- Страны ЕАЭС
- Евразийский экономический союз
- Таможенный союз ЕАЭС
- Государства — члены и партнёры ЕАЭС
- Евразийский экономический союз. Цели и история создания
- Содержание
- Общие положения
- Государства–члены Евразийского экономического союза
- История формирования Евразийского экономического союза
- Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
- Органы управления Евразийского экономического союза
- Государства-члены Евразийского экономического союза — Member states of the Eurasian Economic Union
- Содержание
- Список
- Члены
- Члены-наблюдатели
- Предполагаемые члены
- Соглашения о зоне свободной торговли
- Соглашения о зоне свободной торговли в настоящее время обсуждаются
- Статистика
- численность населения
- Представление
- Статус ратификации договоров
Страны ЕАЭС
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Организация ВЭД
Таможенный союз ЕАЭС
Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.
Государства — члены и партнёры ЕАЭС
К началу 2020 года полноценными членами ЕАЭС являются 5 государств:
Источник
Евразийский экономический союз. Цели и история создания
Содержание
Общие положения
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.
Целями создания ЕАЭС является:
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
- функционирует внутренний рынок товаров;
- применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
- действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
- осуществляется единое таможенное регулирование;
- осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).
В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Государства–члены Евразийского экономического союза
Российская Федерация | с 1 июля 2010 года |
Республика Беларусь | с 6 июля 2010 года |
Республика Казахстан | с 1 июля 2010 года |
Республика Армения | с 10 октября 2014 года |
Кыргызская Республика | с 23 декабря 2014 года |
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
- Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
- международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
- решения Евразийской экономической комиссии;
- национальное таможенное законодательство стран-участниц.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Органы управления Евразийского экономического союза
Органами управления ЕАЭС являются:
- Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
- Евразийский межправительственный совет
- Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
- Суд Евразийского экономического союза
Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
- Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
- установление торговых режимов в отношении третьих стран;
- статистика внешней и взаимной торговли;
- промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
- энергетическая политика;
- естественные монополии;
- взаимная торговля услугами и инвестиции;
- транспорт и перевозки;
- валютная политика;
- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
- таможенное администрирование;
- и другие.
Источник
Государства-члены Евразийского экономического союза — Member states of the Eurasian Economic Union
Государства-члены Евразийского экономического союза | |
---|---|
Категория | Суверенные государства |
Место расположения | Евразийский экономический союз |
Созданный | 2015 г. |
Число | 5 (по состоянию на 2019 год) |
Возможные типы | Республики (5) |
Населения | 182 519 270 |
Области | 20 260 431 км² |
Правительство | Президентская республика (2) Федеративная полупрезидентская конституционная республика (1) Унитарная парламентская республика (2) |
В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в настоящее время входят 5 государств-членов , которые являются участниками учредительных договоров ЕАЭС и, таким образом, имеют привилегии и обязанности членства. Государства, входящие в ЕАЭС, подчиняются обязательным законам и имеют равное представительство в исполнительных и судебных органах ЕАЭС. Однако они сохраняют значительную автономию и должны быть единодушны для того, чтобы ЕАЭС принял политику или новые государства-члены. Консенсус — основополагающий принцип ЕАЭС.
В 2000 году шесть государств создали предшественник ЕАЭС — Евразийское экономическое сообщество . В 2010 году три основных государства (Россия, Беларусь и Казахстан) продолжили интеграцию и создали Евразийский таможенный союз и Единое экономическое пространство. Три государства являются членами-учредителями Евразийского экономического союза. Остальные государства присоединились при последующих расширениях. 9 октября 2014 года Армения подписала договор и стала новым государством-членом ЕАЭС после присоединения 2 января 2015 года. Кыргызстан подписал договор о присоединении 23 декабря 2014 года, который вступил в силу 6 августа 2015 года.
Иран присоединился к соглашению о свободной торговле с ЕАЭС 24 апреля 2018 года после нескольких месяцев переговоров с Россией. На начальном этапе Иран продаст блоку около 350 наименований товаров, а еще 180 наименований будут доступны на иранском рынке.
Чтобы присоединиться, государство должно выполнить экономические и политические требования. Расширение Союза также зависит от согласия всех существующих членов и принятия кандидатом существующего свода законов ЕАЭС и выполнения предыдущих решений Евразийской комиссии , которые становятся частью нормативной базы ЕАЭС .
Содержание
Список
Члены
Армения (2 янв 2015)
Беларусь (1 января 2015 г.)
Казахстан (1 января 2015 г.)
Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
Россия (1 января 2015 г.)
Члены-наблюдатели
Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.
Предполагаемые члены
Монголия
Сирия
Таджикистан
Узбекистан
Соглашения о зоне свободной торговли
Вьетнам
Иран
Китай
Сербия
Сингапур
Соглашения о зоне свободной торговли в настоящее время обсуждаются
Аргентина
Камбоджа
Чили
Египет
Индия
Индонезия
Израиль
Таиланд
Тунис
Узбекистан
Статистика
численность населения
На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.
= увеличение.
= устойчиво.
= уменьшение.
Страна | численность населения | Мировое положение | |
---|---|---|---|
1 июня 2017 г. | 14 июля 2019 г., | ||
2 981 500 | 2 962 100 | 135 ( | |
9 498 600 | 9 465 300 | 93 ( | |
18 014 200 | 18 512 464 | 62 ( | |
6 140 200 | 6 389 500 | 110 ( | |
146 804 372 | 146 793 744 | 9 ( | |
Резюме | 183 438 872 | 184 123 108 | 8 ( |
Страна | ИЧР по годам | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
| 0,804 ( | 49 | 0,816 ( | 49 | 0,824 ( | 49 |
| 0,796 ( | 52 | 0,808 ( | 53 | 0,817 ( | 50 |
| 0,794 ( | 56 | 0,800 ( | 58 | 0,817 ( | 50 |
| 0,743 ( | 84 | 0,755 ( | 83 | 0,760 ( | 81 год |
| 0,662 ( | 120 | 0,672 ( | 122 | 0,674 ( | 122 |
Середина | 0,760 ( | 0,770 ( | 0,778 ( |
Представление
Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно передается между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.
Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство предназначено для предотвращения того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.
Статус ратификации договоров
Договор о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Ссылка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
9 октября 2014 г. | Совет Республики | 64 | 0 | 0 | 1 января 2015 г. | ||
9 октября 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
9 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
9 октября 2014 г. | Сенат | Одобренный | |||||
1 октября 2014 г. | Мажилис | 101 | 0 | 3 | |||
14 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
1 октября 2014 г. | Совет Федерации | 140 | 0 | 0 | |||
26 сен 2014 | Государственная Дума | 441 | 0 | 1 | |||
3 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Ссылка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 декабря 2014 г. | национальное собрание | 103 | 7 | 1 | 2 янв 2015 | ||
30 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
19 декабря 2014 г. | Совет Республики | Одобренный | |||||
19 декабря 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
29 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
19 декабря 2014 г. | Сенат | Одобренный | |||||
18 декабря 2014 г. | Мажилис | Одобренный | |||||
24 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
17 декабря 2014 г. | Совет Федерации | 149 | 0 | 0 | |||
10 декабря 2014 г. | Государственная Дума | 441 | 1 | 0 | |||
22 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе
Источник