Федеративная форма правления стран африки

Страны Африки

Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона

Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, сокр. страны АКТ (англ. African, Caribbean and Pacific Group of States, ACP countries ) — международная организация, объединяющая на сегодняшний день 79 стран (48 в Африке, 16 в Карибском бассейне и 15 в Тихоокеанском регионе), большинство из которых являлись ранее французскими и британскими колониями.

Основополагающим документом организации является так называемое Джорджтаунское соглашение 1975 года, содержащее основные договоренности по совместной работе преимущественно в экономической сфере.

Основными целями организации являются экономическое развитие стран-участников, интеграция в мировую экономику, а также основание «нового, справедливого и честного мирового общественного устройства». С самого начала главной целью была координация экономических связей между странами АКТ и ЕС.

В последние годы страны-участники перенесли свое внимание со стран ЕС на мировое сообщество, проведя ряд мероприятий в рамках ВТО.

Содержание

История создания

В период формирования Европейского союза европейские страны, имевшие бывшие колонии за пределами Европы, стремились сохранить свои особые отношения с ними. Таким образом, возникла идея «ассоциации» с зависимыми территориями, которая подразумевала предоставление им торговых концессий и оказание содействия развитию. Эта идея была формализована в I и II Конвенциях, подписанных в Яунде, в 1963 и 1969 гг. между Ассоциацией африканских государств (в основном бывшими французскими и бельгийскими колониями) и ЕС.

Затем на смену этим конвенциям пришли Ломейские конвенции, действовавшие с 1975 по 2000 год. Они охватывали взаимоотношения Евросоюза со странами АКТ. Первая из них была подписана в 1975 г. в Ломе, столице Того (Западная Африка), 9 странами Западной Европы и 46 развивающимися странами АКТ. IV Ломейскую конвенцию в декабре 1989 года подписали 12 стран ЕС и 70 стран АКТ. В ноябре 1995 г. на острове Маврикий была подписана обновлённая IV Ломейская конвенция, которую со стороны ЕС подписали уже 15 стран.

Если до середины 1970-х гг. Западная Европа ориентировалась в основном только на связи с франкоязычными странами Западной Африки, то в последующие десятилетия, в связи с расширением ЕС, европейская внешняя политика стала развиваться по многим направлениям и охватила практически весь развивающийся мир.

I и II Ломейские конвенции были нацелены главным образом на содействие промышленному развитию стран АКТ, III — на обеспечение продовольственной безопасности. IV Ломейская конвенция, вступившая в силу в сентябре 1991 года, действовала десять лет. Основное внимание она уделяла долгосрочному развитию, в особенности частных инвестиций, малого бизнеса, содействию демократии и уважению прав человека, а также развитию островных государств. IV Ломейская конвенция представляла собой самый большой внешний бюджет ЕС — более 2 млрд евро в год.

Основным инструментом оказания помощи государствам АКТ являлся Европейский фонд развития (ЕФР). Реализация проектов ЕФР шло по пяти основным направлениям: стабилизация доходов от экспорта СТАБЕКС (STABEX) и СИСМИН (SYSMIN) для стран, зависящих от экспорта какого-либо минерала; помощь в ликвидации последствий катастроф; помощь беженцам; помощь структурным преобразованиям в экономике.

20 ноября 1996 года была опубликована так называемая «Зелёная книга», подводившая итоги 25-летия Ломейских конвенций. 23 июня 2000 г. на 25-й встрече АКТ-ЕС на уровне министров в столице Бенина г. Котону был подписан новый договор о партнёрстве между ЕС и странами АКТ, определявший принципы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет. Договор получил название «Договор Котону». Под документом поставили свои подписи не только представители 15 государств ЕС и 71 страны АКТ, но и 6 островных государств Тихоокеанского региона — Островов Кука, Республики Науру, Республики Палау, Республики Маршалловы острова, Ниуэ, а также Федеративных штатов Микронезии, приглашенных принять участие в договоре в качестве новых участников. Из 78 стран группы АКТ Договор Котону не подписала только Куба.

Одной из основных целей договора является постепенная и гармоничная интеграция стран АКТ в систему мировой экономики на базе консолидации процессов Федеративных штатов Микронезии региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Базовые принципы сотрудничества — уважение прав человека, демократических норм, верховенства закона, а также режим справедливого правления — дополнены в договоре политическим диалогом между партнерами, который является теперь основным фактором для предоставления финансовой помощи ЕС. Важными новациями являются дифференциация помощи, привлечение гражданского общества к сотрудничеству, поощрение частного сектора, а также поддержка проектов, связанных с охраной окружающей среды и добычей полезных ископаемых. Договор предусматривает поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, который не будет более базироваться на односторонних преференциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности. Этапами этого процесса должны стать региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые, вступив в силу в 2008 году, подготовят создание свободных экономических зон в 2020 году. Однако менее развитые страны АКТ, не готовые к подписанию региональных соглашений, будут продолжать пользоваться выгодами преференциального режима.

