- Страны ЕАЭС
- Евразийский экономический союз
- Таможенный союз ЕАЭС
- Государства — члены и партнёры ЕАЭС
- Таможенный союз ЕАЭС
- Цели Таможенного союза
- Какие страны входят в ЕАЭС?
- История создания Таможенного союза
- Противоречия в евразийском Таможенном союзе
- Практика применения таможенных соглашений
- Краткие выводы
- Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
- Какие страны входят в Таможенный союз?
- В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
- Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
- Что такое ЕврАзЭС?
- Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
- Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
- Кто является председателем ЕАЭС?
- Государства-члены Евразийского экономического союза — Member states of the Eurasian Economic Union
- Содержание
- Список
- Члены
- Члены-наблюдатели
- Предполагаемые члены
- Соглашения о зоне свободной торговли
- Соглашения о зоне свободной торговли в настоящее время обсуждаются
- Статистика
- численность населения
- Представление
- Статус ратификации договоров
Страны ЕАЭС
Евразийский экономический союз
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Организация ВЭД
Таможенный союз ЕАЭС
Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.
Государства — члены и партнёры ЕАЭС
К началу 2020 года полноценными членами ЕАЭС являются 5 государств:
Источник
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Источник
Государства-члены Евразийского экономического союза — Member states of the Eurasian Economic Union
Государства-члены Евразийского экономического союза | |
---|---|
Категория | Суверенные государства |
Место расположения | Евразийский экономический союз |
Созданный | 2015 г. |
Число | 5 (по состоянию на 2019 год) |
Возможные типы | Республики (5) |
Населения | 182 519 270 |
Области | 20 260 431 км² |
Правительство | Президентская республика (2) Федеративная полупрезидентская конституционная республика (1) Унитарная парламентская республика (2) |
В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в настоящее время входят 5 государств-членов , которые являются участниками учредительных договоров ЕАЭС и, таким образом, имеют привилегии и обязанности членства. Государства, входящие в ЕАЭС, подчиняются обязательным законам и имеют равное представительство в исполнительных и судебных органах ЕАЭС. Однако они сохраняют значительную автономию и должны быть единодушны для того, чтобы ЕАЭС принял политику или новые государства-члены. Консенсус — основополагающий принцип ЕАЭС.
В 2000 году шесть государств создали предшественник ЕАЭС — Евразийское экономическое сообщество . В 2010 году три основных государства (Россия, Беларусь и Казахстан) продолжили интеграцию и создали Евразийский таможенный союз и Единое экономическое пространство. Три государства являются членами-учредителями Евразийского экономического союза. Остальные государства присоединились при последующих расширениях. 9 октября 2014 года Армения подписала договор и стала новым государством-членом ЕАЭС после присоединения 2 января 2015 года. Кыргызстан подписал договор о присоединении 23 декабря 2014 года, который вступил в силу 6 августа 2015 года.
Иран присоединился к соглашению о свободной торговле с ЕАЭС 24 апреля 2018 года после нескольких месяцев переговоров с Россией. На начальном этапе Иран продаст блоку около 350 наименований товаров, а еще 180 наименований будут доступны на иранском рынке.
Чтобы присоединиться, государство должно выполнить экономические и политические требования. Расширение Союза также зависит от согласия всех существующих членов и принятия кандидатом существующего свода законов ЕАЭС и выполнения предыдущих решений Евразийской комиссии , которые становятся частью нормативной базы ЕАЭС .
Содержание
Список
Члены
Армения (2 янв 2015)
Беларусь (1 января 2015 г.)
Казахстан (1 января 2015 г.)
Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
Россия (1 января 2015 г.)
Члены-наблюдатели
Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.
Предполагаемые члены
Монголия
Сирия
Таджикистан
Узбекистан
Соглашения о зоне свободной торговли
Вьетнам
Иран
Китай
Сербия
Сингапур
Соглашения о зоне свободной торговли в настоящее время обсуждаются
Аргентина
Камбоджа
Чили
Египет
Индия
Индонезия
Израиль
Таиланд
Тунис
Узбекистан
Статистика
численность населения
На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.
= увеличение.
= устойчиво.
= уменьшение.
Страна | численность населения | Мировое положение | |
---|---|---|---|
1 июня 2017 г. | 14 июля 2019 г., | ||
2 981 500 | 2 962 100 | 135 ( | |
9 498 600 | 9 465 300 | 93 ( | |
18 014 200 | 18 512 464 | 62 ( | |
6 140 200 | 6 389 500 | 110 ( | |
146 804 372 | 146 793 744 | 9 ( | |
Резюме | 183 438 872 | 184 123 108 | 8 ( |
Страна | ИЧР по годам | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
| 0,804 ( | 49 | 0,816 ( | 49 | 0,824 ( | 49 |
| 0,796 ( | 52 | 0,808 ( | 53 | 0,817 ( | 50 |
| 0,794 ( | 56 | 0,800 ( | 58 | 0,817 ( | 50 |
| 0,743 ( | 84 | 0,755 ( | 83 | 0,760 ( | 81 год |
| 0,662 ( | 120 | 0,672 ( | 122 | 0,674 ( | 122 |
Середина | 0,760 ( | 0,770 ( | 0,778 ( |
Представление
Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно передается между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.
Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство предназначено для предотвращения того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.
Статус ратификации договоров
Договор о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Ссылка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
9 октября 2014 г. | Совет Республики | 64 | 0 | 0 | 1 января 2015 г. | ||
9 октября 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
9 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
9 октября 2014 г. | Сенат | Одобренный | |||||
1 октября 2014 г. | Мажилис | 101 | 0 | 3 | |||
14 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
1 октября 2014 г. | Совет Федерации | 140 | 0 | 0 | |||
26 сен 2014 | Государственная Дума | 441 | 0 | 1 | |||
3 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Ссылка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 декабря 2014 г. | национальное собрание | 103 | 7 | 1 | 2 янв 2015 | ||
30 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
19 декабря 2014 г. | Совет Республики | Одобренный | |||||
19 декабря 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
29 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
19 декабря 2014 г. | Сенат | Одобренный | |||||
18 декабря 2014 г. | Мажилис | Одобренный | |||||
24 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
17 декабря 2014 г. | Совет Федерации | 149 | 0 | 0 | |||
10 декабря 2014 г. | Государственная Дума | 441 | 1 | 0 | |||
22 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе
Источник