Европейское правовое пространство
+сфера действия норм и институтов региональной правовой системы, объединяющей национальные правовые системы европейских стран, участвующих в общеевропейском процессе
+это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти
Законами Талмуда регулируются
+вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета
Законодательные акты ставшие в течение XVII-XVIII вв. исходным пунктом формирования правовых систем Скандинавских стран
+Кодекс короля Христиана V 1683 г. и Свод законов Шведского государства 1734 г.
Законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС включают четыре вида актов (с разным объемом и характером правового воздействия)
+конвенция, модельный закон, модельное положение для конвенции, рекомендации по законопроектной работе
Идейную основу социалистических правовых систем составлял
+согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного
+способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке
История мусульманского права начинается с
Иудейское право действует на протяжении
+более чем 2000 лет
К основным отраслям мусульманского права относятся
+уголовное право, судебное право и семейное право
Какое название носило полное объединение трех королевств – Дании, Норвегии и Швеции? Годы существования+
Кальмарская уния — с 1397 по 1523 гг.
+аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой
Классификация правовых систем Рене Давида (идея трихотомии)
+выделение трех правовых семей (романо-германская, англосаксонская, социалистическая), к которым примыкает остальной юридический мир
Когда в арабских государствах были приняты законы, регулирующие наследование и семейные отношения
+после Второй мировой войны
+форма систематизации нормативных правовых актов, предполагающая упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права
Количество кодификаций в истории советского права
+3 кодификации (1918-1919 гг., 1922-1930 гг., 1958-1970 гг.)
+форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт
Конституция США была принята в
Конституция Японии 1889 г. о статусе императора
+наделила чрезвычайно широкими прерогативами
Конституция Японии 1946 г. о статусе императора
+лишался политической власти
Концепция права в Японии сложилась под влиянием китайской. Во главу угла она ставила «рицу»
+сборник изречений пророка Мухаммеда, сделанных им от имени Аллаха
Коренные преобразования японского общества начались в эпоху
+в эпоху так называемой революции Мэйдзи
+крупнейшая кодификация норм мусульманского права
Мазхаб в исламе
+школа шариатского права
+законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства
Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания обо всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс — кому принадлежит это высказывание
+Наполеон Бонапарт, император Франции
Мусульманское право сложилось
+в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате
Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в
+в странах Аравийского полуострова
Наиболее важные изменения, происшедшие в африканском обычном праве в колониальный период+прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими
Наследие как источник иудейского права
+это то, что переходит от одного поколения евреев к другому
Начиная с какого времени в Швеции осуществляется консолидация законодательства
+исходным отправным пунктом сравнения являются аналогичные правовые нормы, законодательные акты или целые правовые институты
Нормы, имеющие приоритет перед любыми другими нормами в советской правовой системе
+правила, исходившие от центральных органов партии
Область системы права в европейских социалистических странах, в которой, в отличие от СССР сохранилась преемственность
+в области судебной практики
Общей исторической основой скандинавского права служило
Общепризнанный центр развития романо-германской правовой семьи
Один из важнейших источников иудейского права, собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в до н.э. и вплоть до 5 в н.э.
Один из крупнейших специалистов в области сравнительного правоведения, получивший широкую известность за пределами своей страны благодаря своей монографии «Основные правовые системы современности» (1964 г)
Один из первых кодексов в романо-германской правовой семье
Одна из характерных черт американского права
+судебный контроль за конституционностью законов
Одно из значительных отличий публичного права от частного
+большая часть частного права кодифицирована
Основа правовой системы в странах романо-германской правовой семьи
Основное свойство модельных актов
+быть «мостом» между нормами международного и внутреннего права
Основной источник права в скандинавских странах –
Основной тезис немецкой исторической школы права XIX в
+право настолько связано с развитием данной нации и народа, что оно не может быть использовано другим народом
Основные способы сравнительно-правовых исследований
+нормативный и функциональный
Основные стадии развития советского сравнительного правоведения
+довоенная (1917 г. – 1941 г.) и послевоенная
Основные цели сравнительного правоведения
+гносеологическая и практическая
Основоположник исторической школы права в Германии –
Основу мусульманской юридической науки составляет
Отношения не затрагиваемые Маджаллой
Первая Конституция Японии 1889 г (Конституция Мэйдзи), была составлена по образцу
+Конституции Пруссии 1850 г.
