Денежно-кредитная и финансовая система страны.
Под денежно-кредитной политикой государствапонимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политикапроводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного обращения:во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Субъектом денежно-кредитной политикиявляется Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов).
Что касается операций с государственными ценными бумагами (операции на открытом рынке), продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег в экономике, а покупая – увеличивает.
Норма обязательных резервов и учетная ставка рассматривались выше.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен.
Если состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы,то Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег.Ее целью является стимулирование роста производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции).
Если же ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и высокой инфляции,то Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денегпосредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег.Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег).
В результате уменьшения предложения денегденежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.
Кредитно-денежная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.
Современная кредитно-денежная система государства складывается из банковской системы (Центробанк и коммерческие банки) и совокупности так называемых «специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов», способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.
Банковская система имеет два уровня. Первый уровеньБанковской системы России занимает Центральный банк РФ. Он является государственным учреждением и находится исключительно в федеральной собственности.
Основной целью деятельности ЦБявляется поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности банковской системы. Он выполняет следующие функции:
– эмиссию национальных денежных знаков, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, регулирование величины предложения денег;
– общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
– предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции;
– выпуск и погашение государственных ценных бумаг;
– регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных методов воздействия на активы банков: политики учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов; – регламентацию валютного обращения в стране и контроль за валютными операциями экономических субъектов.
Второй уровеньбанковской системы – это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования, прием вкладов, посредничество в платежах; купля-продажа ценных бумаг, размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов, консультации по финансово-кредитным вопросам. В качестве инвесторовбанки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги.
Банк – кредитно-денежный институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. Банк осуществляет активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
Помимо банковской системы, в структуру кредитной системы включены небанковские кредитно-финансовые институты.Они представлены такими государственными структурами, как Фонд содействия занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, дорожные и экологические фонды.
Негосударственные институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией.
Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками, сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на сферу денежного обращения.
6. Значение макроэкономики как экономической науки
«Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина имеет огромное значение в познании экономических процессов и явлений, особенно в современной России, где новое поколение экономистов нуждается в серьезной теоретической базе, которая позволила бы осмысливать происходящие перемены, видеть тенденции экономического развития и управлять ими. В последние 20-30 лет наиболее развитые страны вступили в эпоху постиндустриализма. На этом фоне происходит невиданное по масштабам и скорости движение к рыночным отношениям ряда стран, включая Россию, с ранее господствовавшей системой плановой централизованной экономики. В таком глобальном процессе, как развитие рыночной экономики, именно макроэкономическая теория формирует основы экономического мышления». |
Однако «невиданное по масштабам и скорости движение» происходит вовсе не в сторону рыночных, а лжерыночных отношений. Именно с этой позиции необходимо рассматривать проблему «новое поколение экономистов нуждается в серьезной теоретической базе, которая позволила бы осмысливать происходящие перемены, видеть тенденции экономического развития и управлять ими».
В настоящее время ученые России пытаются найти новую научную парадигму. Это в полной мере относится и к экономической науке. Согласно определению Т. Куна «парадигма — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
В последнее время пришло осознание того, что глобальные сдвиги в мировом и национальных хозяйствах не могут быть адекватно отражены и объяснены только путем эмпирических наблюдений, целый ряд теоретических положений идет вразрез с действительностью, многие теории применимы только для определенных условий и т.п. Теории нужны новые гипотезы, невыводимые только из наблюдений. В экономической политике также требуются и гипотезы, и обобщения.
Поэтому рассматривамые на данной странице подходы могут оказаться полезными, и методологически необходимыми. Эти подходы позволят преодолеть неопределенность общих методологических основ анализа экономических систем, осознать сущность нового экономического мышления.
Считается, что макроэкономические системы чрезвычайно сложны, и невозможно получить исчерпывающую информацию о них для того, чтобы определять «точные формулы» и строить модели, полностью адекватные реальности. Считается, что описание с конечной точностью недостижимо в силу особенностей внутренней структуры экономических явлений, что ни одно сложное явление нельзя полностью представить при помощи одного языка, одной теории, которая бы органически включала в себя вербальное (словесное), математическое и графическое описание макроэкономических «Событий» и «Перемен».
Источник
Финансово-кредитные показатели
5.1. Доходы консолидированного бюджета (в млрд. руб. и в процентах к ВВП)
5.2. Расходы консолидированного бюджета (в млрд. руб. и в процентах к ВВП)
5.3. Профицит (дефицит) консолидированного бюджета (в млрд. руб. и в процентах к ВВП)
5.4. Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток) в экономике
5.5. Денежная масса М2, в т.ч. наличные деньги и безналичные средства
5.6. Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям и физическим лицам
5.7. Инвестиции в основной капитал
Индексы
6.1. Индекс потребительских цен. ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
6.2. Индекс цен производителей промышленной продукции. Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых промышленных организациях.
