Казначейство в зарубежных странах
Раздел 1. Организация и становление казначейской системы в Российской Федерации
Тема 1.1 Становление казначейской системы
Урок 1. Введение. История организации казначейской системы в России, этапы ее развития
1. История организации казначейской системы в России, этапы ее развития.
2. Казначейство в зарубежных странах.
1. История казначейства в России насчитывает несколько веков. Должность казначея, хранителя княжеских ценностей, возникла еще в Древней Руси. С расширением границ росла роль казны, контролировавшей поступление податей, сборов и повинностей.
В XV веке, в период царствования Ивана III, появились так называемые Казенные дворы (приказы).
Во времена Петра I в 1710 году была создана Счетная контора, следившая за правильным поступлением налогов.
В период правления Екатерины II в 1775 году были учреждены Казенные палаты в губерниях и введена должность уездного казначея, в число обязанностей которого входили прием и хранение всех казенных доходов своего уезда, наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств, составление ведомости доходов и расходов, ревизия отчетности.
В период реформ Павла I важнейшим их направлением стала попытка реорганизовать управление государством, придав ему больше централизации.
Во времена правления Александра I важнейшим событием явилось подписание манифеста «Об учреждении министерств». Все управление финансами было распределено между тремя основными ведомствами: Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером, осуществлявшим ревизию государственных счетов. Т.е. была сформирована четкая единая система управления, которая просуществовала до 1917 года.
Казначейство при Советской власти.
Новая власть после революции строила общество на нормировании, принуждении, а не на основе рыночных отношений и соответственно органы казначейства ей были не нужны, но ликвидировали их не сразу, а постепенно, то есть они влились в финансовую систему. В октябре 1918 года было принято Постановление Совнаркома о слиянии казначейства с Народным банком РСФСР, а после его ликвидации кассовое исполнение бюджета осуществлялось специальными приходно-расходными кассами Наркомфина.
В августе 1928 года кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР.
Таким образом, в период с 1918 по 1928 казначейская система была упразднена и заменена банковской, которая без существенных изменений просуществовала до 1992 года.
Федеральное казначейство на этапе его воссоздания в начале 90-х годов XX века.
В связи с развитием рыночных процессов в российской экономике были созданы предпосылки для образования новой структуры казначейства, потому что:
1) разрушилась централизованная банковская система, и образовалось большое количество разрозненных коммерческих банков;
2) банки сосредоточили все усилия в основном на вопросах денежно-кредитного обращения и снизили контроль за исполнением бюджетов всех уровней по доходам и расходам;
3) банки ослабили банковский учет и контроль за бюджетными средствами на счетах, а коммерческие банки были заинтересованы в отсутствии любого контроля за денежными средствами страны и т.д.
Вследствие несовершенства банковской системы Указом Президента России от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы.
Федеральное казначейство на современном этапе.
Казначейская система совершенствовалась, укреплялась и в 2004 году было принято решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов РФ в отдельную федеральную службу.
1 декабря 2004 года Правительство РФ постановлением № 703 утвердило Положение о Федеральном казначействе (Казначействе России) – федеральном органе исполнительной власти (федеральной службе), находящемся в ведении Минфина России. Это Положение вступило в силу с 1 января 2005 года.
Органами Федерального казначейства успешно решаются задачи в рамках постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 «О федеральном казначействе», в том числе:
1) осуществление исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы;
2) осуществление управления операциями на едином счете федерального бюджета;
3) осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
4) учет составления отчетности и д.р.
Казначейство в зарубежных странах
Во Франции Казначейство было создано в 1806 году, первоначально под названием «касса обслуживания», а с 1940 года — Управление Казначейства. Кроме традиционных функций по управлению средствами государства и большей части местных бюджетов, Казначейство осуществляет вмешательство в деятельность частных и смешанных предприятий путем предоставления кредитов, финансирования инвестиций, участвует в проведении кредитной политики, развитии финансового рынка.
Казначейство Франции выполняет две основные функции:
1.В качестве кассира – осуществляет исполнение всех операций по получению доходов и оплате расходов, предусмотренных законом о финансах. Эта миссия включает две стадии: получать и выдавать денежные суммы, обеспечивать наличие денежных средств, достаточных для того, чтобы были выполнены все обязательства государства.
2.В качестве банкира — Казначейство аккумулирует и распределяет денежные средства, обеспечивает денежное обращение.
Выполнение Казначейством банковских функций, осуществляется в двух формах:
1.Казначейство может действовать как коммерческий банк, осуществляя операции по хранению вкладов и по предоставлению кредита предприятиям, развитию которых хотят способствовать.
2. Казначейство выступает как организация, распределяющая денежные средства. Оно предоставляет возможность предприятиям, развитие которых соответствует целям общенационального плана экономического и социального развития, получить необходимый капитал, которого им не может предоставить частный рынок. Так Казначейство направляет капиталовложения и может влиять на их использование.
Казначейство США было учреждено в 1789 году. В то время оно лишь регистрировало доходы и расходы, а также осуществляло кассовое обслуживание федерального бюджета. Сегодня, на Казначейство США возложено множество других функций. Государственное Казначейство в США, осуществляет управление государственным долгом, выпуская в обращение три крупные категории обязательств Казначейства США: рыночные ценные бумаги, нерыночные ценные бумаги и специальные выпуски.
Наиболее распространенный тип рыночных ценных бумаг — казначейский вексель.
Основными типами нерыночных ценных бумаг являются сберегательные облигации, иностранные правительственные серии и серии местных органов власти и правительств штатов.
В последние годы Государственное Казначейство США начало продавать свои ценные бумаги в форме книжной записи, то есть сохраняя запись о сделке, вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Отмена бумажных сертификатов уменьшает издержки Казначейства на их печать и упраздняет проблему подделок. Кроме этого, Государственное Казначейство США обычно прибегает к продаже специальных прав заимствования ( СДР ) и иностранной валюты.
Источник
Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран
В каждом государстве органы, отвечающие за исполнение бюджетных функций, возникали и совершенствовались эволюционным путем под воздействием множества факторов, к которым в первую очередь следует причислить тип государственного устройства, политическую, экономическую и социальную составляющие. Общей для казначейских органов разных стран является задача построения и развития эффективной системы управления государственными финансами.
Владимир САРАНЦЕВ, к.э.н.
Модели управления государственными финансами
Таблица 1. Модели управления государственными финансами в различных типах государственного устройства
Рисунок 21.4 — Распределение функций казначейства во Франции |
Органы казначейства Австралии представлены Казначейским департаментом. Департамент имеет статус министерства и подчиняется прави
тельству. Основная функция департамента — сбор поступлений и макроэкономическая политика.
В состав Казначейского департамента входит Налоговое управление, через которое Казначейство получает все налоговые платежи от налогоплательщиков (кроме внешних поступлений). Сбором внешних поступлений занимается Таможенная служба.
Исполнение бюджетных расходов осуществляется в соответствии с запросами бюджетополучателей. В стране установлены конкретные юридические нормы по принятию обязательств бюджетополучателя и способы проверки целевого и рационального использовании бюджетных средств, которые реализуются отраслевыми министерствами. Казначейский департамент при этом играет пассивную роль.
Кроме этого, казначейство Австралии контролирует выпуск ценных бумаг, управление государственным долгом, решает вопросы объема выпуска государственных займов, их сроки погашения, структуру и другое. В Австралии функционирует финансовый департамент, на который также возложены некоторые функции казначейства. Финансовый департамент контролирует расходы, определяет политику управления финансовыми активами, разработки бюджета, регулирования бухгалтерского учета и осуществляет ведения центральной регистрационной системы.
Государственные средства страны концентрируются на едином счете казначейства. Финансовый департамент устанавливает процедуры и условия действия механизма единого банковского счета. Подготовка бюджета, его исполнение, регистрация и учёт собранных поступлений в Австралии осуществляется государственной финансовой информационной системой, которая с использованием новых информационных технологий осуществляет связь в реальном времени с отделами Финансового департамента и отраслевыми департаментами. Наличие интегрированной государственной финансовой системы позволяет оперативно получать сводную информацию по государственным ресурсам.
Управление государственными финансами в Бразилии осуществляется Казначейским секретариатом, который является подразделением второго уровня Министерства финансов. Помимо Казначейского секретариата в подчинении Министерства финансов находится Секретариат федеральных доходов и Секретариат федерального контроля, которые также выполняют некоторые функции казначейства.
Казначейский секретариат контролирует все поступления и выплаты по единому счету и устанавливает наличные лимиты по типам расходов каждого министерства. Министерства распределяют лимиты среди своих бюджетополучателей и выполняют через систему Казначейского секретариата все административные действия по принятию обязательств, проверке и оплате при условии соблюдения бюджетных и финансовых лимитов. Хотя непосредственный контроль осуществляют бюджетополучатели, казначейский секретариат через свою информационную систему жестко контролирует ситуацию и имеет широкие полномочия по введению наличных лимитов.
Казначейский Секретариат контролирует внешний и внутренний долг. Он определяет сроки, объемы и условия любого заимствования в тесной координации с Центральным банком, который выступает в качестве агента на аукционах и в обслуживании долга, контролирует ссуды, выдаваемые правительством, а также управляет финансовым участием государства в государственных предприятиях. Установление нормативов бухгалтерского учета также относится к функциям КС. Он выполняет функции учета, которые автоматически фиксируются в информационной системе, заполняет неавтоматизированные учетные регистры и координирует подготовку правительственных годовых отчетов. Сбор налогов контролируется Секретариатом федеральных доходов.
Государственная финансовая информационная система, действующая в Бразилии также заслуживает внимания. Эта система позволяет производить обработку всех государственных операций, в том числе бюджетных и внебюджетных, во всех центральных органах государственного управления, включая судебные и законодательные органы, учреждения социального обеспечения, самостоятельные ведомства, фонды и некоторые государственные предприятия.
Рисунок 21.5 — Функции казначейства в Бразилии |
Система автоматически составляет реестры и готовит полную финансовую и учетную информацию. Все этапы бюджетных операций регистрируются и автоматически контролируются системой, которая запрещает проводить любые операции, выходящие за рамки бюджетных и финансовых лимитов. Система работает в диалоговом режиме в реальном масштабе времени, необходимая содержательная информация представляется оперативно.
Казначейские функции в Японии возложены на казначейский отдел, отдел управления долгом, финансовый отдел, бюджетный отдел, отдел исполнения бюджета и юридический отдел. Эти отделы входят в состав бюджетного и финансового бюро, которые являются подразделением Министерства финансов. Таким образом, в Японии управление государственными финансами возложено на подразделения, имеющие узкую специализацию. Так, казначейский отдел готовит финансовый план с разбивкой по дням. Совместно с отделом исполнения бюджета он также контролирует поступления и выплаты по государственному счету в Банке Японии.
За сбор поступлений отвечают Национальная налоговая служба и Таможенный департамент (оба — подразделения Минфина). Налоги могут быть уплачены в Банке Японии, уполномоченных коммерческих банках, с помощью почтовой системы и через местные отделения Национальной налоговой службы и Таможенного департамента.
Рисунок 21.6 — Распределение функций казначейства в Японии |
Вопрос выпуска ценных бумаг, их объема, сроков погашения, их структуры решает отдел управления долгом, используя в качестве агента Банк Японии. Отдел исполнения бюджета утверждает график платежей, в пределах которого бюджетные министерства расходуют средства. По некоторым расходным статьям на этапе взятия обязательств требуется согласие Министерства финансов. Банк Японии контролирует выполнение министерствами бюджетных и наличных лимитов.
Все государственные средства аккумулируются в Банке Японии на сводном счете правительства. Однако для отраслевых министерств открыты субсчета, которые используются для кредитования и контроля их расходных лимитов. Банк Японии не может выдавать кредиты правительству на суммы кассового разрыва, за исключением краткосрочного финансирования. Кредитование осуществляется путем покупки банком непроданной части финансовых обязательств государства, что обычно производится с интервалом в один день.
В Японии также хорошо налажена информационная система, вернее, их здесь две. Эти системы используются для подготовки бюджета, публикации бюджетных документов, исполнения бюджета и бухгалтерского учета. Общая организация бюджетного процесса, подготовка сводной информации, осуществляется лишь на уровне Министерства финансов.
Сроки подготовки сводной информации зависят от сложности отчета.
Сводная информация по кассовым операциям готовится ежедневно. Детальная информация может быть запрошена у отраслевых министерств.
Казначейские функции в Испании разделены между Канцелярией заместителя секретаря по финансам и Генеральным директоратом казначейства (ГДК). Оба этих органа являются подразделениями второго уровня в Министерстве финансов. В стране существует единый счет Казначейства в Центральном банке. Все поступления и выплаты по нему контролирует Генеральный директорат казначейства. Несмотря на то, что контроль за поступлениями на единый счет возложен на него, прямого участия в сборе налогов он не принимает, за исключением некоторых неналоговых доходов. Налоги собираются через банковскую систему Налоговым управлением, которое является отдельным подразделением Министерства Финансов и выступает в роли налоговой инспекции.
Канцелярия заместителя Секрет аря по финансам
1 еиеральный директорат Казначейства
Рисунок 21.7 — Функции казначейства в Испании
В части исполнения бюджета по расходам Казначейство Испании устанавливает обязательный график месячных или квартальных выплат, оставляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по некоторым категориям расходов. Решения о взятии обязательств, проверке и оплате принимаются бюджетными единицами в рамках, установленных Казначейством. Платежные поручения выписываются ГДК, который также ведет надзор за фактическим выделением средств. Контроль осуществляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный директорат казначейства. Ценные бумаги выпускаются с использованием Центрального банка в качестве агента, однако внешнее или иное заимствование осуществляется непосредственно ГДК. Казначейство обладает широкими полномочиями по регулированию вторичного рынка государственных ценных бумаг.
На Канцелярию заместителя секретаря по финансам (СФ) возложены функции контроля за расходами и организации учета. СФ контролирует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит СФ отвечает через своих финансовых контролеров. Бюджеты региональных автономных правительств и местных органов государственного управления не контролируются. Однако оба этих уровня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования.
В Испании также имеется государственная информационная система за которую отвечает Министерство финансов через СФ. Все без исключения правительственные операции должны проходить через систему, которая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджетные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств. Подготовка бюджета также проходит через систему. В ней формируются все виды официальных учетных данных и подготавливаются все виды статистических отчетов. Она обеспечивает различные уровни информации в диалоговом режиме для бюджетных учреждений и руководства МФ. Существует связь с отраслевыми департаментами и далее с бюджетополучателями.
Функции казначейства в США выполняет непосредственно Министерство финансов, который подчиняется напрямую Президенту. Другими учреждениями, задействованными в бюджетном процессе, являются административно-бюджетное управление (АБУ), отвечающее за подготовку бюджета, и Главное бюджетное управление (ГБКУ), отвечающее за ряд учетных и аудиторских функций. Налоговое управление и Таможенное управление являются частью Министерства финансов.
Министерство финансов контролирует все поступления и выплаты по своему генеральному счету в Федеральном резервном банке в Нью-Йорке, а также контролирует банковские счета правительства. Министерство финансов собирает все налоги и таможенные пошлины и обеспечивает централизованный сбор платы за пользование и услуги для некоторых учреждений. Для сбора поступлений используется банковская система. Контроль за решениями о расходовании средств осуществляют отраслевые департаменты. Расходы оплачиваются Министерством финансов по запросу бюджетополучателя в пределах бюджетныхассигнований и доли департамента. В качестве платежных средств используются чеки или чаще электронные переводы. Структура ассигнований контролируется как Министерством финансов, так и АБУ. Также как и в большинстве стран, Министерство финансов США, выполняя функции казначейства, контролирует выпуск и учет государственных ценных бумаг и решает вопросы объема, сроков и структуры размещаемых на аукционах выпусков. Оно использует федеральный резерв для поддержки в проведении аукционов.
Министерство финансов США отвечает за бухгалтерский учет, подготовку инструкций для учреждений, получение их запросов и подготовку ежемесячных отчетов и годовых финансовых ведомостей, функцию внутреннего контроля и аудита выполняют генеральные инспекторы в отраслевых департаментах. Федеральное правительство осуществляет надзор лишь за программами штатов и местными программами, которые финансируются за счет федеральных средств.
В США налажена четкая координация между Министерством финансов и Бюджетным департаментом. Министерство финансов готовит оценку бюджетных поступлений и участвует в выработке макроэкономической основы. АБУ готовит смету расходов и сводит воедино бюджет, представляемый Президентом конгрессу, а также курирует вопросыучета на уровне департаментов. Министерство финансов осуществляет управление денежными потоками и учет долговых обязательств. Между системой Министерства финансов и системами отраслевых департаментов происходит обмен информацией в диалоговом режиме.
Анализ государственного финансового устройства различных стран показал, казначейство различных государств, как правило, активно принимает участие в функционировании финансовой системы и управлении бюджетными потоками.
Очевидно, что нет принципиального отличия в методах организации национальных казначейств. Это отличие выражается в основном в их структуре. В одной стране функции казначейства выполняются одними государственными учреждениями, в другой — другими, но эти функции всегда присутствуют, и нет разницы, кто их исполняет.
Ключевые понятия: финансовая система, бюджетные расходы, ценные бумаги, таможенная служба, государственный долг, финансовые активы, бюджетополучатель, внешний долг, внутренний долг, исполнение бюджета, финансовый план, субсчет, налоги, таможенные пошлины, банковская система,
Источник