Европейская культурная область страны

Историко-культурные районы мира

Вы узнаете

  • Какие районы называют историко-культурными.
  • Основные особенности каждого из них.
  • Какие архитектурные памятники символизируют историю этих районов

    Вспомните

    О каких чудесах света, созданных людьми разных эпох, вы знаете?

    Начиная с самых ранних исторических этапов в разных час тях Земли разлитие человечества происходило по разному, что нашло своё офажение в своеобразии кулыурных «ради ций народов. На основании этого в мире выделяют истори ко культурные районы.

    Что такое историко-культурными районы

    Историко-культурными называют районы, каждый из которых имеет свой, непохожий на другие, путь развития. Различия проявляются в своеобразии памятников культуры народов, населявших эти районы, особенностях их религий, обычаев, национального характера, традиционных видов хозяйства. Первоначальные границы историко-культурных районов были природными и по мере их развития мало изменились.

    Западная Европа

    Западная Европа — один из центров зарождения мировой цивилизации. Культура и наука государств Древней Греции, Римской империи оказали и продолжают оказывать огромное влияние па ход всей человеческой истории. Наряду с этим Западная Европа сама испытывала огромное культурное влияние государств и народов Африки: Древнего Египта, Карфагена, мавров. Сейчас большинство европейских стран — однонациональные, и каждой из них присущ свой особый культурный колорит.

    Центрально-Восточная Европа

    История ее развития очень сложна. Географическое положение района определило постоянную борьбу за контроль над ним крупнейших стран: Германии, России, Австро-Венгрии, Великобритании, Турции. Поэтому на политической карте возникали новые и исчезали прежние государства. Хотя по своим культурным особенностям это, безусловно, европейский район, во многих странах его южной части значительно влияние ислама.

    Читайте также:  Статусы со всех стран мира

    Российско-Европейский регион

    Положение на стыке европейской и азиатской цивилизаций, географическая близость и сложная история взаимоотношений образующих район государств предопределили в его границах взаимопроникновение и взаимообога- щение различных культурных влияний. По мерс продвижения с запада на восток в районе усиливается азиатский колорит. А в восточной части России европейская культура сочетается с традициями и обычаями народов Севера.

    Северная Африка и Средний восток

    Этот район возник на стыке трёх частей света — Африки, Европы и Азии. Издавна его территория пересекалась множеством разнообразных путей: торговых, культурных, военных. Большинство населения страи района (за исключением Израиля) исповедует ислам, который в ходе переселений распространили арабы. Поэтому огромно влияние арабской культуры. Оно ощущается даже в тех странах, где преобладает неарабское население (Иран, Турция, Афганистан).

    Африка южнее Сахары

    Как и в других районах планеты, в древности здесь существовало несколько крупных государств. Но с приходом европейцев естествен пое историческое развитие было прервано. Огромный урон населению и культуре нанесла работорговля. Именно ноэтому здесь нс завершилось формирование народов. Сохранились традиционные искусства и ремесла: деревянная скульптура, маски, ритуальные танцы. Облик крупных городов преимущественно европейский.

    Источник

    Европейский культурный регион

    Основные характеристики Европейского культурного региона:

    1. быстрые темпы смены общественно-экономических эпох;

    2. формирование основных культурных стилей;

    3. динамическое освоения природной среды;

    4. создание машинного производства;

    5. лидерство в мировом культурном развитии.

    Европейский культурный регион – это не столько территория, сколько особый способ сосуществования социумов, система ценностей, прогресс во всех сферах бытия.

    В древности территория современной Европы была этнически неоднородной. Греки, этруски, ромеи, кельты, лигуры, иберийцы, иллирийцы, фракийцы, скифы составили за исторически короткий промежуток времени основные нации современной Европы. Как считает большинство ученых, основы европейской культурной общности были заложены в раннем Средневековье (V–XI в.). В это время различные этносы, проживавшие на этой территории, и пришлые племена с севера путем формирования и распада новых государственных образований составляют основы западноевропейского Средневековья.

    Однако европейский культурный регион – это не только средневековая Европа второго тысячелетия, но и прежде всего восходящее движение от античности, христианской культуры средних веков, Возрождения, Реформации, Просвещения до Новейшего времени XX в. Европейский культурный регион богат разнообразными типами культур, которые, видоизменяя друг друга, обеспечили ему социально-экономический, духовный прогресс. Человек античного мира не выделял себя из природы, не считал себя единственной во всем чувственно осознанном космосе. По своему образу и подобию он населял его божествами, которые жили рядом с ним на равных. Люди жили как боги, а боги – как люди.

    Античности Европа обязана появлением первых архитектурных ордеров, философских школ, развитием литературы, скульптуры, живописи, театра, музыки. Следует отметить, что в Древней Греции и Риме практически состоялось первое разделение на гуманитарные и естественные науки, на научные дисциплины. Античная культура легла в основу более поздних социальных систем.

    Античная Европа, будучи рабовладельческой, не пройдя этапа феодального развития, в управлении на тысячелетия опередила социально-экономическое развитие Европы, начав такие типичные для буржуазного общества формы демократии, как полис, сенат, выборность.

