Финансовая система ведущих зарубежных стран
• государственные финансы. В странах с ф е д е р а т и в н ы м устройством государственные финансы разделяются на феде
ральные финансы и финансы субъектов федерации (например, в США, Индии, Мексике — штаты, в Канаде — провинции, в Германии — земли, в Швейцарии — кантоны).
• местные финансы (тауншипа, графства, района специального обслуживания, муниципалитета, общины);
• финансы частных национальных и транснациональных корпораций.
Такое организационное построение финансовой системы характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение управления финансами (федерация, члены федерации, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет финансовую, в том числе бюджетно-налоговую, политику, управляет долгом. Бюджеты членов федерации своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты — в бюджет соответствующего члена федерации.
Государственные финансы. Государственные финансы развитых государств в зависимости от целевого назначения и способов формирования включают следующие звенья финансовых отношений:
• федеральный бюджет (или бюджет центрального правительства);
• бюджеты членов федерации (бюджеты исполнительных органов власти субъектов федерации);
• специальные внебюджетные фонды;
• государственный кредит и кредиты членов федерации;
• финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном государственных финансов развитых стран являются федеральные финансы (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства и правительственные специальные внебюджетные фонды).
Бюджет центрального правительства (федеральный бюджет) представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства.
Через это звено финансовой системы зарубежных стран перераспределяется до 40% национального дохода государства.
Основными доходами федерального бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За фе
деральным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины. Из федерального бюджета производятся основные расходы:
• на военные (оборонные) цели;
• на международную деятельность;
• на регулирование экономики;
• на содержание федерального государственного аппарата;
• на социальные расходы;
• на управление федеральным государственным долгом;
• на субсидии и кредиты развивающимся странам.
При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических кризисов) правительства опираются на средства федерального бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
По размерам федерального бюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития той или иной страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.
Федеральный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя финансовую помощь и бюджетные кредиты органам государственной власти субъектов федерации и местным органам власти, а также специальным правительственным фондам, государственным корпорациям.
Федеральные бюджеты большинства развитых зарубежных стран характеризуются крупными бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и непогашенных государственных займов вместе с процентами.
Бюджет субъекта федерации — это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти членов федерации.
Финансы субъектов федерации (бюджеты субъектов федерации и территориальные внебюджетные специальные фонды) играют большую роль в социально-экономическом развитии субъектов федерации.
За счет средств бюджетов членов федерации во многих развитых странах финансируются значимые для населения расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, жилищное строительство и коммунальное хозяйство, а также дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды.
пример, в США органы власти на уровне штатов традиционно несут ответственность за обеспечение населения основными государственными услугами: среднее и высшее образование на уровне штата, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт, система общественной безопасности. В Германии земли финансируют основную долю общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования и здравоохранения, транспорт, дорожное и жилищное строительство, на содержание государственного аппарата, расходов по обслуживанию государственного долга.
Формирование доходов бюджетов членов федерации в отдельных странах осуществляется по-разному. В США бюджеты штатов базируются на подоходном налоге с граждан штата, налоге с корпораций, налоге с продаж. Некоторые штаты вводят поимущественные налоги, хотя в основном это прерогатива местных органов власти. Один из основных источников доходов штатов — налог с продаж. Этот налог обеспечивает около 30% доходной части бюджетов штатов. В США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.
Налоговая система Г е р м а н и и построена таким образом, что наиболее крупные источники доходов формируют сразу три или два бюджета. Так, например, доходы бюджетов земель формируются за счет поступлений (в процентном соотношении) от следующих крупных налогов: подоходного налога с физических лиц (42,5%), налога на корпорации (50%), частично за счет налога на предпринимательскую деятельность. Доходы бюджетов земель формируются также частично за счет налога на добавленную стоимость, соотношение распределения которого в бюджеты разных уровней могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. В доходы земель зачисляются в полном объеме поступления от закрепленных за землями налогов: налога на наследование и дарение, налога на транспортные средства, акциза на пиво, налога на лотереи и казино, налога на противопожарную систему безопасности.
Специальные внебюджетные фонды — важное звено государственных финансов развитых стран.
К основным общенациональным фондам (системам) социального страхования и социального обеспечения относятся: страхование по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по социальным пособиям (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям и др.), по безработице, страхование здоровья.
Доходы этих фондов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет средств федерального бюджета. Самыми значительными являются взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателями и индивидуальными предпринимателями, самозанятыми лицами. Расходуются средства этих фондов строго по целевому назначению.
Таким образом, специальные внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Денежные средства специальных внебюджетных фондов и их имущество являются собственностью правительства страны и территориальных органов власти. Эти фонды функционируют обособленно от соответствующих бюджетов как самостоятельные финансово-кредитные учреждения.
США — единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Финансирование выплат по безработице во многих странах (например, в Германии) осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Помимо социальных к специальным внебюджетным фондам в большинстве стран относятся и другие фонды: экономические, предназначенные для регулирования экономики, ее структурной перестройки; научно-исследовательские, используемые для финансовой поддержки научных исследований в приоритетных отраслях и сферах экономики; военно-политические фонды, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, и пр.
Государственный кредит — важное звено государственных финансов зарубежных стран. Это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и экономическими субъектами внутри страны и за рубежом, включая и иностранные государства — с другой, при которых государство (в лице его органов) выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
Государственные кредиты членов федерации — это кредитные отношения между государственными органами власти членов федерации, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами соответствующей территории — с другой, при которых государственные органы власти соответствующего члена федерации выступают в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
Финансы государственных корпораций (предприятий) — составная часть государственных финансов ведущих зарубежных стран.
