Финансовая система зарубежных стран сравнение

Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. 21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финанонсвая система стран переделка.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Астраханский филиал РАНХ и ГС

Направление: 080100.62 «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

Кафедра «Экономика и финансы»

по дисциплине «Финансы и кредит»

«Финансовая система России (сравнить финансовые системы различных стран)»

студент 1 курса

заочной формы обучения бакалавриат

Савельева Людмила Олеговна

Липатова Гульнара Хабибулаевна

«_____» ______20____ г.

Астрахань, 2013 г.

1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6

1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6

1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……… ……..11

2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17

2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17

2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. ..21

3. Сравнение финансовых систем России и других стран…… ………………….26

3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26

3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30

Список используемых источников и литературы………………………………..36

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что развитие финансовой системы Российской Федерации и механизмов её регулирования в рыночных условиях характеризуются глубокими изменениями её внутреннего строения, целевой и критериальной направленности, институционального регулирования, которые остаются нераскрытыми и требуют специального исследования.

Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.

В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.

Проблемы финансового развития страны возникли в связи с тем, что формирование и развитие российской финансовой системы оказались под воздействием как факторов глобализации мировой экономики и финансов, так и специфичности влияния на отечественную экономику и финансы, и прежде всего на бюджетную и денежно-кредитную системы международных финансовых организаций, транснациональных корпораций. Одной из стержневых задач модернизации бюджетного планирования, предусматривающей диверсификацию производства на инновационной основе, решение проблем в социальной сфере и обороноспособности, является формирование эффективного баланса между финансовым обеспечением приоритетных государственных мероприятий, бездефицитностью бюджета и накоплением необходимых резервов.

При этом результативность денежно-кредитной политики, зависящая во многом от состояния государственных финансов, требует решения сложных задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, последовательному снижению инфляции и волатильности валютного курса.

Новое содержание финансовой системы, предусматривающее повышение регулирующих функций в макроэкономической динамике, обеспечение устойчивости экономического роста, преодоление тенденции смещения страны на периферию мировой экономики и, прежде всего, в её сырьевую зону, определяют актуальность системных, концептуальных исследований модернизационных процессов в российской финансовой системе.

Первостепенное значение приобретают: механизм и инструменты повышения её потенциала, определяющего перспективное развитие отечественной экономики; раскрытие взаимосвязи экономической динамики и трансформации, цикличности в функционировании финансовой системы, в т.ч. проблемы кризисных «провалов», антикризисной и посткризисной политики.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.

2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.

3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран

4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, процесс её эволюционного развития и функционирования в рыночных условиях.

Предмет исследования — совокупность финансово-экономических отношений, форм взаимодействия субъектов и звеньев финансовой системы, инструменты и механизмы её регулирования в рыночных условиях.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории по методологическим, теоретическим и прикладным исследованиям эволюции экономических систем, процессов трансформации экономических и финансовых отношений. В процессе исследования использовались работы по проблемам экономической динамики, теории систем, синергетике. При проведении исследования применялись принципы диалектики, анализа и синтеза, системный подход, идеи эволюционных волн и синергетики.

Информационной базой курсовой работы послужили Послания Президента Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты, регулирующие сферу финансовых, денежно-кредитных отношений, средне- и долгосрочные прогнозы, концепции и стратегии Правительства Российской Федерации, финансово-экономических ведомств.

1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации

1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы».

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин «finansia» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями. 1

Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства 2 .

Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе 3 .

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Источник

Глава 2. Сравнительная характеристика финансовых систем зарубежных стран и России

2.1 Оценка состояния финансовой системы США

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система.

Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны.

Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования.

Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. В настоящий момент существует 12 таких банков, которые получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров.

Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские предприятия, так и компании из любых других стран мира 15 .

2.2 Исследование финансовой системы Великобритании

Финансовая система Великобритании представляет собой совокупность взаимосвязанных, но относительно обособленных сфер финансовых отношение:

– государственных и муниципальных финансов;

– специальных внебюджетных фондов;

– финансирование корпораций и предприятий.

Динамика ВВП представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Динамика ВВП Великобритании в 2004-2014 гг., млрд. дол.

Во время экономического кризиса Банк Англии координирует процентную ставку с Европейским центральным банком, однако Великобритания остается вне европейского Экономического и валютного союза. В 2012 году слабые потребительские расходы и низкие инвестиции в бизнес оказали отрицательное влияние на экономику Великобритании, однако, в 2013 году ВВП вырос на 1,4%, неожиданно увеличив рост во второй половине года, из-за увеличившихся потребительских расходов и восстановления рынка жилья. Дефицит бюджета уменьшается, но все еще остается на уровне примерно 7%, а государственный долг продолжает увеличиваться (рис. 3).

Рисунок 3 – Динамика государственного долга Великобритании в 2004-2014 гг., % к ВВП

2.3 Анализ финансовой системы Франции

Финансовая система Франции включает в себя три звена:

– финансы государственного сектора.

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государств. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы и расходы бюджета центрального правительства делятся на две части:

– операции окончательного характера (безвозвратное финансирование). которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы и составляют 90%;

– операции временного характера (кредитные операции) – 10%.

Вторым звеном финансовой системы Франции являются специальные фонды, представляющие собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся:

– специальные счета казначейства;

– фонды финансово-кредитных учреждений;

Государственный бюджет Франции характеризуется хроническим дефицитом.

Структура ВВП в 2012 г. представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура ВВП Франции, %

Динамика государственного долга в процентах к ВВП представлена на рис. 5.

Рисунок 5 – Динамика государственного долга, % к ВВП

Как видно из данных государственный долг существенно увеличивается с 64,9% в 2005 г. до 89,2% в 2013 г.

2.4 Современное состояние финансов России

Анализ государственных финансов РФ следует начать с оценки основных макроэкономических показателей (табл. 1).

Таблица 1 – Основные макроэкономические показатели РФ

Источник

Читайте также:  Группировка стран мира кратко
Оцените статью