Форма территориального устройства страны определена

Территориальное устройство

Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарная форма

Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные.

Федеративная форма

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации.

На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств:

Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США — с историко-географическими особенностями.

Конфедеративная форма

Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация.

Читайте также:  Экспорт услуг стран мира 2019

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Территориальное устройство» в других словарях:

Административно-территориальное устройство Третьего рейха — Великогерманская империя Основная статья: Третий рейх Администра … Википедия

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) — разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть… … Юридический словарь

Административно-территориальное устройство Московской области — это территориальная организация Московской области, представляющая собой систему административно территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций,… … Официальная терминология

Административно-территориальное устройство — деление территории государства на определенные части (административно территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов гос ной власти и органов местного самоуправления. А. т.у. существует в любом государстве,… … Энциклопедия права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — (ДЕЛЕНИЕ) разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных… … Юридическая энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — деление территории государства на части административно территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти… … Энциклопедический словарь конституционного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А. т.у. используется в государствоведении и в политической… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

административно-территориальное устройство — административно территориальное деление разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь

Административно-территориальное устройство — деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А. т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его в наиболее эффективной организации и… … Большая советская энциклопедия

Источник

Формы территориального устройства государства. Унитарные, федеративные и конфедеративные государства

Форма территориального устройства государства – это способ сосуществования территориальных единиц в рамках одного государства, способ контроля этих территорий со стороны власти, а также специфика взаимоотношений власти и составных частей государства в соответствии с конституцией.

Все государства по этому признаку делятся на 3 вида:

  • унитарные государства (от фр. unitairе – единый);
  • федеративные государства (от лат. foedus – союз, договор);
  • конфедеративные государства (от лат. confoederatio – союз, сообщество).

Унитарные государства

Унитарное государство – это форма государства, при которой все административные единицы, составляющие государство, в равной степени организованы и подчинены центральным органам, определяющим их систему власти и правовую юрисдикцию.

Унитарные государства характеризующаяся внутренней однородностью. При унитарном государстве существует единая территория, на которой действует единый закон, единая система власти, единая таможня, единая валюта и т.д.

Слово унитарный заимствовано из французского языка и означает «единственный, который составляет единое целое». Также оно связано с латинским unitas «единство, единое целое» и итальянским «Uno».

В унитарном государстве существует:

  • единая конституция;
  • единое гражданство;
  • общая система права;
  • единые органы власти и управления;
  • административно-территориальные единицы, которые не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.

Это государство внутри себя представляет единую целостность. Это самая распространенная форма государственного устройства в современном мире. Более 150 государств в современном мире являются унитарными государствами.

Каждая область в унитарном государстве обладает только теми полномочиями, которые были переданы ей центром. Центр может увеличить или уменьшить количество областей.

Виды унитарных государств

Унитарные государства можно разделить на централизованные и децентрализованные государства:

  • централизованная система характеризуется назначением местных чиновников центральным правительством, которое осуществляет верховную власть над региональными органами;
  • децентрализованная система возникает, когда региональные органы формируются независимо от правительства, и существует хорошо развитое территориальное самоуправление со значительной компетенцией, и центральная власть оставляет за собой право принимать только самые важные решения.

Федеративные государства

Федерация (в пер. с лат. ассоциация, союз) – это форма правления, при которой федеральные административно-территориальные единицы, являющиеся частью государства, имеют определённую правовую и административно-политическую независимость. Иначе говоря, федерация – это государство, состоящее из частей, наделённых автономиями (республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краёв и др.), но имеющих общее (федеральное) правительство.

Изначально федеративная форма устройства государства известна со времён Древней Греции. Там она была формой политической зависимости. Это были политические отношения между Грецией и Македонией, в которых правительства должны были быть полностью подчинены Филиппу II во внешней политике, но они сохранили свою независимость в своей внутренней политике.

В настоящее время части, составляющие федерацию, обычно имеют обширную внутреннюю автономию и создают собственную правовую систему по некоторым вопросам. Общими в федерации являются валютная, внешняя и оборонная политика страны.

Субъекты федераций заключают между собой нечто вроде союзного договора и часть своих полномочий доверяют центральным органам власти. Разные федерации насчитывают разное количество субъектов.

Характеристика федерации

Можно выделить общие для всех федеративных государств особенности.

  • Территория федеративного государства в политическом и административном отношении не является единым целым. Территория состоит из территорий субъектов федерации, лишённых права в полной мере участвовать в международных отношениях и, как правило, не имеющих права на отделение.
  • Субъекты федерации располагают конституционной и законодательной властью, то есть они имеют право принимать свою конституцию и принимать в рамках разделения полномочий действующие законы на своей территории. В соответствии с принципом подчинения эти законодательные акты должны соответствовать федеральному закону. Федеральные законодательные органы могут также издавать специальные правовые акты для отдельных членов федерации.
  • Субъекты федерации могут иметь собственную правовую и судебную систему.
  • Существует двойное гражданство: каждый гражданин в большинстве стран является гражданином союза и принадлежать соответствующим субъектам федерации.
  • Общий федеративный парламент обычно является двухпалатным. Интересы субъектов федерации представляет верхняя палата. Существует два принципа представления составных субъектов федерации: принцип равного представительства (например, в Соединённых Штатах по 2 сенатора от каждого из 50 штатов и в Швейцарии по 2 депутата от каждого из 26 кантонов в Совете кантонов) и принцип представительства, дифференцированный по населению (в Австралии, Канаде, Германии).
  • Между федерацией и её субъектами существует разделение полномочий. Политическая практика различных федеральных земель указывает на три типа решений в этом отношении. Это:
  1. дуалистический федерализм (в США, Швейцарии, Мексике, Бразилии, Австралии), где федеральная конституция штата устанавливает сферу исключительной компетенции профсоюзов путём выявления вопросов, по которым только федеральные органы могут издавать нормативные акты; все остальные, не предусмотренные конституцией, входят в компетенцию субъектов федерации,
  2. принцип исключительной компетенции ассоциации и сфера так называемых конкурентных компетенций (в Австрии, Германии),
  3. трёхчастная система разграничения компетенций, состоящая в разграничении исключительных компетенций союза, исключительных компетенций составных частей ассоциаций и совместных компетенций центральных органов власти и органов федерации (например, в Индии).

Важным признаком федеративного государства является двухканальная система налогообложения. Если в унитарном государстве все налоги, которые собираются с граждан и организаций, идут в общий бюджет унитарного государства, то в федеративном государстве существуют налоги двух видов:

  • федеральные налоги;
  • местные налоги.

Федеральные налоги, как правило, составляют большинство. Они идут в федеральную казну, федеральный бюджет и расходуются на общегосударственные нужды. Местные налоги идут на нужды самого субъекта федерации, в котором проживают эти люди и действуют эти организации.

Классификация федеративных государств

Федеративные государства можно классифицировать согласно следующим критериям:

  1. По способу образования федерации:
  • договорные – создаются на основе соглашения между субъектами о создании федеративного государства. Особенностью подобных федераций является тот факт, что её субъекты в такой сделке вправе истребовать для себя наделение определёнными суверенными правами (США, Германия);
  • союзные – появляются на основе преобразования унитарных государств (Бельгия, Канада);
  • конституционные федерации – возникают на основании принятия конституции, в которой обозначены правовой статус субъектов федерации (США в 1787 году);
  • конституционно-договорные федерации – возникают на основании соглашения с последующим воплощением правового статуса субъектов федерации в конституции, в свою очередь одобряется субъектами федерации (например, Российская Федерация – в 1992 году субъекты РФ подписали союзный договор с центром, а уже в 1993 году на референдуме была утверждена, разработанная на основе этих договоров, Конституция РФ).
  1. По смысловым критериям (или по способу образования субъектов федерации):
  • территориальные федерации – за принцип распределения территории субъектов выбраны географические особенности, плотность населения, местность, хозяйственные и экономические связи и другое (США, Мексика, Бразилия);
  • национальные федерации – основаны на принципе распределения территории через национальный состав населения её субъектов (Чехословакия, Югославия);
  • смешанные федерации – за принцип разделения взят национальный и территориальный критерии (РФ).
  1. По правовому статусу субъектов федерации:
  • симметричные – все субъекты федерации наделены равным политическим и правовым статусом, имеют одинаковые права (США, Германия, РФ);
  • асимметричные – субъекты федерации имеют неравномерный политико-правовой статус (Индия).
  1. По способу осуществления властных полномочий:
  • централизованные – основные решения принимает центр, субъекты ограничены в принятии ряда решений (Индия, Мексика, Бразилия);
  • децентрализованные – субъекты наделены достаточно широкими полномочиями в урегулировании личных внутренних проблем.

В централизованной федерации федеральному центру достаётся больше полномочий, чем субъектам. В децентрализованных федерациях субъекты могут порой иметь даже такие полномочия, на которые центр никоим образом не в состоянии повлиять.

В условиях симметричной федерации все субъекты обладают примерно равным кругом полномочий и примерно одинаково связаны с федеральным центром. При асимметричной федерации часть субъектов обладают дополнительными правами, которых нет у других частей федерации.

Если территория страны разделена на субъекты просто для удобства управления, то эта федерация на территориальной основе. Но есть федерации, которые разделены на субъекты согласно количеству народов, проживающих на их территории – это федерации на национальной основе.

Сецессия

Выход субъекта из состава федерации в политологии называется сецессией. Несмотря на то, что официально субъекты никак не удерживаются в составе федеративного государства, практически все попытки отделения у федерации заканчивались гражданскими войнами или государственными переворотами.

Примером гражданской войны, которая возникла в результате попытки части субъектов объявить сецессию, можно считать гражданскую войну в Соединённых Штатах Америки между севером и югом (когда 6 южных штатов отделились от основного состава США и образовали собственную конфедерацию).

В советских конституциях было закреплено право республик на выход из состава советского союза. В западной политологии, где советский союз тоже считался федеративным государством, неоднократно говорили о том, что это право лишь внешнее (то есть субъекты республики в составе СССР не в состоянии им полноценно воспользоваться).

На самом деле в современном мире ни одно федеративное государство не прописывает условий и порядка сецессии каких бы то ни было субъектов из состава федерации. Так что, если даже это право и предусмотрено учебниками политологии, в реальной политической жизни оно на самом деле практически не реализуемо.

Конфедерации и конфедеративные государства

Конфедерация (в переводе с латинского «confederasio» – «единство») представляет собой политический союз двух и более государств ради определённых (как правило военных и экономических) целей, каждый из которых остаётся независимым.

Этот союз по сравнению с федерацией временно объединён для той или иной цели и теряет свою силу, когда государства не хотят отдавать часть своих полномочий наднациональным органам и желают сохранить свою полную независимость.

Конфедерация – это прежде всего форма правления или общественного порядка. Государственная конфедерация имеет свои собственные органы государственной власти и управления, но в то же время создаёт специальные органы для координации деятельности в определённых, чётко обозначенных областях (в первую очередь в военной, реже внешнеполитической, экономической и других областях).

Характеристика конфедераций

Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это союз государств. Правовой статус федерации определяется национальным законодательством. Правовой статус конфедерации обычно определяется международным правом. Тем не менее, национальное законодательство, особенно конституционное право, также важно здесь.

Поскольку конфедерация формируется по определённым вопросам, предмет её работы не охватывает очень широких вопросов. Основными областями деятельности наднациональных (конфедеративных) органов власти являются:

  • внешняя политика;
  • вопросы войны и мира;
  • формирование единой армии;
  • интеграция таможенных служб;
  • создание единого экономического пространства и т.д.

Конфедерация не имеет права взимать прямой налог, так же как и нет возможности обязательного сбора членских взносов в бюджет конфедерации. Её бюджет формируется на основе добровольных взносов конфедерации.

Как правило, конфедерация не имеет единой валюты. Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) обычно не приводит к созданию нового государства. В конфедерации государства чаще всего объединяются для достижения определённой цели.

В этом случае они создают специальные совместные органы для координации своей деятельности. Как правило, их решения являются обязательными для граждан отдельных стран конфедерации после их одобрения властями этих государств.

Так, например, до 1848 года Швейцария была конфедерацией. В 1982 году Гамбия и Сенегал объединились в конфедеративный союз, образовав Сенегальскую конфедерацию, которая распалась несколько лет спустя. СНГ (объединение стран бывшего Советского Союза) тоже имеет ряд признаков, характерных для конфедераций (но реально таковой не является).

Значительным историческим примером конфедеративного государства может служить Югославия. В период распада Югославии она была преобразована из унитарного государства в конфедеративный Союз Сербии и Черногории. Каждая страна могла свободно выйти из состава этого союза. Чёткого государственного и политического центра этот Союз также не имел. Всё это должно было продемонстрировать свободу выбора основателей конфедерации, уважение мнения каждого из них.

В 2006 году Союз Сербии и Черногории окончательно распался на Черногорию и Сербию, а в 2008 году Сербия де-факто потеряла одну из своих автономий – Косово.

Источник

Оцените статью