- Факторы инновационного развития России как приоритетная задача роста экономики и развития промышленности (государственное стимулирование инновационной деятельности)
- Factors of innovative development of Russia as a priority task for economic growth and industrial development (government stimulation of innovative activity)
- Факторы обеспечивающие инновационное развитие страны
- Факторы обеспечивающие инновационное развитие страны
Факторы инновационного развития России как приоритетная задача роста экономики и развития промышленности (государственное стимулирование инновационной деятельности)
В статье рассматриваются факторы, которые могут способствовать инновационному развитию России в целях роста экономики и развития промышленности, а также факторы, сдерживающие инновационное развитие. В статье авторы ставят вопрос, а может ли Россия выйти на мировые экономические позиции через решение вопросов инновационного развития и какие факторы для этого необходимо активизировать.
Factors of innovative development of Russia as a priority task for economic growth and industrial development (government stimulation of innovative activity)
The article discusses the factors that can contribute to the innovative development of Russia for the economic growth and the development of industry, as well as factors constraining innovative development. The authors raise the question in the article whether Russia can reach global economic positions through the solution of issues of innovative development and what factors are necessary to activate for this purpose.
Инновационная деятельность помогает преодолеть экономический спад в стране, дать конкурентные преимущества на рынке высокотехнологической продукции и обеспечить эффективное развитие страны в целом и развитие промышленности, в частности. Однако для того чтобы инновационная деятельность в стране успешно функционировала, необходимо определить факторы, способствующие развитию инноваций, а также какие из факторов будут препятствовать развитию инноваций в стране.
Среди факторов, способствующих развитию инновационной деятельности в РФ, можно выделить такие, как:
• государственное стимулирование инновационной деятельности;
• хорошая нормативно-законодательная база;
• различные источники финансирования инновационной деятельности;
• развитая инновационная инфраструктура;
• формирование рынка интеллектуальной собственности;
• проведение аукционов по интеллектуальной собственности,
• создание Федеральной службы по интеллектуальным правам и др.
В России широко применяются меры государственного стимулирования инновационной деятельности. Государство защищает права участников путем создания нормативно-законодательной базы, публикует госзаказы, разрабатывает меры морального стимулирования (государственные награды, почетные звания и др.), стимулирует развитие венчурного финансирования, лизинг и многое другое.
По мнению специалистов, требуется уделить пристальное внимание на государственном уровне факторам, способствующим инновационному развитию страны и обеспечить реализацию мероприятий, направленных на формирование инновационной деятельности в стране. Не менее важным в данной связи представляется изучение факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности, о которых пойдет речь далее.
Рассмотрев факторы, способствующие успешному развитию инновационной деятельности, следует сказать, что в нашей стране существует хорошая база для внедрения инноваций в экономику. Однако нельзя забывать о наличии факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности в РФ.
Источник
Факторы обеспечивающие инновационное развитие страны
Введение. Инновационная деятельность достаточно актуальна в наше время. Мы замечаем, что постоянно создаются какие-то новые вещи, упрощающие нашу жизнь, а современный человек уже не встречает их со сложностями. В наше время люди уже с самого детства могут пользоваться сложными системами.
В XXI веке происходят резкие качественные изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В связи с научно-технической революцией и повальной компьютеризацией технической деятельности человека резко изменились такие сферы человеческой жизни, как образование, экономика и политика. Появились такое понятия, как «электронное правительство», «цифровой рынок», «электронная демократия» и так далее. На электронную основу перешли системы общения и коммуникации, позволившие нам невероятно легко контактировать с людьми в самых удалённых регионах мира.
Благодаря компьютерной революции, например, упростилась экономическая деятельность людей. Вследствие внедрения качественно новых средств для проведения финансовых операций, расчетов и вычислений многие процессы, происходившие в экономике, ускорились до небывалых темпов. Тому способствовало и появление, например, электронных денег.
Таким образом, научно-техническая революция приблизила глобализацию общества и его информатизацию.
Цель исследования заключается в изучении инновационного развития экономики РФ, ее целей, задач и перспектив.
Материал и методы исследования. Для проведения данного исследования были использованы методы начного познания, сравнения, логического рассуждения.
Результаты исследования и их обсуждение. Различные ученые экономисты по-разному трактуют понятие инновация.
Например, С.Т. Антипов определяет инновацию как объект, внедренный в определенную сферу деятельности и отличающийся от других объектов по ряду признаков [3, с.122].
По нашему мнению, данные определения являются неполными и нуждаются в уточнении.
Считаем, что под инновацией следует понимать нововедение или новшество способное оказать существенное изменение на конечные результаты труда в виде повышения эффективности деятельности.
Слово инновация пришло к нам из латинского языка примерно в XVII века [5, с.22]..
Инновационная деятельность предполагает собой систему связанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление, собственно новых инноваций [1, с.100].
В условиях развертывающегося во втором десятилетии XXI в. научно-технологического переворота стартовые позиции России для осуществления инновационного прорыва являются не вполне благоприятными.
Во-первых, кризисное состояние экономики в 1990-х гг. и стагнация во втором десятилетии нынешнего века негативно отразились на сфере профессионального образования. Из-за хронического недофинансирования и недостаточно эффективного использования бюджетных средств в сфере профессионального образования наблюдается тенденция старения преподавательских кадров, ухудшения материально-технической базы, необходимой для проведения учебного и научно-исследовательского процесса.
Во-вторых, научно-технический и инновационный потенциал страны за годы кризиса сильно подорван, особенно в научно-промышленном комплексе, который в прошлом был главным источником принципиально новых технических идей и технологий. Многие научные и конструкторские школы распались или влачат жалкое существование. Кадровый потенциал науки, конструкторского и инженерного корпуса постарел, талантливая молодежь устремляется в рыночные сферы деятельности или эмигрирует.
В-третьих, практически отсутствует долгосрочная научно-техническая и инновационная политика государства, расплывчато определена и не подкреплена ресурсами система приоритетов, свернута система преференций в сфере науки и инноваций, государство сокращает свое участие в финансировании профессионального образования, не отлажен механизм партнерства государства, науки, образования и бизнеса в целях обеспечения масштабного инновационно-технологического прорыва.
Однако, по нашему мнению, развитие экономики России невозможно без становления на инновационный путь развития.
Одной из важный целей на сегодняшний день является разработка инновационной политики экономического роста и социального обеспечения населения. В рамках поставленной цели можно выделить ряд первостепенных задач. Необходимо пересмотреть ряд ключевых моментов по имущественной поддержке населения, решения проблем безработицы, в том числе среди молодежи, а также страхования граждан. Решение данных проблем инновационного развития невозможно без участия государства.
Считаем, что основными перспективами развития экономики РФ должны стать:
1) увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 10 % в 5 — 7 и более секторах экономики к 2025 году;
2) увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров с 0,25 %;
3) увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 12,7 %;
4) увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с 5 % до 35 % к 2025 году;
5) повышение внутренних затрат на исследования и разработки с 1,3 %, из них больше половины — за счет частного сектора.
Также решение данных вопросов невозможно без высококвалифицированных специалистов. Отсюда вытекает необходимость их подготовки и обучения [4, с.11].
По нашему мнению, инновационное развитие экономики РФ не возможно без применения цифровизации.
В последнее время правительство уделяет особое внимание цифровой трансформации как национальному приоритету, чтобы страна смогла совершить скачок и присоединиться к мировым лидерам цифровой экономики, пожиная при этом все экономические и социальные выгоды, которые это подразумевает.
Цифровое будущее российской экономики связано с реализацией конкретных мероприятий по обеспечению инновационного развития:
1) создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
2) создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
3) повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом;
4) разработка и утверждение нормативно-правовых документов, регулирующих внедрение новых технологий;
5) обеспечение полномасштабной инфраструктуры управления данными с использованием российских технологий;
6) разработка и введение «сквозных» технологий с использованием разработок российских программистов;
7) применение передовых технологических решений в сфере госуправления и оказания органами власти услуг населению.
Результатом внедрения цифровой экономики должны стать: новые производственные технологии, обработка больших объемов данных, квантовые технологии связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.
«Уже через два-три года ключевые технологии перевернут существующие уклады и создадут новые рынки. К 2025 году ряд стран выпустят цифровые государственные валюты на базе блокчейна и примут законы о роботах. К этому же времени объем мирового рынка искусственного интеллекта увеличится почти в 30 раз и достигнет 60 млрд долларов. А объем рынка Интернета вещей, одного из самых крупных и перспективных, – 4,3 трлн долларов» — сообщил директор по особым поручениям Ростеха Василия Бровко [4, с.27].
Есть теория, что роботы проникнут практически во все сферы жизни, а рынок робототехники может достичь $1 трлн. Сегодня уже вряд ли кого-то удивят, привычные нам изобретения, даже какой-то самый новый телефон с кучей функций, и именно поэтому стало так сложно завоевать место в какой-либо сфере. Но как только роботы станут широко доступны, случится настоящий прорыв.
Заключение. Подводя итог можно сделать вывод о том, что цифровая революция меняет нашу жизнь с очень большой скоростью. Происходит это путем создания новых технологий, которые дают как большие возможности, так и колоссальные трудности. С новыми технологиями человечество может внести значительный вклад в достижение целей в области устойчивого развития. Чтобы в полной мере раскрыть социально-экономический потенциал цифровых технологий, необходимо как можно скорее укрепить международное сотрудничество.
Цифровая экономика составляет базу развития в целом и оказывает воздействие на разнообразные отрасли. Цифровые технологии преобразуют способы социального взаимодействия. Появляются новые способы кооперации и координации экономических агентов для совместного решения определенных задач.
Считаем, что у российской экономики есть все возможности для того, чтобы выйти на лидирующие позиции в области инновационного развития экономики.
Источник
Факторы обеспечивающие инновационное развитие страны
При игнорировании первостепенности решения поставленных задач возникает целый ряд объективных и субъективных препятствий для эффективного развития региона.
Во-первых, это сложности выявления стандартизированных факторов, на основе которых можно было бы судить об ожидаемой эффективности инновационного развития. Связано это с отсутствием универсальной системы факторов регионального инновационного развития, применимой к любым регионам.
Во-вторых, это недостатки в разработке инновационных программ с набором адаптационных процедур, корректирующих стандартные ситуации к реальным условиям функционирования структурных единиц региональных систем. Трудности исследований в этой области можно объяснить нехваткой объективной статистической информации, позволяющей производить соответствующую корректировку [1].
В-третьих, это дефицит управленческих технологий в инновационной сфере. Речь идёт о специализации и адаптации имеющего управленческого потенциала к инновационным программам развития. Игнорирование этого факта в среднем снижает эффективность инновационной деятельности на 15 — 20 %.
В-четвёртых, это недостаточное обоснование разделения полномочий на региональном уровне в вопросах управления инновационным развитием.
В-пятых, это объективные факторы, порождённые самой инновационной системой: недостаток экономических и управленческих знаний у работников, недостаточное финансирование, не систематизированные данные о региональных инновационных ресурсах.
Следовательно, отсутствие единых оценочных процедур, связанных с объективными тенденциями, происходящими в инновационной сфере, учитывающих региональную компоненту и неполноту статистических данных, не позволяет в полной мере оценить перспективы инновационного развития. Исследования в этой области проводятся либо по отдельным показателям, либо имеют обобщённый характер (относительно основных проблем инноваций). Поэтому перспективными являются исследования по обоснованию факторов, определяющих функционирование социально-экономических систем по результатам эффективной инновационной деятельности этих систем.
На сегодняшний день можно выделить высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способный влиять на инновационное управление. Уровень инновационности региона формируется в результате взаимодействия многих факторов. Общепринято считать, что всё многообразие факторов, воздействующих на формирование инновационной среды, может быть сведено к четырём группам [3]:
- социально-экономические условия развития региона;
- инновационный потенциал;
- человеческий капитал;
- управленческий потенциал.
Существуют и другие соотношения факторов, но они отличаются от приведённых данных лишь по степени детализации. Большое внимание сейчас уделяется комплексному исследованию факторов, влияющих на эффективность инновационных систем с целью координирования и интеграции социально-экономических процессов.
Предложено множество методических подходов к разработке интегральных показателей инновационного развития: нормированный интенсивный показатель, территориальный показатель, мировой показатель [2].
Однако значительная часть из них рассчитывается экспертным путём, что затрудняет их сбор и применение на практике. Ещё одна проблема такого подхода к оценке инновационного развития — отсутствие обоснованной прогнозной оценки. Поэтому выявление основных закономерностей и тенденций развития инноваций как вектора социально-экономического развития является первостепенной задачей в условиях реализации национальных проектов в сфере инновационного развития.
Сложность выявления таких факторов заключается, во-первых, в их многомерности; во-вторых, в трудности нахождения значимых факторов воздействия; в-третьих, в объективной оценке этих факторов; в-четвёртых, в учёте динамики социально-экономической системы в связи с протекающими изменениями внешней и внутренней среды социально-экономической деятельности региона.
Все факторы инновационного развития представляют собой экономические ресурсы регионов, следовательно, они участвуют во внутрихозяйственном обороте как структурные элементы региональной экономики. На уровне управления инновационными ресурсами по- разному реагируют на любые воздействия со стороны субъектов управления, и здесь очень важно выявить характер этого воздействия, степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономических систем.
В исследовании приведена классификация факторов, влияющих на инновационное развитие региона, полученная методом многокритериальной классификации с делением на блоки, которые предполагают разложение совокупности всех факторов по принадлежности их к определённому способу воздействия на объект исследования. Для выявления степени реакции социально-экономических систем на изменение факторов инновационного развития региона была сформирована база статистических данных, за основу которой принята методика построения и соизмерения первичных групповых показателей. С целью унификации предлагается все социально-экономические показатели функционирования региона делить на блоки, в результате чего анализ региональных экономических подсистем становится возможным для любого субъекта Российской Федерации.
Классификация факторов инновационного развития выполнена по уровням управления. При этом ставится цель процедуру классификации сделать такой, чтобы можно было учесть особенности воздействия факторов на степень управляемости субъекта управления. Достижение поставленной цели создаёт предпосылки для решения задач перспективного прогнозирования развития регионов и эффективного управления инновационным развитием субъектов управления.
Систематизация и классификация факторов связаны, прежде всего, со статистической их обоснованностью. В связи с большим количеством, факторы социально-экономического развития регионов целесообразно разбить по блокам атрибутивных признаков. На основании этого принципа и обобщения исследуемых материалов были отобраны и сформированы двенадцать групп факторных признаков (табл. 1).
Таблица 1 Факторы влияния на уровень инновационного развития региона, разбитые по социально-экономическим группам
Источник