Финансовая безопасность государства, как составляющая экономической системы
Вопрос финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Такие ведущие ученые, как Л. Абалкин, В. Амитан, В. Гейц, Г. Пастернак-Таранущенко и другие в своих работах систематически отражают различные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексно к решению данной проблемы подошли А. Барановский, Н. Ермошенко, А. Сухоруков, О. Ладюк и ряд других ученых.
Финансовая безопасность государства является важной составляющей системы экономической безопасности на макроуровне. Под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономическое системы, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному влиянию каких-либо угроз, способностью обеспечивать на основе собственных экономических интересов свое устойчивое и эффективное развитие. Особенностью экономической безопасности государства является то, что без социальной стабильности она практически невозможна. Поэтому при формировании системы финансовой безопасности государства социальному аспекту следует придавать особое значение [1].
Под финансовой безопасностью государства понимают защищенность интересов государства в финансовой сфере, или такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которое гарантирует способность государства эффективно формировать, сберегать от чрезмерного обесценения и рационально использовать финансовые ресурсы страны для обеспечения социально-экономического развития и обслуживания финансовых обязательств [1]. Именно от состояния финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, и все другие элементы и виды безопасности [2].
Устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и др. [2].
Уровень финансовой безопасности страны обусловлен и степенью развития рынка капиталов, на которых оборачиваются акции в большом количестве реально функционирующих субъектов хозяйствования. Влияют на него мера открытости внутреннего рынка; разлад финансовых инструментов; склонность населения к операциям с фондовыми ценностями; концентрация интеллектуальных ресурсов, задействованных в развитии финансового рынка [2].
Однако необходимо сделать одно существенное дополнение. Финансовая безопасность страны в целом, определяется, прежде всего, эффективностью бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. При этом следует учитывать степень влияния государства на каждую из сфер финансовой системы. Публичные финансы можно рассматривать как объект прямого управления со стороны государства. Государство также должно создавать все условия для устойчивого финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере международных финансов с учетом интеграции страны и, конечно же, в сфере финансового рынка. Поэтому для того, чтобы определить потенциал обеспечения финансовой безопасности государства необходимо понимать те противоречия, которые присущи финансовой системе страны в целом и особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений [1].
Таким образом, государство может эффективно осуществлять функции финансового контроля и финансового регулирования социально-экономического развития страны на основе мониторинга: 1) структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений; 2) индикаторов финансовой безопасности отдельно каждой из сфер финансовых отношений и финансовой системы в целом. При этом необходимо отметить, что условия обеспечения финансовой безопасности государства специфичны для каждой из сфер финансовой системы, а возможности государства по управлению финансовой системой в целом ограничены, так как не все функции управления могут быть задействованы по отношению к каждой из сфер финансовой системы [1].
1. Хорошева А.С. Условия обеспечения финансовой безопасности государства / А.С. Хорошева // Финансы, учет, банки. – №14. – 2008. – С.90-96
2. Ткаченко В.Г. Об особенностях финансовой безопасности Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / В.Г. Ткаченко // Міжнародний науково-виробничий журнал «Економіка АПК». – №6. – 2009. – С.8-14
3. Никитина М.Г. Теоретико-методологические основы концепции экономической безопасности региона / Никитина М.Г., Рудницкий А.О., Деренуца А.С.// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – №2. – 2011. – С. 140-148
Источник
Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России
экономические науки
- Баландина Елизавета Андреевна , студент
- Рахинская Юлия Андреевна , студент
- Хашир Бэлла Олеговна , доктор наук, профессор, профессор
- Кубанский Государственный Технологический Университет
- ЭКОНОМИКА
- ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ
- ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
- ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Похожие материалы
В современной среде, одной из важнейших составляющих экономической безопасности Российской Федерации, является именно финансовая безопасность. Эта данная сфера деятельности является существенным инструментом, который, конечно же, осуществляет защиту финансовых интересов во всех уровнях финансовых отношений. Также эта сфера является определённой ступенью независимости, постоянства и прочности финансовой системы нашей страны, который позволяет обеспечить наибольший эффект функционирование экономической системы и стабильно устойчивый экономический рост, в условиях воздействия на нее внешних и внутренних факторов, составляющие угрозу финансовой безопасности. Основная суть экономической безопасности любой страны определяется как состояние экономики и институт власти, при котором как подобает, обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, которая социально направленна на развитие страны в целом. Соответственно, так же гарантируется образование необходимого экономического потенциала, и финансовой среды для возможности сохранения целостности и единства всей финансовой системы даже при наличии неблагоприятных условий для развития внутренних и внешних процессов, т.е. для успешного противодействия любым формам угроз финансовой безопасности.
