Фонды национального благосостояния стран мира

Мониторинг мировых финансов

Активы 82 крупнейших суверенных фондов мира сейчас составляют $8 трлн, указывают в своем исследовании эксперты НИУ ВШЭ со ссылкой на данные Института суверенных фондов (Sovereign Wealth Fund Institute). На первом месте по общему объему «кубышки» — КНР, четыре китайских фонда в совокупности располагают активами на $1,8 трлн. На втором — ОАЭ с пятью суверенными фондами с суммарными активами в $1,211 трлн, на третьем — Норвегия с одним фондом в $1,1 трлн.

Поскольку китайские суверенные накопления «разложены» по четырем фондам, а норвежские сосредоточены в одном, крупнейшим в мире фондом является Государственный пенсионный фонд Норвегии с $1,108 трлн. Россия в списке стран на 11-м месте: с активами Фонда национального благосостояния (по данным Минфина РФ на 1 ноября — $124,5 млрд) и относительно небольшого Российского фонда прямых инвестиций (зарезервированный капитал под управлением — $10 млрд).

С учетом размеров экономики Китай в перечне самых крупных обладателей накоплений находится лишь на 14-м месте — общие активы китайских фондов к размеру ВВП составляют 13,4%. В таком относительном измерении самыми большими сбережениями в суверенных фондах обладают Бруней и Кувейт (в обоих государствах — более 400% ВВП), ОАЭ (порядка 280%) и Норвегия (255%). Россия в этом рейтинге (объем ФНБ составляет 7,3% ВВП) занимает 17-е место, заметно уступая странам СНГ, имеющим суверенные фонды (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан). В ВШЭ отмечают, что российское соотношение активов фондов к ВВП больше характерно для стран, сформировавших суверенные фонды не за счет сырьевого экспорта,— Кореи, Ирландии, Турции.

Читайте также:  Страны центрального региона африки

С учетом международных методик в исследовании все суверенные фонды мира разделены на пять видов. Это стабилизационные фонды (для защиты от волатильности на товарных рынках и внешних шоков — это с оговорками ФНБ и чилийский стабфонд), сберегательные (для последующих поколений, пример — норвежский пенсионный фонд), фонды развития (вложения в крупные проекты, Китайская инвестиционная корпорация), резервные пенсионные фонды (формально ФНБ подходит и здесь) и резервные инвестиционные корпорации (вложения в высокодоходные и сравнительно рискованные активы, пример — сингапурский фонд Government Investment Corporation).

Источник

Суверенный фонд благосостояния — Sovereign wealth fund

  • Портал

Суверенный фонд ( SWF ), суверенный инвестиционный фонд , или фонд социального благосостояния является государственным инвестиционным фондом , который инвестирует в реальные и финансовые активы , такие как акции , облигации , недвижимость, драгоценные металлы , или в альтернативных инвестиций , таких как частный акционерный капитал фонды или хедж-фонды . Суверенные фонды благосостояния инвестируют по всему миру. Большинство ФНБ финансируются за счет доходов от экспорта сырьевых товаров или валютных резервов , находящихся в центральном банке . По исторической конвенции, Соединенных Штатов Целевого фонда социального обеспечения , с 2,8 трлн долларов США активов в 2014 году, и аналогичные транспортные средства , такие как Япония Post Bank «s JP ¥ 200 триллионов холдингов, которые не считаются суверенными фондами.

Некоторые суверенные фонды благосостояния могут принадлежать центральному банку , который аккумулирует средства в процессе управления банковской системой страны; этот тип фонда обычно имеет большое экономическое и финансовое значение. Другие суверенные фонды благосостояния — это просто государственные сбережения, которые вкладываются различными организациями в целях возврата инвестиций, и которые могут не иметь существенной роли в фискальном управлении.

Накопленные средства могут происходить или могут представлять собой депозиты в иностранной валюте, золото, специальные права заимствования (СДР) и резервные позиции Международного валютного фонда (МВФ), удерживаемые центральными банками и денежно-кредитными органами, наряду с другими национальными активами, такими как пенсии. инвестиции, нефтяные фонды или другие промышленные и финансовые холдинги. Это активы суверенных стран, которые обычно хранятся во внутренней и различных резервных валютах (таких как доллар , евро , фунт и иена). Такие организации по управлению инвестициями могут быть созданы, среди прочего, как официальные инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды или суверенные фонды.

Были попытки отличить средства, принадлежащие суверенным организациям, от валютных резервов центральных банков. Суверенные фонды благосостояния можно охарактеризовать как максимизирующие долгосрочную прибыль , при этом валютные резервы служат для краткосрочной «стабилизации валюты» и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы обладают резервами, значительно превышающими потребности в ликвидности или управлении валютой. Более того, широко распространено мнение, что большинство из них сильно диверсифицировалось в активы, отличные от краткосрочных, высоколиквидных денежных активов, хотя в открытом доступе почти нет данных, подтверждающих это утверждение.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Термин «суверенный фонд благосостояния» впервые был использован в 2005 году Андреем Розановым в статье «Кому принадлежит богатство народов?» в журнале Central Banking Journal . В предыдущем выпуске журнала описывался переход от традиционного управления резервами к управлению суверенным капиталом; впоследствии этот термин получил широкое распространение, поскольку покупательная способность мирового чиновничества резко возросла.

Некоторые из них привлекли внимание своими неудачными инвестициями в несколько финансовых фирм с Уолл-стрит, таких как Citigroup , Morgan Stanley и Merrill Lynch . Эти фирмы нуждались в вливании денежных средств из-за убытков в результате плохого управления и кризиса субстандартной ипотеки .

SWF инвестируют в различные классы активов, такие как акции, облигации, недвижимость, частный акционерный капитал и хедж-фонды. Многие суверенные фонды напрямую инвестируют в институциональную недвижимость. Согласно базе данных о транзакциях Института суверенного благосостояния, около 9,26 млрд долларов США прямых сделок суверенного фонда было зарегистрировано с институциональной недвижимостью во второй половине 2012 года. В первой половине 2014 года объем прямых сделок глобального суверенного фонда благосостояния составил 50,02 млрд долларов США, согласно данным в SWFI.

Ранние SWF-файлы

Суверенные фонды благосостояния существуют более века, но с 2000 года количество суверенных фондов благосостояния резко увеличилось. Первые фонды SWF были нефедеральными фондами штатов США, учрежденными в середине XIX века для финансирования конкретных общественных услуг. Таким образом, американский штат Техас был первым, кто ввел такую ​​схему для финансирования государственного образования. Фонд постоянной школы (PSF) был создан в 1854 году для начальных и средних школ, а в 1876 году — в пользу университетов — Постоянный университетский фонд (PUF). PUF был наделен государственными землями, право собственности на которые государство сохранило в соответствии с условиями договора 1845 года об аннексии между Республикой Техас и Соединенными Штатами. Хотя PSF сначала финансировался за счет ассигнований от законодательного собрания штата, он также получил государственные земли одновременно с созданием PUF. Первым ФНБ, созданным для суверенного государства, является Инвестиционное управление Кувейта , товарный ФНБ, созданный в 1953 году за счет доходов от нефти до того, как Кувейт получил независимость от Соединенного Королевства. По многим оценкам, сейчас фонд Кувейта составляет около 600 миллиардов долларов США.

Еще одним ранее зарегистрированным ГНБ является Резервный фонд выравнивания доходов Кирибати. Созданный в 1956 году, когда британская администрация островов Гилберта в Микронезии ввела налог на экспорт фосфатов, используемых в удобрениях , фонд с тех пор вырос до 520 миллионов долларов.

Природа и цель

ФНБ обычно создаются, когда у правительств есть профицит бюджета и небольшой международный долг или его нет вообще. Не всегда возможно или желательно держать эту избыточную ликвидность в виде денег или направлять ее на немедленное потребление. Это особенно актуально, когда нация зависит от экспорта сырья, такого как нефть, медь или алмазы. В таких странах основной причиной создания ГНБ являются свойства доходов от ресурсов: высокая волатильность цен на ресурсы, непредсказуемость добычи и исчерпаемость ресурсов.

Есть два типа фондов: сберегательные и стабилизационные. Стабилизационные ГНБ создаются для снижения нестабильности государственных доходов и противодействия негативному влиянию циклов подъема и спада на государственные расходы и национальную экономику. Экономия SWF позволяет сэкономить для будущих поколений. Одним из таких фондов является Государственный пенсионный фонд Норвегии . Считается, что ГНБ в богатых ресурсами странах могут помочь избежать ресурсного проклятия , но литература по этому вопросу неоднозначна. Правительства могут иметь возможность потратить деньги немедленно, но рискуют вызвать перегрев экономики, например, в Венесуэле Уго Чавеса или в Иране Шах- Эра. В таких обстоятельствах часто желательно сэкономить деньги, чтобы потратить их в период низкой инфляции.

Другие причины для создания SWF могут быть экономическими или стратегическими, например, военные сундуки на неопределенное время. Например, Управление инвестиций Кувейта во время войны в Персидском заливе управляло избыточными резервами, превышающими уровень, необходимый для валютных резервов (хотя многие центральные банки делают это сейчас). Правительство Сингапура Investment Corporation и Temasek Holdings частично выражение желания поддержать репутацию Сингапура как международного финансового центра. С тех пор Корейская инвестиционная корпорация управляется аналогичным образом. Суверенные фонды благосостояния инвестируют во все типы компаний и активов, включая стартапы, такие как Xiaomi, и компании по возобновляемым источникам энергии, такие как Bloom Energy.

Согласно исследованию 2014 года, ГНБ не создаются по причинам, связанным с накоплением резервов и специализацией на экспорте товаров. Скорее, распространение SWF можно лучше понять как причуду, при которой определенные правительства считают модным создание SWF и находятся под влиянием того, что делают их коллеги.

