- Финансовая безопасность это обеспечение финансово экономической стабильности страны
- Discovered
- О финансах и не только…
- Финансовая безопасность государства
- Сущность финансовой безопасности государства
- Компоненты финансовой безопасности государства
- Показатели, которые определяют финансовую безопасность государства
Финансовая безопасность это обеспечение финансово экономической стабильности страны
События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.
С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.
Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.
Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.
Материалы и методы исследования
Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).
В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].
В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].
В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].
Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства
Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].
Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.
Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.
1. Безопасность бюджетно-налоговой системы
Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].
Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].
2. Безопасность кредитно-банковской системы
В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.
Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.
3. Безопасность валютно-денежной системы
Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].
Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].
Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.
4. Безопасность фондового рынка
Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].
Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.
Источник
Discovered
О финансах и не только…
Финансовая безопасность государства
Сущность финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность государства — понятие достаточно многоплановое в экономическом контексте и чрезвычайно актуальное в политическом, потому что является результатом практических мероприятий со стороны законодательной и исполнительной власти государства в сфере финансов.
Финансовая безопасность государства — это состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере.
Финансовая безопасность — это способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост.
Финансовая безопасность государства определяется конкретными показателями функционирования экономической системы государства за определенный промежуток времени. К числу ключевых показателей относятся:
Внутренние и внешние долги давно стали неотъемлемой составляющей финансовой системы большинства стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов в соответствии с имеющимися доходами. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или посредством заимствования денежных средств на внутреннем и/или внешнем денежно-кредитном рынке.
Покрытие дефицита бюджета посредством заимствований имеет ряд преимуществ, к которым относятся:
- управляемость инфляционными процессами в государстве (в отличие от процедуры эмиссии денег);
- повышение уровня кассового исполнения бюджета;
- укрепление финансового положения в государстве и тому подобное.
Однако непродуманное и чрезмерное использование заимствований для покрытия расходов бюджета имеет ряд негативных моментов. Так, использование заимствований на покрытие текущих расходов приводит в дальнейшем к росту дефицита бюджета. Значительное использование заимствований в течение двух-трех лет создает финансовую пирамиду, которая предопределяет финансовый крах системы в целом, поскольку возврат долгов и выплата процентов по ним приводит к постоянному росту долгов, а это сокращает расходы бюджета по другим статьям. Как правило, при избыточном росте долгов и чрезмерной долговой нагрузке государство может прибегнуть к реструктуризации долгов, что в свою очередь вызовет недоверие к нему со стороны других государств и международных финансовых институтов.
Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах:
- внешнем (затрагивает финансовый суверенитет страны, уровень независимости национальной финансовой системы от воздействия финансово-кредитных организаций международного уровня и транснационального капитала);
- внутренним (безопасность финансовой сферы определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве).
Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития.
Компоненты финансовой безопасности государства
В состав финансовой безопасности государства входит: бюджетная, налоговая, долговая безопасность, финансовая безопасность банковской системы, валютная, денежно-кредитная, инвестиционная безопасность, финансовая безопасность
страхового и фондового рынка.
Бюджетная безопасность предполагает состояние, при котором обеспечивается платежеспособность государства, достигается баланс доходов и расходов государственного и местных бюджетов, повышается рациональность и качество распределения бюджетных средств. Уровень бюджетной безопасности государства определяется такими показателями, как:
- размер бюджета;
- объем ВВП, распределяемого через бюджет;
- наличие дефицита бюджета, его размер и источники финансирования;
- масштабы бюджетного финансирования;
- уровень бюджетной дисциплины;
- качество казначейского исполнения бюджета.
Налоговая безопасность государства заключена в эффективности проводимой государством налоговой политики, объединяющей фискальные интересы государства с интересами налогоплательщиков, с целью обеспечения государства оптимальным объемом налоговых поступлений, отвечающим всем требованиям экономической доктрины и фискальной достаточности. Также налоговая безопасность государства предполагает оптимизацию уровня налогообложения: пересмотр многочисленных, зачастую необоснованных налоговых льгот, регулирование нормы налогообложения в целях избежания сокращения налоговой базы вследствие роста теневой экономики, сокращения легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов.
Долговая безопасность государства – характеризуется определенным уровнем государственной внутренней и внешней задолженности, при обязательном учете стоимости обслуживания и оценке эффективного использования заимствований. Оптимальное соотношение между внутренней и внешней задолженностью, способствующее удовлетворению социально-экономических потребностей, позволит обеспечить устойчивость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам. Долговая безопасность способствует сохранению независимости и суверенитета государства, при осуществлении выплат на погашение основной
суммы долга и процентов по нему и поддержания надлежащего уровня платежеспособности и кредитного рейтинга страны.
Финансовая безопасность банковской системы рассматривается в двух аспектах:
- с точки зрения финансовых последствий ее деятельности в целом для государства и отдельных ее клиентов и контрагентов;
- с точки зрения избежания потенциальных и реальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, в т.ч. центральному банку и коммерческим банкам.
