Прибалтика в Евросоюзе. Неутешительные итоги
Ровно 14 лет назад, 1 мая 2004 года, Литва, Латвия и Эстония вступили в Евросоюз. Европейская интеграция представлялась руководству стран Балтии вершиной исторического развития, вхождением в Царствие Небесное, где Литву, Латвию и Эстонию ждет лишь благоденствие и процветание. Реальность оказалась не такой радужной: в составе ЕС Прибалтика превратилась в деградирующую периферию Европы с умирающей экономикой и разъезжающимся населением.
Прогнозы о том, что членство в ЕС приведет к оттоку трудоспособного населения из Литвы, Латвии и Эстонии в Западную Европу, не просто сбылись, а оказались излишне «оптимистичными».
Европейская интеграция привела не просто к оттоку, а к настоящему бегству людей из Прибалтики.
После вступления в Евросоюз и получения права свободного перемещения по Европе страны Балтии покинул каждый пятый житель. В годы кризиса Литву за несколько лет оставили более 150 тысяч, Латвию — более 100 тысяч человек. Но и после частичного посткризисного восстановления экономики эмиграция продолжается. Население Литвы сокращается на 1,5%, Латвии — на 1% в год.
Источник изображения: delo.ua
Титульные нации стран Прибалтики, ради сохранения которых провозглашались Литва, Латвия и Эстония, являются умирающими.
Носителей эстонского языка в мире осталось менее миллиона человек. Количество латышей в Латвии — немногим более миллиона. Молодые эстонцы, латыши и литовцы массово покидают свои страны, создают семьи за рубежом, отказываются возвращаться в Прибалтику, а их потомки уже не знают языка предков и не чувствуют своей принадлежности к балтийским народам.
Европейская интеграция обернулась сворачиванием целых отраслей национальных экономик Литвы, Латвии и Эстонии, причем понесенные убытки не были компенсированы странам Балтии из Брюсселя.
Вступление в ЕС завершило процесс деиндустриализации Прибалтики: те крупные промышленные объекты балтийских стран, которые выжили после рыночных реформ 1990‑х и сознательной политики правящих националистов по ликвидации заводов и фабрик, закрылись из-за невозможности выдержать конкуренцию дешевого европейского импорта.
Евросоюз заставил Литву закрыть крупнейшую на момент постройки атомную станцию в мире — Игналинскую АЭС.
Латвия под давлением Брюсселя была вынуждена отказаться от производства сахара и закрыть все сахарные заводы.
Европейские квоты на рыболовство и ограничение рыболовецкого промысла в Балтийском море привели к тому, что рыболовный флот в странах Балтии был распилен на металлолом.
Вступление в ЕС завершило процесс деиндустриализации Прибалтики / Источник изображения: azattyk.org
Прибалтийским фермерам Евросоюз платил дотации не на развитие своего производства — деньги давались за отказ от выращивания продукции, чтобы сельхозпроизводители Эстонии, Латвии и Литвы не создавали конкуренции западноевропейским агрохолдингам даже на отечественном рынке.
В результате членство в ЕС обернулось для стран Прибалтики утратой нормальной экономики как таковой. Страны Балтии в Евросоюзе не являются экономически самодостаточными и живут на «искусственном дыхании» фондов ЕС.
В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС. Дотации должны были обеспечить «выравнивание» прибалтийских экономик и подтянуть Литву, Латвию и Эстонию до среднего уровня экономического развития Евросоюза.
Сегодня еврофонды дают странам Балтии 3% прироста ВВП — без дотаций в Литве, Латвии и Эстонии было бы падение экономики. За счет структурных фондов ЕС выживают сельское хозяйство и строительный сектор Прибалтики — с прекращением брюссельского денежного потока эти отрасли ожидает кризис, который перекинется на всю экономику Прибалтийских республик.
Между тем, дело идет именно к уменьшению европейского финансирования: после 2020 года европейский бюджет станет меньше и от этого может сократиться доля средств для дотационных стран, получающих «пособия для малоимущих».
