Финансовая безопасность страны основные проблемы инструменты обеспечения

Тема. Финансовая безопасность и ее основные инструменты

Финансовая безопасность государства — это степень защищенности финансовых интересов государства, состояние финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, банковской, инвестиционной, таможенно-тарифной, расчетной и фондовой систем, что характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренних и внешних негативных воздействий, способность государства эффективно формировать и рационально использовать финансовые ресурсы, достаточные для удовлетворения ее потребностей, путем выполнения обязательств и обеспечения социально-экономического развития.

Финансовая безопасность государства состоит в способности:

— обеспечивать устойчивость экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

— нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств,

транснациональных корпораций и др.), теневых (кланово-корпоративных, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

— предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за

границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;

-предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

— наиболее оптимально для экономики страны привлекать и

использовать средства иностранных заимствований;

Основные угрозы финансовой безопасности государства составляют:

— несовершенство бюджетной политики и нецелевое использование средств бюджета;

— эффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов;

— значительные объемы государственного и гарантированного государством долга, проблемы с его обслуживание;

— резкие изменения уровня цен и курса национальной валюты;

— значительная разница соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения, и недостаточная социальная защищенность определенных групп населения;

— невысокий уровень капитализации банковской системы, небольшие объемы долгосрочного банковского кредитования и значительный уровень процентных ставок по кредитам;

— зависимость реформирования экономики страны от получения иностранных кредитов;

— низкий уровень инвестиционной деятельности;

— рост «теневой» экономики, усиления ее криминализации, нелегальный отток валютных средств за рубеж и т.д.

Финансовая безопасность государства включает:

— безопасность кредитно-банковской системы,

— безопасность финансово-денежного обращения,

— безопасность страхового и фондового рынка,

Под понятием бюджетная безопасность следует понимать состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств. В целом бюджетная безопасность государства предопределяется размером бюджета, уровнем перераспределения ВВП через бюджет, размером, характером и уровнем дефицита бюджета, методами финансирования последнего, масштабами бюджетного финансирования, процессом бюджетного формирования, своевременностью принятия и характером кассового выполнения бюджета, уровнем бюджетной дисциплины.

Налоговая безопасность государства определяется эффективностью налоговой политики государства, которая может оптимально объединять фискальные интересы государства и индивидуальные, корпоративные интересы налогоплательщиков. С позиций фискальной достаточности проблема налоговой безопасности сводится к обеспечению государства таким объемом налоговых поступлений, которые есть оптимально необходимыми в соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины. При этом следует помнить, что на фискальную безопасность государства влияют многочисленные налоговые, часто необоснованные, льготы. Вместе с тем, налоговая безопасность государства предусматривает оптимизацию уровня налогообложения, ведь чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению теневой экономики, свертыванию легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов, а затем – к сокращению налоговой базы.

Безопасность кредитно-банковской системы включает долговую безопасность и финансовую безопасность банковской системы.

Долговая безопасность государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточное для решения необходимых социально-экономических потребностей, которая дает возможность сохранить стойкость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны осуществлять выплаты на погашение основной суммы и процентов без угрозы утратить суверенитет, одновременно поддерживая надлежащий уровень

Источник

Основные инструменты обеспечения финансовой безопасности

Правовое обеспечение экономической и финансовой систем государства в условиях смены этапов рыночной реформы. Представление об угрозах для развития современной экономики. Основные институты денежных отношений страны. Проблема налоговой преступности.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 08.12.2013
Размер файла 16,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Основные инструменты обеспечения экономической безопасности

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

Финансовая система России — основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка — представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными планами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности.

Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными органами банковского и валютно-финансового контроля, формирования банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, государственных дарственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг.

Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечения денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство.

Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года.

Практически в экономической литературе отсутствует системное определение понятия «финансовая безопасность», что и обусловливает необходимость решения этой проблемы. Не претендуя на окончательный вариант её решения, считаем целесообразным дать следующее определение этого понятия.

Финансовая безопасность — это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства — состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.

Вопросы обеспечения экономической и финансовой безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобретали в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходили серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства, причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.

От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде всего и зависит стабильное и безопасное развитие экономики, учитывая, что в настоящих условиях финансово-денежные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в реформирование российской экономики, но и оказывают сдерживающее воздействие, часто приводящее к критически-кризисным ситуациям в экономике.

Понимание финансовой безопасности конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих состояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осуществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, связанную прежде всего с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.

Под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратега финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации всех основных функций финансового рынка.

На динамику финансовой деятельности оказывает влияние комплекс факторов, относящихся к внутренним и внешним условиям деятельности предприятий.

