XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Организация работ по стандартизации в рамках Европейского Союза. Опыт стандартизации в ЕС
В современном мире отчетливо наблюдается тенденция к сплочению и объединению различных структур экономики, выражающуюся в создании общих региональных и национальных рынков с целью повысить качество производимой продукции. Иными словами, происходит интеграция или международное объединение экономики стран и государств в один рынок, при котором отменены ограничения в товарообмене. Наиболее наглядный пример этого процесса наблюдается в рамках Европейского Союза (ЕС) — экономического и политического объединения 28 европейских государств. Данное объединение стран сформировало свой единый внутренний рынок 1 января 1993 года. Эта область торговых отношений обслуживает все государства-члены ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. Вот почему изучение принципов стандартизации в странах-членах ЕС является актуальной проблемой.
Целью стандартизации является содействие социально-экономическому развитию страны или государства. Она должна улучшить качество жизни населения с помощью повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Прежде всего, стандартизация направлена на достижение таких целей, как [1] :
совместимость и взаимозаменяемость изделий;
безопасность производимого для человека, окружающей среды и имущества;
качество продукции в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
рациональное использование ресурсов.
Важным шагом для развития стандартизации на территории стран ЕС стал старт осуществления мероприятий, направленных на реализацию положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Так, В 1961 году был сформирован Европейский комитет по стандартизации (СЕН). Первым опытом по сближению национальных стандартов стала Генеральная программа устранения технических барьеров 1972 года в области экономических отношений в пределах Сообщества. Главной задачей по программе было постановление о разработке системы обязательных общеустановленных стандартов для членов ЕС— «…из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов» [2]. В данной программе было уделено большое внимание вопросу о нормах по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стандартами. Полагаясь на высокий технический уровень продукции, предполагалось брать за образец стандарты ФРГ — DIN, дающие гарантию высокого качества [3]. Но в скором времени стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем. Поэтому после рассмотрения ситуации было принято решение разработать и установить единые европейские стандарты — евронорм. Главным направлением признано принятие Директив ЕС прямого действия, т. е. содержащих законодательные положения и требования к конкретным видам. Существенный разрыв между реальным положением дел на едином рынке и представлениями о его функционировании привел Комиссию ЕС к созданию программы «Зеленая книга Европы». Основными в «Зеленой книге» являлись евростандарты, задача которых должна отражать новейшие достижения в производстве.
На сегодняшний день, европейские стандарты применяются, в первую очередь, для повышения параметров безопасности и производительности. Мероприятия стандартизации можно рассматривать как инструмент консолидации Единого рынка и содействия трансграничной торговле в Европе, в большей степени, и с остальным миром. Т.е. это способствует повышению конкурентоспособности европейских компаний путем создания условий для экономического роста. Европейские стандарты разрабатывают группы экспертов, являющимися членами технических комитетов, а также подкомитетов, рабочие группы которых назначаются национальными организациями по стандартизации. Любой Национальный орган, являющийся частью системы европейской стандартизации, в обязательном порядке должен принять в своей стране каждый европейский стандарт в качестве национального. В это же время они должны отозвать существующий национальный стандарт, который противоречит принятому. По этой причине один европейский согласованный стандарт (EN) становится единым во всех странах в европейской системе стандартизации. В настоящее время существует три официально признанные компетентными организации по технической стандартизации: CEN и CENELEC (охватывают продукты и процессы в широком диапазоне конкретных областей) и ETSI (разрабатывает глобально применимые стандарты для информационных и коммуникационных технологий). На данный момент быстро развиваются и появляются на рынке Европы и остального мира различные инновационные продукты. Поэтому очень важно, чтобы европейские стандарты обеспечивали безопасность, учитывая не только требования Комиссии, но и соответствующие международные мероприятия по стандартизации.
Сложность работ по стандартизации в ЕС связана с большом количеством стран-участниц союза, что порождает вынужденную необходимость создания в каждой отрасли своих национальных органов стандартизации, над которыми главенствует Европейский комитет по стандартизации. Но несмотря на эту трудность, именно европейские системы стандартизации достигли на сегодняшний день наиболее высокого уровня развития [4].