Система финансовой безопасности подразумевает образование условий бесперебойной работы финансовой системы, внутри которой, во-первых, практически исключается вероятность попыток перенаправления финансовых потоков в неоформленные законодательными нормативными правовыми актами сферы их применения; а во-вторых, на много ослаблена вероятность явного злоупотребления финансовыми средствами. Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.
В любой общественной сфере, в том числе финансово — экономической деятельности имеют место процессы и явления отрицательного характера, которые требуют точного анализа, оценки возможных последствий, выработке мер по их преодолению [2]. Применительно к изучению проблем финансовой безопасности, все негативные явления и процессы финансовой сфере формируются в угрозы, следовательно, это те факторы, которые препятствуют или создают опасность осуществлению национальных финансово — экономических интересов.
Общий уровень угроз финансовой безопасности не может, является постоянной величиной, так как он изменяется вместе с общеэкономической ситуацией. При этом действие некоторых угроз финансовой безопасности так же меняется, ослабевает или совсем прекращается, а других наоборот увеличивается, практически постоянно появляется вероятность возникновения новых потенциальных угроз. В связи с этим рождается необходимость вырабатывать и реализовывать целые комплексы упреждающих мер, направленных на вычисление и ликвидацию угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности. Анализ угроз финансовой безопасности одинаково важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение системы финансовой безопасности, в сфере внешнеэкономической деятельности, объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.
Угрозы финансовой безопасности России ─ это факторы, которые препятствуют или создают опасность реализации национальных финансово-экономических интересов. Для нашей страны преобладающими внешними угрозами являются: утрата некоторой части своих внешнеэкономических позиций, в результате вытеснения иностранными конкурентами зарубежных рынков; притеснение национальных приоритетов России в финансовой сфере в результате продвижения выгодных экономических и финансовых проектов для иностранных партнеров; влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения; повышение конкуренции между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных экономических факторов для завоевания мирового экономического пространства; противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования [3].
Также не мало важными угрозами для России являются внутренние угрозы, которые зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. К внутренним угрозам относится: для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ необходимо сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности; приобретение экономическим кризисом затяжного характера, а также сохранение курса торможения выхода из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса; криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции; борьба с инфляцией, предотвращение утечки капиталов за рубеж и создание предпосылок для развития российского предпринимательства; снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения; увеличение финансовых потерь, в результате усилия социальной напряженности в сфере экономических отношений [4].
Следует отметить, что границы между всеми угрозами, как внутренними, так и внешними зачастую носят не совсем четкий характер, так как они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное воздействие внутренних угроз на национальную экономику страны делает ее более слабой и во внешнем плане, потому как, государство не справляющееся с внутренними угрозами, лишено возможности проводить какую либо активную внешнюю политику, пытаться воздействовать на экспорт конкурентоспособной продукции и не имеет достаточных сил осуществлять самостоятельные экономические и финансовые расширения на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе Россия будет лишена реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций [5].
Для предотвращения внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации необходимо принять ряд соответствующих мер. Которые должны быть направлены на устойчивое экономическое развитие, политическую свободу действий, расширение, влияние внешней политики нашего государства.
В нынешних современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:
- установление четких пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
- отраслевые ограничения (ограничения и запрет доступа иностранных инвестиций в отрасли, признанные особо важными для экономического и социально-культурного развития государства);
- меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
- требования в области производства и использование местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
- разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований [6].
В числе самых актуальных мер по повышению финансовой безопасности государства в современных условиях должно присутствовать создание эффективных механизмов, которые препятствуют проникновению в страну финансовых средств незаконно, а также нелегальным утечкам ресурсов из государства. Самым популярным и наиболее привлекательным каналом для отмывания «грязных денег», а также транспортировки капиталов по незаконным путям во всем мире является банковская сфера. Следовательно, процесс создания вышесказанных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу. Поэтому целесообразно усовершенствовать финансовую сферу, она должна стать более конкретной к требованиям модернизации в нашей экономике [7].
Таким образом, мы имеем возможность выделить, что во всей системе обеспечения экономической безопасности одно из самых важнейших мест занимает финансовая безопасность. Финансовая безопасность — это состояние финансовой системы, которое способно обеспечивать всеми необходимыми для государства финансовыми средствами, являющиеся существенными для выполнения его внутренних и внешних функций. Важно подчеркнуть, что от развития ситуации в финансовых секторах экономики, в первую очередь зависит устойчивое и безопасное развитие экономики в целом. Следует заметить, что в современных условиях финансовые отношения в иной раз не вносят положительного вклада в реформирование российской экономики, но во многих случаях оказывают сдерживающие воздействие, следовательно, это приводит к кризисным ситуациям.
Итак, финансовой системе свойственно иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли заблаговременно среагировать на возникновение каких-либо угроз и по мере возможности устранить, предотвратить или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально — экономические потери.
Источник
Тема 15. Финансовая безопасность государства
План:
Финансовая безопасность как составляющая экономической безопасности государства
Сущность и составляющие финансовой безопасности государства
Виды угроз финансовой безопасности государства
Система показателей оценки финансовой безопасности государства
Финансовая безопасность как составляющая экономической безопасности государства
В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В специальной литературе приводится определение безопасности как состояния, при котором какой-нибудь субъект находится в положении надежной защищенности и не подпадает под негативное влияние каких-либо факторов. В широком научном понимании под безопасностью понимается защищенность природно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения.
Что касается состава экономической безопасности, то его также определяют по-разному, но одной из важнейших составляющих все отмечают ее финансовую безопасность .
Структура понятия «безопасность» включает два уровня: международный (глобальный и региональный) и национальный (государства, региона, частный). В свою очередь частная безопасность делится на безопасность фирмы и безопасность личности.
Отметим, что необходимо определить понятие «экономическая безопасность», так как оно является базовым относительно понятия «финансовая безопасность». При этом понятие категории «экономическая безопасность» ученые толкуют по-разному, но желательно остановиться на следующем: экономическая безопасность является не что иное, как такое состояние экономического механизма страны, который характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному воздействию внутренних и внешних угроз, его способностью обеспечивать на основе реализации национальных экономических интересов устойчивое и эффективное развитие отечественной экономики и социальной сферы.
Это объясняется тем, что на финансах базируется экономика любой страны, финансы — это «кровь» экономической системы государства, без которой экономика любой страны в современных условиях не может функционировать. Тем более, что финансы выступают как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе обращения денежных средств. При этом финансово-кредитная система, являющаяся объектом финансовой безопасности, обеспечивает средствами расширенное воспроизводство — основу экономики любого государства. Финансовые ресурсы служат связующим звеном между другими элементами экономической безопасности, а именно материальными, трудовыми, производственными, информационными и энергетическими ресурсами. Без обеспечения финансовой безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед государством.
Сущность и составляющие финансовой безопасности государства
Под финансовой безопасностью следует понимать:
такое состояние финансово-кредитной сферы, характеризующееся сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним угрозам и позволяет обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы, экономический рост и социальное развитие;
степень защищенности финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений.
При этом необходимо различать кратко-, средне- и долгосрочные, временные и постоянные, жизненно важные и второстепенные финансовые интересы и потребности. Среди основных интересов государства в сфере экономических отношений необходимо выделить:
повышение эффективности финансовой системы на основе поддержки государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями за соблюдением таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства, усиление сдерживания инфляционных процессов, противодействие «бегства» украинского капитала за границу, стимулирования иностранных долгосрочных капитальных вложений в производственную сферу;
создание правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы, а также правоохранительных механизма по ее защите от уголовных процессов и посягательств.
В целом финансовая безопасность включает: финансовую безопасность отдельного гражданина, домашних хозяйств, населения в целом, предпринимателей, предприятий, организаций, учреждений и их ассоциаций, отраслей хозяйственного комплекса, регионов, отдельных секторов экономики, государства (в свою очередь финансовая безопасность государства состоит из следующих составляющих, как бюджетная, валютная, инвестиционная, инфляционная, ценовая, курсовая и долговая безопасность) и различных межгосударственных образований, а также мирового сообщества в целом.
Финансовой безопасности государства в целом, безусловно, способствует организация нормального обмена финансовыми ресурсами между отраслями, регионами, странами.
Финансовая безопасность государства имеет как внутренний, так и внешний аспекты. Что касается внешнего, то это, прежде всего, финансовый суверенитет страны, независимость национальной финансовой системы от вмешательства международных финансово-кредитных организаций. Безопасность внутренней финансовой сферы определяется совершенством правовой, организационной, институциональной базы, а также политической стабильностью, степенью рисков рыночных колебаний, масштабам теневой экономики и уровнем коррупции в государстве.
Создание действенной системы финансовой безопасности предусматривает четкое определение источников потенциальной угрозы в той или иной сфере, а также имеющихся и необходимых ресурсов для их нейтрализации.
Согласно Закону РФ «О безопасности», угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих безопасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Причем угроза может быть следствием как непредвиденных обстоятельств, случайных событий, так и осознанных провокаций, террористических актов.
