Финансовые показатели экономической безопасности страны

Показатели финансовой безопасности

Финансовая безопасность — важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Финансовая безопасность — это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается

    1. гарантированная защита национальных экономических интересов,
    2. гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве,
    3. готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов,
    4. поддержка социально — политической стабильности общества,

а так же формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:

    • измеримые в количественном выражении , обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;
    • характеризующие качественные условия и ограничения , которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

К основным показателям финансовой безопасности на федеральном уровне можно отнести (показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводимые в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г.):

    1. уровень дефицита бюджета;
    2. стабильность цен;
    3. стабильность финансовых потоков, их «прозрачность»;
    4. величина несанкционированной утечки финансового капитала за рубеж;
    5. стабильность расчетных отношений, уровень неплатежей;
    6. устойчивость банковской системы и национальной валюты;
    7. степень защищенности интересов вкладчиков;
    8. величина золотовалютного запаса страны;
    9. состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;
    10. величина внешнего и внутреннего долга страны;
    11. дефицит платежного баланса;
    12. активность инвестиционной деятельности.
Читайте также:  Страны с контрастным населением

Источник

Показатели, определяющие финансовую безопасность государства

Показатели, определяющие финансовую устойчивость государства, в России были впервые приведены в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г. Они включали:

— уровень дефицита бюджета;

— нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений;

— устойчивость банковской системы и национальной валюты;

— степень защищенности интересов вкладчиков;

— золотовалютный запас страны;

— состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;

— внешний и внутренний долг страны;

— дефицит платежного баланса;

— финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.

Приводимая система может быть дополнена следующими показателями:

— стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы;

— исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей;

— «прозрачность» финансовых потоков;

— доля денежных расчетов в общем объеме оборота:

— несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж;

— скорость обращения денежной массы;

— величина денежной массы в обращении.

Показатели финансовой устойчивости были разделены на две группы:

1) измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

2) характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

В табл. 1.1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России, а также пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости, которые, следует отметить, не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических.

Таблица 1.1 — Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения

Показатель

устойчивости

Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
1.

Уровень дефицита бюджета (федерального, консолидированного государственного)

Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета До 20% в течение одного года

До 10% в течение нескольких лет

2. Стабильность цен Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах Не более 50% в течение года

Не более 25% в течение нескольких лет подряд

Не более 10% в течение ряда лет

Продолжение таблицы 1.1

Показатель

устойчивости

Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
3. Золотовалютный запас страны Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета Не ниже 20% валового внутреннего продукта

Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении

4. Внешний долг страны (государственный и корпоративный) Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года

Не более 5% национального богатства

5. Внутренний государственный долг Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства, золотовалютного запаса Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года
6. Дефицит платежного баланса Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса Не более 50% в течение одного года

Не более 20% в течение нескольких лет

Приведенные в табл.

ных суждении, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.

Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер.

В кризисные и посткризисные 2008-2010 гг. наибольшую финансовую опасность для России представляли следующие угрозы:

рост корпоративного внешнего долга;

— расчеты по внутреннему долгу;

— недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;

— низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;

2014 г. новый экономический кризис, разыгравшийся в свет событий вокруг Украины, привел к усугублению старых и появлению новых угроз финансовой устойчивости России.

На сегодняшний день можно выделить две основные группы угроз: внутренние и внешние.

— затяжной характер экономического кризиса, замедленный выход из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;

— сокращение ресурсов в финансово-кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;

— низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения;

— криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

— утрата внешнеэкономических позиций России, вследствие вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, а также введение экономических санкций;

— неравноправное участие России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;

— повышение внешней финансовой задолженности России, и как следствие, усиление ее зависимости от иностранных кредитов;

— высокая валютизация банковской системы;

— зависимость курса национальной валюты от цен на энергоносители и т.д.

Источник

Финансовые показатели экономической безопасности страны

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие экономической безопасности

Общее понятие безопасности предполагает сохранение функций объекта под влиянием различных факторов и рисков.

Национальная безопасность – это понятие, описывающее комплекс защитных элементов на уровне государства. Сюда относят меры по обеспечению военной безопасности, а так же экономической, финансовой, политической, психологической и информационной.

Национальная безопасность позволяет стране противостоять опасностям и угрозам, а так же обеспечивает защиту общества и каждого гражданина в отдельности.

Одной из крупнейших подсистем национальной безопасности является ее экономическая составляющая. В данном случае под ней понимается защищенность хозяйственной системы страны способной поддерживать необходимый уровень жизни населения и сохранять стабильность функционирования экономики. Высокий уровень экономической безопасности способствует хозяйственному развитию страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют источники внутреннего и внешнего воздействия на хозяйственную систему страны:

  • мировые экономические кризисы;
  • изменения в общемировом политическом курсе;
  • нарушение внешнеэкономических и торговых связей;
  • отток капитала из страны;
  • снижение общего уровня образования населения, отток высококвалифицированных кадров заграницу;
  • расслоение общества по доходам и иным признакам;
  • увеличение доли теневого рынка;
  • криминализация экономических отношений;
  • снижение научно – технического потенциала страны.

Экономическая система может считаться безопасной, если она независима от влияния сторонних экономических структур, способна самостоятельно выбирать свой курс развития.

Другим параметром безопасности является хозяйственная стабильность системы, обеспечиваемая непрерывным экономическим развитием. Стабильный рост совокупных макроэкономических показателей государства, сохранение положительной тенденции в длительном периоде времени так же положительно сказывается на защищенности внутреннего рынка и хозяйственной структуры государства.

Показатели финансовой безопасности на государственном уровне

Национальная и экономическая безопасность страны составляют основу защиты населения страны и международных государственных интересов. Как известно, хозяйственная система имеет множество подсистем, сформированных различными секторами и рынками. Экономика невозможна без движения денежных средств и установления финансовых отношений между субъектами. Поэтому, можно сказать, что финансовая безопасность во многом определяет защищенность государства в области осуществления экономической деятельности.

Систему финансовой безопасности выделяют в отдельную область знания, так как работа рынка финансов и финансового сектора экономики наиболее чувствительна к любым колебаниям и изменениям факторов внутренней и внешней среды. При этом сами финансы могут создавать негативные условия, тем самым вызывая внутренние кризисы, которые легко могут развиться в глобальные состояния.

Любые изменения в структуре финансового рынка могут привести к всеобщей инфляции, падению или резкому росту курса валют, нарушению работы кредитно – денежной системы и даже к деноминации.

На государственном уровне безопасность в сфере финансов определяется перечнем параметров:

  • стабильностью цен и постоянством размера дефицита бюджета;
  • оптимизацией движения средств в деньгах и взаиморасчетов;
  • защищенностью и соблюдением интересов вкладчиков;
  • уровнем обеспеченности государственной валюты золотым фондом;
  • степенью развития рынка финансов и отношений;
  • состоянием государственного долга;
  • дефицитом баланса страны;
  • объемами инвестирования.

Устойчивость государства в сфере финансов описывается показателями двух групп. Показатели первой группы имеют количественное выражение, ограниченное пороговыми значениями. Они выступают индикатором критичности угрозы. Другая группа формируется из показателей, указывающие на определенный перечень ограничений, необходимых к учету в управлении кредитно – финансовой политикой страны. Эта же группа вводит критерии качества, которым должны соответствовать элементы финансовой безопасности.

Показатели финансовой безопасности предприятия

Финансовая безопасность на уровне предприятия имеет такое же значение, как и на национальном уровне. Без стабильного финансового состояния компания не может противостоять угрозам макро-, мезо- и микросреды. Постоянный мониторинг сферы денежного обращения организации позволяет своевременно выявлять проблемы деятельности компании, реагировать на колебания рынка, вносить изменения в управление предприятием.

Финансовая устойчивость объекта хозяйствования выступает гарантом эффективности его хозяйственного роста и стабильности.

Финансовое состояние компании так же описывается количественными и качественными показателями. Первые имеют пороговые значения, выход за границы которых сигнализирует о нарушении финансовой безопасности. Вторые показывают правила и тенденции, которым необходимо следовать для сохранения защищенности объекта хозяйствования.

Рассмотрим пороговые значения основных количественных показателей финансовой стабильности хозяйствующего субъекта:

  1. Ликвидность текущая = Оборотные активы / Текущие обязательства > 1
  2. Финансовая независимость = Собственные средства / Валюта баланса >= 0.5
  3. Финансовый рычаг = Заемные средства / Собственные средства коэффициента инфляции
  4. Рентабельность капитала > рентабельности активов
  5. Прирост прибыли > увеличение выручки
  6. Увеличение выручки > рост активов
  7. Стоимость капитала

Управление объектом хозяйствования должно выстроить его финансовую защиту таким образом, чтобы создать условия для устойчивого развития компании, снизить влияние внешних экономических кризисов, проанализировать и предотвратить заключение сделок, способных нанести урон. Кроме того, необходимо оптимизировать учетную политику, разработать и внедрить прозрачную систему контроля над финансами. Важно в своей деятельности использовать услуги надежных кредиторов и банковских структур. На предприятии должна осуществляться интенсивная работа с персоналом, позволяющая предотвращать акты мошенничества и другие нарушения, способные нанести финансовый урон. Обеспечение защиты информации и соблюдение коммерческой тайны так же позволят повысить уровень финансовой безопасности предприятия.

Источник

Оцените статью