В общем виде финансовая безопасность банковской системы заключается в достижении максимального уровня эффективности использования ресурсного потенциала банков, формировании благоприятных условий для осуществления своей деятельности банковскими учреждениями, предотвращении возникновения внутренних и внешних угроз, избежания банковских кризисов, формировании условий для стабильного и эффективного функционирования банковской системы.
Валютная безопасность государства характеризуется степенью обеспеченности государства валютными средствами и состоянием курсообразования национальной денежной единицы. О валютной безопасности государства свидетельствует положительное сальдо платежного баланса, способность выполнять международные обязательства, наличие необходимого объема золотовалютных резервов, стабильность национальной денежной единицы, защищающей от потрясений на международных валютных рынках, создание оптимальных условий для развития отечественного экспорта и притока в страну иностранных инвестиций.
Кредитно-денежная безопасность подразумевает стабильное состояние денежно-кредитной системы, денежной единицы, доступность кредитных ресурсов и уровень инфляции, обеспечивающий экономический рост и увеличение реальных доходов населения. При этом размер денежной массы должен полностью покрывать обслуживаемые ей хозяйственный обороты, а величина ссудного процента (учетной ставки) должна быть оптимальной для удовлетворения спроса на деньги.
Инвестиционная безопасность – характеризуется высоким уровнем инвестиций, при котором возникает возможность оптимального удовлетворения текущих потребностей экономики в объеме и структуре капитальных вложений, при оценке эффективного использования и возвращения инвестируемых средств. Инвестиционной безопасности способствует установление эффективного соотношения объемов иностранных инвестиций в страну и отечественных инвестиций в другие страны, поддержания положительного сальдо национального платежного баланса.
Безопасность фондового рынка — это наличие оптимального объема его капитализации с учетом структуры и уровня ликвидности реализуемых на нем ценных бумаг. Финансовая безопасность фондового рынка характеризуется устойчивым финансовым состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев и других участников фондового рынка. В общем виде безопасность фондового рынка складывается из оценки уровня финансовой стабильности двух основных его составляющих:
- рынка государственных ценных бумаг;
- рынка корпоративных ценных бумаг и его сегментов (рынок акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков).
Финансовая безопасность страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, состоит в достижении страховыми компаниями такого объема формируемых ими финансовых ресурсов, которые могли бы дать им возможность возместить потери их клиентов в результате наступления страхового случая, а также в обеспечении эффективного функционирования всего страхового сектора. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, зависящая от большого количества факторов как объективных и субъективных, так и внутренних и внешних, определяется в первую очередь состоянием его развития. Также влияние оказывает финансовая результативность и эффективность деятельности страхового рынка и субъектов хозяйствования.
Показатели, которые определяют финансовую безопасность государства
В соответствии с международными стандартами и общепринятыми финансовой наукой показателей оптимальный размер долгов государства не должен превышать 70% от годового объема валового внутреннего продукта. При превышении этого уровня государство может потерять финансовую независимость и стать государством-банкротом. Конечно, использование заимствований имеет ряд принципов, нарушение которых может существенно повлиять на финансовую безопасность государства. Размещение краткосрочных долговых обязательств создает нестабильность и постоянное напряжение в финансировании расходов бюджета, поэтому предпочтение должно отдаваться долгосрочным заимствованиям. В свою очередь долгосрочные заимствования возможны при наличии доверия к правительству и государству в целом. Важное значение имеет также наличие системы страхования рисков.
Долги государства экономически оправданы только в том случае, если осуществляемые за их счет расходы способствуют увеличению будущих доходов или приводят к сокращению будущих бюджетных расходов, то есть имеют положительный уровень прибыльности, что позволяет государству в дальнейшем погасить основную сумму долга и уплатить проценты по нему. К таким расходам относятся инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности согласно экономической теории не должен превышать суммы государственных инвестиций. Во многих странах такое ограничение закреплено в конституциях.
Высокие темпы роста долговых обязательств, как следствие сохранение высокого уровня бюджетного дефицита, неизбежно уменьшают доверие к правительству со стороны отечественных и иностранных инвесторов, а следовательно, приводят к росту процентных ставок (в качестве платы за риск) и дальнейшему обострению бюджетных проблем — росту расходов государства на обслуживание своих обязательств и, соответственно, к необходимости сокращения расходов не связанных с выплатой процентов, или же к необходимости новых заимствований.
Не менее важным показателем финансовой безопасности государства является уровень инфляции. В общем инфляция — это системное явление, которое связано не только с денежным оборотом, но и со всей экономической системой, с общим положением в экономике, ее местом в мировом разделении труда. Следует заметить, что инфляция не всегда проявляет себя в росте цен. Цены могут быть достаточно стабильными, а инфляция может быть скрытой, например, проявляется в форме бюджетной задолженности гражданам по заработной плате и другим социальным выплатам, неплатежам и тому подобное.
Инфляция — это всегда сигнал о финансовой опасности, которая требует определенных мер со стороны властных структур государства. Она является проявлением нарушения равновесия всей экономической системы и прежде всего в сфере денежного обращения. Одной из причин инфляции является спад производства, когда товарное обеспечение денег уменьшается, что приводит к росту цен. Ограничение денежной массы в обращении тормозит рост цен, но негативно влияет на производство, порождает систему неплатежей и рост долговых обязательств.