Следует отметить, что вообще уровень бюджетной безопасности в нашей стране достаточно низкий. При этом среди основных угроз, влияющих на уровень бюджетной безопасности, выделяют:
• падение производства в основных отраслях народного хозяйства;
• уменьшение рентабельности и рост убыточности хозяйствующих субъектов;
• недостаточное или несвоевременное наполнение источников покрытия бюджетного дефицита;
• незаконное предпринимательство и соглашения с валютой и валютными ценностями;
• невыполнение юридическими лицами-резидентами обязательств по иностранным кредитам, полученным под гарантии Кабинета Министров Украины;
• несвоевременное принятие государственного бюджета и утверждение отчетов о его исполнении;
• неэффективность действующей налоговой системы (низкий уровень собираемости налогов, нарушение принципа размерности: повышение ставок после предельного уровня для добросовестных налогоплательщиков приводит к сокращению налоговых доходов);
• занижение хозяйствующими субъектами налогооблагаемой базы;
• невключение отдельных поступлений в объект налогообложения (проценты по займам, полученные платы за кредитные ресурсы, средства от продажи иностранной валюты и т.д.);
• неправильное применение льгот по налогам;
• открытие расчетных и других счетов лицам без справок налоговых органов;
• уклонение от подачи деклараций доходов;
• невыполнение требований налоговых органов с целью неуплаты налогов;
• ухудшение платежно-расчетной дисциплины;
• неэффективность системы контроля за расходованием бюджетных средств;
• неподготовленность судебных органов по рассмотрению дел в налоговой сфере.
Тесная связь с бюджетной безопасности государства имеет долговая безопасность. При этом долговая безопасность государства — уровень внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, не грозит потерей суверенитета и разрушением отечественной финансовой системы.
Государственный долг, который представляет собой задолженность по кредитным операциям, подразделяется на внутренний и внешний, капитальный и текущий. Управление государственным долгом предусматривает осуществление совокупности финансовых мероприятий, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов. При этом возможна реструктуризация, рефинансирование, списание или сочетание этих вариантов по отношению к части неуплаченного долга.
Размер государственного долга зависит от множества факторов, влияющих на него далеко неоднозначно. Так, если выпуск государственных долговых обязательств как в стоимостной, так и товарной формах, восстановлении и защите сбережений граждан однозначно увеличивают государственный долг, то конкурентоспособность национальных сырьевых ресурсов и товаров, а также услуг, наоборот, позволяет уменьшить задолженность. В этой связи следует учитывать также опасность увеличения государственного внешнего долга в результате невыполнения обязательств по валютным кредитам со стороны национальных объединений и ассоциаций.
Конечно, управление такой сложной и неоднозначной категорией, как государственный долг, требует наличия и полноценного правового обеспечения в виде соответствующих структур, призванных его обслуживать, так и действенного механизма его погашения.
Не подлежит сомнению влияние характера формирования денежной массы как одного из важнейших элементов финансовой системы на уровень финансовой безопасности любого государства.
Вообще денежная масса — это все объем выпущенных в обращение металлических монет и бумажных денежных знаков (казначейских и банковских билетов).
В то же время денежная масса в обращении является количественной характеристикой движения денег на определенную дату и за определенный период и означает всю совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении юридических и физических лиц.
Для нормального социально-экономического развития необходимо найти оптимальное соотношение между количеством денег в обращении и размером валового внутреннего продукта.
Существует тесная взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении, темпами ее роста и уровнем инфляции. Так, замедление темпов роста денежной массы в обращении способствует снижению темпов инфляции. Вместе с тем, сдерживание темпов инфляции и реальное превышение обменного курса национальной и денежной единицы обеспечивает увеличение удельного веса средств в иностранной валюте.
В свою очередь снижение темпов инфляции вызывает увеличение реального уровня процентных ставок и уменьшение инфляционных ожиданий.
Вообще инфляция является нарушением процесса общественного воспроизводства вследствие перенасыщения сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйственного комплекса и их обесценивания. Инфляционные процессы вызывают стремительный рост цен, снижение жизненного уровня населения, лишение предпринимателей стимулов, искажения экономических ориентиров, обострение экономических и социальных противоречий.
Инфляция имеет многофакторный характер. Она связана не только с денежно-кредитной и бюджетной политикой государства, но и процессами, происходящими на микроуровне, к которым, например, можно отнести развитие конкурентной среды. Влияют на инфляцию как чисто политические и социальные факторы. Причем взвешенная монетарная политика приостанавливает прежде всего поверхностные, вторичные причины инфляции. Глубинные же институциональные ее факторы (структура собственности и производства, тотальный монетаризм) остаются.
