Хожение
Хо́жение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другие названия жанра — «путник», «странник», «паломник», «скаска», «посольство». Также распространён не совсем правильный вариант названия — «хождение».
В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.
Хожения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов.
Образцы жанра
- Хожение игумена Даниила — самый ранний из известных образцов жанра
- Хожение Антония Новгородского в Царьград
- Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград
- Хожение Авраамия Суздальского
- Хождение священноинока Варсанофия ко святому граду Иерусалиму
- Хожение за три моря — самый известный и совершенный образец жанра
- Хождение Богородицы по мукам
Литература
Ссылки
- Хожения древнерусских путешественников на сайте «Восточная литература»
- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
Форма жития | Литература • Икона |
---|---|
Тип жития | Житие-мартирий • Житие-биография |
Сборники | Четьи-минеи • Пролог • Патерик • Синаксарь |
Апокрифические жанры | Сказание • Хожение • Видения • Cлово • Евангелие |
Связанные статьи | Минея • Месяцеслов |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Хожение» в других словарях:
хожение — жанр путешествия в древнерусской литературе. Рубрика: Роды и жанры литературы Синоним: хождение Род: Жанры древнерусской литературы Пример: Афанасий Никитин. Хождение за три моря Наиболее ранним хождением Древней Руси является хождение игумена… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Хожение за три моря — Эта статья о литературном произведении. О фильме см. Хождение за три моря (фильм). «Хожение за три моря» … Википедия
Хождение за три моря — «Хожение за три моря» памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1466 1472 годах. Сочинение Никитина было первым русским… … Википедия
«ХОЖДЕНИЕ» — хожение , средневековые описания путешествий рус. людей за рубеж. Сохранилось несколько X. , относящихся к 12 17 вв. Большинство X. было написано паломниками к святым местам в Константинополь и Палестину. Наиболее известное из них X. игумена… … Советская историческая энциклопедия
Афанасий Никитин — (ум. до 1475 г.) – тверской купец, автор «Хожения за три моря» – рассказа о путешествии в Индию и описания этой страны. Биографические сведения о А. Н. известны нам только из «Хожения» и летописного текста, содержащего одну из его редакций. В… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Минаков, Станислав Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Минаков. Станислав Александрович Минаков (род. 22 августа 1959(19590822), Харьков, Украина) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Отец поэта Анны Минаковой.… … Википедия
Минаков, Станислав — Станислав Александрович Минаков (род. 22 августа 1959, Харьков, Украина) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Отец поэта Анны Минаковой. Содержание 1 Биография 2 Участие в организациях 3 Премии … Википедия
Минаков С. — Станислав Александрович Минаков (род. 22 августа 1959, Харьков, Украина) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Отец поэта Анны Минаковой. Содержание 1 Биография 2 Участие в организациях 3 Премии … Википедия
Минаков С. А. — Станислав Александрович Минаков (род. 22 августа 1959, Харьков, Украина) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Отец поэта Анны Минаковой. Содержание 1 Биография 2 Участие в организациях 3 Премии … Википедия
Минаков Станислав Александрович — Станислав Александрович Минаков (род. 22 августа 1959, Харьков, Украина) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Отец поэта Анны Минаковой. Содержание 1 Биография 2 Участие в организациях 3 Премии … Википедия
Источник
Хождения
ХОЖДЕНИЯ – жанр древнерусской литературы. X. назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. X. совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли «калинами перехожими»). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти «крестный путь» Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали благочестивые цели С. торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так называемые «путники» – краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю. Пример такого «путника» – «Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму»: «От великаго Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до Полоцка 180. от Царя-града Евксеньским (Черным) морем. и всего от великаго Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь». Но чаще всего X. содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и этнографического характера, а самое главное – личные впечатления паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари, богослужения и т. д.) и пересказ сюжетов Священного писания или апокрифических легенд, соотносимых С. посещенными паломником достопримечательностями.
Наиболее известны и распространены в древнерусской книжности были X. Даниила игумена(нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя – Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др.