    В своем развитии западно-европейское Средневековье не было однородным как по составу населения, так и по принципу становления тех или иных государственных образований. Однако, в его основе общими чертами являются аграризация населения, социальная дифференциация, христианство. Последнее и как определенная культурологическая концепция давало ответы на «все» вопросы. В литературе второй половины XX в. можно встретить определение Средневековья как этапа инквизиции, догматизма и тому подобное. Но это скорее политические термины, чем научно обоснованные теоремы. Средние века были прогрессивным явлением в изменении общественно-экономических формаций. В этот период широкое распространение получает образование, зарождается латинская городская и сельская литература, рыцарская поэзия, поэзия трубадуров и вагантов, готический стиль в архитектуре, университетское образование. Доминирующим становится сакральное искусство.

    Укрепление средневековых городов, постепенное перерастание ремесла в мануфактуру, накопления богатства у городской знати требовали появления свободной рабочей силы, а следовательно, были созданы предпосылки формирования новой культурной эпохи, получившей название Возрождения (XIII – первая четверть XVII в.). Возрождение наиболее рельефно проявилось впервые в итальянских городах. Эпоха Возрождения заложила основы фундаментальных открытий в естественных науках, гуманизма в общественных отношениях (Раннее Возрождение), а в период своего упадка и перехода в Реформацию – изменений научной парадигмы.

    Эпоха Возрождения была не просто возрождением чего-то уже достигнутого античным миром или формированием новых отношений, – она была своеобразным образом жизни, мышления, мировоззрения.

    Становление и победа буржуазных отношений в Европе в XVIII в., первая техническая революция лежали в основе следующей эпохи – эпохи Просвещения, когда знания становятся общественной ценностью, а развитие мирового общества – прогнозованным, с предсказуемыми этапами в будущем.

    Источник

    Европейская культурная область страны

    Прежде всего культура Европы- личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.

    Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера. Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы.

    Все три принципа европейской культуры — ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода — немыслимы друг без друга. Стоит отнять одно, как разрушаются две оставшиеся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм. Основа личности — свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании обратной связи с другими личностями.

    Общество только тогда общество, а не толпа, не «население» когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу — «для чего-то» — для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без на-силия и может существовать только общество без личностен, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания.

    Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание духовной жизни другого, признание за ней некоей правды, хотя бы и неполной.

    Итак, три основания культуры Европы: личностность, универсализм и свобода. Без одного из этих основании не могут существовать два других, но н полное осуществление одного из них требует реализации двух других.

    Основа же европейской культуры — христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность.

    Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества — как ныне существующие, так и ранее существовавшие.

    Периодизация культуры Европы
    Культура Европы подразделяется на ряд исторических этапов: культура эпохи античности, культура средневековья, культура возрождения, культура нового времени, культура ХХ столетия.

    Современная культура Европы
    Во второй половине ХХ столетия возникло такое новое понятия как массовая культура — характерное явление ХХ в, вызванное массовым производством и массовым потреблением. Охватила все сферы жизни и с наибольшей полнотой проявилась в молодежной субкультуре (рок-музыка). Заметно усилилась с развитием средств массовой информации, всеобщей грамотности и информационных технологий.

    Новые направления в современной культуре:
    Модернизм ( с явным влиянием экзистенциализма) – произведения Сартра,. Камю. Авангардистские произведения Э. Ионеску, С. Беккета, Х. Борхеса, Х. Кортасара, Г. Маркеса.
    Постмодернизм – появился после Второй мировой войны в результате «большого страха» перед будущим человечества. Постмодернизм своевременно обозначил все болевые точки индустриального общества и проблемы перехода к постиндустриальной цивилизации. Нью-йоркская школа (1945-1960) – абстрактный экспрессионизм Дж. Поллока, А. Горький, У. Кунинга и др. Европейская школа (1945-1960) – П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, В. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др. В архитектуре – Ле Корбузье, О. Нимейер, В. Гропиус и др. К началу 90-х гг. постмодернизм стал ослабевать, уступая место новым реалиям социо-культурной жизни стран Запада.
    Молодежная субкультура – широкое движение против эгоизма и грубого материализма буржуазного общества («битники», «хиппи», «панк-культура», рок-культура и другие течения молодежного движения).

    Источник

    Историко-культурные районы мира

    Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло своё отражение в своеобразии культурных традиций народов. На основании этого в мире выделяют историко-культурные районы.

    Что такое историко-культурные районы мира?

    Историко-культурными называют районы, каждый из которых имеет свой, непохожий на другие, путь развития. Различия проявляются в своеобразии памятников культуры народов, населявших эти районы, особенностях их религий, обычаев, национального характера, традиционных видов хозяйства. Первоначальные границы историко-культурных районов были природными и по мере их развития мало изменились.

