Финансовые органы зарубежных стран

Финансовые органы зарубежных стран

Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко В.С. Системы органов управления финансами в европейских странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12311 (дата обращения: 12.04.2021).

Управление финансами – деятельность государственных органов, направленная на разработку, контроль, проведение финансовой политики в стране. Финансовая политика – часть экономической политики, осуществляющая управление финансовыми ресурсами.

Управление финансами осуществляется с помощью специализированных органов, использующих специфический инструментарий в виде поощрений и санкций. Фактически органы управления можно классифицировать как:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами.

Структура системы финансов в зависимости от объекта управления имеют следующую классификацию:

— управление финансами федеральных органов государства;

— управление финансами субъектов;

— управление финансами муниципальных образований;

— финансовый менеджмент (финансы хозяйствующих субъектов).

— Финансовое управление в качестве объектов выделяет:

— Государственные финансы (государственный и иные виды бюджета; внебюджетные социальные фонды, система государственного кредитования, операции на фондовом рынке);

— Страхование, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды регионов, финансы предприятий[3].

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах осуществляется различными органами законодательной власти, регламентирующих стратегию осуществления финансовой политики. В Великобритании данная функция возложена на Парламент, который утверждает государственный бюджет, устанавливает размер налоговых ставок. Парламенты состоит из двух палат, занимающихся разработкой законодательной базы.

Управление финансами возложено на ряд органов, основным из которых является казначейство, оно же Министерство финансов, выполняющее следующие функции:

— разработка, формирование и реализация государственного бюджета;

— разработка налоговой политики;

— контроль над соблюдением финансового законодательства;

— эмиссия денежных средств;

— контроль денежного обращения;

— регулирование международных финансовых отношений;

— регулирование использования финансов государственными предприятиями.

Вопросы, связанные с регулированием таможенных и акцизных сборов, находятся в ведении управления таможенных пошлин и акцизов. Контроль над уровнем выполнения законодательства в области взимания прямого налога ведется управлением внутренних доходов. Выпуск и погашение займов, управление государственным долгом находится в руках Банка Англия.

Английский банк – особый институт, выполняющий роль центрального банка всего Королевства. В его ведении находится комиссия по денежной политике, которая непосредственно занимается регулированием кредитно-денежных отношений в стране. Руководит банком Совет Директоров, в состав которого входит управляющий, двое заместителей и 16 советчиков. Весь состав банка назначается королевским указом по утверждению Парламента.

Основные функции банка:

— Стабилизация курса валюты;

— Поддержание покупательной способности валюты;

— Стабилизация финансовой системы;

— Обеспечение безопасности финансовой системы;

— Поддержание эффективного функционирования финансового сектора;

— «Кредитор последней инстанции».

С 1866 года вплоть до настоящего времени контролем состояния финансов федеральных ведомств, разработкой рекомендаций по совершенствованию финансовой политики занимается управление государственного контроля. Глава данного контрольного органа назначается самим Правительством и не может быть снят с должности, за исключением особых случаев, когда обеими палатами Парламента было принято такое решение. Основные функции контрольного органа управления:

— удостоверение легальности осуществления деятельности в области финансовой политики правительственными ведомствами;

— анализ эффективности и целесообразности использования данными органами государственного бюджета[1].

Контроль деятельности рынка финансовых услуг находится в руках Financial Conduct Authority – неправительственного органа, появившегося в 2013 г, вследствие замены Financial Services Authority – управления по финансовому регулированию и надзору. Данный орган выполняет следующие функции:

— Регулирование работы компаний, задействованных в финансовом секторе;

— Контроль над применением минимальных стандартов;

— Маркетинг финансовых продуктов;

— Поддержание защиты потребителей;

— Обеспечение финансовой безопасности.

Важное значение в управление финансовыми ресурсами занимает банковская, страховая и пенсионная система Великобритании. В зависимости от характера своей деятельности банки Англии подразделяются на коммерческие и инвестиционные. Сектор страхования в Королевстве один из крупнейших и занимает лидирующие позиции после США и Японии. Огромная часть финансов Великобритании находится в руках пенсионных фондов, ведущих наибольшей массой активов.

Система управления финансами во Франции заложена в 1789 году, при принятии Декларации прав человека. Функция управления возложена на Национальное собрание. В качестве исполнительного органа власти выступает Парламент. Парламент имеет две палаты – нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы, а прежде – утверждение государственного бюджета, осуществляется двумя палатами парламента и подписывается главой государства. Парламент также утверждает отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета в ведение которого находится:

— разработка финансовой и налоговой политики государства;

— осуществление политики в области государственных расходов;

— контроль за соблюдением финансовых законов;

— составление проекта государственного бюджета и организация его выполнения.

Министерство финансов, в свою очередь, делится на множество ведомств. Одно из наиважнейших ведомств это управление внутренних доходов, которое выдает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступления, осуществляет управление пошлинами и акцизами, готовит инструктивный материал по косвенным налогам и организует их поступления в бюджет.

Ведомство внутреннего займа и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

Центральный Банк Франции – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка, в полномочия которой входит эмиссия денежных средств, кредитование других банков и государства, поддержания курса валюты.

Контроль над исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная Палата, которая является органом, состоящим из неизменяемых магистров. Функции:

— толкование финансовых нормативных актов;

— контроль над законностью и эффективностью операций, проведенных правительственными ведомствами;

— предоставление помощи Парламенту и его палатам;

— контроль над выполнением отдельных платежных операций;

— установление правил ведения финансовых операций и отчетности в муниципальных учреждениях[2].

В Германии важную роль в систему управления финансами играет Министерство финансов. Большая часть его полномочий традиционна для аналогичных органов в других странах. Оно управляет налоговой, валютной и таможенной политикой в государстве, составляет, представляет в Федеральное правительство проект федерального бюджета и следит за его исполнением.

Органов законодательной власти является Бундестаг. Бундестаг – это однопалатный орган народного представительства Германии. Важнейшие функции Бундестага:

— утверждение федерального бюджета страны;

— выборы федерального канцлера и контроль над деятельностью правительства[5].

На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю над деятельностью правительства. Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету.

В обязанности Федерального ведомства по финансам входит налоговый контроль субъектов федерации. Также стоит отметить, что именно этот орган управления финансами несет ответственность за налогообложение иностранных капиталовложений в экономику Германии.

Следующим органом финансового управления избирательной власти является федеральное управление государственным долгом. В компетенции данного органа власти находится деятельность по контролю за финансированием бюджетного дефицита, а также осуществление операций по выдаче и погашению государственных займов.

BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) – это Федеральное управление финансового надзора Германии, являющееся основным органом надзора за финансовыми услугами, предоставляемыми на рынке страны.

Основными задачами работы BaFin является формирование надежного функционирования организаций, предоставляющих финансовые услуги.

— обеспечение стабильной, целостной и надежной работы немецкой финансовой системы;

— лицензирование финансовой деятельности;

— контроль над банками и другими финансовыми организациями, предполагающий надзор платежеспособности;

— сохранение доверительности инвесторов к финансовым рынкам;

— предотвращение ведения запрещенного финансового бизнеса;

— наблюдение за финансовой отчетностью компаний;

— защита прав потребителей и инвесторов;

— предотвращение отмывания денег, финансирования терроризма[4].

Немецкий федеральный банк – центральный банк Германии. В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита. Он устанавливает процентные и дисконтные ставки; разрабатывает политику операций на кредитном и открытом рынках; устанавливает резервные требования к кредитным институтам; оказывает услуги в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель.

Таким образом, система органов управления приведенных европейских государств имеет схожую структуру. Это Парламент, Министерства, бюро и ведомства, системы банков, а также счетные палаты, занимающиеся осуществлением контроля по исполнению финансовых операций.

Библиографический список

  1. Дробозина Л.А. Финансы. Учебное пособие для вузов // URL.: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_137.html .
  2. Жмайло А.Ф. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Учебное пособие для студентов СПО экономических специальностей, 2009 // URL.: http://finance-credit.news/finansy-kredit/242organyi-upravleniya-finansami-zadachi-67654.html
  3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник // URL.: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
  4. Шегурова В. П., Желтова М. Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 209-212.
  5. Globfin / Мировая экономика, финансы, инвестиции // URL.: http://www.globfin.ru/articles/finance/gosfin.htm

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник

Финансы зарубежных государств

Финансовые системы зарубежных стран

Наталья Сергеевна Шмиголь

Понятие финансовой системы и ее характеристика в зарубежной экономической литературе

1. Понятие финансов и финансовой системы в зарубежной экономической литературе

2. Характеристика структурных подразделений финансовых систем зарубежных стран

3. Факторы, влияющие на особенности становления и развития финансовых систем зарубежных стран

· Классическая теория финансов

Объндиняет всю совокупность теоретических предсавлений методик, обосновывающих, прежде всего, механизм мобилизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти.

· Неоклассическая теория финансов

Объектом изучения являются финансы частного сектора экономики как основы экономического развития государства, а также финансовые институты, функционирующие на финансовом рынке, которые обслуживают процесс перераспределения финансвых ресурсов от инвесторов, кредиторов к тем организациям и домохозяйствам, которые в них нуждаются.