Авторы X. нередко проявляют книжную образованность, начитанность в Священном писании, агиографии, исторических повестях. Некоторые X. представляют ценность как исторические источники: так, Антоний Новгородский описал Царьград до его разграбления в 1204 г. крестоносцами; Зосима, Стефан Новгородец и анонимный автор видели и описали конную статую византийского императора Юстиниана в Константинополе незадолго до ее гибели и т. д.
В жанре X. написано и сочинение Афанасия Никитина, но оно существенно отличается от других X., как отличается сама судьба тверского купца, по роковому стечению обстоятельств оказавшегося в далекой стране, чуждой по языку, обычаям и вероисповеданию.
В XVI и XVII вв. в России учащаются посольства и иные дипломатические миссии в европейские страны. Создается особый жанр «отписок», «статейных списков» – отчетов о поездках в Англию, Францию, Испанию, Китай и др. страны. Эти «отписки», как правило, излагаются деловым языком и редко наделены литературно-художественными достоинствами.
Изд.: Хождение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм. Г. М. Прохорова // ПЛДР: XII век. – М., 1978. – С. 24–115, 627–645; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей. – М., 1978. – Вып. 2. – С. 123–149; «Хождение» Стефана Новгородца / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIV – середина XV века. – М., 1981. – С. 28–41, 529–531; Книга хожений. Записки русских путешественников XI – XV вв. / Сост., подг. текста, перевод, вступит ст и комм. Н. И. Прокофьева. – М., 1984; Записки русских путешественников XVI – XVII вв. / Сост., подг. текстов, комм. Н. И. Прокофьева и Т. И. Алехиной. – М., 1988 (обе книги в серии «Сокровища древнерусской литературы»).
Лит.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. – Л., 1934; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия // История русской литературы. – М.; Л., 1941. – Т. 1. – С. 365–374; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ. – 1962. – Т. 18. – С. 21–37; Прокофьев Н. И. 1) «Хождения» как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 288: Вопросы русской литературы. – М., 1968. – С. 3–24; 2) Русские хождения XII – XV вв. // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. № 363: Литература Древней Руси и XVIII века. – М., 1970. – С. 3–264; Белоброва О. А. 1) Черты жанра «хождений» в некоторых древнерусских письменных памятниках XVII века // ТОДРЛ. – 1972. – Т. 27. – С. 257–272; 2) Антоний // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 39–40; 3) Агрефений; Александр; Варсонофий; Василий (гость); Зосима; Игнатий (Смольнянин); Коробейников Трифон // Словарь книжников.– Вып. 2, ч. 1.– С. 7–8, 20, 109, 116–117, 363–364, 395–397, 490–491; 4) Позняков Василий // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 2. – С. 296–297; 5) Василий Гагара; Иона Маленький; Котов Федот Афанасьевич. // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 61, 131–132, 150; Дмитриев Л. А. Стефан Новгородец // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 447–448; Творогов О. В. Даниил // Там же. – С. 109–112; Прохоров Г. М. Епифаний // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 1. – С. 210; Понырко Н. В. Иоанн Лукьянов // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 126–127.
Белоброва О. Л. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.
Источник: Составитель Л. В. Соколова Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
Источник
Хождение
Хождение, хожение это жанр древнерусской литературы, посвященный описаниям путешествий, новых мест, чужих стран; путевые записи. Хождение называли также «паломниками», «путниками», «странниками», «посольствами», «скасками». «Повесть временных лет» сохранила летописные рассказы о путешествии княгини Ольги в Царь-град, о пути апостола Андрея в Киев и Новгород, предвещавшие появление жанра хождение. Жанр начал складываться в Древней Руси в 10-11 веках. Произведением, открывающим его историю и ставшим классическим образцом, стало «Хожение Даниила, Русскыя земли игумена» (12 век) по «святым местам» Сирии и Палестины. Известно «Хождение Игнатия Смольнянина в Царь-град» (конец 14 — начало 15 века), представляющее собой предварительный набросок, в результате последующей литературной обработки которого в древнерусскую книжность входит более подробное «Пименово Хождение в Царь-град». Исследователи считают автором обеих редакций Игнатия Смольнянина. Автор может описывать увиденное по очередности (временной композиционный принцип), либо опираясь на топографию местности (пространственный композиционный принцип).