    Западная Европа

    Западная Европа — один из центров зарождения мировой цивилизации. Культура и наука государств Древней Греции, Римской империи оказали и продолжают оказывать огромное влияние на ход всей человеческой истории. Наряду с этим Западная Европа сама испытывала огромное культурное влияние государств и народов Африки: Древнего Египта, Карфагена, мавров. Сейчас большинство европейских стран — однонациональные, и каждой из них присущ свой особый культурный колорит.

    Центрально-Восточная Европа

    История её развития очень сложна. Географическое положение района определило постоянную борьбу за контроль над ним крупнейших стран: Германии, России, Австро-Венгрии, Великобритании, Турции. Поэтому на политической карте возникали новые и исчезали прежние государства. Хотя по своим культурным особенностям это, безусловно, европейский район, во многих странах его южной части значительно влияние ислама.

    Российско-Евроазиатский регион

    Положение на стыке европейской и азиатской цивилизаций, географическая близость и сложная история взаимоотношений образующих район государств предопределили в его границах взаимопроникновение и взаимообогащение различных культурных влияний. По мере продвижения с запада на восток в районе усиливается азиатский колорит. А в восточной части России европейская культура сочетается с традициями и обычаями народов Севера.

    Северная Африка и Средний Восток

    Этот район возник на стыке трёх частей света — Африки, Европы и Азии. Издавна его территория пересекалась множеством разнообразных путей: торговых, культурных, военных. Большинство населения стран района (за исключением Израиля) исповедует ислам, который в ходе переселений распространили арабы. Поэтому огромно влияние арабской культуры. Оно ощущается даже в тех странах, где преобладает неарабское население (Иран, Турция, Афганистан).

    Африка и южнее Сахары

    Как и в других районах планеты, в древности здесь существовало несколько крупных государств. Но с приходом европейцев естественное историческое развитие было прервано. Огромный урон населению и культуре нанесла работорговля. Именно поэтому здесь не завершилось формирование народов. Сохранились традиционные искусства и ремёсла: деревянная скульптура, маски, ритуальные танцы. Облик крупных городов преимущественно европейский.

    Южная Азия

    Этот район отделён от остальной территории материка Иранским нагорьем, Гиндукушем и Гималаями. Но через узкие межгорные проходы сюда проникали многочисленные азиатские народы и племена, обладавшие своеобразной культурой и традициями. Протяжённые морские границы способствовали морской торговле с Китаем, со странами Юго-Восточной Азии и Средиземноморья. С XVI в. европейцы начали колониальный захват этих территорий. Сейчас Южная Азия — это крупнейший в мире калейдоскоп рас, народов и языков. Она изобилует творениями людей различных культур и эпох.

    Восточная Азия

    Все страны района, кроме Монголии, расположились вдоль цепочки морей — от Японского до Южно-Китайского. Мореходство и морская торговля способствовали общению и взаимному культурному обогащению народов, населяющих эту территорию. Другой важный фактор формирования района — сильное влияние на окружающие страны высокоразвитой китайской цивилизации. Труды древних китайских философов сыграли большую роль в формировании многих черт характера народов Восточной Азии. К ним можно отнести патриотизм, высокую дисциплину, способность воспринимать новое, сохраняя свои традиции.

    Юго-Восточная Азия

    Благодаря географическому положению история, религия, культура и хозяйство стран этого района формировались под влиянием двух великих азиатских цивилизаций — индийской и китайской. С развитием мореходства сюда пришёл ислам, а в эпоху Великих географических открытий — христианство. Так сформировался своеобразный облик этого района, главные черты культуры которого определяются переплетением буддизма, христианства и ислама.

    Северная Америка

    Историко-географический район включает в себя две страны — США и Канаду. Самобытная культура живших здесь индейских племён была почти полностью уничтожена в ходе европейской колонизации, и сейчас её влияние па современную жизнь людей невелико. Во многих видах искусства очень ощутимо и продолжает усиливаться негритянское и латиноамериканское воздействие.

    Латинская Америка

    Этот район включает все страны Северной Америки к югу от США и всю Южную Америку. Название района подчёркивает определяющую роль в формировании его облика, языков, обычаев и культуры испанцев и португальцев — латинских народов Пиренейского полуострова. Они завоевали эту территорию в XV-XVI вв., уничтожая индейцев, и положили начало новым, сформировавшимся здесь народам. В культуре района переплетаются традиции некогда живших здесь майя, ацтеков и инков, негров, привезённых из Африки в качестве рабов, и европейцев.

    Австралия

    В Австралии преобладает европейская культура, поскольку англоавстралийцы составляют большую часть населения. Некоторые немногочисленные племена коренных австралийцев сохранили свою культуру и быт, приспособленные к кочевому образу жизни и традиционным занятиям. В связи с ростом числа переселенцев из Азии усиливается влияние азиатской культуры.

    Океания

    Самой природой предопределено, что контакты Океании с другими районами Земли и между отдельными частями этого разъединённого водой островного мира были затруднены. Поэтому культура и предания океанийцев очень самобытны и многообразны. Один из самых известных памятников культуры Океании — загадочные каменные скульптуры острова Пасхи высотой до 8 метров.

    Источник

  • Оцените статью