Федеральное казначейство зарубежных стран

Казначейство в зарубежных странах

Раздел 1. Организация и становление казначейской системы в Российской Федерации

Тема 1.1 Становление казначейской системы

Урок 1. Введение. История организации казначейской системы в России, этапы ее развития

1. История организации казначейской системы в России, этапы ее развития.

2. Казначейство в зарубежных странах.

1. История казначейства в России насчитывает несколько веков. Должность казначея, хранителя княжеских ценностей, возникла еще в Древней Руси. С расширением границ росла роль казны, контролировавшей поступление податей, сборов и повинностей.

В XV веке, в период царствования Ивана III, появились так называемые Казенные дворы (приказы).

Во времена Петра I в 1710 году была создана Счетная контора, следившая за правильным поступлением налогов.

В период правления Екатерины II в 1775 году были учреждены Казенные палаты в губерниях и введена должность уездного казначея, в число обязанностей которого входили прием и хранение всех казенных доходов своего уезда, наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств, составление ведомости доходов и расходов, ревизия отчетности.

В период реформ Павла I важнейшим их направлением стала попытка реорганизовать управление государством, придав ему больше централизации.

Во времена правления Александра I важнейшим событием явилось подписание манифеста «Об учреждении министерств». Все управление финансами было распределено между тремя основными ведомствами: Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером, осуществлявшим ревизию государственных счетов. Т.е. была сформирована четкая единая система управления, которая просуществовала до 1917 года.

Казначейство при Советской власти.

Новая власть после революции строила общество на нормировании, принуждении, а не на основе рыночных отношений и соответственно органы казначейства ей были не нужны, но ликвидировали их не сразу, а постепенно, то есть они влились в финансовую систему. В октябре 1918 года было принято Постановление Совнаркома о слиянии казначейства с Народным банком РСФСР, а после его ликвидации кассовое исполнение бюджета осуществлялось специальными приходно-расходными кассами Наркомфина.

В августе 1928 года кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР.

Таким образом, в период с 1918 по 1928 казначейская система была упразднена и заменена банковской, которая без существенных изменений просуществовала до 1992 года.

Федеральное казначейство на этапе его воссоздания в начале 90-х годов XX века.

В связи с развитием рыночных процессов в российской экономике были созданы предпосылки для образования новой структуры казначейства, потому что:

1) разрушилась централизованная банковская система, и образовалось большое количество разрозненных коммерческих банков;

2) банки сосредоточили все усилия в основном на вопросах денежно-кредитного обращения и снизили контроль за исполнением бюджетов всех уровней по доходам и расходам;

3) банки ослабили банковский учет и контроль за бюджетными средствами на счетах, а коммерческие банки были заинтересованы в отсутствии любого контроля за денежными средствами страны и т.д.

Вследствие несовершенства банковской системы Указом Президента России от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы.

Федеральное казначейство на современном этапе.

Казначейская система совершенствовалась, укреплялась и в 2004 году было принято решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов РФ в отдельную федеральную службу.

1 декабря 2004 года Правительство РФ постановлением № 703 утвердило Положение о Федеральном казначействе (Казначействе России) – федеральном органе исполнительной власти (федеральной службе), находящемся в ведении Минфина России. Это Положение вступило в силу с 1 января 2005 года.

Органами Федерального казначейства успешно решаются задачи в рамках постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 «О федеральном казначействе», в том числе:

1) осуществление исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы;

2) осуществление управления операциями на едином счете федерального бюджета;

3) осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

4) учет составления отчетности и д.р.

Казначейство в зарубежных странах

Во Франции Казначейство было создано в 1806 году, первоначально под названием «касса обслуживания», а с 1940 года — Управление Казначейства. Кроме традиционных функций по управлению средствами государства и большей части местных бюджетов, Казначейство осуществляет вмешательство в деятельность частных и смешанных предприятий путем предоставления кредитов, финансирования инвестиций, участвует в проведении кредитной политики, развитии финансового рынка.

Казначейство Франции выполняет две основные функции:
1.В качестве кассира – осуществляет исполнение всех операций по получению доходов и оплате расходов, предусмотренных законом о финансах. Эта миссия включает две стадии: получать и выдавать денежные суммы, обеспечивать наличие денежных средств, достаточных для того, чтобы были выполнены все обязательства государства.

2.В качестве банкира — Казначейство аккумулирует и распределяет денежные средства, обеспечивает денежное обращение.

Выполнение Казначейством банковских функций, осуществляется в двух формах:
1.Казначейство может действовать как коммерческий банк, осуществляя операции по хранению вкладов и по предоставлению кредита предприятиям, развитию которых хотят способствовать.
2. Казначейство выступает как организация, распределяющая денежные средства. Оно предоставляет возможность предприятиям, развитие которых соответствует целям общенационального плана экономического и социального развития, получить необходимый капитал, которого им не может предоставить частный рынок. Так Казначейство направляет капиталовложения и может влиять на их использование.

Казначейство США было учреждено в 1789 году. В то время оно лишь регистрировало доходы и расходы, а также осуществляло кассовое обслуживание федерального бюджета. Сегодня, на Казначейство США возложено множество других функций. Государственное Казначейство в США, осуществляет управление государственным долгом, выпуская в обращение три крупные категории обязательств Казначейства США: рыночные ценные бумаги, нерыночные ценные бумаги и специальные выпуски.
Наиболее распространенный тип рыночных ценных бумаг — казначейский вексель.
Основными типами нерыночных ценных бумаг являются сберегательные облигации, иностранные правительственные серии и серии местных органов власти и правительств штатов.

В последние годы Государственное Казначейство США начало продавать свои ценные бумаги в форме книжной записи, то есть сохраняя запись о сделке, вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Отмена бумажных сертификатов уменьшает издержки Казначейства на их печать и упраздняет проблему подделок. Кроме этого, Государственное Казначейство США обычно прибегает к продаже специальных прав заимствования ( СДР ) и иностранной валюты.

Источник

Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран

В каждом государстве органы, отвечающие за исполнение бюджетных функций, возникали и совершенствовались эволюционным путем под воздействием множества факторов, к которым в первую очередь следует причислить тип государственного устройства, политическую, экономическую и социальную составляющие. Общей для казначейских органов разных стран является задача построения и развития эффективной системы управления государственными финансами.
Владимир САРАНЦЕВ, к.э.н.

Модели управления государственными финансами

Таблица 1. Модели управления государственными финансами в различных типах государственного устройства

Тип государственного устройства

Модель управления государственными финансами

на основе административных директив

на основе соглашений

на основе административных директив

на основе административных директив

на основе соглашений

на основе соглашений

на основе соглашений

на основе административных директив

на основе административных директив

1 Модель, построенная на основе административных директив. Ее сущность состоит в том, что процесс бюджетного финансирования осуществляется на базе специ­фических финансовых показателей и бюджетных заданий. Это наиболее распространенная модель в мировой практике, к странам, ее придерживающимся, относится и Россия.
2 Модель, функционирующая на основе соглашений. При ней система государственных финансов построена на отношениях, в основе которых лежат соглашения, заключаемые вышестоящими органами с нижестоящими. Так, например вышестоящее министерство финансирует «подведомственные» агентства на основании соглашения о предоставлении услуг с выделением наличных и качественных оценочных показателей. При использовании данной модели государственные услуги, как правило, предоставляются различными организациями, отобранными на конкурсной основе. В таких условиях субъекты государственного сектора экономики не имеют преимуществ по сравнению с сегментами реального сектора и взаимно конкурируют в процессе предоставления общественных услуг.
Наиболее проработанные модели управления государственными финансами на основе соглашений существуют в Великобритании и других странах Содружества, где с каждым отдельным министерством заключается Общественное соглашение с выделением основной цели его деятельности, задач и показателей эффективности. Например, для Министерства торговли и промышленности Великобритании в 2008 году целью деятельности являлось «обеспечить процветание для всех путем повышения производительности и конкурентоспособности, привлекая научные и инновационные достижения мирового уровня, успешное предпринимательство и ведение бизнеса, а также справедливые и конкурентные рынки». А основными показателями эффективности, используемыми для оценки достижения цели деятельности, указанными в Соглашении, являлись: повышение темпов устойчивого роста производительности труда; повышение степени использования достижений науки и инновации мирового класса; продвижение справедливых конкурентных рынков; обеспечение успешности предпринимательства и бизнеса и пр.
Однако данную типологию моделей управления государственными финансами можно считать весьма условной, поскольку нельзя однозначно сказать, что «модель на основе соглашений» не применяется в странах с преобладанием «административных директив». Она практически не распространяется на взаимоотношения ведомств и подведомственных агентств, но применяется при закупках ряда товаров и услуг, в том числе и у организаций, занятых в государственном секторе экономики и специализирующихся на их предоставлении.

Модели казначейского исполнения бюджета

Таблица 2. Роль казначейских органов и основные инструменты КИБ

Роль казначейских органов

Инструменты, применяемые казначейскими органами

Источник

21.4 Зарубежный опыт функционирования органов Казначейства

Фактически, роль казначейства выражается в исполнении бюджета, но, тем не менее, каждое государство имеет свои особенности. Например. казначейство может быть только в качестве исполнителя и только выде­лять бюджетные средства бюджетным учреждениям. В других же странах, казначейству даётся право устанавливать определённые ограничения на бюджетные расходы. Кроме этого, казначейство может наделяться опре­делёнными учётными и контрольными функциями. Таким образом, едино­го подхода к организации деятельности казначейства не существует. Структура казначейства и его функции для каждой страны различны и складываются они исходя из исторического опыта.

Рассмотрим опыт функционирования казначейств в некоторых госу­дарствах.

Функции казначейства во Франции разделены между Казначейством и Генеральной дирекцией государственного учета (ГДГУ). Казначейство находится в составе Министерства финансов, а Генеральная дирекция государственного учета — в составе Бюджетного министерства. Все фи­нансовые ресурсы Франции сосредотачиваются на едином счете Казна­чейства. Оно контролирует поступления и выплаты по этому счету, кото­рый находится в Центральном банке. Но в тоже время, в решении опера­ционных задач по доходам казначейство не участвует.

Налоговые поступления вносятся на счета различных бюджетных уч­реждений. Так, налог на добавленную стоимость вносится на единый счет в Центральном банке, остальные же налоги собираются директоратом поступлений (около 50%), ГДГУ (около 35%) и Таможенной службой (око­ло 15%).

Исполнение бюджета по расходам контролируется Бюджетным дирек­торатом (БД). Бюджетный директорат через свою систему финансовых контролеров может контролировать темпы расходования средств. Расхо­ды контролируются весьма жестко: на этапе взятия обязательств и платежных поручений финансовыми контролерами и на этапе оплаты ГДГУ.

Казначейство во Франции, так же как и казначейства Австралии и Бразилии управляет внутренним и внешним государственным долгом. Оно контролирует выпуск ценных бумаг, решает вопросы объема выпус­ка, сроков и структуры.

Во Франции разработана и успешно действует государственная фи­нансовая информационная система. В данной системе осуществляется под­готовка бюджета, публикация бюджетных документов и исполнение бюд­жета. Существуют другие системы для связи между Бюджетным директо­ратом и отраслевыми министерствами. Получение сводной информации на основе проводок по единому счету занимает один день, детальная информация поступает еженедельно.

Рисунок 21.4 — Распределение функций казначейства во Франции

Органы казначейства Австралии представлены Казначейским депар­таментом. Департамент имеет статус министерства и подчиняется прави­

тельству. Основная функция департамента — сбор поступлений и макро­экономическая политика.

В состав Казначейского департамента входит Налоговое управление, через которое Казначейство получает все налоговые платежи от налого­плательщиков (кроме внешних поступлений). Сбором внешних поступле­ний занимается Таможенная служба.

Исполнение бюджетных расходов осуществляется в соответствии с запросами бюджетополучателей. В стране установлены конкретные юри­дические нормы по принятию обязательств бюджетополучателя и способы проверки целевого и рационального использовании бюджетных средств, которые реализуются отраслевыми министерствами. Казначейский де­партамент при этом играет пассивную роль.

Кроме этого, казначейство Австралии контролирует выпуск ценных бумаг, управление государственным долгом, решает вопросы объема вы­пуска государственных займов, их сроки погашения, структуру и другое. В Австралии функционирует финансовый департамент, на который также возложены некоторые функции казначейства. Финансовый депар­тамент контролирует расходы, определяет политику управления финансо­выми активами, разработки бюджета, регулирования бухгалтерского учета и осуществляет ведения центральной регистрационной системы.

Государственные средства страны концентрируются на едином счете казначейства. Финансовый департамент устанавливает процедуры и ус­ловия действия механизма единого банковского счета. Подготовка бюд­жета, его исполнение, регистрация и учёт собранных поступлений в Авст­ралии осуществляется государственной финансовой информационной сис­темой, которая с использованием новых информационных технологий осуществляет связь в реальном времени с отделами Финансового департа­мента и отраслевыми департаментами. Наличие интегрированной госу­дарственной финансовой системы позволяет оперативно получать свод­ную информацию по государственным ресурсам.

Управление государственными финансами в Бразилии осуществляется Казначейским секретариатом, который является подразделением второго уровня Министерства финансов. Помимо Казначейского секретариата в подчинении Министерства финансов находится Секретариат федераль­ных доходов и Секретариат федерального контроля, которые также вы­полняют некоторые функции казначейства.

Казначейский секретариат контролирует все поступления и выплаты по единому счету и устанавливает наличные лимиты по типам расходов каждого министерства. Министерства распределяют лимиты среди своих бюджетополучателей и выполняют через систему Казначейского секрета­риата все административные действия по принятию обязательств, провер­ке и оплате при условии соблюдения бюджетных и финансовых лимитов. Хотя непосредственный контроль осуществляют бюджетополучатели, каз­начейский секретариат через свою информационную систему жестко кон­тролирует ситуацию и имеет широкие полномочия по введению наличных лимитов.

Казначейский Секретариат контролирует внешний и внутренний долг. Он определяет сроки, объемы и условия любого заимствования в тесной координации с Центральным банком, который выступает в качестве аген­та на аукционах и в обслуживании долга, контролирует ссуды, выдавае­мые правительством, а также управляет финансовым участием государ­ства в государственных предприятиях. Установление нормативов бухгал­терского учета также относится к функциям КС. Он выполняет функции учета, которые автоматически фиксируются в информационной системе, заполняет неавтоматизированные учетные регистры и координирует под­готовку правительственных годовых отчетов. Сбор налогов контролиру­ется Секретариатом федеральных доходов.

Государственная финансовая информационная система, действующая в Бразилии также заслуживает внимания. Эта система позволяет произво­дить обработку всех государственных операций, в том числе бюджетных и внебюджетных, во всех центральных органах государственного управ­ления, включая судебные и законодательные органы, учреждения социаль­ного обеспечения, самостоятельные ведомства, фонды и некоторые госу­дарственные предприятия.

Рисунок 21.5 — Функции казначейства в Бразилии

Система автоматически составляет реестры и готовит полную финан­совую и учетную информацию. Все этапы бюджетных операций регистри­руются и автоматически контролируются системой, которая запрещает проводить любые операции, выходящие за рамки бюджетных и финансо­вых лимитов. Система работает в диалоговом режиме в реальном масшта­бе времени, необходимая содержательная информация представляется опе­ративно.

Казначейские функции в Японии возложены на казначейский отдел, отдел управления долгом, финансовый отдел, бюджетный отдел, отдел исполнения бюджета и юридический отдел. Эти отделы входят в состав бюджетного и финансового бюро, которые являются подразделением Ми­нистерства финансов. Таким образом, в Японии управление государствен­ными финансами возложено на подразделения, имеющие узкую специали­зацию. Так, казначейский отдел готовит финансовый план с разбивкой по дням. Совместно с отделом исполнения бюджета он также контролирует поступления и выплаты по государственному счету в Банке Японии.

За сбор поступлений отвечают Национальная налоговая служба и Та­моженный департамент (оба — подразделения Минфина). Налоги могут быть уплачены в Банке Японии, уполномоченных коммерческих банках, с помощью почтовой системы и через местные отделения Национальной налоговой службы и Таможенного департамента.

Рисунок 21.6 — Распределение функций казначейства в Японии

Вопрос выпуска ценных бумаг, их объема, сроков погашения, их струк­туры решает отдел управления долгом, используя в качестве агента Банк Японии. Отдел исполнения бюджета утверждает график платежей, в пре­делах которого бюджетные министерства расходуют средства. По неко­торым расходным статьям на этапе взятия обязательств требуется согла­сие Министерства финансов. Банк Японии контролирует выполнение ми­нистерствами бюджетных и наличных лимитов.

Все государственные средства аккумулируются в Банке Японии на сводном счете правительства. Однако для отраслевых министерств от­крыты субсчета, которые используются для кредитования и контроля их расходных лимитов. Банк Японии не может выдавать кредиты правитель­ству на суммы кассового разрыва, за исключением краткосрочного фи­нансирования. Кредитование осуществляется путем покупки банком не­проданной части финансовых обязательств государства, что обычно про­изводится с интервалом в один день.

В Японии также хорошо налажена информационная система, вернее, их здесь две. Эти системы используются для подготовки бюджета, публика­ции бюджетных документов, исполнения бюджета и бухгалтерского уче­та. Общая организация бюджетного процесса, подготовка сводной инфор­мации, осуществляется лишь на уровне Министерства финансов.

Сроки подготовки сводной информации зависят от сложности отчета.

Сводная информация по кассовым операциям готовится ежедневно. Детальная информация может быть запрошена у отраслевых минис­терств.

Казначейские функции в Испании разделены между Канцелярией замес­тителя секретаря по финансам и Генеральным директоратом казначейства (ГДК). Оба этих органа являются подразделениями второго уровня в Министерстве финансов. В стране существует единый счет Казначейства в Центральном банке. Все поступления и выплаты по нему контролирует Генеральный директорат казначейства. Несмотря на то, что контроль за поступлениями на единый счет возложен на него, прямого участия в сборе налогов он не принимает, за исключением некоторых неналоговых дохо­дов. Налоги собираются через банковскую систему Налоговым управле­нием, которое является отдельным подразделением Министерства Финан­сов и выступает в роли налоговой инспекции.

Канцелярия заместителя Секрет аря по финансам

1 еиеральный директорат Казначейства

Рисунок 21.7 — Функции казначейства в Испании

В части исполнения бюджета по расходам Казначейство Испании уста­навливает обязательный график месячных или квартальных выплат, ос­тавляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по некото­рым категориям расходов. Решения о взятии обязательств, проверке и оплате принимаются бюджетными единицами в рамках, установленных Казначейством. Платежные поручения выписываются ГДК, который так­же ведет надзор за фактическим выделением средств. Контроль осуществ­ляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государствен­ного заимствования определяет Генеральный директорат казначейства. Ценные бумаги выпускаются с использованием Центрального банка в качестве агента, однако внешнее или иное заимствование осуществляется непосредственно ГДК. Казначейство обладает широкими полномочиями по регулированию вторичного рынка государственных ценных бумаг.

На Канцелярию заместителя секретаря по финансам (СФ) возложены функции контроля за расходами и организации учета. СФ контролирует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит СФ отвечает через своих финансовых контролеров. Бюджеты региональных автономных правительств и местных органов государственного управления не контролируются. Однако оба этих уров­ня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования.

В Испании также имеется государственная информационная система за которую отвечает Министерство финансов через СФ. Все без исключе­ния правительственные операции должны проходить через систему, кото­рая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджет­ные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств. Подготовка бюд­жета также проходит через систему. В ней формируются все виды офици­альных учетных данных и подготавливаются все виды статистических отчетов. Она обеспечивает различные уровни информации в диалоговом режиме для бюджетных учреждений и руководства МФ. Существует связь с отраслевыми департаментами и далее с бюджетополучателями.

Функции казначейства в США выполняет непосредственно Министер­ство финансов, который подчиняется напрямую Президенту. Другими учреждениями, задействованными в бюджетном процессе, являются адми­нистративно-бюджетное управление (АБУ), отвечающее за подготовку бюджета, и Главное бюджетное управление (ГБКУ), отвечающее за ряд учетных и аудиторских функций. Налоговое управление и Таможенное управление являются частью Министерства финансов.

Министерство финансов контролирует все поступления и выплаты по своему генеральному счету в Федеральном резервном банке в Нью-Йорке, а также контролирует банковские счета правительства. Министерство финансов собирает все налоги и таможенные пошлины и обеспечивает централизованный сбор платы за пользование и услуги для некоторых учреждений. Для сбора поступлений используется банковская система. Контроль за решениями о расходовании средств осуществляют отрасле­вые департаменты. Расходы оплачиваются Министерством финансов по запросу бюджетополучателя в пределах бюджетныхассигнований и доли департамента. В качестве платежных средств используются чеки или чаще электронные переводы. Структура ассигнований контролируется как Министерством финансов, так и АБУ. Также как и в большинстве стран, Министерство финансов США, выполняя функции казначейства, контро­лирует выпуск и учет государственных ценных бумаг и решает вопросы объема, сроков и структуры размещаемых на аукционах выпусков. Оно использует федеральный резерв для поддержки в проведении аукционов.

Министерство финансов США отвечает за бухгалтерский учет, подго­товку инструкций для учреждений, получение их запросов и подготовку ежемесячных отчетов и годовых финансовых ведомостей, функцию внут­реннего контроля и аудита выполняют генеральные инспекторы в отрас­левых департаментах. Федеральное правительство осуществляет надзор лишь за программами штатов и местными программами, которые финан­сируются за счет федеральных средств.

В США налажена четкая координация между Министерством финан­сов и Бюджетным департаментом. Министерство финансов готовит оцен­ку бюджетных поступлений и участвует в выработке макроэкономичес­кой основы. АБУ готовит смету расходов и сводит воедино бюджет, представляемый Президентом конгрессу, а также курирует вопросыучета на уровне департаментов. Министерство финансов осуществляет управ­ление денежными потоками и учет долговых обязательств. Между систе­мой Министерства финансов и системами отраслевых департаментов про­исходит обмен информацией в диалоговом режиме.

Анализ государственного финансового устройства различных стран показал, казначейство различных государств, как правило, активно при­нимает участие в функционировании финансовой системы и управлении бюджетными потоками.

Очевидно, что нет принципиального отличия в методах организации национальных казначейств. Это отличие выражается в основном в их структуре. В одной стране функции казначейства выполняются одними государственными учреждениями, в другой — другими, но эти функции всегда присутствуют, и нет разницы, кто их исполняет.

Ключевые понятия: финансовая система, бюджетные расходы, цен­ные бумаги, таможенная служба, государственный долг, финансовые активы, бюджетополучатель, внешний долг, внутренний долг, исполнение бюджета, финансовый план, субсчет, налоги, таможенные пошлины, бан­ковская система,

Источник

Читайте также:  Елисеев н г гражданское процессуальное право зарубежных стран м 2000
Оцените статью