В странах с развитой экономикой финансовая несостоятельность предприятий на 1/3 обусловлена внешними факторами, а на 2/3 — внутренними (естественно, это усредненная экспертная оценка). В России переходного периода финансовые негативы в большей степени зависят от влияния внешней среды (общеэкономический кризис, инфляция, платежный кризис, банковский сектор и др.).

Далее посмотрим на влияние внутренних и внешних факторов на безопасность экономики страны.

Понимание финансовой безопасности как объекта исследования должно базироваться на понимании природы финансовой системы, не ограничиваясь лишь ее функциями распределения, перераспределения и аккумуляции денежных ресурсов. Как система она включает конкретные характеристики финансовых инструментов, отражающих в определенной мере характер отношений собственности, а совокупность отношений собственности и характеристик финансовых инструментов формирует и движения капиталов, и их распределение в рамках реализуемой денежной и кредитно-финансовой политики.

Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможности финансовой сферы России. В качестве основных угроз поступательному развитию российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе выступают именно внешние условия, а также слабость национальной финансовой сферы.

В рамках четко очерченной государственной финансовой политики, том числе и в отношении финансовых рынков, такой показатель, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, может выступать в качестве одного из основных критериев развития национальной финансовой системы и эффективности ее функционирования.

Оборот на национальных финансовых рынках — формальный критерий эффективности в контексте привлечения сбережений на финансовый рынок и их перераспределения или трансформации в инвестиции.

В настоящее время подобная деятельность развита незначительно, что приводит к снижению (неполучению) дохода национальной финансовой сферы и ограничению инвестиционной активности.

Экономика, основу которой составляет сырьевой экспорт, в рамках благоприятного для нее ценового тренда получает значительную экспортную выручку в виде иностранной валюты, что обусловливает непропорциональный рост внутреннего спроса, ускорение инфляции и укрепление курса национальной валюты.

Угрозы безопасности финансовой системы.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отражено, что национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Важную роль в общей финансовой системе страны играют государственные финансы.

Они носят долгосрочный характер и отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Это проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов экономической деятельности и государства.

В систему государственных финансов современной России входят следующие институты:

— Финансы государственных внебюджетных фондов;

— Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход страны. Но иногда, особенно в периоды экстремальных ситуаций (война, стихийное бедствие и т. п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

В ряде случаев в качестве источника государственных доходов можно рассматривать национальный доход и национальное богатство других стран, поступающие в виде госзаймов или репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства.

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, осуществление займов и эмиссии.

Система государственных доходов должна выполнять не только фискальную функцию, т. е., формировать государственные финансы, но и решать экономические и социальные задачи.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа.

Налоговая преступность — общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

В течение последних лет, наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов, которые ранее имели разовый характер.

По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства может показаться относительно небольшим.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отражено, что национальные интересы России — это совокупность интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. финансовый рыночный экономика

Они носят долгосрочный характер и отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ общественными организациями.

Список использованной литературы

1. Экономическая безопасность государства и регионов. Учебник. Криворотов, В.В., Калина А.В., Эриашвили Н. Юнити — 2010 г.

2. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие, 2-е изд., доп. Альфа-М 2010 г.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. Москва Бином. 2010 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблемы современной финансовой политики на уровне государства и региона. Направление ее совершенствования в условиях глобализации. Меры антиинфляционного регулирования. Таргетирование обменного курса и денежной массы. Условия осуществления дезинфляции.

курсовая работа [124,1 K], добавлен 18.01.2015

Основные признаки финансов и их функции. Методологические принципы проведения финансовой политики, ее типы. Задачи бюджетной политики. Финансовая деятельность государства, тенденции развития системы рычагов и стимулов в условиях рыночной экономики.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 10.12.2011

Значение экономической и финансовой безопасности отдельного государства в условиях глобализации производства. Модель финансовой безопасности региона на примере Курской области и ее повышение как условие сохранения национальной безопасности государства.

курсовая работа [369,9 K], добавлен 23.11.2010

Предпринимательская деятельность как основа рыночной экономики. Модель функционирования предприятия в рыночной среде. Понятие экономической устойчивости фирмы. Технология защиты от угроз экономической безопасности. Предупредительная работа с персоналом.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 23.12.2011

Основные инструменты государственного регулирования рынка. Специфика современной рыночной экономики: преимущества, недостатки и проблема социальной справедливости. Рыночная экономика как квинтэссенция перспективных преимуществ и объективных проблем.

курсовая работа [62,2 K], добавлен 22.02.2017

Источник

Читайте также:  Растительный мир нашей страны презентация
Оцените статью