- Бюджеты стран мира на 2019 год
- Сравнил бюджет России с другими странами
- Что нужно знать о бюджете на 2021 год. Разбираемся в цифрах
- Как формируется федеральный бюджет?
- Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?
- Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
- Что тогда будет с государственным долгом?
- Какой будет инфляция?
- А что ждать от курса рубля?
- Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?
- На что государство потратит деньги?
Бюджеты стран мира на 2019 год
В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета.
Также отметим, что:
- Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/. Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
- Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2019 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
- Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).
График:
Таблица. Бюджеты стран мира на 2019 год:
Позиция в рейтинге | Государство | Размер бюджета, трлн. долларов |
1 | США | 3,422 |
2 | Китай | 2,948 |
3 | Германия | 1,334 |
4 | Франция | 1,252 |
5 | Великобритания | 1,066 |
6 | Япония | 0,933 |
7 | Италия | 0,845 |
8 | Бразилия | 0,616 |
9 | Канада | 0,55 |
10 | Австралия | 0,445 |
11 | Испания | 0,428 |
12 | Южная Корея | 0,420 |
13 | Индия | 0,364 |
14 | Нидерланды | 0,335 |
15 | Россия | 0,304 |
16 | Мексика | 0,291 |
17 | Турция | 0,275 |
18 | Саудовская Аравия | 0,255 |
19 | Швеция | 0,249 |
20 | Бельгия | 0,248 |
21 | Аргентина | 0,224 |
22 | Норвегия | 0,214 |
23 | Швейцария | 0,198 |
24 | Австрия | 0,174 |
25 | Индонезия | 0,173 |
26 | Дания | 0,172 |
27 | Израиль | 0,137 |
28 | Финляндия | 0,131 |
29 | ОАЭ | 0,123 |
30 | Польша | 0,095 |
31 | Тайланд | 0,093 |
32 | Южная Африка | 0,093 |
33 | Тайвань | 0,093 |
34 | Греция | 0,092 |
35 | Португалия | 0,09 |
36 | Колумбия | 0,085 |
37 | Чехия | 0,085 |
38 | Филипины | 0,084 |
39 | Ирландия | 0,083 |
40 | Малайзия | 0,080 |
41 | Ирак | 0,078 |
42 | Иран | 0,077 |
43 | Чили | 0,073 |
44 | Кувейт | 0,066 |
45 | Румыния | 0,064 |
46 | Вьетнам | 0,064 |
47 | Гонконг | 0,060 |
48 | Новая Зеландия | 0,059 |
49 | Венгрия | 0,057 |
50 | Сингапур | 0,053 |
51 | Катар | 0,053 |
52 | Алжир | 0,052 |
53 | Нигерия | 0,052 |
54 | Перу | 0,051 |
55 | Бангладеш | 0,049 |
56 | Пакистан | 0,046 |
57 | Украина | 0,039 |
58 | Египет | 0,037 |
59 | Ливия | 0,037 |
60 | Казахстан | 0,036 |
61 | Словакия | 0,036 |
62 | Марокко | 0,036 |
63 | Оман | 0,034 |
64 | Эквадор | 0,032 |
65 | Ангола | 0,028 |
66 | Люксембург | 0,027 |
67 | Беларусь | 0,027 |
68 | Узбекистан | 0,026 |
69 | Хорватия | 0,023 |
70 | Кения | 0,023 |
71 | Уругвай | 0,02 |
72 | Болгария | 0,02 |
73 | Словения | 0,02 |
74 | Судан | 0,018 |
75 | Шри Ланка | 0,016 |
76 | Сербия | 0,016 |
77 | Литва | 0,016 |
78 | Азербайджан | 0,015 |
79 | Боливия | 0,015 |
80 | Исландия | 0,014 |
81 | Латвия | 0,014 |
82 | Танзания | 0,013 |
83 | Тунис | 0,013 |
84 | Эстония | 0,012 |
85 | Кипр | 0,011 |
86 | Парагвай | 0,011 |
87 | Туркменистан | 0,01 |
88 | Непал | 0,01 |
89 | Йемен | 0,01 |
90 | Афганистан | 0,01 |
91 | Камбоджия | 0,009 |
92 | Грузия | 0,009 |
93 | Сенегал | 0,009 |
94 | Намибия | 0,009 |
95 | Уганда | 0,009 |
96 | Мальта | 0,008 |
97 | Зимбабве | 0,008 |
98 | Албания | 0,008 |
99 | Монголия | 0,008 |
100 | Армения | 0,008 |
Топ-10. Военные бюджеты стран мира на 2019 год:
Позиция в рейтинге | Государство | Размер оборонного бюджета, млрд. долларов |
1 | США | 716 |
2 | Китай | 230 |
3 | Индия | 62 |
4 | Великобритания | 58 |
5 | Саудовская Аравия | 56 |
6 | Франция | 53 |
7 | Россия | 46 |
8 | Япония | 45 |
9 | Германия | 44 |
10 | Южная Корея | 39 |
График:
Данные представлены на основе открытых источников: министерства финансов соответствующих стран, официальные государственные СМИ.