Тем не менее, принятые комитетами ЕС согласованные и гармонизованные стандарты приносят выгоду производителям и потребителям благодаря сокращению затрат, обеспечению совместимости различных компонентов, даже если они произведены в различных регионах, повышению производительности и безопасности. Кроме того, вследствие интеграции экономики происходит унификация в экономике. Данное явление заключается в рациональном уменьшении количества разнообразных типов и параметров продукции одинакового целевого назначения, которое сопровождается установлением оптимальных конструкторско-технологических решений.
1. Федеральный закон » О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06. 2015 N 162-ФЗ.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация-8-е изд. Изд-во Litres, 2018 -с. 348.
3. Европейская стандартизация, гармонизированные стандарты [ Электронный источник ] — URL : http :// www . icqc . eu / ru // certifikacija — ce / standartizaciya
4. Стандартизация в Евросоюзе и России. [ Электронный источник ] — URL : http :// integross . net / standartizaciya — v — es — i — rf — professionalnaya — attestaciya — v — es — i — rf /
Источник
12.2. Европейский комитет по стандартизации (СЕН)
Европейский комитет по стандартизации (до 1970 г. — Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН — закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ.
Основная цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).
СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции и др.
Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран—участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ.
Высший орган СЕН — Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы странчленов, а также ЕС и ЕАСТ (рис. 12.1). Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющий следующие функции:
• установление правил и способов применения национальных стандартов стран-участниц и международных стандартов при разработке европейских стандартов;
• определение возможности прямого использования национального или международного нормативного документа в качестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;
• координация работ по национальной стандартизации в рамках региона. Политика в области стандартизации определяется коллегией директоров — представителей национальных организаций и утверждается Генеральной ассамблеей.
Техническая работа по стандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которых координируется Техническим бюро.
Для стандартизации в области строительства, автомобилестроения и безопасности оборудования созданы комитеты по обеспечению программ (программные комитеты). Их задача — ускорение разработки евростандартов в этих динамичных областях путем анализа уже имеющихся международных или прогрессивных национальных стандартов и сбора такой информации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.
Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатывают европейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этими организациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.
Технические комитеты также опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того как задача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность за пересмотр стандарта.
Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности для стран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах—членах ЕС.
Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.
Документы по гармонизации разъясняют сущность тех административных и правовых норм, которые нарушают единообразие применения международных стандартов в странах—членах СЕН.
Цель принятия предварительных стандартов и область их использования описаны в гл. 1.
Принятый СЕН европейский стандарт издается в двух вариантах: как евро-норма и как национальный стандарт в странах—членах СЕН. Во втором варианте стандарт может содержать приложение в виде рекомендаций и разъяснений, содействующих его пониманию и применению.
Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утверждены европейские стандарты-евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляют собой принятие международных стандартов ИСО серии 9000 «методом обложки». В комплекс этих нормативных документов входят пять европейских стандартов:
EN 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению»;
EN 29001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
EN 29002 «Системы качества, модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
EN 29003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
EN 29004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
В области испытаний, сертификации и аккредитации принят комплекс нормативных документов из семи основополагающих европейских стандартов — евро-нормы серии 45 000 (EN 45000):
EN 45001 «Общие критерии, касающиеся работы испытательных лабораторий»; EN 45002 «Общие критерии для оценки (аттестации) испытательных лабораторий»; EN 45003 «Общие критерии для органов по аккредитации лаборатории»; EN 450011 «Общие критерии для органов по сертификации, проводящих сертификацию продукции»;
EN 450012 «Общие критерии для органов по сертификации, ответственных за сертификацию систем качества»;
EN 450013 «Общие критерии, касающиеся органов по сертификации, занимающихся аттестацией персонала»;
EN 450014 «Общие критерии для заявления поставщика о соответствии изделия стандарту».
Эти стандарты разработаны СЕН совместно с Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Современные проблемы СЕН касаются подготовки стандартов, соответствующих возникающим потребностям рынка, и своевременного их издания; ликвидации отставания принятия стандарта от издания европейских директив; ускорения сроков принятия стандартов, количество которых из года в год отстает от числа их проектов.
Источник