Фамилии имена отчества клички животных названия стран городов

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

Слайд 14 из презентации «Заглавная буква в именах собственных»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Заглавная буква в именах собственных.ppt» можно в zip-архиве размером 4580 КБ.

Похожие презентации

«Эпоха великих географических открытий» — Какие предпосылки способствовали Великим географическим открытиям? Почему Великие географические открытия были сделаны силами европейцев? Фернан Магеллан 1520г. Васко Бальбоа 1513г. Каково значение эпохи Великих географических открытий? Норманны (викинги) 10 век. Абдель Тасман 1644г. Какие книги о путешественниках вы читали?

«Великие географические открытия нового времени» — Длинная. Простых людей. Вехи истории 1. История Древнего мира самая… Высадка Колумба на берег Америки. Материков. Культурными растениями. Христофор Колумб. Христофор Колумб Открыл Америку. Шаре. -Европейцы познакомились с новыми… Открытие Антарктиды. Древняя Греция. Древний Рим. 4.Средние века называют временем …

«Географическая карта» — «Географическая карта». Различия карт: По масштабу; По охвату территории; По содержанию. Такую возможность дает географическая карта. Географическая карта – плоское. Карта мира. Эпиграф к уроку. Работа с контурными картами, которые являются основой для обозначения географических объектов. Оборудование урока: физическая карта России, физическая карта полушарий.

«Географическое положение Африки» — Африка. Цель урока. В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Фото из космоса. Дельта реки Нил. Африка – континент контрастов. План изучения физико- географического положения материка. Среди других континентов Африка занимает особое положение. Выполните задание! Физико-географическое положение Африки.

Читайте также:  Специфика развития стран востока

«Происхождение человека от животных» — К. Линней. Б. Рудименты. Аристотель. «Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных». Найди соответствие. Чарльз Дарвин. Определи систематическое место человека в природе. Жан Батист Ламарк. Ж.Б. Ламарк. Ч. Дарвин. 2. Эмбриологические доказательства. Ф. Энгельс. Проверь себя. Фридрих Энгельс.

«Географические координаты» — Лётчикам, морякам, спасателям, военным, геологам. Географическая долгота бывает… Вулкан Килиманджаро. Водопад Виктория. Меридианы- это… Градусная сетка -это… Водопад Анхель. Географическая широта — это… Экватор — это… Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Бухта Спортивная.

Источник

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных»

Тарусова Марина
Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных»

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного

Используемые технологии: технология сотрудничества, игровая технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология дифференцированного обучения.

Цели: формировать умение отличать собственные имена существительные; формировать навыки правописания заглавных букв в фамилиях, именах, отчествах и кличках животных.

познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (слайд 3)

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всёль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

— Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна, вы узнаете собрав части слов на доске (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ). А пока послушайте стихотворение Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Учитель: — Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (слайд 5)

Сегодня на уроке предстоит (формулировка задач учащимися):

• уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

• закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

• узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Актуализация знаний

1. Проблемная ситуация

— Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

— Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

— Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

— Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

— Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (

— Из каких элементов состоит буква Г?

— Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

IV Работа по теме урока. Разрешение проблемной ситуации.

Аллея фамилий. (слайд 7)

— Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. яц (слайд 8)

— На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

— Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

— Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (записываем фамилии под словами.)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов

стихотворение «Прапрадеды», автор Г. Граубин. (Читает ученик Никулин Артемий)

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов —

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

-Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии.)

3. Физминутка для глаз.

Площадь имен.

Остановимся на площади имен. Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк.Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени.

Запишите в тетрадь свое имя и еще два три имени членов вашей семьи.

Именабывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша — Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

— Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

— Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? (Илья Иванович Муромец)

Что же такое отчество? Кто может назвать свое отчество?

У вас на парте в конвертах есть задание. Давайте выполним его, но работать будем в парах. (Работа в парах взаимопроверка).

8. Клички животных.

— В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними.

— Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.) (слайд 12)

V Применение нового знания.

Работа по учебнику: Упражнение 100 стр 59

— Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

Корова Зорька, собака Жучка, лошадь Ночка, теленок Гаврош, кот Барсик, жеребенок, цыпленок Цыпа, петух Петька, козленок…

— Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Теперь давайте вернемся к нашему вопросу, который я задала в начале урока:

(Ответы: лев – животное; Лев мужское имя)

— Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.)

— Чем ещё различаются слова? (Значением.)

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

— Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».

Вспомним задачи нашего урока. Каждый даст оценку своей работе на уроке.

-Кто считает, что умеет различать имена нарицательные и имена собственные?

-Кто иногда испытывает трудности и ему необходима помощь?

— Кто не умеет различать имена нарицательные и собственные?

В ваших тестах есть смайлы. Давайте выберем и закрасим тот смайлик, который передает ваше настроение на нашем уроке.

Ваше домашнее задание в конверте на синих листках. Задание вы можете выбрать по уровню сложности.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Задания для работы в парах.

Распределите именасобственные в таблицу: Александр, Сергеевич Пушкин; Самуил Яковлевич Маршак, Агния Львовна Барто, Лев Николаевич Толстой

фамилия

Задания для работы в парах.

Распределите именасобственные в таблицу: Александр, Сергеевич Пушкин; Самуил Яковлевич Маршак, Агния Львовна Барто, Лев Николаевич Толстой

фамилия

1. Выбери строчку Собственных имен существительных,исправь ошибки:

а) ложка, радость, дождь;

б) крокодил, Кеша, апрель;

в) максим, ульяна, мурзик.

2.Зачеркни лишнее в ряде слов:

Иванов, Екатерина, Сурков, Петров, Огурцов

3. Запишите 5 имен собственных, которые обозначают мужские имена

1. Выбери строчку Собственных имен существительных,исправь ошибки:

а) ложка, радость, дождь;

б) крокодил, Кеша, апрель;

в) максим, ульяна, мурзик.

2.Зачеркни лишнее в ряде слов:

Иванов, Екатерина, Сурков, Петров, Огурцов

3. Запишите 5 имен собственных, которые обозначают женские имена

1 уровень сложности.

1. Подчеркните имена собственные.

Филипок остался в избе один. Мальчику было скучно. Он взял старую шапку и пошёл в школу. Школа была за лесом. Филипок вышел к чужим дворам. Выбежали две собаки — Жучка и Вьюнок. Филипок испугался. Он пустился бежать в школу во весь дух.

2. Вставьте имена собственные.

Котёнок ___, город ___,

мой друг ___, моя фамилия.

2* уровень сложности

1. Подберите подходящую букву – строчную или заглавную и допишите её в слова.

Рыжая __ елка, коза ___ елка, белый __ ушок, кот __ ушок, друг ___ишка, плюшевый __ ишка, зелёная __ етрушка, попугай __етрушка.

2. Запишите имена и отчества людей.

Мою маму зовут Зина, а ее папу Миша___

Мою подругу зовут Вика, а ее папу Боря___

Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля___

3. Исправьте ошибки.

На сцене сказочный терем. В нём дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, Ворона кара.

урока русского языка на тему: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных»

УМК «Школа России»

В классе: 32 человек. Присутствовали на уроке ___ человек

Тема. «Заглавная буква в фамилиях, именах и кличках животных.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного

Дидактическая задача: формировать умение отличать имена собственные и навыки правописание фамилий, имен и кличек животных с заглавной буквы.

Содержание урока: соответствует теме урока в учебном плане, возрасту учащихся, дидактической задаче. Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Методы обучения: Для формирования новых знаний и способов деятельности использовала проблемный и частично-поисковый метод. Для эффективности урока использовала моделирование и взаимодействие учителя и учеников.

Технологии: игровая, сотрудничества, дифференциация, информационно-коммуникативная.

Используемые мною разнообразные формы (фронтальная, работа в паре, индивидуальная, и методы и приемы обучения (поисковый, проблемный, аналитический, контроль и самоконтроль, повышают степень активности учащихся. Для формирования личностных результатов использовала рефлексию.

На каждом этапе урока задания направлены на формирование универсальных учебных действий.

• положительная мотивация учения, познавательный интерес

• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

* умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

* умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

* организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

• контролировать этапы своей работы и результат выполнения задания.

Материалы: учебник, тетради, проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

Применение ИКТ способствует формированию ИКТ-компетентности, эффективному использованию времени на уроке и активизации деятельности учащихся.

Стиль, тон отношений на уроке создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность).

Гигиенические требования (температурный режим, чередование видов деятельности, динамические паузы) соблюденные

Структура урока соответствовала основной дидактической задаче, которую считаю решенной.

В целом, урок прошёл целостно и плодотворно.

Прикреплённые файлы:

zaglavnaja-bukvy_38prn.ppt | 1935,5 Кб

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. — Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.

Конспект занятия «Слог. Большая буква в именах, фамилиях» Конспект занятия в подготовительной группе Тема: Слог. Большая буква в именах, фамилиях. Воспитатель Гевел О. В. Цель: ознакомление обучающихся.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме «Однородные члены предложения» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №14 п. Надвоицы.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Золотонивская СШ » 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК «Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Источник

Оцените статью