Европейский стран против введение санкций

Ликбез. Европейские санкции и как они работают?

За последние два года новости о санкциях окончательно стали обыденной частью газетных заголовков по всему миру. США против Турции и Ирана, Европа за Иран, но против России. Россия — против всех. Новую рубрику «Ликбез» мы открываем текстом о санкциях в Европе, в котором попробовали разобраться, почему продление этих ограничительных мер против России каждый раз превращается для ЕС в испытание на прочность, и как в итоге подействовали на Старый свет российские контрсанкции.

САНКЦИИ В ЕВРОПЕ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Вторая половина двадцатого столетия стала для Европы временем нескончаемых «тарифных войн». Различные ограничения применялись европейскими странами для получения преимуществ в торговле даже со странами-членами Европейского Сообщества. Часто — путем установления формальных «надуманных» требований. К примеру, бельгийское законодательство обязывало торговцев продавать маргарин в упаковках только кубической формы и никакой иной, а немецкие нормы указывали алкогольное содержание для ликеров исключительно в 25%. В случае несоответствия, товары из других стран не могли попасть на внутренний рынок. Логика противостояния была вытеснена идеей сотрудничества с момента подписания Маастрихтского договора и официального оформления Европейского Союза (ноябрь 1993г.)

В результате успехов экономической интеграции страны ЕС постепенно стали переходить от строительства единого экономического пространства к созданию единой внешней политики, к которой относится и вопрос санкций. На данный момент сотрудничество во внешнеполитической сфере предполагает разработку общих позиций ( common positions ) и совместных действий (joint actions). Именно в процессе подобных согласований оценивается политическая обстановка и определяется реакция на них со стороны ЕС. Одной из возможных реакций является введение санкций.

Читайте также:  Золотовалютные резервы стран мира 2020 рейтинг

Прежде всего, ЕС старается использовать меры дипломатического воздействия, рассматривая санкции как последний инструмент. В связи с отсутствием собственной армии, главной силой ЕС становится его экономика, и именно экономическими рычагами Союз стремится выражать позицию на существенные для него вопросы (права человека, международное право и др.)

Страны (выделены зеленым цветом), в отношении которых действуют различные санкции ЕС. Источник

КАКИЕ БЫВАЮТ САНКЦИИ?

ЕС может вводить санкции, имплементируя обязательные к исполнению резолюции Совета Безопасности ООН или же вводить самостоятельные ограничительные меры. Существует несколько видов ограничительных мер:

Первый вид из них — меры, которые налагаются против всей страны в целом. К ним относятся:

  • Дипломатические санкции (ограничения для работников посольств и дипломатов, отмена официальных визитов);
  • Приостановление сотрудничества с третьей страной;
  • Бойкот спортивных или культурных мероприятий;
  • Торговые санкции (в том числе эмбарго на поставки оружия);
  • Финансовые санкции (заморозка активов, запрет на финансовые операции, кредиты или инвестиции);
  • Запрет полетов;
  • Ограничения на въезд.

Второй вид санкций, т.н. «целевые» санкции (targeted sanctions) — налагаются на конкретных людей или организации. Чаще всего это лица и организации, приближенные к руководству осуждаемого ЕС политического режима или члены его правительства. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица.

При этом ограничительные меры и первого, и второго вида не должны противоречить принципам международного права и международным обязательствам, взятым на себя ЕС (к примеру правилам ВТО).

Российские компании, в отношении которых были введены санкции ЕС в 2014 году. Источник

КАКОВ МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ?

Для введения санкций против какой-либо страны или группы лиц необходимо совершить ряд последовательных шагов. В наиболее общем виде этот порядок таков.

  • Предложение о введении санкций (в виде общих позиций) должно внести одно из государств-членов ЕС или Еврокомиссия
  • Предложение рассматривается и обсуждается соответствующими рабочими группами в рамках институтов ЕС и только после этого передается для утверждения
  • Проходит заседание глав стран ЕС — Совет ЕС. На нем Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и Еврокомиссия представляют совместное предложение о введении санкций (подобный совместный жест указывает на соответствие предлагаемых санкций, как задачам общей внешней политики стран-членов ЕС, так и принципам европейской интеграции).
  • На заседании проводится голосование. Решение принимается квалифицированным большинством (не менее 55 % членов Совета ЕС — 25 голосов «за»; при этом проголосовавшие «за» должны представлять как минимум 65% населения ЕС в целом)
  • После утверждения общей позиции Советом её текст публикуется в Официальном журнале ЕС и вступает в силу.
  • Ограничительные меры имплементируются и начинается мониторинг их исполнения
  • Решения Совета ЕС о введении ограничительных мер действуют 12 месяцев
  • В зависимости от развития ситуации, Совет ЕС может принять решение о пролонгации данных мер, их расширении, корректировке, приостановке или отмене. Данная процедура выполняется каждые 6 месяцев и происходит автоматически при отсутствии предложений о пересмотре или отмены от стран-членов.

Пропорции голосов членов Совета ЕС. Источник

КАКИЕ САНКЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ПРОТИВ РОССИИ?

Введение санкций против России стало прецедентом, когда ограничительные меры вводились против страны, с которой страны ЕС связывали устойчивые экономические связи (10% внешнеторгового оборота ЕС приходилось на Россию, делая ее третьим по объему торговым партнером ЕС после США и Китая). Само же введение санкций было легитимизировано их привязкой к одному из исключений правил ВТО (в которой состоят как государства ЕС, так и Россия) – исключению о защите национальной безопасности.

Таймлайн введения санкций ЕС в отношении России. Источник

Несмотря на масштаб введенных ограничений, против России был применен весь спектр санкционного инструментария ЕС, но крайних мер все же получилось избежать. Например, за рамки санкций были вопросы, связанные с энергетикой (в том числе строительство Северного потока-2), а также ряд экстраординарных мер, таких как отключение России от системы банковских переводов.

СКОЛЬКО СТОИЛИ ЕВРОПЕ РОССИЙСКИЕ КОНТРСАНКЦИИ?

Как следует из доклада Европарламента, санкции против России стоили экономике Евросоюза 34,7 миллиарда долларов и потерю 400 тысяч рабочих мест за период с 2014 по 2016 год. Эти оценки учитывают все виды санкций: финансовые санкции, «целевые санкции», российские контрсанкции на агропродовольственные товары из ЕС. В абсолютном выражении Германия понесла основную тяжесть потерь, в то время как в относительном выражении более остальных пострадали такие страны как Кипр, Греция и Хорватия, в основном из-за сокращения экспорта сельскохозяйственной продукции. Среднее относительное снижение общего объема экспорта в Россию для стран ЕС составило 11%.

Изменения объема экспорта и импорта из России по странам ЕС за период 2013-2016 гг. (в млрд. долл. США). Источник

В этом же докладе указывается, что потери удалось восстановить не полностью. Так страны-члены ЕС активно принимают усилия для нивелирования экономических издержек санкций путем перенаправления торговых потоков на альтернативные рынки. Наибольший относительный прирост был достигнут в отношении экспорта в США (+5,5%), Китая (+13,3%), Швейцарии (+ 2,4%) и Японии (+7,4%). Тем не менее, существуют отдельные «истории успеха» экономик, которые, казалось бы, должны были в наибольшей степени пострадать от санкционных войн с Россией. Наиболее очевидный пример — Финляндия, о которой мы уже писали раньше.

Источник

Источник: ЕС исключает введение санкций против госдолга РФ вслед за США

БРЮССЕЛЬ, 16 апреля. /ТАСС/. Евросоюз (ЕС) исключает в настоящий момент введение санкций против суверенного долга России вслед за аналогичным решением США. Об этом заявил ТАСС в четверг дипломатический источник в постпредстве одного из государств ЕС в Брюсселе.

«Вопрос о санкциях против госдолга России не стоит на повестке дня институтов ЕС, он сейчас не обсуждается, и ни одна страна ЕС не предлагала подобных мер, — сказал он. — Для столь жестких мер нужна очень серьезная причина. США обвиняют Россию во вмешательстве в американские выборы, но против ЕС Россия не предпринимала ничего подобного. Не следует ожидать от Евросоюза прямого следования за США в их санкционной политике». По его словам, должно произойти «нечто из ряда вон выходящее, чтобы ЕС пошел на эту меру».

«Экономические секторальные санкции против России ЕС принял лишь один раз — в июле 2014 года, — отметил дипломат, — и это стало ответом на гибель малайзийского Boeing. Эти санкции остаются в силе до настоящего момента и продлеваются раз в полгода, поскольку условием для их отмены ЕС назвал выполнение Минских соглашений.

Европоддержка

Во внешнеполитической службе ЕС в четверг ТАСС отказались давать любые комментарии о возможности принятия новых санкций Евросоюза в поддержку нового санкционного пакета США. Там подчеркнули, что институты ЕС «не комментируют санкционные меры до их полного утверждения».

В то же время глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель распространил заявление, в котором выразил солидарность с Соединенными Штатами. Он, в частности, отметил, что ЕС «будет продолжать расследовать вредоносную кибердеятельность с целью принятия устойчивых, совместных и скоординированных мер по предотвращению, пресечению, сдерживанию и реагированию на такое вредоносное поведение в киберпространстве, в том числе путем тесного сотрудничества с нашими международными партнерами».

«Северный поток — 2»

В Брюсселе считают позитивным развитием для Германии отсутствие мер против строящегося газопровода «Северный поток — 2» в последнем санкционном пакете США, заявил источник.

«Бросается в глаза тот факт, что последний пакет санкций США не включает ограничительных мер против «Северного потока — 2″. Это позитивное развитие для Германии, которая продолжает прилагать значительные усилия для завершения этого проекта», — подчеркнул он.

«Можно предположить, что, усиливая давление на Россию по другим направлениям, администрация США предпочла не осложнять отношения с Берлином из-за «Северного потока — 2″, который, принимая во внимание степень его готовности и вложенные европейским бизнесом деньги, вряд ли получится остановить», — сказал собеседник агентства.

По его словам, такой шаг Вашингтона «можно интерпретировать как готовность принимать во внимание интересы европейских союзников». «Этот позитивный сигнал является приглашением для европейских государств сделать еще один шаг навстречу США, в том числе по вопросам сдерживания России», — добавил дипломат.

При этом он выразил уверенность в том, что ЕС не пойдет на введение жестких мер против РФ, таких как санкции против госдолга, однако не исключил принятия символических мер в виде включения еще нескольких российских граждан в черный список в рамках европейского механизма санкций за кибератаки.

Источник

ЕС пока не готов присоединиться к США в санкционной войне с Россией

Новый пакет санкций США, включающий жесткие меры против госдолга России, стал не только новым витком напряженности в отношениях Москвы и Вашингтона, но и испытанием на прочность отношений Европы и Америки. Европейские союзники США получили недвусмысленное приглашение поддержать Вашингтон и пойти на новое обострение с Россией.

На словах они Америку поддержали, а как далеко они рискнут зайти на деле? И не потребуется ли их для этого «подтолкнуть»?

17 июля 2014 года катастрофа малайзийского Boeing в небе Донбасса, в которой немедленно обвинили Россию, стала «спусковым крючком» для введения 31 июля того же года экономических секторальных санкций Евросоюза (ЕС) против РФ. Ни до, ни после ЕС подобных мер против России не вводил.

Устная поддержка

Евросоюз и НАТО выступили в четверг с заявлениями в поддержку новых санкций США против России. Заявление Североатлантического альянса оказалось предсказуемым и ни к чему не обязывающим. Во-первых, альянс всегда поддерживает действия США, в особенности в отношении России, а во-вторых, страны НАТО не связаны никакими обязательствами вести скоординированную внешнюю политику, то есть данное заявление их ни к чему не обязывает, чего не скажешь про Евросоюз.

С начала века НАТО лишь однажды не поддержала США: когда бывший в тот момент американским президентом Джордж Буш предложил европейским союзникам принять участие в войне против Ирака, развязанной в 2003 году под сфабрикованным предлогом наличия у Багдада оружия массового поражения, которое потом так никто и не нашел. Во всех остальных случаях альянс подписывался под всеми решениями США, особенно если это не стоило ему дополнительных денег.

Короткое заявление НАТО содержало базовый набор избитых обвинений: про кибератаки, про вмешательство в выборы, про дестабилизацию ситуации на Украине, про отравления «Новичком». Поэтому НАТО поддерживает меры США, продолжая при этом призывать Россию к диалогу, в частности к созыву Совета Россия — НАТО (СРН), который в прошлом году не собирался ни разу. И не удивительно, потому что сколько можно проводить СРН, чтобы слушать в неизменном порядке все перечисленные выше тезисы без какого-либо намека на диалог по существу.

От лица ЕС с заявлением в поддержку США выступил глава внешнеполитической службы сообщества Жозеп Боррель. Он также озвучил общую поддержку санкциям США без четких обязательств солидаризироваться с ними. Однако в его документе фигурировал важный тезис о готовности ЕС предпринимать конкретные меры, в том числе международного характера, для борьбы против хакерской деятельности. Боррель, в частности, отметил, что ЕС «будет продолжать расследовать вредоносную кибердеятельность с целью принятия устойчивых, совместных и скоординированных мер по предотвращению, пресечению, сдерживанию и реагированию на такое вредоносное поведение в киберпространстве, в том числе путем тесного сотрудничества» с международными партнерами сообщества.

ЕС готов действовать?

Конечно, нет. Или, вернее сказать, пока не готов. ЕС не может просто принять новые санкции против России, демонстрируя поддержку США. Сначала институты ЕС или любая из стран сообщества должна внести предложение о новых санкциях, потом с этим предложением должны согласиться все 27 членов ЕС, затем санкции должны быть официально разработаны внешнеполитической службой и утверждены в Совете ЕС.

Во внешнеполитической службе ЕС ТАСС отказались давать любые комментарии о возможности принятия новых санкций Евросоюза в поддержку нового санкционного пакета США. Там подчеркнули, что институты ЕС «не комментируют санкционные меры до их полного утверждения».

Однако, как сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС дипломатический источник в Брюсселе, Евросоюз готов рассмотреть введение ограниченных санкций — добавить несколько человек, а возможно, и пару юрлиц, например какие-то российские IT-структуры из списка США, в собственный черный список в рамках механизма санкций ЕС за кибернетические преступления. Он отметил, что кибератака через программное обеспечение фирмы SolarWinds, которую, как утверждают спецслужбы США, якобы провела РФ, «затронула и европейские страны». «Поэтому ряд государств сообщества готовят предложения по списку лиц, против которых могут быть введены индивидуальные запретительные меры в рамках европейского механизма санкций за кибератаки», — добавил дипломат.

Он, однако, выразил сомнение, что эти списки будут готовы для обсуждения на предстоящей встрече глав МИД ЕС в онлайн-формате 19 апреля. «Вряд ли эти предложения будут внесены на предстоящей министерской встрече, скорее всего, это произойдет в рабочем порядке через Комитет постоянных представителей ЕС», — заявил он.

Собеседник агентства не стал комментировать вероятность утверждения этих санкций, подчеркнув лишь, что «эти предложения должны иметь достаточные обоснования, которые гарантируют, что ограничительные меры не удастся оспорить в Европейском суде [юстиции]».

«Неприкосновенный» госдолг

Дипломат скептически высказался о возможности серьезных экономических мер со стороны Евросоюза против российского госдолга. «Вопрос о санкциях против госдолга России не стоит на повестке дня институтов ЕС, он сейчас не обсуждается, и ни одна страна ЕС не предлагала подобных мер, — сказал он. — Для столь жестких мер нужна очень серьезная причина. США обвиняют Россию во вмешательстве в американские выборы, но против ЕС Россия не предпринимала ничего подобного. Не следует ожидать от Евросоюза прямого следования за США в их санкционной политике». По его словам, должно произойти «нечто из ряда вон выходящее, чтобы ЕС пошел на эту меру».

«Экономические секторальные санкции против России ЕС принял лишь один раз — в июле 2014 года, — отметил дипломат, — и это стало ответом на гибель малайзийского Boeing. Эти санкции остаются в силе до настоящего момента и продлеваются раз в полгода, поскольку условием для их отмены ЕС назвал выполнение минских соглашений.

Однако европейский дипломат говорил не о полной невозможности новых экономических санкций ЕС против России, а лишь об отсутствии достаточных для них обоснований. Иными словами, если, например, возобновятся бои в Донбассе, вопрос о новых экономических рестрикциях против РФ может вернуться на стол переговоров в Брюсселе.

Без «Северного потока — 2»

Дипломат также подчеркнул, что наблюдатели в Брюсселе отметили отсутствие мер против строящегося газопровода «Северный поток — 2» в последнем санкционном пакете США. По его словам, это стало позитивным развитием для Германии, «которая продолжает прилагать значительные усилия для завершения этого проекта».

Источник

Оцените статью