В обмен на сворачивание производства и уничтожение реальной экономики Евросоюз направил в Прибалтику финансовый поток дотаций из структурных фондов ЕС / Источник: mamikins.lv
Прибалтика уже сейчас сталкивается с перебоями в финансировании. Еврокомиссия отказалась софинансировать литовский СПГ‑терминал, не дала денег на эстонский СПГ‑терминал и Висагинскую АЭС.
Но через два-три года политика выравнивания в Евросоюзе может или вовсе прекратиться, или измениться не в пользу стран Балтии. Financial Times, например, сообщает, что в результате реформы системы выделения финансовой помощи европейские деньги будут перенаправлены из Восточной Европы в Грецию, Италию и Испанию.
4. Демократия и права человека
Когда Литва, Латвия и Эстония вступали в Евросоюз, оптимисты надеялись, что европейская интеграция улучшит удручающую ситуацию с демократией и правами человека в этих странах.
Пессимисты скептически отвечали, что если Европа готова принять в свои ряды страны с позорным институтом неграждан, то на проблемы с демократией и правами человека в Прибалтике там будут закрывать глаза.
Последние оказались правы.
Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось, дискриминация национальных меньшинств продолжается, а в общественно-политической жизни балтийских стран после вступления в ЕС появились такие уродливые явления, о которых в «просвещенной Европе» в последние десятилетия успели забыть.
Демократия в странах Балтии так и осталась ущербной, всеобщего избирательного права в Латвии и Эстонии не появилось / Источник: Shutterstock
У Прибалтики теперь есть свои политзаключенные. Инакомыслящие там превращаются в «узников совести». Спецслужбы поименно перечисляют «врагов народа». За отрицание «единственно правильной» версии исторических событий можно сесть в тюрьму на пять лет.
Неугодных общественников и журналистов сажают. Неугодные телеканалы отключают. Школы национальных меньшинств закрывают. Русский язык, на котором говорит треть населения Латвии и каждый четвертый житель Эстонии, не имеет никакого официального статуса.
И вся эта «демократия» творится под флагом Евросоюза.
5. Уровень жизни
От вступления в Евросоюз в Литве, Латвии и Эстонии ожидали, что они наконец-то заживут как Швеция, Дания и Финляндия. Догонят страны «Старой Европы» по уровню жизни.
После 14 лет в Евросоюзе разрыв в основных показателях социального благополучия между Прибалтикой и Скандинавией со странами Западной Европы стал только более ощутимым.
Литва, Латвия и Эстония делят с Румынией и Болгарией звание самых бедных и убогих стран ЕС.
Страны Прибалтики — антилидеры по расходам на социальную защиту населения в Евросоюзе / Источник: samorazvitie.biz
Страны Прибалтики — антилидеры по расходам на социальную защиту населения в Евросоюзе. В Латвии расходы на соцзащиту составляют 14,5% ВВП — последнее место в Евросоюзе. Практически столько же у Литвы (14,7%) и Эстонии (15,1%) — предпоследние места. Для сравнения, во Франции на социальную защиту тратят 34% ВВП, в Дании — ровно треть валового внутреннего продукта.
Итак, страны Балтии замыкают практически все рейтинги социального благополучия в странах ЕС. Они на последних местах по расходам на здравоохранение, по инвестициям в социальную инфраструктуру, по финансированию социальных программ.
В них одни из самых низких в Евросоюзе зарплат, пенсий, стипендий, пособий по безработице, инвалидности, уходу за ребенком.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник
Последствия интеграции стран Балтии в Евросоюз
Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своего рода депрессивную зону. В современных условиях из этих стран активно бежит молодежь, усиливаются ультранационалистические движения, падает уровень жизни, стабильно высокий уровень безработицы, инфляции, растут цены на продукты питания и энергоресурсы.
Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были одними из самых развитых в СССР. По отраслевой структуре прибалтийские государства не уступали промышленно развитым странам мира, составляя при этом лишь 1% от населения СССР.
Можно говорить о том, что за период с 1991 по 2004 годы происходил процесс переориентации всех сфер жизни балтийских государств. Это время характеризовалось сломом, как общественно политической, так и хозяйственно-экономической структуры, сложившейся в рамках существования в составе СССР. Процесс интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в евроатлантические структуры завершился вступлением балтийских стран в Европейский Союз и НАТО весной 2004 года.
Евроинтеграция стран Балтии имела, среди прочих, и негативные последствия, обусловленные обострением ряда политических и межнациональных противоречий, ухудшением отношений с Россией. Одной из причин разрушающих последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в ЕС любой ценой. Это привело к ущемлению важных экономических и социальных составляющих в ущерб повышения внутренней конкурентоспособности, стимулирования национальных инвесторов, поддержки национального производителя и экспортера и т.д.
После обретения независимости и вступления в ЕС страны Балтии растеряли весь свой экономический потенциал и по уровню развития оказалась на последних местах среди стран — членов Евросоюза
Присоединения к ЕС стран Балтии, привело к тому, что их экономика практически не развивается и имеет существенную зависимость от получения международной донорской помощи в виде кредитов. Такая ситуация связана с тем, что Европе сильные и экономически развитые страны Балтии были не нужны, поэтому эти страны по причине не дальновидности своего руководства и аморфности ЕС утратили некогда сильные экономические позиции переориентировавшись на транзит и сферу услуг. Евроатлантическая интеграция не способствовала развитию прибалтийских стан, а наоборот еще более усугубила их экономическое состояние, что в итоге негативно отразилось на социальной сфере. В балтийских государствах были ликвидировано или перепрофилировано большинство производств, в том числе — наукоемких. Так, к примеру, после выхода Латвии из состава СССР в стране было ликвидировано большинство крупных предприятий, например, «ВЭФ» (VEF), «Альфа», «РАФ» (RAF) и другие, причиной такого шага считалась их неконкурентоспособность.
Кроме того, в Латвии было практически полностью прекращено рыболовство и рыбопереработка, существенным образом пострадала текстильная промышленность, производство сахара, переработка кожи и выпуск обуви, электроники.
В тоже время, упор был сделан на деревообрабатывающую и лёгкую промышленность, многие предприятия которой в 1980-х годах были технологически модернизированы за счёт союзного бюджета. Вырубка лесов практически не контролировалась, порядка 90 % всей лесной продукции шло на экспорт.
Очень силен был политический фактор – желание всячески отмежеваться от России в ущерб собственным экономическим интересам, что привело к необдуманной политике привлечения иностранного капитала, попросту передавшая в чужие руки практически всю (70-80 %) экономическую сферу; политике получения внешних заимствований, направлявшихся не на развитие, а на потребление, приведшей к большому внешнему долгу.
Страны Балтии стали лидерами Евросоюза по инфляции и теневой экономике
Через два три года после вступления стран Балтии в ЕС было зафиксировано увеличение инфляции. В 2007 году среднегодовая инфляция в Латвии – 10,1 процента, в Эстонии составила 6,6 процента, в Литве – 5,7 процента. Латвия стала лидером ЕС по уровню инфляции. Эти страны показали высокую инфляцию среди стран Евросоюза и по итогам 2008-2012 годов.Вступление в ЕС косвенно привело к тому, что страны Балтии являются лидерами ЕС по доле теневой экономики. Согласно исследованию Университета имени Иоганна Кеплера (Австрия), 29 % экономики Литвы, 28,6 % экономики Эстонии и 26,5 % экономики Латвии находились в «тени». Теневая экономика формируется доходами от неуплаты налогов, сокрытия доходов, контрабанды, наркобизнеса, фиктивных финансовых операций и т.п.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты. Так, Бюджет Латвии за последние три-четыре года недосчитался от 18 до 30 процентов налоговых поступлений, что стало крупнейшим падением среди стран Балтии. При этом бюджет Эстонии потерял почти 12 процентов налоговых поступлений, литовский – 17 процентов. Налоговые сборы в Латвии за период с 2010-2012 существенно сократились, по разным данным: в Латвии около миллиарда евро, в Литве чуть более миллиона, а в Эстонии – около четверти миллиона евро.
Вместе с тем, в прибалтийских государствах существенно увеличилось налоговое бремя. Важно учитывать и то обстоятельство, что обилие налогов, сборов, пошлин, формально не поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению госказну. Сейчас в Латвии собирается не более 60- 65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые.
После вступления в Евросоюз в странах Балтии пришло в упадок сельское хозяйство, подорожали продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарства
Негативное влияние вступление стран Балтии в ЕС имело на сельскохозяйственных производителей этих государств. Примером негативного воздействия на экономику можно считать «сахарную реформу ЕС», которая привела к ликвидации сахарной отрасли в Латвии.
Кроме того, негативное влияние на развитие сельхозпроизводств балтийских государств имеют различия в величине дотаций для стран ЕС, которые отрицательно влияют на конкурентоспособности балтийских аграриев. Евросоюз для ускорения роста крупных хозяйств и переориентации стран Балтии на товары европейских поставщиков предложила выплату 1,5 тыс. евро в год с условием – отказаться от мелкого хозяйства и тем самым стимулировав программу «уничтожения» мелких сельхозпроизводителей, которым, по сути, было предложено покупать продукты первой необходимости в магазинах, куда свою продукцию поставляют крупные фермерские хозяйства да и то в большей степени не местного производства! Так, к примеру, по данным Министерства сельского хозяйства Литвы, в данный момент выплату в размере до 1,5 тыс. евро получает почти половина жителей сельской местности юга, востока и севера страны. Среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен на продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарственные средства. Кроме того, существенно увеличилась стоимость выполнения многих государственных проектов, что нашло свое отражение в том, что государствам региона пришлось просить финансовую помощь для их завершения у ЕС.
После вступления в Евросоюз в странах Балтии катастрофически увеличилась миграция и уменьшилась рождаемость — в Латвии численность населения уменьшилось на 1 млн и достигла уровня 1940 года
В следствие вступления в ЕС в балтийских государствах происходит процесс усиление миграционных тенденций: старения нации, низкой рождаемости и миграции. Так, к примеру, в Литве, если сравнивать численность население за период с 1992 (3 млн.706 тыс.чел.) по 2012 (2 млн. 988 тыс. чел.) годы, то можно говорить, что она уменьшилась более чем на 19%, или на 718 тыс. человек. Важно учитывать то обстоятельство, что численность населения Литвы за период вхождения этого государства в состав СССР увеличилась на миллион – с 2,7 (1940) до 3,7 (1991) миллионов. В современных условиях можно говорить о том, что в 2013 году население этого государства составляет 2.7 млн. человек и соответствует показателям 1940 года!
Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции. Всерьёз озабочены проблемой эмиграции населения власти Эстонии, ведь среди мигрирующих (эмигрирующих) больше всего молодёжи в возрасте 20-30 лет. Европейский рынок труда, с его более высоким уровнем заработной платы, стимулирует отток из стран Балтии наиболее квалифицированной рабочей силы. Важно учитывать и то обстоятельство, что если эмиграция будет продолжаться такими же темпами, то через 20-30 лет может сложиться ситуация, когда некому будет платить налоги в объеме позволяющем выплачивать пенсии.
Самые оптимистические данные свидетельствуют о том, что население этого государства ежегодно уменьшается примерно на 5-10 тыс. человек. В целом потери Латвии от эмиграции в XXI веке оцениваются в пределах от 140 до 250 тыс. человек. Даже исходя из того что естественный прирост населения Латвии продолжается, но он сводится на нет и превращается в свою противоположность благодаря эмиграции. По данным латвийских исследователей, из тех, кто ещё не выехал (в возрасте от 18 до 60 лет) в ближайшем будущем намерены это сделать более трети. В результате евроинтеграции, Латвию покинул каждый пятый житель, а каждый третий остался безработным…
После вступления в Евросоюз в странах Балтии резко сократились государственные расходы на восстановление экономики, на социальную защиту и зарплаты, в том числе — госслужащим
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Правительствам этих стран приходится идти путем сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и образования) и увеличения налогового бремени.
В Эстонии расходы на социальную защиту составляют 16,1% от валового внутреннего продукта (ВВП). По этому показателю Эстония занимает предпоследнее место среди 28 стран ЕС, опередив лишь Латвию, В Латвии этот показатель наименьший в ЕС и составляет 15,1%. Менее 20% тратят лишь: Румыния — 16,3%, Литва — 17,0%, Болгария — 17,7%, Словакия — 18,2%, Мальта — 18,9% и Польша — 19,2% Более 30% от ВВП в 2011 году тратили на социальную защиту в Дании — 34,3%, Франции — 33,6%, Нидерландах — 32,3%, Бельгии — 30,4%, Греции — 30,2% и Финляндии — 30,0%.
Существенному сокращению были подвержены в странах Балтии заработные платы государственных служащих: в Литве и Латвии, начиная с 2009 года, они сократились примерно на 10%, а в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной сферы в целом более всего пострадали в Латвии – их доходы уменьшились за прошедший год почти на 40%.
После вступления в Евросоюз в странах Балтии резко выросли безработица, бюджетный дефицит и государственный долг
Интеграция в ЕС балтийских государств негативно отразилась на занятости населения. Так, к примеру, в Эстонии безработица выросла с 4,7% до 14,6%, в Литве – с 4,3% до 17,3%, а в Латвии – с 6,0% до 17,1%. Согласно статистике Eurostat, уровень безработицы в Латвии составил 16,2%, В Литве – 15,6%, в Эстонии – 12,8%, при среднем показателе по ЕС в 9,5%. В 2011-2012 — 2013 годах безработица в странах Балтии росла стремительными темпами. Важно учитывать и то обстоятельство, что национальная статистика стран региона не учитывает сотни тысяч человек, которые уехали на работу в Великобританию, Ирландию и скандинавские страны. Высоким остается уровень безработных среди молодежи до 24 лет: в Литве он составляет 33,2%, в Латвии – 30,2%, в Эстонии – 21,8%, тогда как в среднем по ЕС – 21%. В странах Балтии увеличился дефицит государственного бюджета и, соответственно, государственный долг. Так, Литва увеличила дефицит государственного бюджета в 8 раз и довела его до 12,1 % от размера ВВП. Дефицит бюджета составил уже 7,1% от ВВП. Государственный долг Литвы за этот же период вырос с 16,9 до 29,5% и это при том, что темпы экономического роста в этом государстве в 2012 — 2013 гг. еще более замедлились. В Латвии дефицит государственного бюджета вырос в 28 раз и достиг величины 10,2% от ВВП. Дефицит бюджета составил 7,7%. Государственный долг увеличился за это же время с 9,0 до 36,7%. Существует опасность того, что к 2014 году государственный долг этого государства возрастет до 52%.
Народы Балтии тихо, но неуклонно растворяются в странах Евросоюза
Молодежь из Эстонии, Латвии и Литвы массово уезжают в более благополучные страны ЕС. Необратимость этого процесса признали лидеры прибалтийских республик.
Британские власти обнародовали результаты переписи населения за прошлый год: второй по численности диаспорой восточноевропейцев, осевших в Англии и Уэльсе, оказались выходцы из Литвы, пропустившие вперед только поляков. Их там больше 100 тысяч. И это лишь те, кто получил вид на жительство. Местные подмечают, что лондонские пабы в некоторых иммигрантских кварталах часто переделывают под пивнушки с прибалтийским колоритом. Литовская пресса бьет во все колокола: народ валом валит из страны! Если в конце 1980-х там жили 3 млн 700 тыс. человек, то в этом году численность населения Литвы опустилась ниже «психологического» рубежа в 3 млн, составив 2 млн 979 тыс. человек.
Та же тенденция наблюдается и в соседней Латвии. За 20 с лишним лет после распада СССР страну покинули 200 тыс. жителей. И это в стране, население которой лишь немного превышает 2 млн человек. В 2012 году за рубежом получили гражданство Латвии 3,3 тыс детей, родившихся в основном в Британии и Ирландии. Но никто не считал, скольких родители зарегистрировали уже как граждан другого государства.
В Эстонии сегодня, по данным Департамента статистики, проживает 1 млн 286 тыс человек. А перед распадом СССР было 1 млн 566 тыс. Если так пойдет дальше, то, по подсчетам ученых, к концу XXI века эстонское государство просто исчезнет. Причина — высокие темпы эмиграции и серьезный уровень смертности, ставшие следствием падения уровня жизни.
Вступление в Евросоюз приводит к закрытию производств, вырезанию скота, вырубке садов и виноградников — ЕС превращает своих новых членов в рынки сбыта, сокращая там промышленность и сельское хозяйство!
Вступление в ЕС многим в Украине кажется сродни вхождению в Царство Божие. В то же время нынешний кризис, в который все глубже погружается европейская экономика, заставляет в этом усомниться. Особенно интересно для нас посмотреть на судьбу стран, которые вступили в ЕС сравнительно недавно. Как правило, везде наблюдается похожая картина — при вступлении старые члены ЕС навязывали новичкам весьма суровые условия. Они касались ограничения производства в сельском хозяйстве, промышленности.
Причем нередко делалось это скрытым путем — через жесткие стандарты.
«Если поросенка кормят не по рациону и расписанию ЕС, его отбраковывают, и продать его даже на внутреннем рынке уже невозможно. Если форма, цвет и размер помидора или кукурузного зернышка не соответствуют стандартам — продукция отбраковывается и уничтожается»,— рассказывают венгры.
Кроме того, по нормам ЕС государство не имеет права поддерживать отдельно взятого производителя в его начинаниях по реорганизации и модифицированию производства. Государство может помочь предприятиям только в трех случаях: 1 — в программах защиты природы, 2 — в инновационных программах и 3 — для закрытия предприятий. В итоге, как показывает практика, вступление в ЕС приводит к закрытию производств, вырезанию скота, вырубке садов и виноградников.
По сути, страны Западной Европы, принимая на таких условиях новых членов, превращали их в рынки сбыта для своей продукции и услуг. Взамен предлагались дешевые кредиты на потребление (через крупные западные банки), инвестиции в некоторые отрасли, которые руководство ЕС посчитало достойными для этих стран (например, туризм), вливания в инфраструктуру (которые обычно осваивались западноевропейскими компаниями) и неограниченную миграцию рабочей силы, чтобы оставшиеся без работы поляки, румыны и болгары могли устроиться сантехниками и разнорабочими в развитых странах и перечислять часть заработка себе на родину.
Сейчас эта система все больше дает сбой. ЕС уже не может содержать обширные рынки сбыта на востоке и юге, а потому сей регион погружается в глубокий кризис. Прокормить себя эти страны уже не могут, а денежный ручеек с Запада грозит вот-вот иссякнуть…
По требованию Евросоюза, хлопководства и судостроения в Греции сегодня почти не существует, а крестьяне вырубили виноградники и подписали обещание — навсегда отказаться от выращивания винограда и оливок!
В Греции многие уверены, что предпосылками к нынешнему экономическому кризису стали реформы, которые проводились по требованию ЕС и особенно в сельском хозяйстве. И наиболее сильный удар был нанесен по хлопководству. В конце 1990-х Греция производила более 1,3 млн тонн хлопка в год, в то время как сейчас ей разрешено собирать в два раза меньше — 782 тысяч тонн.
До вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам, но после получения вожделенного статуса греки получили квоты, введенные, чтобы не было перепроизводства товаров — производить определённое количество мяса и не больше, столько-то молока, вина, апельсин, оливкового масла, иначе — штраф!
В итоге серьезно пострадала винная отрасль страны. Испокон веков гордились греки своей густой смоляной и терпкой рециной. Но рецина не втискивалась в квоты и началось вырубание виноградников. Та же участь постигла и оливковые деревья. За каждую вырубленную стрему (десять соток) крестьянам заплатили по 720 евро, которые должны были пойти на перепрофилирование сельхозхозяйства, но в сущности были «проедены». При получении денег требовали подписать обещание навсегда отказаться от выращивания винограда-оливок.
Еще одна отрасль Греции, оказавшаяся в пострадавших, — судостроение. ЕС оказалось выгоднее строить новые суда не в Греции, а в Германии. Многие судостроительные предприятия Греции закрылись, а с момента вступления в ЕС греческие судовладельцы сами заказали за границей 770 кораблей!
По требованию Евросоюза, в Латвии закрыли все сахарные заводы и крупнейшее машиностроительное предприятие «РигаСельМаш», а внешний долг, который при СССР был равен нулю, сегодня равняется 7 миллиардам евро
При вступлении в ЕС Латвия лишилась всех своих сахарных заводов. Их было три — в Лиепае, Екабпилсе и Елгаве, они полностью покрывали внутренний рынок и на них работало 330 крестьянских хозяйств. В 2006 году в ЕС начали реформу сахарной отрасли под благовидным предлогом открытия рынка Евросоюза для третьих стран и снижение цен на сахар на внутреннем рынке. В итоге до реформы сахар производился в 23 странах ЕС из 27, а теперь закрыты все заводы в Латвии, Португалии, Ирландии, Болгарии и Словении.
Еврокомиссия постановила — до 2015 года появление сахарных заводов в Латвии исключено.
В СССР Латвия была индустриальной страной, но на примере города Ливаны, можно посмотреть, что осталось из ее промышленности. Здесь закрылся знаменитый в СССР художественным стеклом завод «Ливанского стекла», остался только музей. Закрыли и не менее знаменитый домостроительный завод, который собирал финские домики на пять комнат. В Риге демонтируется бумажная фабрика (не подпадает по эконормы ЕС) и одно из крупнейших предприятий машиностроения в Латвийской ССР РигаСельМаш (оказалось неконкурентноспособным).Кстати, внешний долг Латвии в 1991 году был равен нулю, а сейчас 7 млрд евро (по данным на март 2013 года).
По требованию Евросоюза, Литва закрыла Игналинскую АЭС, а за молоко, свиней и коров сверх разрешенного Брюсселем количества страны Балтии оштрафовали на 9,5 млн евро! Внешний долг Литвы давно превысил 3 млрд $
При вступлении в ЕС нужно учитывать очень высокие требования к качеству молочных продуктов, под которые сложно подстроиться селянам, желающим подзаработать на молоке. По евронормам молоко не сортируют, как было в СССР, а разделяют на «соответствующее для закупки» и «неподходящее для закупки». По одному, его берут на переработку, по второму — нет. И, естественно, легче модернизировать производство крупному скотоводу, чем частнику. В итоге в Литве рядовые жители практически перестали держать коров, а поголовье в общем сократилось в четыре раза, и это, как говорят эксперты, еще не предел.
Вырезанию скота способствуют и субсидии из фондов ЕС, выдаваемые селянам за прекращение производства молока. В ЕС существует и квотирование молока — т. е. каждый член Союза не может производить больше молочной продукции, чем разрешил Брюссель. Это сделано с тем, чтобы в ЕС не было перепроизводства. А ведь это самое перепроизводство могло бы вызывать снижение цены на молочную продукцию. Но цены растут, а коров больше разводить не разрешают.
В первые годы пребывания в Евросоюзе у всех стран Балтии вообще была проблема с излишками запасов сельскохозяйственных продуктов: молочных, мясных, овощей, вина, которые накопили власти перед вступлением в ЕС, желая как можно дольше сдерживать цены на эти продукты. Но в ЕС и на это придумали штрафы — в 2007 году Еврокомиссия оштрафовала Литву, Латвию и Эстонию на 3,182 млн евро каждого. Основания — при переговорах вступающие страны обязались не создавать запасов продуктов.
А еще Литва лишилась Игналинской атомной электростанции, работавшей с 31 декабря 1983 года по 31 декабря 2009 года. Закрытие АЭС было одним из основных требований в переговорах Вильнюса о членстве Литвы в ЕС, и все потому, что европейцев преследует страх относительно повторения Чернобыльской аварии. Без Игналинской АЭС Литва стала страной, зависящей от импорта электроэнергии, а на демонтаж станции нужно 1,134 млрд евро. ЕС пообещала эти деньги выплатить и возвести на месте Игналинской АЭС новый современный энергоблок, но когда — неизвестно.
В 1991 году Литва ни одному государству не должна была ни цента, а в 2010 году литовский долг составил 7886,7 млн литов ($3 млрд).
По требованию ЕС в Эстонии закрыты заводы, уменьшена выработка электороэнергии , внешний долг — 17 млрд евро; в Польше — ликвидирована угольная промышленность, закрыта Гданьская судоверфь, внешний долг — 245,5 млрд евро
В Эстонии поголовье скота с советских времен уменьшилось в пять раз. Сейчас в Эстонии идет переориентирование сельского хозяйства на производство биотоплива.Не работает машиностроительный завод (оборудование для нефтепрома) и завод им. Вольта в Таллине, которые во времена СССР выпускали двигатели и прочее оборудование для энергетики. По требованию ЕС было уменьшена в несколько раз выработка электроэнергии с 19 млрд киловатт-часов до 7 млрд киловатт-час — излишки Европа не захотела покупать, а Россия принципиально не стала. Внешний долг Эстонии — 16,56 млрд евро (2010 год).
Главное, чего лишилась польская экономика после вхождения в ЕС 1 мая 2004 года, — угольной промышленности, которая в свое время составляла основу экономики Польши, хотя в последние годы нуждалась в господдержке. Было закрыто 90% угольных предприятий, на которых работали более 300 тысяч человек. Остальные 10% были реорганизованы и приватизированы. В общем 75% польских шахтеров потеряли работу.
Вторая, но еще пока неполная потеря — знаменитая Гданьская судоверфь, которая в 1960 — 1970 годах спустила на воду самое большое в мире количество судов и промысловых плавбаз, а сейчас разделена на два частных предприятия, которые пока простаивают. На деньги ЕС проводится реконструкция судоверфи, но в последнее время работы замедлились из-за общего кризиса. Десятки более мелких судостроительных заводов закрылись, а их рабочие ухали в Западную Европу.
Кстати, внешний долг Польши на момент вступления в ЕС составлял $99 млрд, на начало 2011 года — $245,5 млрд.
Во всех балтийских странах пострадала и рыбная промышленность — ЕС устанавливает квоты на вылов и так называемые нормы солидарности на использование европейских водных ресурсов, что приводит к закрытию рыбных заводов и уменьшению рыболоведческого флота.
После вступления в ЕС Венгрия собирает штучные «Икарусы» по индзаказам, а экспорт и цена венгерского мёда уменьшились наполовину
Одним из символом Венгрии были «Икарусы», выпускаемые крупнейшей в 1970—80-х годах в Европе автобусностроительной компанией «Ikarusbus». Во времена СССР компания выпускала до 14 тысяч автобусов в год. В 2004 году, в год вступления Венгрии в ЕС, массовое производство автобусов здесь было прекращено, два года легендарный завод простаивал, пока у венгерского бизнесмена Габора Селеш не появилось желание возродить марку, и он выкупил 100% акций «Ikarusbus». Сейчас здесь осуществляется сборка транспорта лишь по индивидуальным заказам.
Венгры очень надеялись, что после вступления в ЕС они заполнят всю Европу одним из своих главных сельхозпродуктов — медом, на котором надеялись неплохо подзаработать. Но не получилось — в рамках программы по стабилизации цен на продукты пчеловодства Брюссель снял ограничения на закупку меда в Китае и других странах — не членах ЕС, и объем экспорта венгерского меда в Евросоюз снизился на 50%. Закупочные цены на мед в Венгрии упали с 4,92 до 2,73 евро за 1 кг, в результате пчеловоды не могут компенсировать свои производственные издержки.
Источник