- Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ
- Что такое парламент
- Главные функции парламента
- Парламент РФ — это Федеральное собрание
- Как называются парламенты в разных странах
- История российского парламентаризма
- Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
- Федеральное собрание парламент страны его функции
- Готовые работы на аналогичную тему
- Совет Федерации
- Государственная Дума
Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас живет по законам государства (что это?), которые регламентируют деятельность граждан и юридических лиц в различных сферах общества.
Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем на выборной основе работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.
Что такое парламент
Парламент (фр. parler – говорить) это – высший представительный орган государства, наделенный полномочиями принятия законов (что это?). Осуществляет представительство интересов ключевых социальных групп населения во власти, поэтому работающих в нем депутатов часто называют «народными избранниками».
Исторически он играл роль своеобразного «амортизатора» между монархом (кто это?) и обществом. По мере своей эволюции превратился в высший орган государства.
Древнейшим парламентом планеты считается исландский альтинг – он впервые был созван в 930 году. К числу старейших «говорилен» (так дословно переводится парламент с французского) относится парламент Великобритании , созданный графом Симоном де Монфором в 1265 году. Несколько позже, в 1302 году были созваны Генеральные Штаты во Франции.
В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:
- Однопалатные – работает только одна палата, характерны для унитарных государств (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и другие).
- Двухпалатные (бикамерализм) – часто создаются в федеративных государствах, исторически образованы для представления интересов аристократии и широких слоев населения.
Главные функции парламента
Основная роль представительного органа – законотворческая , которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.
Также он реализует следующие функции :
- представительская – защита и представление интересов граждан;
- обратной связи с избирателями;
- принятие бюджета государства;
- внешнеполитические (принятие военной доктрины, ратификация международных соглашений, объявление войны/заключение мира).
Парламент РФ — это Федеральное собрание
Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.
Госдума ( нижняя палата ) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по одномандатным округам + 225 по партийным спискам).
Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе Конституции РФ.
Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:
Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года .
Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.
Как называются парламенты в разных странах
В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.
На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:
- Индия – Сансад.
- Латвия – Сейм.
- Норвегия – Стортинг.
- Сербия – Скупщина.
- Хорватия – Сабор.
- Туркмения – Меджлис.
- Швеция – Риксдаг.
История российского парламентаризма
В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)
Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.
Вес голоса представителей курий был неодинаков, например, на один голос помещика приходилось 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Это позволяло царю формировать «удобный» парламент, в котором преобладали его политические сторонники.
Однако в Думе была и оппозиция (это что такое?), о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы . Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.
В СССР что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет .
Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.
Источник
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
———Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное собрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное собрание как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации и их представляет, а Государственная Дума представляет население страны.———
Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.
Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.
Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.
Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
Представительныйхарактер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.
Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.
Двухпалатная структура парламента — относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти — Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты — Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам — Председателю и Президиуму Верховного Совета.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.
Источник
Федеральное собрание парламент страны его функции
Федеральное собрание — это представительный орган, парламент РФ (ст. 94 Конституции). Формой российского государства является парламентская демократия, представительная, то есть опосредованная выборами. В условиях представительной демократии формирование политической власти возлагается на представителей народа, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
Согласно ст. 95 Федеральное Собрание состоит из:
- Совета Федерации (верхняя палата — состоит из членов, представляющих субъекты РФ);
- Государственной Думы (нижняя палата — состоит из членов, представляющих все население РФ).
Полномочия и порядок формирования палат Федерального Собрания отражают как общие интересы всего населения России, так и специфические интересы народностей и наций субъектов Федерации, различных социальных слоев общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Федеральное Собрание является коллективным выразителем воли и интересов многонационального населения РФ, выступает носителем суверенитета и источником власти. Парламент в системе разделения властей представлен законодательной властью. Функции парламента включают в себя законодательную деятельность, распоряжение государственной казной, контроль за исполнительной властью.
Полномочия палат Федерального Собрания:
- организационные вопросы (избрание Председателей, образование парламентских комитетов, принятие регламентов), непосредственно связанные с деятельностью палат;
- принятие федеральных законов.
Палаты Федерального Собрания различны по правовому статусу, характеру депутатского корпуса, способу формирования.
Каждая из палат обладает определенной самостоятельностью, что выражается в следующих аспектах:
- разграничение функций, их самостоятельное осуществление, отсутствие подчиненности;
- раздельное заседание;
- отсутствие Председателя Федерального Собрания;
- самостоятельное закрепление вопросов, отнесенных к ведению каждой палаты, включая сферу законотворчества;
- отсутствие права принимать к рассмотрению (решать) вопросы, отнесенные к ведению другой палаты;
- самостоятельность рабочих органов (комиссий и комитетов);
- различный порядок формирования и избрания.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают в течение всего срока полномочий неприкосновенностью, то есть они не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску (исключение составляют случаи задержания на месте преступления), подвергнуты личному досмотру. Лишить депутата неприкосновенности можно по представлению Генерального прокурора решением соответствующей палаты Федерального Собрания.
Депутаты (и члены) их. Они кроме случаев задержания, а также, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по РФ Федерального Собрания.
Совет Федерации
В Совет Федерации, согласно Конституции (ст. 95) входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, а также по одному представителю от исполнительного и представительного органов власти.
К ведению Совета Федерации относятся (ст. 102 Конституции):
- утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
- утверждение границ (их изменение) между субъектами РФ;
- решение о возможности использования ВС РФ за пределами государства;
- вопросы назначения выборов Президента, отрешения его от должности;
- назначение судей Конституционного и Верховного Суда;
- назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.
На заседаниях Совета Федерации предусмотрены основные виды выступлений: доклад, содоклад, предложение, информация, заявления, обращения, справка, заключительное слово, выдвижение кандидата на выборную должность, прения по выдвинутой кандидатуре, по порядку ведения заседания, по мотивам голосования. Решения на заседаниях Совета могут приниматься открытым или тайным голосованием.
Государственная Дума
Государственная Дума избирается на 5 лет и состоит из 450 депутатов (ст. 95-97 Конституции). Депутатов избирают граждане РФ на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Любой гражданин России, достигший на день выборов в Государственную Думу 18 лет, имеет право избирать депутатов, а достигший 21 года — быть избранным депутатом.
225 депутатов ГД избираются по одномандатным избирательным округам, то есть от одного округа — один депутат, 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу (Думы пропорционально числу голосов избирателей).
В ведение Государственной Думы входят (ст. 103 Конституции):
- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
- решение вопроса о доверии Правительству;
- назначение на должность (или освобождение) Председателя Центрального банка;
- назначение на должность (или освобождение) Председателя Счетной палаты, 50% состава ее аудиторов;
- назначение на должность (или освобождение) Уполномоченного по правам человека;
- выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает федеральные законы (ст. 105 Конституции). Ее деятельность основана на принципах многопартийности и политического многообразия, свободного обсуждения вопросов и их коллективного решения. Для выражения единой позиции и совместной деятельности депутаты формируют депутатские группы и фракции, то есть депутатские объединения.
Государственная Дума дважды в год собирается на сессии, во время которых проводятся заседания Совета ГД, заседания палаты, парламентские слушания, работа в комитетах и комиссиях, депутатских группах и фракциях. работа с избирателями. Решения на заседаниях Государственной Думы могут приниматься открытым или тайным голосованием.
Источник