- «Это ваши проблемы»: как Прибалтика превратилась в задворки Европы в 2020 году
- Помощь минимальная, а требования все жестче
- Ваши проблемы нам не интересны
- Нулевая солидарность
- Можно радоваться? Что получили Латвия, Литва и Эстония от ЕС по семилетнему бюджету
- Главная интрига саммита ЕС в Брюсселе
- Выделено больше денег, чем за прошлые семь лет
- Фермерам — прямые субсидии
- Мечты сбываются
- Общая ситуация не внушает оптимизма
- Деньги строго регламентируются
- Основные приоритеты ЕС изменились
- Жизнь людей не станет лучше
«Это ваши проблемы»: как Прибалтика превратилась в задворки Европы в 2020 году
Печальный итог ушедшего года показал, что Европейский союз не оправдал надежд Литвы, Латвии и Эстонии в самых разных отраслях, где им требовалась помощь.
Заставляя балтийские страны переходить на «зеленую энергетику», ЕС не сделал для них электричество дешевле. Одобряя русофобскую политику Прибалтики, «Старый Свет» ничем не компенсировал ее действия в экономическом поле. А в 2021 году ее может ждать неприятный сюрприз – новые мигранты, которых ЕС заставит принять.
У ЕС и до этого года были проблемы с единством из-за мигрантов и отношений с другими странами (например, далеко не все согласны с санкциями против России). Однако пандемия коронавируса и последующие за ней экономические проблемы, по сути, обнажили все самые худшие стороны Европы, которая, как оказалось, не особо спешит на помощь своим.
Помощь минимальная, а требования все жестче
Конечно, Евросоюз оказывал некоторую поддержку Прибалтике по некоторым направлениям, например, он помог Эстонии и Латвии подключиться к железнодорожному грузовому коридору «Северное море – Балтийское море» (RFC NS-B). Еврокомиссия, пусть и не в таком объеме, как этого ожидали Эстония, Латвия и Литва, все же выделила очередную сумму для проекта Rail Baltica.
Вот только на поддержку и модернизацию балтийских портов ЕС решил не тратить ни одного евро. «Европа двух скоростей», в которой «центр» решает сугубо свои проблемы, а мнение «периферии» уже никого не волнует, стала реальностью.
Благополучные страны Западной и Северной Европы в 2020 году активно продвигали идею перехода на «зеленую энергетику». Разумеется, балтийским странам, у которых, кстати, нет технической возможности обеспечивать себя нужным количеством электричества, переход на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) обходится крайне дорого. Но «центр» это не волнует. Есть план – к 2030 году сократить выбросы СО2 на 55%. Его надо выполнять.
Пострадает ли от этого экономика Эстонии, которая должна закрывать производство горючих сланцев – важнейшей составляющей энергетики страны? Конечно. Выгодно ли Литве строить ветряки и устанавливать солнечные батареи, вместо использования закрытой Ингалинской АЭС? Нет.
Стало ли электричество для простых граждан Латвии дешевле, когда доля ВИЭ в энергобалансе страны в 2020 году достигла 53%? Увы, но это не так.
По данным независимого поставщика Elektrum Lietuva за ноябрь 2020 года, в Литве цена за электричество составила 65,35 евро за мегаватт-час, в Латвии и Эстонии – 65,06 евро, что в целом можно рассматривать как рост цен на электричество.
Для сравнения: в марте 2020 года цена на электричество в Литве составляла около 29,4 евро за мегаватт-час, а в Латвии и Эстонии – 29,4 и 29,4 евро за мегаватт-час соответственно (данные литовского оператора Litgrid).
Как отметил в беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, ЕС переживает, пожалуй, самый серьезный кризис за все время своего существования.
Брексит в 2015 году был предвестником и наглядным показателем того, что Евросоюз не в состоянии соблюдать условия, которые обещал членам при их вступлении.
«С одной стороны, есть локомотивы Евросоюза – Германия, Франция и несколько других экономически сильных западноевропейских стран, а с другой стороны, есть те, кого надо «тянуть». Проблема в том, что такая модель в нынешних условиях работать нормально уже не может. Простые люди из благополучных стран Западной Европы не понимают, почему их деньги должны уходить не в местный бюджет города, деревни, а куда-то в другую страну», – говорит политолог.
Также Олег Иванов подчеркнул, что страны Балтии интересны Евросоюзу исключительно в геополитическом плане – как плацдарм для давления на Россию. При этом серьезной заинтересованности в экономическом плане Эстония, Литва и Латвия для ЕС не представляют.
Прибалтика, по мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, в этом плане может только надеяться на «монетизацию» антироссийской истерии, в том числе и по линии НАТО. Никаких других перспектив от сотрудничества с Западной Европой у Эстонии, Литвы и Латвии нет и в обозримом будущем не будет.
Вот только 2020 год показал, что Балтии так и не позволили превратить русофобию в какие-либо дотации. В декабре эксперты из разных стран НАТО, объединившиеся в творческую группу под председательством бывшего министра обороны Германии Томаса де Мезьера и бывшего заместителя госсекретаря США Уэсса Митчелла выпустили доклад, где говорится о том, что «Россия все еще опасна, и блок НАТО должен решительно противостоять ей».
Казалось бы, это отличный шанс для стран Балтии, позиционируя себя как «форпост на востоке», выпрашивать у Евросоюза дополнительные средства на усиление транспортной инфраструктуры.
Однако в докладе фокус внимания перевели на вопросы энергетической безопасности членов альянса, которые должны «избавиться от зависимости к энергоносителям из недружественных стран».
Переводя с дипломатического языка – «прекращайте покупать газ и электричество у врага – России – и ищите срочно альтернативу, даже если это ударит по вашему кошельку».
Выходит, ради соблюдения идеологических установок русофобской внешней политики Прибалтике нужно тратить деньги на ВИЭ-проекты, покупку более дорогого, чем трубопроводный газ, СПГ, а также отсоединяться от энергокольца (России и Белоруссии) БРЭЛЛ.
Ваши проблемы нам не интересны
Во время коронавирусного 2020 года мировая торговля многие месяцы демонстрировала серьезный спад. Объем перевозок морским путем весной 2020 года, когда COVID-19 спровоцировал локдаун по всему миру, демонстрировали отрицательный рост.
Однако если взять отдельно Евразию, то мы увидим, как грузопоток по железной дороге, идущий из Китая в Европу и обратно, показал неплохой рост.
Как сообщили летом 2020 года в компании «Китайские железные дороги» (China Railway), в первом полугодии, когда COVID-19 нанес сильнейший удар по всем экономикам мира, грузовые поезда совершили 5122 рейса по маршруту Китай – Европа. Это на 36% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года.
Увы, но страны Балтии к этим магистралям так никто и не «подключил». Евросоюз, успешно развивая транспортную инфраструктуру и коммуникации с Россией – главным транзитером товаров, идущих с востока, – решил, что Прибалтика пусть занимается ж/д магистралями, которые не соприкасаются с товаропотоком из Китая.
А ведь именно это могло бы спасти транспортную отрасль Литвы, Латвии и Эстонии от проблем, которые в 2020 году стали критическими.
К сожалению, присоединение Латвии и Эстонии к RFC NS-B не решит проблему простаивания перевалочных мощностей балтийских портов. Железнодорожный коридор «Северное море – Балтийское море», конечно, соединит Прибалтику с морскими гаванями Северной и Западной Европы.
Возможно, есть небольшой шанс на транзит финских товаров в центральную и западную часть ЕС. Но это точно не заменит того грузопотока, который спешно ускользает от Прибалтики и переходит к российским портам в Ленинградской области.
Напомним, за первые 9 месяцев 2020 года российские порты Ленинградской и Калининградской областей перевалили 200,5 млн тонн. Все это в период пандемии. Морские гавани Литвы, Латвии и Эстонии, разумеется, о таких объемах в коронакризисный год могли только мечтать. Даже если мы посмотрим на 2019 год, то общий объем перевалки грузов Балтии – это лишь 145,9 тонн.
Помог ли Евросоюз Прибалтике с решением этой проблемы в 2020 году? Нет. Более того, представители Еврокомиссии прямым текстом осенью заявили, что ЕС не будет выделять денег на модернизацию портов в Эстонии, Литве и Латвии.
В отдельных моментах, если говорить о транспортной отрасли, Брюссель даже нанес ущерб Прибалтике. Речь идет о «пакете мобильности», который де-факто вытолкнет автоперевозчиков Эстонии, Латвии и Литвы из Западной, Центральной и Южной Европы. Такое нововведение заработает в полную силу в 2022 году, однако некоторые его пункты начали действовать уже сейчас.
Напомним, «пакет мобильности» – это требования для транспортных компаний Евросоюза, согласно которым водители должны через каждые четыре недели возвращаться домой или в страну, где зарегистрирована их компания. Когда в силу вступят абсолютно все положения этого закона, раз в восемь недель к месту приписки надо будет возвращать еще и сам грузовой транспорт.
Очевидно, что для дальнобойщиков Франции, Германии, Бельгии или Италии это не такие уж и большие расходы времени и денег. А вот как быть балтийским автоперевозчикам, работающим в Центральной и Западной Европе? Каждый месяц «вхолостую» ездить домой – в Прибалтику, а затем обратно – в западноевропейские государства?»Транспортный коллапс»: почему Эстония хочет подать в суд на Евросоюз
Нулевая солидарность
Подводя итог, можно сказать, что в 2020 году Евросоюз, в первую очередь, занимался вопросами, которые интересовали наиболее развитые в экономическом плане страны. Удел «периферии» становится все более незавидным. Проблемы Прибалтики, ее запросы к Брюсселю и даже попытки «монетизировать» антироссийскую повестку оставили ЕС равнодушным.
При этом никто в Еврокомиссии или других ведомствах Евросоюза и не думает помогать Эстонии, Латвии и Литве с их традиционными проблемами: отсутствием промышленности и производственных предприятий, оттоком населения, а также дорогой (учитывая размер реальных доходов населения) энергетики.
«ЕС сейчас откровенно не до Прибалтики, которая, по сути, превратилась в задворки Евросоюза. Страны «Старого Света» сейчас заняты борьбой с COVID-19. В связи с этим глав западноевропейских государств сейчас заботит вопрос, как восстановить экономику хотя бы «ядра» ЕС, а до Прибалтики нет никому дела», – рассказал Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
2021 год, считает эксперт, может принести Прибалтике весьма неприятный сюрприз в виде нового потока мигрантов. В богатых странах ЕС их уже более чем достаточно.
Венгрия, Польша и Чехия делают и будут делать все, чтобы не пустить, несмотря на приказы Брюсселя, к себе новые волны беженцев. А вот балтийские страны в этом вопросе хранят молчание. Неудивительно, что западноевропейские страны, пользуясь случаем, направят именно в Литву, Латвию и Эстонию.
«Отвертеться Прибалтике от такого предложения вряд ли удастся. Проблема в том, что никакого другого применения для Евросоюза в ближайшее время она не несет. Конечно, она могла бы послужить мостом между Евросоюзом и Россией. Но отношения между Европой и РФ сейчас на стадии замерзания. Использовать Балтию для различных экономических проектов с Китаем, США или странами Ближнего Востока? В этом тоже нет никакого смысла», – рассуждает Трухачев.
«Максимум, на что можно рассчитывать балтийским странам, – это возможная организация производства комплектующих для европейских корпораций. На большее Прибалтике уповать не стоит», – подвел итог политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Источник
Можно радоваться? Что получили Латвия, Литва и Эстония от ЕС по семилетнему бюджету
Лидеры прибалтийских стран выразили удовлетворение от выделенных им средств по принятому в Брюсселе семилетнему бюджету ЕС. Однако есть сомнения, что эти средства улучшат жизнь людей в их странах.
Главная интрига саммита ЕС в Брюсселе
Семилетний план ЕС был сверстан и согласован давно, а главные разногласия на минувшем саммите в Брюсселе были по Фонду восстановления (спасения) после пандемии, который составил 750 миллиардов евро. Эти деньги Европейская комиссия будет занимать на финансовых рынках от имени ЕС, и они будут распределяться в форме субсидий (390 миллиардов евро) и кредитов (360 миллиардов евро).
Главная интрига была, сколько денег из этого фонда будет распределено за счет кредитов, а сколько — за счет субсидий. Страны доноры ЕС — Дания, Нидерланды, Австрия и Швеция выиграли борьбу, снизив долю субсидий с 500 до 390 млрд.
Выделено больше денег, чем за прошлые семь лет
Прибалтийские лидеры пока лучатся удовлетворением.
Так, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сообщил, что страна получит из утвержденного бюджета ЕС почти 10,5 млрд евро, что на 39% больше, чем было выделено за предыдущий семилетний период с 2014 по 2020 год. Кроме того, при необходимости, у Латвии будет возможность занять еще около 2,5 млрд евро «на очень выгодных условиях».
Кариньш заметил, что несмотря на то, что объем фондов сплочения после из-за выхода Великобритании из ЕС сокращается, Латвии будет выделено из него больше средств, чем в прошлом периоде. Латвия по-прежнему будет получать из общего бюджета ЕС больше, чем вносит — в среднем 3,6 евро за каждый внесенный евро, подчеркнули в бюро премьер-министра.
Литовский президент Гитанас Науседа, который возглавлял делегацию республики на переговорах, отметил, что многолетний бюджет ЕС позволит стране реализовать путь развития «государства всеобщего благосостояния». По сравнению с прошлым финансовым периодом, Литве удалось получить из фондов ЕС на 1,7 миллиарда евро больше — 14,5 млрд евро, отметил он. Как утверждается в сообщении пресс-службы президента, за каждый заплаченный евро в бюджет ЕС Литве возвратится четыре евро помощи ЕС.
Из фондов сплочения Литве выделено 6,2 млрд евро и 5 млрд евро- из фондов по сельскому хозяйству. Остальные деньги выделяются на закрытие Игналинской АЭС, Калининградский транзит и развитие инфраструктурных транспортных проектов.
Премьер-министр Юри Ратас заявил, что Эстония к 2027 году получит 6,8 млрд евро из бюджета ЕС. Из них три миллиарда евро — на «политику сплочения», при этом уменьшится требование доли софинансирования проектов — с 45% до 30%, что уменьшит в целом потребность госучастия примерно на миллиард евро. На каждый уплаченный в бюджет ЕС евро Эстония в последующие семь лет получит 2,8 евро. А если учесть и план восстановления экономики ЕС после пандемии, то 3,5 евро.
Фермерам — прямые субсидии
Все прибалтийские лидеры отмечают увеличение прямого финансирования фермеров с 66% до 76%, а к 2027 году до 80% от среднего по ЕС. Эстония получит на эти цели 1,35 млрд евро, что на 35% больше, чем за прошлый период. Литва — 400 миллионов евро. С 2022 года прибалтийские фермеры будут получать 200 евро субсидий за гектар обрабатываемой земли, к 2027 году платежи постепенно увеличатся, как минимум, до 215 евро за гектар.
Мечты сбываются
Еще один общий прибалтийский проект также получил финансирование — «Rail Baltica». «Мечта Эстонии, Латвии и Литвы о быстром и экологичном железнодорожном сообщении с Европой осуществится. Дополнительное финансирование на переговорах для всего проекта выросло в текущих ценах на 1,56 млрд евро», — сказал Ратас.
Общая ситуация не внушает оптимизма
Оптимизма, однако останется не так много, если посмотреть на текущие проблемы ЕС и стран Прибалтики в отдельности. Так, последним надо платить по кредитам взятым ранее, при этом ВВП всех стран в текущем году существенно снизится.
Например, по данным минфина Эстонии — самой благополучной экономически страны региона, ее ВВП в 2020 году снизится на 7-9%, а доходы бюджета также будут на 600 млн-1,5 млрд евро ниже запланированных. В общей сложности министерство ищет дополнительно 1,8 млрд евро для реализации приоритетных мер в бюджете 2021 года. При этом долговая нагрузка на государство возрастет в 2021 году до 499 млн евро (за четыре года возросла более чем в 29 раз).
Деньги строго регламентируются
При этом ничего из выделенных ЕС средств нельзя просто взять и потратить на зарплаты бюджетникам или на выплату госдолга. Ни фермерские деньги, ни деньги из фонов сплочения ( самые финансируемые фонды), не говоря уже о средствах из фонда на исполнение «мечты» для этого не годятся.
Только несколько областей будут в значительной степени финансироваться: оцифровка экономики, инновации и «зеленая» энергетика. Это очень специфические области реформ, которые страны должны будут осуществить и очень строго отчитаться перед ЕС.
Самые неприятные вещи, как уже говорилось, случились в новом Фонде восстановления ЕС. Литва субсидирована на 2,4 млрд евро, Эстонии выдали свыше полутора млрд евро, Латвии — около 3 миллиардов. Но, например, первоначальный план, предусмотренный для Литвы, составлял 3,9 млрд. Можно, конечно, брать «выгодные кредиты» в соотношении 1 ( субсидия) к 1,5 ( кредит) , но их все равно надо отдавать.
Кроме того, помощь из фондов сплочения для развития более бедных регионов стран Прибалтики, будет уменьшаться по мере приближения экономических показателей к среднему значению по ЕС. Для Литвы это снижение составит 24%.
Латвия радуется, что получит 3,6 евро из фондов ЕС на каждый перечисленный туда евро, но в предыдущем периоде она получала 4,2 евро. То есть, субсидии в абсолютных цифрах, возможно, и увеличиваются, но не в относительных.
Основные приоритеты ЕС изменились
Прибалтийские страны пока не хотят понять, что основные приоритеты ЕС изменились — он больше не подтягивает отстающих, а поставил задачу не отстать от США и Китая в области искусственного интеллекта, стать крупным экономическим игроком. Маловероятно, что большинство государств-членов ЕС, как и страны Прибалтики, смогут быстро подстроится под этот курс, если вообще смогут при потере населения, особенно интеллектуально развитого.
Жизнь людей не станет лучше
Пока можно сказать, что очень хорошо, что в ЕС в следующие семь лет будет много денег (напечатано), но, кроме их строгой подотчетности для вложения в непопулярные в бедных странах вещи, есть риск, что только очень малая часть попадет в экономику, потому что в мае годовые депозитные остатки жителей еврозоны были выше, чем в 2019 году. И за этот месяц выросли на 6,4 процента.
Это самый быстрый рост с 2009 года, и это означает, что люди, получившие пособия по коронавирусу, помещают их на счета, а не тратят, и, тем самым, не симулируют экономику.
С другой стороны, очевидно, что бизнес в ЕС в ожидании второй и так далее волн пандемии, не будет спешить с созданием новых рабочих мест. Поэтому валовой внутренний продукт прибалтийских стран, может быть и будет расти по причине получения субсидий ЕС (1-3% от ВВП), но реально жизнь людей не улучшится.
Так что слова Науседы о создании в Литве государства «всеобщего благосостояния» — это не более чем пропаганда.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник