Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья
Финансовая система— это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждение страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (государственные и муниципальные финансы) и децентрализованных финансов (финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России но сферам, подсистемам и звеньям приведены на рис. 1.
Рисунок 1 – Финансовая система Российской Федерации
Децентрализованные финансысоставляют основу финансовой системы, поскольку здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.
Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).
Финансы домашнего хозяйства— это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, а, следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).
Т.е. финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.
Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные
виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Финансы некоммерческих организаций (НКО) имеют свою специфику,
связанную с формированием доходов, порядком их использования,
владением имуществом и т. п. Основное отличие НКО от коммерческих заключается в цели ее деятельности. НКО – юридическое лицо, созданное не для извлечения прибыли, а для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей своих участников, достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Несмотря на то, что извлечение прибыли не является основной целью создания или деятельности НКО, гражданское законодательство разрешает им осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако ее осуществление возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация и соответствует этим целям. При этом в некоммерческой организации, в отличие от коммерческой, полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется между ее участниками (исключение составляют только потребительские кооперативы). Это второй существенный признак, по которому происходит деление организаций на коммерческие и некоммерческие.
В отличие от коммерческих организаций, которые существуют за счет получаемой ими прибыли, некоммерческие организации развиваются за счет средств целевого финансирования или за счет добровольных пожертвований.
Первая особенность формирования финансовых ресурсов НКО заключается в отсутствии у НКО уставного капитала (уставный капитал может быть сформирован в государственной корпорации, но это необязательно). В НКО при ее создании учредителями может быть образован уставный фонд (аналогичен уставному капиталу в коммерческих организациях), однако и это не является обязательным. Как правило, все имущество, передаваемое НКО учредителями (участниками), относится к целевым финансированию и поступлениям. Причем если имущество поступает в виде основных средств, то при вводе в эксплуатацию его стоимость формирует добавочный капитал организации.
Вторая особенность формирования финансовых ресурсов НКО вытекает из отличия НКО от коммерческой организации. Так как извлечение прибыли не является целью деятельности НКО, то такой источник формирования финансовых ресурсов, как нераспределенная прибыль (при условии ведения НКО только некоммерческой деятельности), как правило, отсутствует. Отсутствует у НКО и такой источник собственных финансовых ресурсов, как амортизация.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а
также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня: (1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; (2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты.
Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
Источник
Финансовая система страны, её сферы и звенья
Финансы органически связаны с функционированием государства. Финансовая система как форма организации финансов различна в разных государствах и меняется в любом обществе в ходе исторического развития.
Финансовая система любого государства может быть представлена как совокупность сфер финансовых отношений, каждая из которых имеет свои специфические особенности в формировании и использовании фондов денежных средств целевого назначения, различной ролью в общественном воспроизводстве и связанных между собой денежными потоками в рамках существующего законодательства т.е., финансовая система – это форма организации финансового кругооборота в стране, сложившаяся исторически и оформленная национальным законодательством. Каждое звено финансовой системы – это достаточно самостоятельная, относительно обособленная группа финансовых отношений, отличающаяся от других специфическими методами и формами образования и использования денежных фондов и доходов.
Таким образом, финансовая система–это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых формирует систему специфических форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Поскольку финансы – это распределительная категория, то критерием выделения в составе финансовой системы отдельных элементов следует признать характер самих этих отношений. Т.е. звенья финансовой системы выделены в зависимости от того, на каком этапе распределения, перераспределения и использования совокупного общественного продукта появляются те или иные финансовые отношения. Т.к. финансовые отношения организуются государством в законодательном порядке, в состав финансовой системы могут включаться и нефинансовые отношения (госкредит).
В общей совокупности финансовых отношений, образующих финансовую систему выделяется две крупных сферы – государственныеилицентрализованные финансыифинансы предприятий и организацийилидецентрализованные финансы. Каждая из этих сфер имеет свою организационную структуру и складывается из нескольких звеньев финансовых отношений.
Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсовс целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.
Состав финансовой системы РФв настоящее время имеет следующий вид.
государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;
система внебюджетных фондов;
Финансы предприятий и организаций–
финансыпредприятийматериального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);
финансыпредприятий, организаций и учрежденийнематериального производства (сфера услуг);
финансыучреждений и организацийнепроизводственной сферы (социальная сфера);
финансы общественных объединений и организаций.
4. Финансы домашних хозяйств.
Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета и прочие нефондовые формы финансов можно также включить в состав финансовой системы.
Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.
Государственным финансампринадлежит ведущая роль в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Основу государственных финансов составляет бюджетная система страны. Внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов.
В самостоятельное звено в настоящее время выделяется государственный кредит. По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.
Финансы предприятий и организацийсоставляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий материального производствавключают следующие группы финансовых отношений:
отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;
отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;
отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;
отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и т.п.);
отношения со страховыми организациями;
отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и т.п.).
Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производствазаключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и т.п.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в современной литературе обычно финансы предприятий и организаций и материального и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.
Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферыпоявились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.
Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (напр., политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и т.п.).
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.
При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему «Финансы предприятий и организаций», а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему «Государственные финансы».
Специфика страховых отношений сводится к следующему:
нанесенный материальный ущерб распределяется между всеми участниками страхования;
распределение нанесенного ущерба носит замкнутый характер;
средства в страховой фонд мобилизуются на возвратной основе;
ущерб распределяется как между территориальными единицами, так и во времени.
Финансы гражданформируют доходы и используют их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Финансы граждан — отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств населения.
К финансовым отношениям граждан относятся их денежные отношения с различными контрагентами:
органами государственного управления по платежам различного рода;
органами налоговой службы при внесении налогов, сборов и других платежей;
органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка и других объектов, при уплате сборов, административных штрафов и взносов, при выплате арендной платы за земельные участки и участки лесного фонда и т.п.;
банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных срочных вкладах, участии в лотереях и т.п.;
страховыми обществами по всем видам страхования;
негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат;
финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых операций, залоговых операций, селенге, купле-продаже ценных бумаг, участии в розыгрышах и лотереях и т.п.;
хозяйствующими субъектами при выплате арендной платы за землю и другое имущество, при арендном и бригадном подрядах, долевом участии в совместной деятельности, купле-продаже ценных бумаг, участии в перераспределении прибыли, выплате заработной платы, паевых долей, дивидендов по акциям и т.п.;
другими гражданами при выплате арендной платы за земельные участки, квартиры и другое имущество, наследовании и дарении имущества, оплате труда на условиях трудового подряда, взятии в долг, купле-продаже недвижимости и транспортных средств и т.п.
При этом происходит перераспределение собственности между физическими лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная деятельность, участие в залоге, франчайзинге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение личных потребностей человека.
Источник