Значительное развитие в странах Западной Европы государственные корпорации получили после Второй мировой войны в результате национализации (1946—1950) железнодорожного, воздуш
ного транспорта, отраслей топливно-энергетического комплекса (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности), дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и ряда других.
В 80-х годах прошлого столетия в соответствии с новой экономической и финансовой политикой правящих кругов ведущих зарубежных стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры государственной собственности.
Доля государственного сектора в экономике отдельных государств неодинакова. По величине государственного сектора Ф р а н ц и я занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических государств. ФРГ, США имеют развитый сектор государственной собственности. В Японии, напротив, государственный сектор невелик. Специфика государственных предприятий отличается в развитых странах характером отраслевой и организационной структуры. В основном это предприятия отраслей с невысоким уровнем рентабельности: топливно-энергетический комплекс, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство и др. Основу финансов государственных корпораций составляют дотации и субсидии из бюджета и кредиты.
Местные финансы включают муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты. Основные источники доходов местных бюджетов — местные поимущественные налоги. В муниципальных бюджетах по сравнению с федеральным (или бюджетом центрального правительства) и региональными бюджетами более высокая доля средств направляется на социальные цели.
Финансы частных национальных и транснациональных корпораций —
составная часть финансовой системы страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
Финансы частных национальных и транснациональных корпораций представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по соз-
данию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов.
Частные национальные и транснациональные корпорации в странах с развитой рыночной экономикой являются базовой ячейкой экономической системы и главной формой организации бизнеса.
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д. Наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те корпорации, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе, хотя, конечно, всегда будут функционировать корпорации, ориентированные только на национальные рынки.
1. Что понимается под термином «финансы»? В чем их сущность? Укажите специфические черты, отличающие экономическую категорию «финансы» от экономической категории «деньги».
2. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям? Перечислите их.
3. Какие концепции финансов рассматриваются экономической наукой? Дайте им характеристику.
4. Какие функции выполняют финансы? Каково их содержание?
5. Какова роль финансов в стоимостном распределительном процессе? Что является объектом стоимостного распределения с помощью распределительной функции финансов?
6. Как воздействует государство на воспроизводственный процесс?
7. В чем заключается роль финансов организаций в обеспечении воспроизводственного процесса?
8. Что понимается под термином «финансовые ресурсы»? Раскройте его содержание. Перечислите виды финансовых ресурсов и источники их формирования.
9. Что понимается под финансовыми ресурсами государства? Назовите источники их формирования.
10. Что понимается под финансовыми ресурсами организаций? Назовите источники их формирования.
11. Что понимается под финансовыми ресурсами индивидуальных предпринимателей? Назовите их источники.
12. Сформулируйте понятие «финансовая система государства». Охарактеризуйте состав и структуру финансовой системы федеративного и унитарного государства, в чем их сходства и различия?
13. Охарактеризуйте состав и структуру финансовой системы Российской Федерации. Какие новые сферы, звенья появились в финансовой системе Российской Федерации в связи с переходом на рыночную экономику? Схематично представьте финансовую систему России и покажите на схеме взаимосвязи между сферами и звеньями.
14. Раскройте содержание звеньев государственных и муниципальных финансов и их роль в общественном воспроизводстве.
15. Раскройте содержание звеньев финансов организаций (предприятий) различных форм собственности и их роль в общественном воспроизводстве.
Источник
Финансовая система в ведущих зарубежных странах
В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
государственный кредит и кредиты местных органов власти;
специальные внебюджетные фонды;
финансы государственных корпораций.
Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных (единых, сметных) государствах бюджетная система включает два звена:
Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
государственного бюджета, или федерального бюджета;
бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов-земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % общей суммы доходов.
Территориальные финансы – второе звено финансовой системы.
Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.
Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:
фонды национального страхования.
Государственные предприятия, которые получили значительное развитие в результате национализации (железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей).
Особенности финансовой системы в РФ
Финансовая система РФ включают следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
внебюджетные специальные фонды;
фонды имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и совокупность организаций, однородных по своим задачам.
По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».
Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:
у хозяйствующих субъектов;
у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов: каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Выделяется три системы финансовых отношений:
финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
финансы домашних хозяйств.
Подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Среда децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.
Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль – главный источник производственного и социального развития общества.
В финансовой системе развитых стран мира, особое значение имеют финансы финансовых посредников (коммерческие банки, пенсионные фонды, финансовые компании, паевые фонды (акции, ценные бумаги)).
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.
Федеративное устройство России включает три уровня управления:
уровень субъектов Федерации;
местный (орган местного самоуправления).
Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Бюджетная система также включает три уровня:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды;
бюджеты органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и подразделяются:
а) социального назначения;
б) экономического назначения.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют:
Эти виды кредитов обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:
а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов;
б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов.
Органы власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических лиц, юридических, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства. Займы осуществляются также путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов.
Вопросы для самоконтроля:
Понятие финансовой системы разных форм собственности.
Основные звенья финансовой системы зарубежных стран.
Особенности финансовой системы Российской Федерации.
Различие структуры бюджетной системы РФ и ведущих западных стран.
Источники социального развития трудовых коллективов.
Источник