6.3. Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию.
6.4. Индекс цен производителей в строительстве.
6.5. Индекс тарифов на грузовые перевозки.
9. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО: понятие и подходы к оценке. Классификация нефинансовых и финансовых активов, входящих в состав национального богатства.
Национальное богатство представляет собой совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и нерезидентам.
Национальное богатство рассматривается как вся совокупность потребительных стоимостей в денежном выражении, накопленных за весь предшествующий период на определенную дату.
Существуют три подхода к оценке национального богатства:
Первый подход – традиционная методология, применяемая Федеральной службой государственной статистики.
По традиционной методологии расчета национального богатства в его составе выделяются 3 части:
1. основные фонды 2) материальные оборотные средства и запасы 3) домашнее имущество населения.
Второй подход – метод, разработанный Всемирным банком. Национальное богатство включает 3 основных части:
1. человеческий капитал. включаются текущие расходы семей и государства на питание, одежду, содержание жилья, образование, здравоохранение, культуру, досуг и иные потребности людей за 25 лет;
2. природный капитал. Для оценки природного капитала используются данные о ренте (земельной, лесной, горной и прочих видах), капитализированной за последние 25 лет
3. воспроизводимый капитал. Оценка накопленного воспроизводимого капитала (основного производственного и непроизводственного капитала, оборотного капитала, домашнего имущества) осуществляется на основе данных о валовых внутренних и чистых иностранных инвестициях за 25 лет. Значения полученных показателей накопления воспроизводимого капитала пересчитываются из национальных валют в доллары по современным ценам по паритету покупательной способности валют, т.е. стоимости в американских ценах основных групп товаров и услуг данной страны.
Третий метод – метод статистической службы ООН.
Для подсчета национального богатства в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы». Расчет национального богатства и чистой стоимости собственного капитала для каждой хозяйственной единицы и секторов экономики отражается в специальных таблицах – в балансе активов и пассивов (табл.1), который составляется по состоянию на начало и конец периода.
Таблица 1 — Баланс активов и пассивов на начало (конец) периода
Активы (требования) | Пассивы (обязательства) |
1.Нефинансовые активы | 3.Финансовые обязательства |
2.Финансовые активы | 4.Чистая стоимость собственного капитала (1+2-3) |
Все активы, включаемые в состав национального богатства, подразделяются на две основные группы: финансовые и нефинансовые (табл.2).
Таблица 2 — Классификация активов, включаемых в состав национального богатства
Нефинансовые активы | Финансовые активы |
1. Произведенные активы 1. Материальные активы 1. Основные фонды 2. Запасы материальных оборотных средств 3. Ценности 4. Потребительские товары длительного пользования 2. Нематериальные активы 1. Затраты на разведку полезных ископаемых 2. Программное обеспечение ЭВМ 3. Оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы и искусства 4. Прочие нематериальные активы 2. Непроизведенные активы 1. Материальные активы 1. Земля 2. Недра 3. Невыращиваемые биологические ресурсы 4. Водные ресурсы 2. Нематериальные активы 1. Патенты, авторские права, лицензии 2. Договоры об аренде 3. «Гудвилл» (купленный гудвилл – круг постоянных клиентов, деловые связи, репутация, название фирмы, используемые торговые марки, навыки руководства и т.д.) 4. Прочие нематериальные активы | 1. Монетарное золото и специальные права заимствования 2. Наличные деньги и депозиты 3. Ценные бумаги (кроме акций) 4. Ссуды 5. Акции и другие виды участия в капитале 6. Страховые технические резервы 7. Другие счета дебиторов и кредиторов 8. Прямые иностранные инвестиции |
Нефинансовые активы – это объекты, находящиеся во владении институциональных единиц и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения. В зависимости от способа создания такие активы делятся на две группы: произведенные и непроизведенные.
Произведенные нефинансовые активы создаются в результате производственных процессов.
Непроизведенные нефинансовые активы не являются результатом производственного процесса.
Финансовые активы – это активы, характерная особенность которых заключается в том, что большинству из них противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы. Исключение составляют монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ):
Монетарное золото и специальные права заимствования; Наличные деньги и депозиты; Ценные бумаги (кроме акций); Ссуды; Акции и другие виды участия в капитале; Страховые технические резервы; Другие счета дебиторов и кредиторов; Прямые иностранные инвестиции
Источник