Первый законодательный памятник монгольского права
Первый официальный текст модельного Торгового кодекса
Первый этап развития права стран африканской правовой семьи
+этап развития традиционного африканского права
Периодизация истории общего права по Р Давиду
+Первый период (1066-1485гг.) – период становления общего права, Второй период (1485-1832гг.) – расцвет общего права, Третий период – с 1832 года и до наших дней
+нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения
По мнению же немецких юристов, первым, кто выдвинул идею о сравнении правовых систем, был
+это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти
Понятие «гири» в японском обществе
+традиционные нормы поведения
Понятие «европейское правовое пространство» впервые сформулировано
+в документах Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
Понятие европейского права
+право Европейского Союза
+нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой
После Второй мировой войны право какого государства оказало сильное влияние на японское право
Почему в распоряжении анатома имеется сравнительная анатомия, а юрист-ученый не имеет сравнительной юриспруденции? Богатейший источник всех открытий в любой науке – это сравнение и сопоставление- кому принадлежат эти слова
Почему во второй половине 19 века во французском правоведении преобладал термин «сравнительное законодательство», а не «сравнительное правоведение»
+сравнительное изучение различных правовых систем велось во Франции во второй половине 19 века, прежде всего, в практико-прикладных целях
Право справедливости» в английском праве
+часть прецедентного права Англии, сложившаяся на основании решений суда лорда-канцлера (14в-19в)
+совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата и юридической науки
Правовая система США исторически происходит от
+английского общего права
Правовая система, в которой разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной – отрицалось и в теории, и на практике
+советская правовая система
+совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны
Предмет сравнительного правоведения
+общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования правовых систем мира в их сравнительном познании
Прецедент в английском праве
+однажды вынесенное решение, являющееся обязательной нормой для всех последующих аналогичных дел
+совокупность отраслей и институтов, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством
Результат первой попытки создания Свода мусульманско-правовых норм в области права собственности и обязательственного права
Рецепция римского права
+восприятие(заимствование)положений римского права в позднее время
Романо-германская модель права была реципирована Японией
+в конце XIX столетия
Романо-германская правовая семья – это
+правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия
+общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений
Северное государство оказывавшее значительное влияние на формирование источников скандинавского права
+предметом сравнения являются действующие правовые системы и выявляются тенденции к их сближению, которые и станут преимущественно объектом сравнительно-правового анализа
+это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки
Создал учение о четырех корнях – источниках мусульманского права
+Учёный имам аш-Шафии
Сравнительное правоведение как наука
+совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством книг, брошюр, статей, научных докладов
+сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия
Становление советской правовой системы начинается
+после 1917 года
Статут в английском праве
+акты парламента и акты делегированного законодательства
Страны, в которых действуют социалистические конституции и законы
+Куба, Китай, Северная Корея
Структура европейского права
+институциональное право и материальное (субстанциональное) право
Структура романо-германского права предусматривает деление права на
+публичное и частное
+собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде
Текст проекта Конституции Японии 1946 г. был составлен
+Пятикнижие Моисея (законы и правила жизнедеятельности иудеев)
Традиционное иудейское право
+Галаха́ или Алаха́, совокупность законов и установлений иудаизма
Третий этап развития африканского права связан
+с получением государствами Африки национальной независимости
Третий этап развития права стран африканской правовой семьи
+этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран
У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы
+школа Meдины и иракская школа
Условная дата рождения современного сравнительного правоведения
Условная начальная стадия развития современного сравнительного правоведения
+вторая половина XIX –начало XX века
Фикх, или мусульманское право, делится на две части
+муамалат и ибадат
Французы ведут сравнительное правоведение от
+исследование правовых средств разрешения одинаковых социальных и правовых проблем в различных правовых системах
Характерная особенность скандинавского права, отличающая его от романо-германской семьи
+неизвестно деление права на публичное и частное
Характерная черта африканского обычного права
+является правом групп или сообществ, а не правом индивидов
Характерная черта романо-германской правовой семьи
+наличие крупных актов кодификации, т.е. кодексов в основных отраслях права
Центральное место в европейском праве занимает право …
+трех европейских сообществ – Европейского объединения угля и стали (1951 г), Европейского экономического сообщества (1957 г) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) (1957 г)
+упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц
Четыре корня, источники мусульманского права
+Коран, Сунна, Иджма, Кияс
Что отличает латиноамериканское право от романо-германской правовой системы
+сфера публичного права
Что отличает скандинавское право от романо-германской правовой семьи, сближая его в какой-то мере с общим правом
+роль судебной практики
Что произошло в азиатских социалистических странах (и в этом их отличие от европейских социалистических стран) в отношении старого законодательства
+старое законодательство было отменено сразу
+комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана, где указан «прямой путь », ведущий в рай
Юридическая наука какого государства к концу первой четверти XX в. оказала сильное влияние на японское право
+расхождение или противоречие между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения
Источник
4. Европейское правовое пространство
Было бы преувеличением полностью приписывать новому правовому мышлению зарождение концепции европейского правового пространства.
Разумеется, у сегодняшнего понимания концепции европейского правового пространства есть и более конкретные истоки. Современное понимание европейского правового пространства возникло на базе проблемы прав человека. Если до середины XX в. утверждали, что все связанное с правами человека – исключительно внутренняя компетенция каждого государства, то теперь повсеместно признается, что степень соблюдения и уважения прав человека определяет на международной арене и степень доверия к государству.
Понятие «европейское правовое пространство» как юридический аспект общеевропейского процесса родилось в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству г Европе (СБСЕ).
Идея европейского правового пространства, по мнению французского профессора М. Лесажа, открывает путь к третьему этапу отношений Запад –- Восток в Европе в области прав человека.
Если первый этап начался сразу после Второй мировой войны с принятия Всеобщей декларации прав человека, то второй – с хельсинкского Заключительного акта. Подписавшие его государства, признавая различие идеологий, согласились, во-первых, принять обязательства, которые каждый осуществляет в своей собственной системе; во-вторых, отчитываться друг перед другом о соблюдении или несоблюдении прав человека в своей стране.
Понятие «европейское правовое пространство» содержит все положительное, что достигнуто во взаимоотношениях государств Европы в области прав человека и различных правовых форм их сотрудничества. Вместе с тем оно предполагает дальнейшее их развитие не только с помощью международного права, но и путем соответствующей эволюции европейских национальных правовых систем.
Формирование европейского правового пространства не означает появления некоего надгосударственного европейского права. Речь идет о выработке различных форм взаимодействия национальных государств Европы, сближении их законодательных норм, поисках современных решений конкретных общеправовых проблем. При этом работа не ограничивается лишь проблематикой прав человека, а выходит далеко за ее пределы. В настоящее время уже имеются сферы правового регулирования, в которых сближение законодательств различных европейских государств, принадлежащих к разным системам, является насущной необ-ходимостью. Это регламентация акционерных обществ, совместных предприятий, передачи технологии, зон свободного предпринимательства и т.д.
Идея Европы как единого правового пространства рассчитана на длительную историческую перспективу. Сохраняющиеся различия в социально-политическом устройстве, правовых системах и культурно-исторических традициях ограничивают возможности сотрудничества стран – участниц ОБСЕ в сфере правовых отношений. Но в то же время дальнейшее развитие общеевропейского процесса предполагает разработку и кодификацию общеевропейских правовых норм, разрастание инфраструктуры договоров, соглашений, конвенций, различных организационных общеевропейских структур, регулирующих отношения между странами – участницами ОБСЕ в различных сферах политической, экономической, гуманитарной жизни. Этим и определяется актуальность идеи европейского правового пространст-на для сравнительного правоведения.
Учитывая, что объектами правового регулирования являются практически все области отношений между странами – участницами ОБСЕ, правомерно применять понятие «европейское правовое пространство» не только в рамках Конвенции по человеческому измерению, но и ко всему комплексу отношений между Востоком и Западом.
Единое правовое пространство – это региональная правовая система, объединяющая национальные правовые системы европейских с гран и участвующих в общеевропейском процессе США и Канады и обеспечивающая правовые основания «общеевропейского дома».
Конвенция «европейское правовое пространство» предполагает что государства Европы должны выступать как правовые государства где государственный механизм функционирует на основе верховенства закона, принципа законности, где гарантированы правовые от ношения между государством и гражданином, обеспечены правовая стабильность и безопасность личности. Нынешний этап формирования европейского правового пространства предполагает сближение, но не полную унификацию правовых норм различных государств. Даже в тех сферах, в которых сближение правовых норм различных государств уже произошло (экология), сохраняется потребность в создании более совершенных юридических механизмов. Для обеспечения сближения права европейских государств необходимо разработать понятийный аппарат организационно-правового пространства. При этом должны быть определены структуры и механизмы, обеспечивающие переход от конфронтации к сотрудничеству.
Ученые-юристы выделяют несколько уровней анализа европейского правового пространства: правовая семья, правовое государство, сотрудничество в рамках международных организаций, сотрудничество между самими международными организациями.
Основными направлениями создания основ европейского правового пространства, на наш взгляд, являются: во-первых, международное право и его прогрессивное развитие; во-вторых, соответствующая этому эволюция внутригосударственного законодательства, судебной практики и т.д.; в-третьих, сравнительное изучение правовых систем как способ выявления общего и устранимых различий между ними, т.е.
Не случайно понятие «европейское правовое пространство» опередило понятие «европейское экономическое пространство». Правовые системы ближе друг к другу, чем экономические. Здесь сказываются относительная самостоятельность правовой формы, большая изменяемость и приспособляемость права.
Движение к европейскому правовому пространству – это длительный процесс постепенного сближения и взаимной адаптации законодательства и правовых норм государств ОБСЕ, прежде всего тех норм, которые регулируют развитие сотрудничества и обменов между государствами и народами или каким-то иным образом связаны с ним. Такого рода процесс должен вести к преодолению коллизий в законодательстве различных стран, к устранению сохраняющихся нормативных и административно-технических препятствий в различных сферах сотрудничества и обменов.
Представляется, что при определении общих параметров и конкретных путей реализации концепции европейского правового пространства было бы полезно внимательно изучить имеющийся опыт правовой интеграции в рамках Совета Европы и Европейского Союза. Вполне возможно, что во многих случаях отпадет сама необходимость изобретения каких-то новых норм, если они уже существуют, «рабо-:ают» и оправдали себя на практике.
В рамках хельсинкского процесса уже сложился определенный вариант гармонизации внутреннего законодательства государств путем приведения его в соответствие с согласованными общеевропейскими стандартами в области прав человека, гуманитарного сотрудничества. Очевидны и преимущества этого пути. Не навязывая государствам конкретные нормы, не подменяя внутренние нормы и институты международными, не покушаясь на самобытность правовых систем (различия между которыми сохраняются, в частности между англосаксонской и романо-германской правовыми семьями), он определяет правовые минимальные стандарты демократичности, ниже которых государства не должны опускаться в своем национальном законодательстве.
Сравнительное правоведение играет важную роль в решении трех проблем в рамках концепции европейского правового пространства.
Первая – разработка критериев правового государства, возможная прежде всего путем сравнительного анализа опыта европейских стран, установления юридических стандартов, позволяющих отличать правовое государство от неправового.
Вторая проблема – дальнейшее повышение и конкретизация общеевропейских стандартов в области прав человека.
В ходе хельсинкского процесса должны рассматриваться не отдельные права, а весь комплекс прав – гражданских, политических, социальных, экономических, культурных.
В заключительном разделе Венского Итогового документа «Человеческое измерение ОБСЕ» создан механизм, позволяющий развивать сотрудничество государств в области прав человека. Он называется венским механизмом. Речь идет о том, что государства будут обмениваться информацией, относящейся к соблюдению прав человека и основных свобод, к контактам между людьми и к другим проблемам гуманитарного характера. На основе венской договоренности было решено провести три совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ: первое из них прошло в мае – июне 1989 г. в Пари-
же, второе состоялось в июне 1990 г. в Копенгагене, а третье – осе-нью 1991 г. в Москве.
Наконец, третья проблема – совершенствование механизма сотрудничества в вопросах, относящихся к человеческому измерению. По нашему мнению, этот контрольный механизм в перспективе будет играть все большую роль как дополнительное международное средство правовой защиты человека, не подменяющее собой национальные средства, но в известной мере контролирующее их и мобилизующее на более четкую работу.
В соответствии с Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод 1950 г. 40 государств – членов Совета Европы обязаны соблюдать права человека и основные свободы, относящиеся к их юрисдикции.
В связи с разработкой концепции единого европейского правового пространства можно назвать следующие актуальные направления исследований:
1) сравнительное изучение особенностей и тенденций развития основных правовых систем Европы – семьи романо-германского права, семьи общего права, семьи скандинавского права, семьи социалистического права;
2) разработка европейской тенденции правового государства как основного элемента европейского правового пространства, выделение его основных особенностей, характерных черт и критериев (на пример, правовая стабильность, политический либерализм, уважение прав человека и основных свобод, отказ от силы и угрозы применения силы во внешних сношениях, правовые пути решения возникающих споров и т.д.);
3) исследование правовой деятельности европейских международных организаций и их роли в создании системы европейского правового пространства;
4) исследование правовых отношений и правового сотрудничества между европейскими международными организациями как одного из уровней европейского правового пространства;
5) изучение правовых аспектов общеевропейского процесса с целью разработки его стабильных организационно-правовых основ: политических институтов, постоянных органов и учреждений ОБСЕ.
Дальнейшее развитие европейского правового пространства может, по-видимому, происходить на двух уровнях – общеевропейском и национальном. На общеевропейском уровне наполнение реальным содержанием идеи единого правового пространства предполагает, очевидно, как формирование новых политико-правовых структур, так и придание общеевропейского характера уже имеющимся региональным организациям и международно-правовым соглашениям, а на национальном – приведение внутреннего законодательства в соответствие с междуна-родными, в том числе с общеевропейскими, нормами и обязательствами. Это позволит устранить имеющиеся несоответствия правовых норм в странах – участницах ОБСЕ, мешающие развитию между ними политического взаимодействия, экономических отношений, гуманитарного сотрудничества.
В устранении барьеров на пути экономического сотрудничества важное значение имеет создание прочной правовой основы экономических отношений между европейскими государствами. Здесь на первый план выдвигаются: создание единообразных правовых условий для деятельности совместных предприятий; разработка соглашений, регулирующих иностранные инвестиции, правовой режим вкладчика капитала, передачу и охрану технологии, предоставляемой иностранным инвесторам в качестве вклада в совместные предприятия, деятельность свободных экономических зон; разработка акционерного права.
Идея единого правового пространства предполагает также создание правовой основы европейской региональной системы экологической безопасности. В числе конкретных первоочередных мер по созданию такой системы можно назвать разработку и принятие системы общеевропейских стандартов по окружающей среде, введение элементов межнационального контроля за состоянием ее основных элемен-1ов и санкций за систематическое нарушение ее стандартов.
Концепция европейского правового пространства оказывает решающее воздействие на внутренние процессы, создает дополнитель-
ные стимулы для дальнейшей демократизации. Эта обратная связь проявляется в работе по приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами, в том числе и с венскими договоренностями. В связи с этим сравнительное правоведение призвано стать своего рода сцепляющим механизмом, который регистрировал бы и то, что уже сделано, и то, что еще предстот отразить во внутреннем законодательстве.
Источник