Спад производства может быть обусловлен, с одной стороны, уменьшением потребительского спроса, а с другой — технологической отсталостью производства, ростом его материало- и энергоемкости, низким уровнем использования производственных мощностей и тому подобное.
При уменьшении потребительского спроса на товары инфляция в размере до 4 процентов может способствовать росту производства и стать стимулом к экономическому росту. Когда темпы инфляции переходят границу 4-5 процентов, темпы экономического роста начинают уменьшаться, а когда инфляция достигает 25-45 процентов, экономический рост прекращается, на смену ему приходит стагнация и спад производства, который постепенно углубляется. При стагнации более 5 лет финансовую независимость государство теряет.
Инфляция, обусловленная технологическими и техническими причинами, не может быть устранена лишь монетарными мерами. Для этого нужны инвестиции в экономику с целью ее технического перевооружения, выравнивания условий хозяйствования для всех производителей, повышения конкурентоспособности продукции, стимулирования по увеличению населением сбережений в финансовых активах, которые должны впоследствии стать инвестициями, способными оживить производство.
Антиинфляционная политика предполагает ряд мер в сферах внешнеэкономической, производственной, институциональной, финансовой, кредитной, социальной деятельностей. Мероприятия во всех этих направлениях должны проводиться параллельно, поскольку задержки с их внедрением в какой-либо из них может вызвать рост инфляции и усугубление финансового кризиса. Дополнительными мерами антиинфляционной политики является, в частности, процесс развития рынка ценных бумаг и благодаря этому мобилизация свободных средств юридических и физических лицам.
В сфере внешнеэкономической деятельности вместо избыточной либерализации целесообразно было бы использовать гибкую систему таможенных тарифов, дифференцированных по разным видами товаров. Это позволит выровнять условия деятельности на национальном рынке как отечественных, так и иностранных производителей.
Рынок ценных бумаг является также необходимым элементом в преобразовании имеющихся сбережений в инвестиции, что позволит оживить инвестиционную сферу и ликвидировать накопленные в производстве диспропорции. Важным элементом антиинфляционной политики может стать известная на западе теория «бюджетного мультипликатора «. Суть ее в том, что за счет бюджетных расходов создаются новые предприятия и рабочие места. Это дает возможность получить дополнительные доходы, которые могут вновь направляться на новые инвестиции. Все это непосредственно способствует расширению спроса, который стимулирует дальнейшее производство.
Использование бюджетных средств на инвестиционные цели создает лучшие условия для экономического роста по сравнению с расходами на социальные цели. Создание бюджета развития — это только первый шаг, следующим должно стать создание общего инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе и за счет широкого применения практики ускоренной амортизации и льготного режима налогообложения тех предприятий, которые активно осуществляют инвестирование в сферу расширения производства по приоритетным направлениям.
К мероприятиям государства, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, относятся также меры по стимулированию платежеспособного спроса кредитными рычагами:
- кредитная экспансия (увеличение предложения заемного капитала путем снижения обязательных резервов и учетной ставки);
- кредитование за счет бюджетных ресурсов тех сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство;
- обеспечение платежеспособности заемщиков, в деятельности которых заинтересовано государство.
Для активизации в государстве экономической жизни и удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах при осуществлении структурной перестройки экономики может быть также использована кредитная эмиссия. Она помогает решить проблему нехватки денег в экономике и сузить сферу взаимозачетов, других денежных суррогатов.
Важным показателем финансовой безопасности государства является стабильность и конвертируемость национальной валюты. Этого можно достичь при наличии совершенного валютного законодательства, достаточных резервов национального банка, эффективной валютной политики в государстве.
Конечно, как отмечалось выше, в основе стабильности национальной валюты в первую очередь лежит стабильное развитие экономики и соответственно уровень дефицита бюджета. В то же время стабильность национальной валюты, ее обеспечение имеют свои особые формы и методы выявления и функционирования. Так, важное значение приобретают источники поступления иностранной валюты в государство и направления ее использования, возможность свободного доступа к покупке валюты на рынке, проведение политики курсообразования путем установления режима «плавающего» курса и тому подобное.
Основными показателями, характеризующими степень развития финансовой системы и определяющими уровень финансовой безопасности государства, являются следующие:
- дефицит (профицит) государственного бюджета;
- ставка рефинансирования центрального банка;
- золотовалютные резервы;
- объем и динамика денежной массы (агрегат М2);
- соотношение денежной массы (М2) и ВВП;
- курс национальной валюты;
- индекс потребительских цен (инфляция);
- объем и динамика обслуживания внешнего долга;
- объем и динамика обслуживания внутреннего долга;
- формирование и использование средств стабилизационного фонда;
- внешняя торговля (экспорт/импорт товаров, торговый баланс);
- платежный баланс (объемы ввоза/вывоза капитала компаниями и физическими лицами);
- объем предоставленных кредитов и задолженность по предоставленным кредитам (в том числе просроченная задолженность).
Источник