России)» в других словарях:

КОЛЛЕГИИ (в России) — КОЛЛЕГИИ в России, в 18 нач. 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 21 вместо приказов (см. ПРИКАЗЫ). Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных … Энциклопедический словарь

КОЛЛЕГИИ В РОССИИ — в XVIII начале XIX в. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел. Военная,… … Юридический словарь

КОЛЛЕГИИ В РОССИИ — в XVIII начале XIX в. центральные учреждения. ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел. Военная.… … Энциклопедия юриста

коллегии в России — в XVIII начале XIX в. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел. Военная,… … Большой юридический словарь

КОЛЛЕГИИ России — КОЛЛЕГИИ в России в 18 нач. 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 21 вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел, Военная,… … Большой Энциклопедический словарь

Читайте также:  Рейтинг пенсионеров по странам мира

КОЛЛЕГИИ — в России, в 18 начале 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены царём Петром I в 1717 21 вместо приказов. Первые коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств коллегия, Камер коллегия … Русская история

КОЛЛЕГИИ — (латинское, единственное число collegium), 1) в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жрецов, ветеранов, ремесленников и др.). 2) В России в 18 начале 19 вв. центральные… … Современная энциклопедия

коллегии — I (лат., ед. ч. collegium) в Древнем Риме, корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жреческие, ветеранские, ремесленников и др.). II в России, в XVIII начале XIX вв. центральные… … Энциклопедический словарь

Коллегии — (лат., единственное число collegium) 1) в России, в 18 нач. 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717 21 вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые… … Политология. Словарь.

Коллегии — (латинское, единственное число collegium), 1) в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (коллегии жрецов, ветеранов, ремесленников и др.). 2) В России в 18 начале 19 вв. центральные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Контрольно-измерительные материалы «Русь во времена Ивана Грозного» (проверочные задания №3)

Проверочные задания №3

Русь в 15 — 17 веках.

Имя князя, возглавившего второе ополчение___

князь Дмитрий Пожарский

После смерти Лжедмитрия I русский престол занял _____

Документ, по которому запрещался свободный переход крестьян от одного хозяина к другому_____

Указ «о заповедных летах»)

Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора? __________________

Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах

Назвать имя первого самозванца______________

Место гибели царевича Дмитрия______________

Имя брата жены Федора Ивановича_________

Имя младшего сына Ивана Грозного____

Имя первого царя династии Романовых_____

Романов Михаил Федорович

Заполните пробелы в тексте.

Постепенно отдельные отрасли государственного управления стали поручаться боярам. Так появились первые (1)__- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине столетия их насчитывалось уже два десятка . Дворянской службой ведал — разрядный, Иностранными делами управлял – посольский. Его первым руководителем был дьяк __(2)__. … Некоторые подобные учреждения ведали определенными территориями. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался великокняжеским наместникам, управлявшим на основе системы __(3)__. В рассматриваемый период этот порядок был отменен… Так, в середине __(4)__ века в России складывался государственный аппарат, характерный для формы правления, известной как __(5)__.

Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) поход Лжедмитрия II на Москву,

б) Деулинское перемирие,

в) создание Первого ополчения,

г) вступление поляков в Москву, призвание королевича Владислава,

д) Столбовский мир,

е) восстание Ивана Болотникова.

Номер материала: ДБ-625006

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История государственного управления (2012). Задание по дисциплине История государственного управления подготовить краткие конспективные ответы на вопросы

Название Задание по дисциплине История государственного управления подготовить краткие конспективные ответы на вопросы
Анкор История государственного управления (2012).doc
Дата 26.06.2018
Размер 437 Kb.
Формат файла
Имя файла История государственного управления (2012).doc
Тип Документы
#20756
страница 2 из 6
Подборка по базе: Решение задач по дисциплине Учет затрат, калькулирование и бюдже, Практическое задание 2 русский.docx, лексическое задание.docx, Задание по дисциплине ТСОЦМИ.doc, РГР Задание № 1 — Линейные электрические цепи с гармоническими н, практическое задание 2 Коломин.docx, Домашнее задание по Англу..docx, практическое задание 4 Коломин.docx, Домашнее задание 1.docx, Доп. задание на 23.04.21.docx

Высшие государственные учреждения конца ХV- ХVII вв.

Возглавляет государство великий князь (XV-XVI вв.), царь (с 1547 г.). В его руках сосредоточены высшая законодательная и исполнительная власть, судебные функции. В управлении ему помогают:

  • Боярская Дума (законодательный и совещательный орган). В Думу входили представители 4 думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из 20 самых знатных фамилий, потомков правящих домов Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими были князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю: здесь не было ни одного князя. Думными дворянами стали в XVII в. представители 85 фамилий мелкого российского дворянства. Думные дьяки выслужились из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. Они, как правило, были дельцами-бюрократами и играли большую роль в делах управления. В их функции входило докладывание дела в Думе и формирование ее решения. На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. В случае, когда царя не было, решение Думы признавалось проектом и требовалось его окончательное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные «ответные» комиссии, а потом заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавлявший Посольский приказ. В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. Наряду с ней при царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников царя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались «в поход» царю.
  • Земский собор (см. ответ на 5 вопрос),
  • приказы (о них — см. ответ на 7 вопрос).
  1. Центральные госучреждения конца XV — XVII вв. Особенности приказной системы управления.

Центральные госучреждения конца XV-начала XVI вв.:

    • Боярская дума — совещательная, законодательная, судебная функции,
    • Дворцово-вотчинная система:

управление дворца во главе с дворецким;

пути — сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий (возглавлялись путными боярами);

выделяются: великокняжеская казна, дворцовая канцелярия с архивом и подразделениями.

Центральные госучреждения XVI в.:

    • Боярская дума: законодательная, совещательная, судебная функции,
    • Ближняя дума, Избранная рада,
    • Земские соборы. Двухпалатные (с 1549 г.): верхняя не выбиралась,

в нее входили в соответствии с занимаемым положением царь, Боярская дума, Освященный собор; нижняя — выборные члены.

  • Приказы (с середины XVI в.): военно-административные, территориальные, полицейско-сыскные, дворцовые, посольский.

Центральные госучреждения XVII в.:

  • Боярская дума
  • Ближняя дума или Тайная дума
  • Земские соборы
  • Приказы: государственные, дворцовые, патриаршие.

В этот период в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления: сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем государством. Приказы — это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Допускалось совместительство, т.е. служба дьяков одновременно в двух приказах. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло (до 55 в 1698 г.).

Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы. В XVII в. в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные приказы, дворцовые, патриаршие), тогда как в XVI в. деление было двухчастным (государственные и дворцовые). Особенностью приказов XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом о создании, с определением их функций, штата, бюджета и назначением главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, быстротой и оперативностью работы. Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов — уставных грамот. Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем, созданный в 1654 г. и просуществовавший до 1675 г. Он был учреждением нового типа, осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией царя. В 1682 г. было отменено местничество, т.е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

  1. Местное управление в ХVI в. Земская и губная реформы середины ХVI в.

В ходе губной реформы середины XVI в. система кормлений была отменена, ее заменила новая, в основу которой был положен принцип самоуправления. На местах создавались губные избы, выбираемые из определенных слоев населения. Главой губной избы становился губной староста, выбираемый дворянами и детьми боярскими и утверждаемый в должности Разбойным приказом. Губной староста выполнял полицейско-судебные функции. Земской реформой в середине XVI в. на местах были образованы сословно-представительные органы: земские избы. Они приняли на себя финансово-налоговые функции. Если земские органы ведали сбором податей и судом по гражданским и мелким уголовным делам, то более крупные дела рассматривались губными избами. Причем земские старосты и другие должностные лица свои обязанности выполняли без взимания пошлин с населения, тогда как кормленщики — наместники — многие пошлины взимали в свой карман. Компетенции этих местных органов закреплялись в губных и земских уставных грамотах, подписываемых царем. Штат изб набирался из «лучших» людей — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность местных органов управления контролировалась отраслевыми приказами. Губному старосте помогали целовальники. Их избирали посадские и верхушка чернотяглого крестьянства. Назывались выборные должностные лица целовальниками потому, что, присягая верно служить на этой должности, они целовали крест. В этот период по решению Стоглавого собора 1551 г. прекратилась выдача тарханов — грамот, обеспечивавших феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Если до этого светские или церковные феодалы могли устанавливать на определенной территории свои порядки, могли не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы, то теперь это исключалось.

  1. Высшие государственные учреждения России в I четверти ХVIII в.

Высшая законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках императора, он имеет неограниченное право суда над подданными. В управлении страной ему помогает высшее государственное учреждение России в I четверти ХVIII в. – это Сенат (о нем – см. ответ на 10 вопрос).

  1. Центральные государственные учреждения России I четверти ХVIII в.

Аппарат центрального управления в I четверти ХVIII в. включал в себя:

  • Ближняя канцелярия (1699—1719)
  • Консилия министров (до 1711)
  • Правительствующий Сенат (с 1711)
  • Коллегии (1717—1722 гг.)
  • Святейший правительствующий Синод (1717—1722)

К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Боярской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров — совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган перед отъездом царя в Прутский поход. В его состав первоначально входило всего 9 человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован 3 указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом «О должности Сената» он получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами — «столами», где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711). Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входило рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора — «чтобы все исполнено было». В 1722 г. его функции стал выполнять генерал-прокурор, который должен был «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правлением дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и требовал решения, а в некоторых случаях докладывал дело самому государю. Герольдмейстер заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят» для замещения должностей и исполнения поручений.

В 1717—1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств. Сенат назначал президентов и вице-президентов коллегий, определял штаты и порядок работы коллегий. Кроме руководителей, в состав коллегий входили 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Отличие коллегий от приказов: в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел; каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны; в основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении приказов, палат и контор. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод, управлявший делами Православной Церкви.

Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации.

  1. Местные госучреждения в I четверти ХVIII в. Губернская реформа Петра I.

Указом Петра I от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в местном управлении наряду с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным.

В 1708 г. в стране была проведена губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Ей был посвящен указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» (18 декабря 1708). Основная цель этой реформы — обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу, вся территория страны была разделена на 8 губерний. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до 11. Далее эти 11 губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа (дистрикты) и уезды. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. 4 коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством. Губернатору подчинялись 4 его непосредственных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, оберкомиссар и обер-провиантмейстер — за денежные и хлебные сборы, ландрихтер — за судебные дела. Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

  1. Особенности государственного управления в эпоху «дворцовых переворотов» (1725-1761).

При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть государственные интересы отодвигались монархами на второй план. Первоочередными были меры, усиливающие их самодержавную власть, поэтому допускались отступления от нововведений Петра I.

При Екатерине I был учрежден Верховный тайный совет с законодательными полномочиями, лишивший некоторых функций Сенат. Председателем Совета считалась сама императрица. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. По сути, Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были подчинены 3 первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться высоким. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу, в его подчинение переходят коллегии. Верховный тайный совет превратился в представительство аристократических семей. В 1730 г. этот орган был упразднен, а «самодержавство» приняла Анна Иоанновна, которая исполнительную власть возложила на Кабинет, состоявший из 3 министров, приближенных к императрице. С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей 3 министров заменяет подпись императрицы в ее отсутствие. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив в своих руках все государственное управление. Сенат, состоявший к этому времени из 5 департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

Императрица Елизавета Петровна (1741—1761 гг.) восстановила значение Сената как высшего государственного органа, ликвидировав стоявший над ним Кабинет министров; восстановила Главный магистрат, а также Мануфактур-и Берг-коллегии. В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей.

  1. Особенности государственного аппарата II половины XVIII в. и идеология «просвещенного абсолютизма».

В этот период Россия являлась абсолютной монархией, империей. Во главе государства стоял император.

Во время правления Петра III (1761—1762) была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия.

В первые годы правления Екатерины II (1762-1796) в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Считая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить элементы «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу — дворянство. В последние годы своего правления под влиянием крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775), и особенно Великой французской революции (1789—1794), Екатерина II постепенно отходит от просвещенного абсолютизма. Одной из характерных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Для ускорения и упорядочения делопроизводства в 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов. 4 департамента находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутренними и политическими делами, второй — судебными, третий ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образованием, полицией; четвертый — военными и морскими делами. 2 департамента находились в Москве и соответствовали первому и второму петербургским. Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сената. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А. Л. Вяземского (1727—1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государственного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-судебное учреждение. После губернской реформы 1775 г. деятельность Сената ограничивается судебными функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям.

К 1790-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование: в 1779 г. — Мануфактур-коллегия (промышленность), в 1780 г. — Штатс-контор-коллегия (государственные расходы), в 1783 г. — Берг-коллегия (горнорудная промышленность), в 1784 г. — Камерколлегия (государственные доходы), в 1786 г. — Юстиц-коллегия (судебная) и Вотчинная коллегия (вопросы землевладения), в 1788 г. — Ревизион-коллегия (контроль государственных расходов). Были оставлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать органам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия. Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов управления постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах.

Несмотря на то, что при Екатерине II роль Сената по сравнению с Петровским временем уменьшилась, и акцент преобразований был перенесен на местное звено управления, контрольные функции власти усилились — число губерний увеличилось, местные органы были разукрупнены, а в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность которого контролировалась самой императрицей.

Император Павел I (1796 — 1801) стремился к максимальной централизации, предельному усилению своей личной власти. Для укрепления центрального управления были восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II коллегии, в частности, Мануфактур-, Камер- и Берг-коллегии. Большинство административных вопросов решал сам император, возросло значение генерал-прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими чиновниками. Административное деление России было несколько изменено: уменьшено число губерний, возвращены прежние формы управления некоторым окраинам государства.

Источник

Оцените статью