Определим также, что представляет собой инвестиционная безопасность.
Отметим, что деньги инвесторов не в последнюю представляют собой гарант безопасности и развития любого государства. Причем прежде всего именно внутренние инвестиции должны служить главным источником экономического роста как отдельных составляющих отечественного хозяйственного комплекса, так и экономики страны в целом. Их постоянному росту должны способствовать денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, инвестиционная политика.
Одной из главных причин кризисного состояния как предпринимательства, так и производства является дефицит инвестиций, поскольку он приводит, во-первых, к падению; во-вторых, к нетехнологичности, неэкономичности производимой продукции; в-третьих, к уменьшению занятости; в-четвертых, к физической остановки предприятий из-за катастрофического уровень износа основных фондов. Все это делает невозможным обеспечение необходимого для полноценного развития уровня финансовой безопасности хозяйствующих субъектов, отраслей народного хозяйства страны в целом.
В то же время, с точки зрения обеспечения финансовой безопасности государства, формирования системы инвестиционной обязательно следует осуществлять с учетом необходимости соблюдения взвешенной антиинфляционной политики, достижения сокращения бюджетного дефицита.
Стоит также определить, что представляет собой безопасность фондового сектора. По нашему мнению, финансовая безопасность фондового рынка — это оптимальный объем его капитализации (учитывая представленные на нем ценные бумаги, их структуру и уровень ликвидности), способный обеспечить устойчивое финансовое состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, торговцев, институтов совместного инвестирования , посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев, хранителей и государства в целом.
При этом основными угрозами выступают:
• отсутствие логически завершенной законодательной базы (действующее законодательство, в частности, не содержит четкой системы функционирования институтов фондового рынка и обслуживающей их инфраструктуры; ограничивает или полностью блокирует развитие целых сегментов и инструментов рынка ценных бумаг: не определяет правового обеспечения функционирования информационного рыночного пространства)
• несоответствие отдельных элементов отечественного фондового рынка стандартам Международной организации стандартизации (ISO);
• неразвитость вторичного рынка;
• незначительные объемы продаж ценных бумаг на фондовых биржах;
• отсутствие надлежащей инфраструктуры фондового рынка;
• фактическое отсутствие соответствующих субъектов фондового рынка, функциональным назначением которых должно быть обеспечение четкого учета, оформления и исполнения сделок по купле-продаже ценных бумаг и своевременное переоформления прав на них.
Что касается безопасности страхового сектора, то в финансовой безопасностью рынка страховых услуг в целом и конкретной страховой организации в частности следует понимать такое состояние обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, который позволил бы им в случае необходимости возместить обусловлены в договорах страхования убытки их клиентов и обеспечить эффективное функционирование. В целом к проблемам формирования рынка страховых услуг можно отнести:
организационно-правовые (отсутствие четкой государственной политики в сфере страхования и Концепции развития страховой деятельности; несовершенство разработанной Программы развития страхового рынка; неполную и время несогласованную нормативно-правовую базу, недостаточный уровень государственного регулирования и контроля за страховым рынком и т.д.);
1) экономические (низкий платежеспособный спрос на страховые услуги; крайне незначительные объемы минимального размера уставного фонда, финансовых активов страховых организаций и совокупных страховых резервов; несовершенство действующего порядка налогообложения страховых организаций и др.);
2) функциональные (сравнительно узкий ассортимент страховых услуг клиентам; малую долю перестраховочных операций; разбалансированность страховых портфелей низкую технологичность осуществления страховых операций и т.д.);
3) информационные (несовершенная статистическая база в области страхования; ненадлежащее информационное и консалтинговое обеспечение страховой деятельности; недостаточное количество специализированных изданий по проблематике страхования, отсутствие совершенных страховых рейтингов страховых организаций);
4) кадровые (недостаточный профессиональный уровень специалистов, работающих в страховых организациях, отсутствие жестких квалификационных требований к ним).
Необходимо также определить, что представляет собой безопасность банковского секторакак важнейшая составляющая экономической безопасности.
Вообще финансовую безопасность банковской системы в целом и ее отдельных составляющих следует рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, с точки зрения финансовых последствий ее (их) деятельности для страны в целом и отдельных клиентов и контрагентов. Во-вторых, с точки зрения недопущения и предотвращения явных потенциальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, ЦБ и отечественных коммерческих банков.
Следует отметить, что для обеспечения финансовой безопасности государства, безусловно, важное значение приобретает анализ каждой из этих составляющих. В этом случае целесообразно рассчитать индикаторы финансово-кредитной сферы в виде абсолютных и относительных величин, характеризующих процессы и явления, происходящие в ней на макроуровне.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2154 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник