Финансовая система страны управление финансами

Финансовая система и управление финансами

1. Общие понятия в финансовой системе, ее сущность и особенности построения

2. Характеристика звеньев общегосударственных финансов

3. Управление финансовой системой

1. Финансово-кредитная система государства – это совокупность финансовых институтов с помощью которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства. Финансово-кредитная система РБ включает в себя бюджетную и банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, организаций и граждан. В свою очередь финансовая система РБ включает бюджетную систему, финансовые средства внебюджетных фондов предприятий, учреждений, организаций и граждан, т.е. финансовая система является составляющей финансово-кредитной системы. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, которая находится в тесной взаимосвязи. Банковская система РБ состоит из Национального банка и иных банков. НБ регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок проведения расчетных операций, как на предприятиях, так и в банках и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Бюджетная система — это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ основанная на экономических отношениях и государственном устройстве существующих в РБ. Основная функция финансовой системы сводится к ее основной способности осуществлять предложение денежных средств для тех субъектов экономических отношений, которые в них нуждаются. Способы их финансирования зависит от принципов построения экономической системы. Рыночная экономика, например, построена на принципе эмиссии резервных денег Центральным банком и кредитных денег коммерческими банками, т.е. в рыночной экономической системе финансово денежные отношения четко отделяются от монетарных финансовых отношений.

Читайте также:  План характеристика стран сша

В планово-административной системе происходит деформация монетарных отношений. Деформированные монетарные отношения переходной (транзитивной)экономики РБ совмещают два разнородных сущностных признака и два противоположных типа, т.е. двухуровневая система РБ наряду с монетарными отношениями резервных и депозитных обязательств совмещает противоположный генотип кредитно-денежных отношений планово-административной системы, где нет различий между резервными и депозитными деньгами, следовательно двухуровневая банковская система РБ используется правительством как инструментквазибюджетного финансирования.

2. В финансовой системе принято выделять следующие основные блоки:

1. Финансы государства

2. Финансы организации

3. Финансы домашних хозяйств

Финансы государства – это финансовые средства бюджетной системы и внебюджетных фондов они представляют собой совокупность экономических отношений естественного воспроизводства на отраслевом и территориальном уровне, возникающих в процессе образования и использования денежных средств. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов и пропорций общественного воспроизводства на отраслевом и территориальном уровне, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет, средства государственного бюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей, субъектов хозяйствования, а также за счет граждан. Внебюджетные фонды, предназначенные для аккумулирования финансовых ресурсов и направление их на целевые нужды. Основным внебюджетным фондом РБ является фонд социальной защиты населения, Министерство труда и социальной защиты. Источник его формирование – страховые взносы организаций и граждан на социальное страхованию, которое установлено в процентах к фонду оплаты труда.

Финансы организации – денежные доходы субъектов хозяйствования и используются для расширенного воспроизводства и выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой. Они связаны с образованием децентрализованных (внутренних) фондов денежных средств и их использование.

Финансы организации включают в себя финансы коммерческих, бюджетных, страховых и общественных организаций. Например, финансы коммерческих организаций объединяют финансы производственных объединений, предприятий, фирм, ассоциаций, потребительской кооперации и т.д. Формирование и функционирование коммерческих организаций основано на принципах хозяйственного расчета, который включает в себя денежные отношения, связанные с деятельностью внутри предприятий, между отдельными предприятиями и государством. В данных финансах отражаются процессы производства и реализации продукции, выполнение работ и оказание услуг, характеризующих кругооборот фондов, а также отражаются экономические процессы, связанные с образование денежных накоплений для дальнейшего их использования. Функционирование данного звена финансов связано также с развитием техники и технологии и их внедрение в производство и различными мероприятиями по дальнейшему развитию производительных сил. Выделяют следующее группы финансовых отношений складывающихся в процессе деятельности организаций:

1 группа – отношения в связи с учреждением предприятий и формированием уставного фонда

2 группа – отношения по поводу эмиссии корпоративных ценных бумаг и дивидендной политики,

3 группа отношения в сфере финансового обслуживания основной финансовой деятельности

4 группа – отношения связанные с инвестиционной деятельностью

5 группа — отношения с финансовыми посредниками (банки) по поводу формирования заемных и привлеченных финансовых ресурсов, а также размещение временно-свободных денежных средств на финансовых рынках.

6 группа — отношения со страховыми организациями по уплате страховых взносов и получение страховых выплат.

7 группа – отношения с бюджетом и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей

8 группа – отношения финансов в процессе реорганизации предприятий

Финансы системы страхования включают в себя личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков и т.п. Финансы имущественного и личного страхования формируются путем мобилизации части доход организации, индивидуальных предпринимателей и граждан для создания страхового фонда, на случай материального ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также для дополнительного обеспечения трудящихся и их семей на случай смертности или инвалидности и других событий в жизни застрахованного.

Финансы, формируемые путем страхования ответственности, представляют собой страховые взносы организации, индивидуальных предпринимателей и граждан для создания страхового фонда в целях возмещения причиненного ущерба. Финансы в сфере страхования предпринимательского риска – страховые взносы организаций и индивидуальных предпринимателей, для возмещения ущерба в случае не получении запланированной прибыли, планового уровня рентабельности производства потерь от упущенной выгоды и т.д. Финансы домашних хозяйств являются важной составляющей финансовой системы, т.к. представляют собой конечный потребительский спрос на товары и услуги в системе общественного воспроизводства. Финансовый рынок является одним из основных инструментов, с помощью которых осуществляется распределение денежных средств между собственниками сбережений и заемщиками. Современную финансовую систему можно представить как разветвленную сеть, в которой финансовые учреждения разного рода торгуют разнообразными финансовыми активами, на специализированных финансовых рынках. В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

2. Сбалансированность всех ее звеньев

3. Самостоятельность каждого ее звена

4. Полнота поступления в соответствующий ее фонд

3. Управления финансовой системой

Управление – это совокупность приемов и методов, целенаправленного воздействия на объект с целью достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой действия государственных органов направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. Управление финансами осуществляется специальными органами с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Их можно подразделить на 3 основные группы:

1. Органы общего управления финансами

2. Органы оперативного управления финансами

3. Органы отраслевого управления

К органам общего управления финансами относится Национальное собрание и Совет министров РБ. Президент РБ также осуществляет общее управление финансами. Они определяют финансовую политику государства, совершенствуют финансовое законодательство и осуществляют общий контроль за их соблюдением. Органами оперативного управления финансами Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк РБ. Они приводят в жизнь бюджетно-финансовую политику, разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и издают после принятия парламентом соответствующих нормативных, правовых актов и инструкции. Контролируют соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений и изучают их действенность, вносят предложения по совершенствованию. Бюджетно-финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий осуществляемых органами государственной власти и управления. Делают они это через элементы финансовой системы.

К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления министерств и ведомств.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сферы финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Финансовая сфера компаний и

  • финансовые ресурсы
  • коммерческого сектора
  • финансы некоммерческих учреждений
  • финансовые ресурсы
  • общественных объединений

Выделяют следующие типы страхования:

  • социальное
  • имущественное и личное
  • страховка ответственности
  • страхование рисков в бизнесе
  • госбюджет
  • внебюджетные фонды
  • госкредит

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности – заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности – состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Источник

Оцените статью