Опасения по поводу файлов SWF

Рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание, потому что:

  • По мере того как этот пул активов продолжает расширяться в размере и значении, растет и его потенциальное влияние на различные рынки активов.
  • Некоторые страны, такие как Соединенные Штаты, которые приняли Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007 года, обеспокоены тем, что иностранные инвестиции, осуществляемые ФНБ, вызывают озабоченность в отношении национальной безопасности, поскольку целью инвестиций может быть обеспечение контроля над стратегически важными отраслями для политических, а не финансовых прирост.
  • Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс утверждал, что США потенциально могут потерять контроль над активами в пользу более богатых иностранных фондов, появление которых «пошатнуло [] [] капиталистическую логику». Эти опасения заставили Европейский Союз (ЕС) пересмотреть решение о целесообразности разрешить своим членам использовать « золотые акции » для блокирования определенных иностранных приобретений. Эта стратегия была в значительной степени исключена ЕС как жизнеспособный вариант из опасений, что она приведет к возрождению международного протекционизма. В Соединенных Штатах эти проблемы решаются Поправкой Exon – Florio к Закону о комплексной торговле и конкурентоспособности 1988 г., Pub. L. No. 100-418, § 5021, 102 Stat. 1107, 1426 (с поправками, внесенными в 50 USC app. § 2170 (2000)), находящимся в ведении Комитета по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS).
  • Их недостаточная прозрачность вызывает беспокойство у инвесторов и регулирующих органов: например, размер и источник средств, инвестиционные цели, внутренние сдержки и противовесы, раскрытие информации о взаимоотношениях и владение фондами прямых инвестиций.
  • ФНБ не так однородны, как центральные банки или государственные пенсионные фонды .
  • Отсутствие прозрачности и, следовательно, увеличение риска для финансовой системы, возможно, превращение в «новые хедж-фонды».

Правительства ФНБ обязуются соблюдать определенные правила:

  • Правило накопления (какую часть выручки можно потратить / сэкономить)
  • Правило вывода (когда Правительство может выйти из фонда)
  • Инвестиции (где доход может быть инвестирован в зарубежные или внутренние активы)

Государственный интерес в 2008 г.

  • 5 марта 2008 г. совместный подкомитет Комитета по финансовым услугам Палаты представителей США провел слушания для обсуждения роли «иностранных правительственных инвестиций в экономике и финансовом секторе США». Слушания присутствовали представители Министерства финансов США , то по ценным бумагам и биржам США , то Федеральная резервная система , Министерство Норвегии финансов Сингапура Temasek Holdings и инвестиционный совет Канадского пенсионного плана .
  • 20 августа 2008 года Германия одобрила закон, требующий одобрения парламента для иностранных инвестиций, которые ставят под угрозу национальные интересы. В частности, это влияет на приобретение более 25% голосующих акций немецкой компании неевропейскими инвесторами, но министр экономики Михаэль Глос пообещал, что инвестиционные обзоры будут «крайне редкими». Законодательство в общих чертах основано на аналогичном законодательстве Комитета по иностранным инвестициям США. Суверенные фонды благосостояния также увеличивают свои расходы. Фактически, фонд благосостояния Катара планирует потратить в США 35 миллиардов долларов в следующие 5 лет.

Принципы Сантьяго

До принятия Сантьяго принципов был разработан ряд индексов прозрачности, некоторые из которых более строгие, чем другие. Для решения этих проблем некоторые из основных мировых ГИФ собрались на саммите в Сантьяго , Чили, 2–3 сентября 2008 г., под руководством МВФ они сформировали временную Международную рабочую группу суверенных фондов благосостояния. Затем эта рабочая группа разработала 24 принципа Сантьяго , чтобы установить общий глобальный набор международных стандартов в отношении прозрачности, независимости и подотчетности в работе ФНБ. Они были опубликованы после представления Международному валютно-финансовому комитету МВФ 11 октября 2008 года. Они также считали, что постоянный комитет будет их представлять, и поэтому была создана новая организация, Международный форум суверенных фондов благосостояния (IFSWF), чтобы поддерживать новые стандарты будут продвигаться вперед и представлять их в международных политических дебатах.

По состоянию на 2016 год 30 фондов официально подписали Принципы, что в совокупности составляет 80% активов, управляемых суверенными фондами во всем мире, или 5,5 триллиона долларов США.

Новые ФНБ созданы в развитых юрисдикциях с 2010 г.

Новые ГНБ были созданы в различных развитых юрисдикциях после 2010 г. после роста цен на энергоносители и сырьевые товары, например, Фонд наследия Северной Дакоты (2011 г.) и Фонд будущего Западной Австралии (2012 г.). Фонд граждан Израиля должен начать работу в 2020 году после нескольких лет подготовительной работы, в которой участвовали американские ветераны, а также местные эксперты по управлению активами .

Размер SWF

Активы под управлением ГНБ на 24 декабря 2020 года составили 7,94 трлн долларов США.

Страны, в которых ФНБ финансируются за счет экспорта нефти и газа, на 2020 год составили 5,4 триллиона долларов. Нерыночные ФНБ обычно финансируются за счет перевода активов из официальных валютных резервов, а в некоторых случаях из профицита государственного бюджета и доходов от приватизации. На страны Ближнего Востока и Азии приходится 77% всех SWF.

Источник

Оцените статью