Факторы конъюнктуры экономики страны

Маркетинг: конспект лекций.

3.9. Условия формирования и факторы развития экономической конъюнктуры.

Неотъемлемой составляющей исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.

Экономическая конъюнктураформа проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.

Классификация конъюнктурообразующих факторов представлена в табл. 3.16.

Особенности экономической конъюнктуры:

+ ее предмет – рынок;

+ основная форма проявления – соотношение спроса, предложения, динамики цен;

+ она не только включает в себя сферу обмена, но и обеспечивает эффективность всего процесса воспроизводства;

+ динамично развивается во времени и пространстве;

+ связана с конкретными условиями воспроизводства.

Экономическая конъюнктура зависит от влияния указанных в табл. 3.16 конъюнктурообразующих факторов (Кэк) и описывается как функция их взаимодействия:

Кэк = Фд • Фц • Фс • Фн,

Где Фд – длительные факторы (тренды);

Фц – циклические факторы;

Фс – сезонные факторы;

Фн – нерегулярные (случайные) факторы.

Одним из важнейших условий развития экономической конъюнктуры является научно-технический прогресс. Цикл развития рыночной экономики предполагает наличие следующих четырех фаз конъюнктурного развития (периодичность 45 – 60 лет):

1) процветание (подъем);

4) восстановление (оживление).

Классификация конъюнктурообразующих факторов.

Источник

Важнейшие конъюнктурообразующие факторы на мировом рынке, их взаимодействие. Прогноз товарной конъюнктуры.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Важнейшим конъюнктурообразующим фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум.

Другим конъюнктурообразующим фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью.

Следующий конъюнктурообразующий фактор — степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.

В число конъюнктурообразующих входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие — краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутренний инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов.

Особенности конъюнктуры отдельных товарных рынков (сырьевых товаров, полуфабрикатов, машин, оборудования, продовольственных товаров и т.д.).

Конъюнктура рынка — сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Объективность и безошибочность изучения рыночной конъюнктуры во многом зависят от знания методики конъюнктурных исследований, целей и средств анализа и прогноза рыночной конъюнктуры. Знание особенностей производства и потребления отдельных товаров помогает лучше понять и предвидеть происходящие на рынке изменения. Предположим, что спрос на пиломатериалы и железную руду повысился на 50%. Приспосабливание предложения к возросшему спросу на рынке руды происходит сравнительно быстро, и значительных изменений в уровне цен не наблюдается. Иначе обстоит дело с пиломатериала­ми, поскольку для увеличения их производства требуется довольно длительный период. Значит, предложение будет отставать от спроса, и цены на данном рынке повысятся. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому. Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В США остановились конвейеры, производившие крупногабаритные легковые автомашины, и за короткий срок работу потеряли свыше 200 тыс. рабочих-автостроителей. Автомобильная компания «Дженерал моторс» за последние два месяца 1973 г. снизила выпуск продукции на 42%. Сокращение производства в автомобильной промышленности автоматически вызвало падение спроса на сталь, свинец, резину, цинк, никель и т.д. (что соответственно вызвало уменьшение их производства). В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до начала конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции по­высились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближневосточным берегам. Выросли цены и на многие другие товары, которые на первый взгляд не имели ни какого отношения к нефти и событиям в Персидском заливе. Например, в 1990 г. резко возросли котировки никеля на Лондонской бирже метал­лов (в долл. за 1 т): в среднем за август до 10 588 и за сентябрь до 10 582 против 7 069 в январе. Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Следовательно, изучение конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и анализа общехозяйственной конъюнктуры теоретически неправильно, а в практике оперативной работы может привести к крупным просчетам. При этом, конечно, необходимо учитывать, что сила воздействия изменения конъюнктуры на одном товарном рынке или в какой-либо стране на конъюнктуру других товарных рынков или стран может быть различной. Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют о наличии противоположных тенденций — роста и сокращения.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 705 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА И ОСНОВНЫЕ

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики.

При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран);

2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

З) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны.

С точки зрения временных критериев выделяют:

– кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных, природных и др.).

К экономическим конъюнктурообразующим факторам относятся:

– уровень процентных ставок банков по кредитам;

– величина дефицита государственного бюджета;

– внутренний инвестиционный спрос;

– состояние платежного баланса страны;

– величина внешней задолженности страны;

– колебания обменных курсов валют и др.

Научно-технические факторы определяются развитием НТП в различных отраслях и подразумевают внедрение новых материалов, технологий, изобретений и усовершенствований, которые делают одни отрасли растущими и развивающимися (электроника, фармацевтика, автомобилестроение и др.), а другие – затухающими ().

К политическим факторам можно отнести:

– войны (локальные и региональные);

– политическая нестабильность в мире, регионе, стране и др.

К социальным факторам можно отнести:

– уровень доходов населения;

– предпочтения в спросе, вызванные религиозными, историческими или традиционными причинами и устоями;

– уровень занятости населения и др.

Природные факторы особенно влияют на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции (стихийные бедствия, экологические катастрофы, эпидемии среди сельскохозяйственных животных и др.).

Важнейшими конъюнктурообразующими факторами так же являются:

циклический характер самой рыночной экономики и, как следствие этого, всего мирового хозяйства (с сохранением всех фаз экономического цикла);

государственное вмешательство в экономику (государство использует доступные экономические рычаги и инструменты для вывода экономики из кризисных ситуаций, стимулирования развития перспективных отраслей, регулирования внешней торговли, стимулирования НТП и др.);

степень монополизации рынка (на мировом рынке конкуренция более острая, так как участниками ее являются ТНК). Чем выше степень монополизации рынка тем больше искусственное воздействие на него со стороны монополистических и олигополистических объединений).

Все вышеперечисленные факторы подразделяются на:

а) постоянные и переменные;

б) циклические и нециклические;

в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

г) по срокам действия на: кратко-, средне- и долгосрочные.

Конъюнктурные колебания, как сказано выше, в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» – по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892–1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25–30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством, а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК, политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем, постоянно действующие конъюнктурообразующие нециклические факторы имеют свою собственную (хотя и нередко скрытую) цикличность. Так, например, даже в производстве и реализации такого специфического вида продукции как вооружение есть своя собственная циклич­ность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим.

Непрерывным считается НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области науч­но-технического развития. Это неизбежно порождает новые «вол­ны» в развитии производства и, естественно, оказывает значи­тельное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, цик­лическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъ­юнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые ре­ализуются в так называемой теневой экономике, т.е. в эконо­мике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистри­руется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в теневой экономике может скрываться как законная дея­тельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определенной степени и потребляемых), не подлежащая офи­циальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции на личном участке). Это – так называемая «неофициальная» экономика».

Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следу­ющим причинам:

— эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

— участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных платежей.

По имеющимся оценкам на рубеже XX–XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12–15 % ВНП, в странах с переходной экономикой – 23, а в развивающихся странах – 33 % ВНП. Среди промышленно развитых стран не­легальный бизнес был наиболее развит в Италии, Испании и Бель­гии (23-28 % ВНП), наименее развита была теневая экономика в Швейцарии, Японии и США – около 10 % ВНП. В России те­невая экономика оценивалась Госкомстатом России в этот пе­риод в 30 %.

По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80 % ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70 %. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля нар­котиками и оружием. При среднегодовом доходе на душу насе­ления в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60 % от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомобилей были угнаны из стран Западной Европы.

Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явле­нием и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в макси­мальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

Источник

Читайте также:  Европейско сибирский центр страны
Оцените статью