1 апреля 2003 г. Договор Котону вступил в силу. Страны АКТ остаются в качестве одного из приоритетных направлений внешнеполитической линии Евросоюза в новом многополюсном мире. В Африке ЕС намерен продолжать сотрудничество с Западноафриканским экономическим и валютным союзом, Сообществом развития стран Южной Африки, Экономическим сообществом стран Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Поддерживается диалог ЕС с Африканским союзом. В целом, политика Европейского союза в отношении развивающихся стран претерпевает в настоящее время существенные изменения, которые можно условно разделить на 4 категории:

1) радикальный пересмотр администрирования внешней помощи, особое внимание уделяется усилению координации и эффективной реализации программ помощи. Для этих целей в январе 2001 года был учреждён специальный орган — Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи (англ. EuropeAid Co-operation Office ), который занимается координацией всех программ внешней помощи и содействия Евросоюза;

2) переориентация программ помощи ЕС, которые становятся похожи на проекты других международных доноров, таких, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, то есть основное внимание в них уделено политическому диалогу, управлению и стабильному развитию;

3) усилия по приведению политики развития Евросоюза в соответствие с правилами ВТО;

4) новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: в сентябре 2000 года Европейская комиссия предложила 48 беднейшим странам беспошлинный выход их товаров на европейский рынок к 2005 году. Эта инициатива под названием «Всё, кроме оружия» (англ. «Everything But Arms» ) начала реализовываться в 2001 году.

На сегодняшний день в группу АКТ входят 78 государств, 38 стран АКТ включены ООН в список 48 наименее развитых стран мира. Из 78 стран АКТ только Либерия и Эфиопия не являются бывшими колониями государств—членов ЕС. Не все бывшие колонии европейских стран входят в группу АКТ (например, бывшие британские колонии Индия и Пакистан). Отдельное соглашение с Европейским союзом имеет ЮАР, не являвшаяся полноправным участником Ломейских конвенций.

Государства АКТ

Африка

Карибский бассейн

Страны Карибского бассейна представляют собой сложившуюся геополитическую группировку относительно благополучных стран. Особенность Карибской группы стран заключается в их географической близости и экономической зависимости от США. Все эти страны вошли в созданную в 1995 году. Ассоциацию Карибских государств (АКГ), развитие которой происходит в рамках интеграционного процесса в Западном полушарии.

Тихоокеанский регион

Восемь стран Тихоокеанского региона являются самой разнородной группой среди стран АКТ. Самой крупной страной является Папуа-Новая Гвинея с населением 5 млн человек, что составляет 70 % населения всех стран Тихоокеанского региона. Эти страны, представляющие собой островные государства, обладают небольшим экономическим потенциалом и ориентированы на экспортную торговлю. Папуа-Новая Гвинея с 1989 года участвует в Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Другие государства этого региона, при поддержке Австралии и Новой Зеландии, тоже постепенно ориентируются на азиатский мировой экономический центр.

Управление

Государства АКТ управляются генеральным секретариатом со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия). Ещё одно представительство открыто в Женеве (Швейцария).

Основными органами АКТ являются:

  • Совет министров АКТ;
  • Комитет послов АКТ;
  • Парламентская ассамблея АКТ;
  • Совместная ассамблея АКТ-ЕС, состоящая из одного избираемого представителя от каждой страны, участвовавшей в IV Ломейской конвенции, и равного числа членов Европейского парламента. Это консультативный орган, собирающийся два раза в год;
  • Совет министров АКТ-ЕС, куда входят министры от стран ЕС и АКТ, а также представитель Комиссии, принимающий решения
  • Комитет послов АКТ-ЕС, состоящий из постоянных представителей всех стран — членов ЕС, представителя Европейской комиссии и глав миссий государств АКТ в ЕС и выполняющий исполнительные и управленческие функции;
  • Центр развития предпринимательства;
  • Технический центр сельского хозяйства и земледелия.

Генеральным секретарём стран АКТ в 2005 году назначен Джон Kaputin из Папуа-Новая Гвинея.

Наименее развитые АКТ-страны

Островные государства АКТ

Ссылки

  • Официальный сайт организации (англ.) (фр.)
  • Сайт Совместной ассамблеи АКТ-ЕС (англ.) (фр.)
  • African Voices: About EC Aid to Africa (англ.)
  • The Courier — The Magazine of Africa, Caribbean, Pacific and European Union cooperation and relations (англ.) (фр.)
  • Website on EU cooperation for ACP countries (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Страны Африки» в других словарях:

Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона — Государства Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона African, Caribbean and Pacific Group of States … Википедия

Страны Африки по населению — Это список стран Африки, отсортированных по населению. Список стран № Название страны Население Дата 1 … Википедия

Страны Европы по населению — Распределение населения в Европе Это список стран Европы, отсортированных по населению … Википедия

Страны, в которых президенты бывают пожизненными — Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В отличие от монарха президент избираемая должность и срок нахождения президента в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Страны, признавшие геноцид армян 1915 — 1923 гг. в Османской Турции — Резолюцию, признающую геноцид армян Османской империей в годы Первой мировой войны, утвердил 4 марта международный комитет палаты представителей конгресса США. Первым геноцид армян официально признал и осудил Уругвай. 20 апреля 1965 года Главная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Страны-члены ООН — См. также Страны члены ООН (список) В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Содержание 1 Первоначальные члены ООН 1.1 «Польский вопрос» … Википедия

Деколонизация Африки — Африка на карте мира Африка континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света,… … Википедия

Языки Африки — Распространение макросемей и некоторых крупнейших языков на территории Африки … Википедия

Институт Африки РАН — (ИАф РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Африки … Википедия

Источник

Политическая карта Африки — АФРИКА

По размерам территории (более 30 млн км 2 ) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км 2 , ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км 2 ), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм 2 ), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км 2 , а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).

Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).

В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).

На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, [72] и бывшая французская Гвинея.

Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.

Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.

На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.

Рис. 142. Деколонизация Африки после Второй мировой войны (указаны годы обретения независимости)

В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.

Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.

В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.

Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.

По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.

Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.

Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.

По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).

Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.

Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

Источник

Читайте также:  Среднедушевой доход населения стран
Оцените статью
Государства Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона
African, Caribbean and Pacific Group of States