Примером пространственного построения может служить хождение Стефана Новгородца (14 век), рассказывающее о достопримечательностях Константинополя, примером временного построения является хождение Игнатия Смольнянина, в котором автор подчиняется хронологии своего путешествия, включая в него не только изображение царь-градских святынь, но и исторические события, свидетелем которых он стал. Для языка хождения характерно использование элементов разговорного стиля, устного народного творчества, в нем редки метафорические обороты, а сравнения конкретны (заморские объекты сравниваются с местными, хорошо знакомыми). Историческая действительность определила этапы, по которым развивался жанр хождение: авторами первых русских хождений — с начала 12 века — были паломники. Интерес к паломническим хождениям не ослабевал на протяжении всего Средневековья. С конца 14 века на Руси сложилась новая разновидность хождения, авторы которых были дипломатами и купцами. Их интересовали не только христианские достопримечательности, но и события светской жизни. Таким новатором стал Игнатий Смольнянин, в хождение которого рассказы о святынях Константинополя перемежаются светскими эпизодами, но наиболее известное хождение этой разновидности принадлежит тверскому купцу Афанасию Никитину, совершившему в 1466-72 путешествие в Индию через Прикаспийское Закавказье и Иран. В своем «Хожении за три моря» Афанасий Никитин впервые рассказал русскому читателю о неизвестных ранее восточных городах и странах — от Египта до берегов Тихого океана. В 17 веке появляется новый автор хождения — землепроходец. Произведения землепроходцев зачастую носили практический характер, пример тому — Отписки Семена Дежнёва, адресованные узкому кругу лиц, но затем ставшие фактом литературной жизни. Авторами подобных Отписок были русские землепроходцы: Петр Бекетов, совершивший поход в Забайкалье, Ерофей Хабаров, участник многих Сибирских экспедиций, Андрей Булыгин, ходивший на побережье Охотского моря и др.
Источник
Жанр древнерусской литературы, описание путешествий
Последняя бука буква «е»
Ответ на вопрос «Жанр древнерусской литературы, описание путешествий «, 8 (восемь) букв:
хождение
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова хождение
Определение слова хождение в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Процесс действия по знач. глаг.: ходить (1,3,7,8,10,11,13,25). устар. Странствие, паломничество. перен. Обращение (денег, ценных бумаг и т.п.). перен. устар. Уход за кем-л., чем-л., заботы о ком-л., чем-л. ср. Описание путешествий как жанр древнерусской.
Примеры употребления слова хождение в литературе.
Можно изучать в кружке юных техников автомобильное дело, заниматься спортом или, как Костя, авиамоделизмом, на худой конец, даже марки собирать, но тратить время на хождение по улицам с девчонками — это безобразие.
Павел находился в шутейном состоянии духа и с удовольствием выслушал историю хождения черноморского крейсера секретным фарватером под Африкой в Парагвай и обретения амазонского змея, подтвержденную мычанием эфиопского императора.
Наиболее важные для Руси события рассказаны под годами: 941, к которому отнесен первый поход Игоря на греков, изложенный по хронографу Амартола и частью по греческому житию Василия Нового, под 944 — годом второго похода, в описании которого очевидно участие народного сказания, и под 945, где помещен текст Игорева договора с греками и потом рассказано также по народному киевскому преданию о последнем древлянском хождении Игоря за данью, о смерти князя и о первых актах Ольгиной мести.
Это был как раз тот неприятный период, когда Бородулин запретил хождение по зоне.
И в самом деле, путешествие по базе к жилью доктора Верховцева было похоже на хождение по нашему кораблю, когда он был перегружен посылками, грузами и всяческим оборудованием.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник