Транспортная инфраструктура России
В советский период наиболее активное железнодорожное строительство шло в восточных районах страны. Построены дороги, параллельные Транссибирской магистрали (см. рис. 112), поскольку на неё приходится очень большая нагрузка. Самый грузонапряжённый участок дороги — между Новосибирском и Омском, по которому на запад везут уголь, лес, зерно и другие грузы. Эти дороги соединили Алтай и Кузбасс с Уралом — Южносибирская магистраль (Абакан — Новокузнецк Барнаул — Павлодар — Астана — Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби — Кокшетау — Костанай — Челябинск). Были проведены дороги к нефтегазовым месторождениям Приобья (Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой). Байкало-Амурская магистраль открыла новый выход к Тихому океану (по линии Тайшет — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань).
Сформировавшаяся сеть железных дорог за последнее время не претерпела существенных изменений. На карте видно, что наиболее густую и разветвлённую сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Сеть имеет радиально-кольцевую конфигурацию с центром в Москве. От Москвы в разных направлениях отходят 11 магистралей, связывающих столицу со всеми районами России и странами СНГ.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — ОСНОВНОЙ В РОССИИ. ЭТО САМЫЙ НАДЁЖНЫЙ И РЕГУЛЯРНЫЙ СРЕДИ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА.
В чём особенности других видов сухопутного транспорта России?
Автомобильный транспорт — один из самых дорогих видов транспорта,
Автомобильный транспорт обладает высокой маневренностью, скоростью, может доставлять грузы непосредственно потребителю и занимает главное место в перевозке пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Общая протяжённость автомобильных дорог России — около 1,1 млн км. Примерно 840 тыс. км из них дороги с твёрдым покрытием. (Для сравнения: в США — 6,5 млн км, из которых 2/3 с твёрдым покрытием.) География автомобильных дорог очень схожа с гeoгpaфией железнодорожного транспорта. Наибольшая густота автодорог — в европейской части России. В автомобильном транспорте 80% перевозок пассажиров — внутригородские перевозки. На дальние, междугородные перевозки приходится всего 2%.
За последние десятилетия транспортный комплекс пополнился новым видом — трубопроводным транспортом, по которому передаются нефть, нефтепродукты, газ. Это наиболее экономичный вид транспорта. Преимущества трубопроводного транспорта: возможность функционирования в течение всего года, а также прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию почти вне зависимости от рельефа, низкая себестоимость перевозок, высокая пропускная способность. Существует опыт транспортировки по трубопроводам угля и руды в измельчённом виде с водой.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ — САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ, ТРУБОПРОВОДНЫЙ — САМЫЙ ЭКОНОМИЧНЫЙ.
Транспорт: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный. Грузооборот. Пассажирооборот.
1. Какие отрасли и виды деятельности являются фундаментом всего хозяйства?
2. Перечислите основные виды транспорта.
3. Каково значение транспорта для хозяйства и населения России?
4. Какие показатели используют для оценки работы транспорта?
5. Какой вид транспорта и почему является ведущим в России? Сравните его с другими видами транспорта.
6. Выберите верный ответ. По массе перевозимых грузов и пассажиров лидирует: а) автомобильный транспорт: б) железнодорожный транспорт; в) другой вид транспорта.
7. По карте «Транспорт» в атласе определите густоту транспортной сети России. Сделайте вывод.
8. По карте на рисунке 112 проследите, через какие крупные города пролегают Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Нанесите эти города на контурную карту. Разным цветом покажите сами магистрали.
9. Русские газеты, выходившие 100 лет назад, наперебой строили прогнозы на XX в. Они писали о том, что железные дороги будут никому не нужны, так как люди будут пользоваться авиационным транспортом. Последнее сбылось, но вместе с тем XX век стал эпохой бурного развития железнодорожного транспорта в России. Что же ожидает железнодорожный транспорт страны в XXI в.? Как вы думаете?
Источник
Автодорожная сеть
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
Конфигурация автодорог в европейской части страны во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т.д., а на некотором отдалении от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.
Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).
Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.
К позитивной тенденции последних лет в решении вопросов развития сети дорог можно отнести сокращение протяженности грунтовых дорог, прирост доли дорог с усовершенствованными типами покрытий, увеличение протяженности дорог I и II технической категории.
Вместе с тем, существующая дорожная сеть не отвечает потребностям экономики и темпам автомобилизации страны. По плотности дорожной сети Россия значительно уступает развитым странам. Не завершено формирование опорной сети дорог, связывающих субъекты Российской Федерации, как между собой, так и с центральной частью страны. Соответственно, Дальний Восток, Чукотка, северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области и целый ряд других регионов Российской Федерации оторваны от единой автодорожной сети государства. Не завершено развитие системы рокадных дорог вдоль границ страны и крупных водных преград, а также магистралей, связывающих морские порты бассейна Северного ледовитого океана, Балтийского, Черного и Каспийского морей. Более трети дорог имеет недостаточную прочность дорожного покрытия. Значительная часть мостовых сооружений требуют перестройки, неотложного ремонта или проведения профилактических работ.
Важнейшими задачами дорожной хозяйства являются совершенствование системы управления, создание механизмов стабильного его финансирования, а также разработка Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог на период до 2025 года.
Низкое транспортно-эксплуатационное состояние значительной части дорог и древовидная конфигурация дорожной сети, приводящая к значительному перепробегу транспорта, обуславливают высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции товаропроизводителей. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 12 млн. жителей страны в период весенней и осенней распутицы остаются отрезанными от транспортных коммуникаций страны.
Следует подчеркнуть, что в нынешних политических и социально-экономических условиях автомобильные дороги становятся средой обитания владельцев транспортных средств. В этом аспекте для населения страны наличие надежной сети дорог является материальным воплощением свободы выбора местожительства и приложения труда.
Перспектива развития дорожной сети страны определены в подпрограмме «Автомобильные дороги» в составе Федеральной Целевой Программы «Модернизация транспортной системы России». Вместе с тем, целевые источники поступления средств на финансирование дорожных работ в подпрограмме не определены, что делает невозможным разработку обоснованных планов дорожных работ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Результат не замедлил сказаться: в 2001 году (год упразднения Федерального дорожного фонда) было заморожено строительство более 250 объектов. В 2002-2003 годах продолжилась приостановка строительства объектов дорожного хозяйства, в итоге объем незавершенного строительства увеличился до 109 млрд. рублей. Кроме того, изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 01.01.2003, в корне изменили систему финансирования дорожного хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации. Произошло значительное снижение целевых доходов территориальных дорожных фондов.
Популярное на сайте:
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
рихтовочная техническое обслуживание автомобиль Охрана труда и техника безопасности — это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ; обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве. Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мер .
Расчет быстроходной зубчатой передачи
Исходные данные: Определение режима работы зубчатых колес. Определяем коэффициент долговечности по контактной прочности. где: ; ; ; ; . Определяем наработку: Определяем машинное время работы: где: принимаем 1 Определяем коэффициент долговечности по изгибу. принимаем 1 Выбор материала зубчатых колес .
Выбор и обоснование посадок основных деталей редуктора
Выбираем посадку для подшипников с натягом, при этом исключается обкатывание кольцом сопрягающихся деталей и как следствие развальцовку посадочных поверхностей, и контактную коррозию. Поле допуска вал выбираем: . Зубчатые колеса устанавливаются на вал с натягом допуском: и фиксируются на валу через .
Источник
Европейской части страны автодорожная сеть имеет радиально кольцевую структуру
Главное меню
Особенности развития и размещения транспортного комплекса России
Большая протяженность территории России с запада на восток, неравномерность размещения основных источников сырья и топлива, территориальный разрыв между районами добычи сырья и районами его переработки определили особенности развития и размещения транспортной системы страны.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европейского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа, наименее развитой – Дальневосточный и Сибирский. Отличаются районы и по структуре грузооборота. Так, в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западной Сибири (Сибирский Федеральный округ) преобладает железнодорожный транспорт и велик удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном Федеральном округе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.
В транспортной системе России можно выделить три магистральных направления:
1. Широтное магистральное сибирское направление «восток — запад» (Главный транспортный коридор), включающее железнодорожные пути, трубопроводы, водные артерии с использованием Волги и Камы, а также Северный морской путь.
2. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север — юг» по реке Волге (транспортная ось), железнодорожным и трубопроводным путями, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и с Уралом.
3. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север — юг» (транспортная ось) с выходом на Украину, Молдавию, республики Закавказья, образованное в основном железнодорожными путями.
По этим основным магистральным направлениям перемещается основная часть грузов и пассажиров страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также, в основном, совпадают с сухопутными. В европейской части России сложилась радиально-кольцевая структура дорожной сети с центром в Москве. В азиатской части широтные магистрали на юге и Северный морской путь на севере соединены меридиональными трассами внутренних речных бассейнов Оби, Лены, Енисея.
Пересечение главного коридора с транспортными осями приводит к формированию крупных транспортных пунктов и узлов.
Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей. Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населенном пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров. Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные, железнодорожно-автомобильные, водно — автомобильные.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов (табл. 2).
В целом по России на 1000 км² приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования – 5,0 км, внутренних судоходных путей – 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – более 31 км, магистральных трубопроводов – 12,5 км. [8, с. 251]
Рост протяженности путей сообщения отдельных видов транспорта
в Российской Федерации (тыс. км) [6, с. 238]
Источник