Финансовая система права зарубежных стран

Содержание
  1. Финансовая система в ведущих зарубежных странах
  2. Финансовые системы зарубежных стран
  3. Финансовая система.docx
  4. Введение
  5. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
  6. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Они не выделяет финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
  7. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений, определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
  8. Общие понятия финансовой системы.
  9. Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.
  10. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:
  11. 1) по внутреннему устройству;
  12. 2) организационной структуре.
  13. По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
  14. По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.
  15. Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.
  16. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
  17. Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.
  18. Выделяются 4 сферы:
  19. Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений.
  20. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.
  21. Основные элементы системы государственных финансов:
  22. По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:
  23. Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).
  24. Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств.
  25. По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:
  26. Финансовая система зарубежных стран (США, Великобритания, Германия)
  27. Финансовая система в США
Читайте также:  Италия испания португалия это страны

Финансовая система в ведущих зарубежных странах

В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

государственный кредит и кредиты местных органов власти;

специальные внебюджетные фонды;

финансы государственных корпораций.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных (единых, сметных) государствах бюджетная система включает два звена:

Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

государственного бюджета, или федерального бюджета;

бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов-земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % общей суммы доходов.

Территориальные финансы – второе звено финансовой системы.

Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.

Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:

фонды национального страхования.

Государственные предприятия, которые получили значительное развитие в результате национализации (железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей).

Особенности финансовой системы в РФ

Финансовая система РФ включают следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

фонды имущественного и личного страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и совокупность организаций, однородных по своим задачам.

По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».

Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

у хозяйствующих субъектов;

у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов: каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Выделяется три системы финансовых отношений:

финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

финансы домашних хозяйств.

Подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Среда децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.

Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль – главный источник производственного и социального развития общества.

В финансовой системе развитых стран мира, особое значение имеют финансы финансовых посредников (коммерческие банки, пенсионные фонды, финансовые компании, паевые фонды (акции, ценные бумаги)).

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Федеративное устройство России включает три уровня управления:

уровень субъектов Федерации;

местный (орган местного самоуправления).

Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система также включает три уровня:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды;

бюджеты органов местного самоуправления.

Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и подразделяются:

а) социального назначения;

б) экономического назначения.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют:

Эти виды кредитов обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:

а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов;

б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов.

Органы власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта.

Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических лиц, юридических, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства. Займы осуществляются также путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов.

Вопросы для самоконтроля:

Понятие финансовой системы разных форм собственности.

Основные звенья финансовой системы зарубежных стран.

Особенности финансовой системы Российской Федерации.

Различие структуры бюджетной системы РФ и ведущих западных стран.

Источники социального развития трудовых коллективов.

Источник

Финансовые системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

В данной работе были изучены и рассмотрены финансовые системы трех зарубежных стран: США, Великобритании и Германии. Каждая система в отдельности представляет уникальный способ руководства финансами той или иной страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система.docx

Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Они не выделяет финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений, определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Общие понятия финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:

1) по внутреннему устройству;

2) организационной структуре.

По внутреннему устройству финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.

Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.

Выделяются 4 сферы:

  • Уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования;
  • Уровень макроэкономики – государственные финансы;
  • Уровень мирового хозяйства – международные финансы;
  • Обеспечивающая сфера – финансовый рынок;

Отдельное звено финансовой системы отображает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев осуществляется по признаку наличия либо обособленного фонда финансовых ресурсов, либо специфических форм и методов финансовых отношений.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Основные элементы системы государственных финансов:

    • Бюджет государства;
    • Внебюджетные фонды;
    • Местные финансы;
    • Финансы государственных предприятий;

По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:

    • Централизованные или публичные финансы;
    • Децентрализованные финансы;

Централизованные финансы – это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и финансы домашних хозяйств.

По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:

    • Государственные финансы – уровень макроэкономики;
    • Финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;
    • Финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;
  1. Финансовая система зарубежных стран (США, Великобритания, Германия)

    Финансовая система в США

    Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

    Финансовая система США состоит из нескольких сфер:

      • Бюджетная система;
      • Государственный кредит;
      • Банковская система;
      • Биржа;

    Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

    Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе, операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

    Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

    Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. Таких банков в настоящий момент существует 12 штук, они получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

    Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира.

    В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: рынок государственных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит.

    Краткосрочный рынок включает такие рынки, как денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

    Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок — это наиболее чувствительная сфера свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

    США обладают крупнейшим в мире рынком капитала. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

    Бюджетная система США, как часть финансовой системы СШФ представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов штатов (52 бюджета) и местных бюджетов. Ведущая роль в распределении средств принадлежит федеральному бюджету. Его главная задача обеспечить в финансовом отношении деятельность государства по управлению государством, национальную безопасность, регулирование экономического развития. Федеральный бюджет США имеет отдельные федеральные налоги. Они выполняют фискальную функцию и используются для экономического регулирования и стимулирования экономического роста. Кроме того, важный инструмент перераспределения национального дохода.

    Источник

Оцените статью