Источник
Сравнил бюджет России с другими странами
Бюджет России последние годы и планируемый на следующие несколько лет составляет около 20 триллионов рублей.
Для сравнения с другими странами, переведем его в доллары по курсу 75 руб. — получится 266 миллиардов долларов. При колебаниях курса рубля он составлял от 250 до 280 млрд. долларов.
266 млрд. долларов — много это или мало по сравнению с другими странами мира? Например, США, Китаем, Германией, Францией, Японией?
Даже отвлекаясь от связи размера бюджета с населением страны, ее ресурсами, а просто считая бюджет — как параметр «силы» государства — какими средствами оно располагает — получается не приглядная картина.
- Бельгия — население 11,5 млн. человек, «карликовое» по площади (по российским масштабам) государство, природных ресурсов нет — имеет примерно такой же бюджет
- Швеция — население 10,2 млн. человек, полстраны ледниками покрыто — имеет примерно такой же бюджет как Россия
- Бразилия — население 210 млн. человек, бюджет страны в 2,5 раза больше
- Франция — население 67 млн. человек, бюджет в 5 раз больше российского, в пять! раз. Откуда у них такие деньги, во Франции? 🙂
- Германия — население 83 млн. человек, бюджет примерно в 6 раз больше нашего. То есть наш 5 летний бюджет принятый до 2024 года, меньше годового бюджета Германии.
США и Китай — смысла наверное нет даже сравнивать, к сожалению.
Размер бюджета страны — это сколько возможностей есть в стране по ее улучшению, поддержанию и помощи граждан и т.д. Также размер бюджета косвенно показывает размер экономики страны.
Почему бюджет России настолько мал, по сравнению с другими странами?
Источник
Что нужно знать о бюджете на 2021 год. Разбираемся в цифрах
Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановые 2022–2023 годы. В его основу лег базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны на этот период. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения связанных с коронавирусом ограничений. Российская же экономика, согласно прогнозу, в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%.
Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.
Как формируется федеральный бюджет?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.
Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?
2021 год должен стать своего рода переходным — доходы еще не вернутся к докризисным уровням, а расходы будут выше запланированных ранее. В результате чего российское правительство закономерно подготовило дефицитный бюджет. По словам министра финансов Антона Силуанова, таким он и останется по крайней мере до 2024 года.
Так, в следующем году доходы составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты сократятся — с 21,1% ВВП в текущем году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда он составит 115,5 трлн рублей.
Для сравнения, по предварительной оценке, в 2020 году доходы бюджета оказались на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — примерно 4,7 трлн рублей.
Чтобы мобилизовать доходы, власти пошли на такие меры, как повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Это и повышение ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15%, и введение подоходного налога на проценты по вкладам, повышение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр ряда нефтяных льгот и т.п.
Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.
Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.
И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.
Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.
Что тогда будет с государственным долгом?
Государственные заимствования станут основным источником финансирования бюджетного дефицита, что позволит сохранить социальную направленность документа и ориентир на поступательный рост, рассчитывают власти. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, или приблизительно 28,5 трлн рублей, по итогам 2023 года. При этом основной рост пришелся все же на 2020 год.
Тем не менее размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, отмечал недавно Антон Силуанов. Подробнее о госдолге России можно почитать здесь.
Какой будет инфляция?
Правительство ожидает, что цены в 2021 году вырастут в среднем на 3,7%. Это все еще ниже 4%, которые остаются главной целью ЦБ.
Регулятор регулярно корректирует прогноз по инфляции: по последним оценкам в условиях проводимой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, вероятно, составит 3,9–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и только в 2022 году вернется к целевым 4%.
А что ждать от курса рубля?
По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.
Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?
Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.
Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.
Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.
На что государство потратит деньги?
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — говорится в сообщении кабинета министров.
Именно в разделе «Социальная политика» в следующем году планируется потратить больше всего — примерно 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат. При этом социальные расходы вырастут на 4,5% по сравнению с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.
На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.
А вот финансирование нацпроектов снизится примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.
Подробнее о финансировании отдельных госпрограмм можно прочитать в другом нашем материале.
Источник