Подходы к определению финансов и финансовой системы в отечественной и зарубежной экономиской науке:

· Отечественные научные экономические школы

Определение финансов и, как следствие, финансовой системы основано на исследовании экономической природы и границ финансовых отношений, изучени субъектов этих отношений.

· Зарубежные научные экономические школы

Характеризуются, в большинстве случаев, прикладным характером разработки экономических теорий, в том числе теории финансов. Соответственно, понятия финансов и финансовой системы рассматриваются как средство решения задач на макро- и микроуровне.

Определение финансов в зарубежной экономиеческой литературе:

· В широком смысле как практическая деятельность, связанная с движением и управлением днежными средствами.

· Финансы рассматриваются в форме капитала, вовлеченного в бизнес-проект, в большинстве случаев с целью его увеличения и последующего использования для начала нового бизнеса.

· Также финансы рассматриваются как академическая дисциплина, базирующаяся на экономической науке и изучающая финансирование, финансовые рынки и финансовые последствия управления бизнесом.

· Финансы определяются как «наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени».

Понятие «финансовой системы» строится на основе более общего определения «финансов»

— Наука об управлении денежными потоками (наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени)

— Экономический инструмент государственного регулирования экономики.

— Совокупность всех структурных элементов (бюджетов, внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых ресурсов организаций) или финансвых институтов различных уровней.

— Совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансвых сделок, обмена активами и рисками.

— Совокупность экономических институтов (рынков ЦБ, банков, взаимных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т.д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах, в форме инвестиций.

· Система, основанная на банках (bank based financial system)

· Система, основанная на рынке ЦБ (market based financial system)

· Рынки, в том числе и финансовый рынок

· Фирмы, предоставляющие финансовые услуги

· Другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансвые решения

С целью характеристики роли финансовой системы в экономинчком развитии государства в работах зарубежных ученых экономистов рассматриваются ее функции:

1) Перемещение ресурсов во времени и пространстве (имеется разрыв между временем инвестирования денежных средств и их возвратом, перемещение денежных средств из одного региона в другой)

2) Управление риском (различные инструменты: опционы, форвордные контракты)

3) Функция расчетно-платежной системы

4) Объединение ресурсов и разделение паев участия в капитале

5) Информационная поддержка

6) Решение психологических проблем стимулирования (разъяснительная деятельность профессиональных участников)

· Финансы частного сектора

— Финансы частных организаций

· Финансы общественного сектора

— Бюджеты всех уровней бюджетной системы

— Специальные внебюджетные фонды

— Финансы госуларственных и униципальных предприятий

· Финансы частных фирм

Государственные финансы (public finance = government finance)

Неоклассическая теория постепенно начинает проникать в отечественную практику.

Финансы общественного сектора

Используются для осуществления широкого круга функций, возложенных на субъекты власти всех уровней в финансовой и экономической сферах. В настоящее время общая тенденция в большинстве стран мира заключается в ускоренном росте государственного сектора по сравнению с частным сектором и в поглощении все более возрастающей доли денежных и других ресурсов. Можно выделить ряд факторов, влияющих на рост общественного сектора:

1) Ведение военных действий и увеличение государственных расходов

2) Необходимость оказания помощи малоимущим слоям населения

3) Изменение технологий

4) Рост населения и урбанизация

5) Финансовая политика регулирующего типа, особенно в условиях преодоления последствий финансового кризиса

6) Политика правящей политической партии

1 структурный элементов- бюджет

Значение бюджетов субъектов власти в наст время вышло за рамки только мониторинга и контроля за целевым использованием бюджеттных средств

Бюджет стал инструментом управления экономикой в целом и которая имеет стабилизирующее и стимулирующее воздействие на различные сферы и отрасли экономики

В зарубежн литературе выделяют две функции бюджета:

1) Функция Аллокации, которая реализуется через предоставление обществу за счет централизованных фин ресурсов определенных услуг и общественных благ,т .о основной целью при осуществлении гос доходов и расходов является предоставление таких общественных благ, которые не может предложить частный сектор или которые не могут быть оплачены значительной частью потребителей.

2) Функция распределения которая означает перераспределение аккумулируемых фин ресурсов на макро уровне между отраслями экономики,территориями,органами власти и экономическими субъектами. Целью такого распределения является регулирование пропорций экономического развития гос-ва,фин хозяйственной деятельности организаций,экономической активности и социальной защиты населения в соответствии с целями и задачами проводимой фин политики

Доходы бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. Расходы бюджета могут классифицироваться по различным критериям, но как правило используется ведомственная классификация и функциональная.

Бюджеты европейских государств, входящих в ЕС должны быть низкодефицитными и максимальный размер бюджетного дефицита не может превышать ВВП страны (этот показатель перекрыт от 3 до 5 раз).

Для сбалансирования бюджетов субъекты власти осуществляют заимствования на внутреннем и внешних финансвых рынках. При это в странах членах ЕС величина государственного долга не должна составлять более 60% ВВП.

Специальные правительственные фонды

· Фонды государственного социального страхования

· Государственные или смешанные (с участием государства) финансово-кредитные учреждения

1) Аккумуирование дополнительных средств для регулирования хозяйственных процессов и финансовой поддержки предпринимательства

2) Необходимость закрепления за отдельными общественно значимыми потребностями твердых источников финансирования

3) Установление более жесткой зависимости между социальными выплатами и поступлениями страховых платежей.

1) Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение

2) Формирование фонда собственными источниками дохода по решению или с участием субъекта власти.

В настоящее время наблюдается увеличение количества и объема ресурсов аккумулированных в специальных правительственных фондах.

1) У субъектов власти появляются дополнительные инструменты для вмешательства в хозяйственные процессы и для поддержки предпринимательства

2) Правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере неэффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.е. бюджеты этих фондов как правило не рассматриваются в парламенте

3) Выделяя часть расходов из бюджетов специальные фонды сокращают их дефицитность, а активное сальдо специальных фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета субъектов власти через кредитные операции

2 сектор Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения

1) Экономические: необходимость вмешательства госдуарства в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, функционирующих в определенных отраслях/секторах экономики

2) Необходимость осуществления крупных первоначальных инвестиций в создаваемые стратегически важные предприятия, в НИОКР и т.д.

3) Политические: государственные предприятия станвятся непосредственными участниками международных экономических отношений, участвуя в процессах интеграции производства и капитала

Каждая из них утверждается парламентским актом, обладает производственной и финансовой самостоятельностью, т.е. ее повседневная финансово-хозяйственная деятельность находится вне парламентского контроля, а финансы отделены от финансов субъектов власти. При этом государственные корпопрации получают из бюджета субсидии и кредитв на льготных условиях.

Часть капитала принадлежит государству.

· Предприятия на бюджетном финансирвании

Прибыль частично или полностью поступает в бюджет.

3 сектор Финансы домохозяйств

Рассматривается как система формирования и использования денежных средств отдельных граждан и семей. (Сбережения — ивестиционные решения и дефицит — решения об использовании заемных средств)

Функционируя как самостоятельное подразделение в составе финансовой системы, финансы домохозяйств позволяют решать следующие задачи:

1) Обеспечить денежными средствами механизм реализации индивидуальных потребностей граждан

2) Создать финансовую базу для развития нации

3) Положительно влиять на показатели жизнедеятельности нации

4) Реализовать коллективные потребности граждан в социально-культурной сфере

Основные организационные формы ведения частного бизнеса (отношения, связанные с управлением финансовыми потоками)

На формирование и дальнейшее функционирование финансовой системы зарубежных стран большое влияние оказывают построение и развитие государства в том числе исторические условия его развития. К таким особенностям относятся:

1) Условия функционирования экономики государства и выбранная модель экономического развития

2) Политика правящей политческой партии

3) Государственной и административно-территориальное устройство страны

Модели экономического развития

Неолиберальная модель (США, Великобритания)

1) Гибкий рынок труда

2) Свободный рынок товаров и услуг

3) Низкий уровень налогов

4) Высокая конкуренция

5) Высокая предпринимательская активность

1) Неравенство в распределении доходов между слоями общества; государство играет косвенную роль в экономике (доля расходов ВВП – 29,5% (США), 39,1% — Великобритания)

2) Невысокое качество некоторых общественных услуг (в частности среднего образования)

Социальное рыночное хозяйство (Германия, Франция)

1) Отличный уровень образования и переподготовки; мощная система социальной защиты граждан

2) Тесные связи между банками и компаниями, помогающие широкомасштабному инвестирования

1) Излишние профсоюзы

2) Высокий уровень налогообложения

3) Высокие размеры пособий по безработице, и как следствие высокий уровень безработицы

4) Высокая доля участия государства в перераспределении ВВП (50% и более) и лодя государственных расходов ВВП (51,1%% — Франция, 47,2% — Германия)

Домашнее задание: прочитать про финансовую политику республиканцев и демократов в США, зарубежные определения бюджетов, первые 10 минут контрольное тестирование

Источник

Читайте также:  Конституция как основной источник государства зарубежных стран
Оцените статью