Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран мира

Содержание
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Тема 1 Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог; решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)
  5. Главная > Решение
  6. Тема: Трудовые ресурсы стран и регионов мира. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».
  7. Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
  8. Просмотр содержимого документа «Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
prakt_rab_no_1_10_klass.docx 15.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира

1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).

Пример расчета для Японии:

а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;

б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.

2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).

100% — все население страны

58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)

Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.

3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?

Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста

Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.

Население младшего возраста (%)

Население среднего возраста (%)

Население пожилого возраста (%)

К какому типу стран относится

Доля ЭАН в общей численности населения (%)

Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н

Источник

Тема 1 Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог; решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)

Главная > Решение

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема 3 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира

Цель работы: формирование умений сравнивать обеспечен­ность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.

а) Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и IIтипов воспроизводства населения.

б) Сравнить доли экономически активного населения, харак­терные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в занятости населения.

в) Используя статистические показатели экономически ак­тивного населения по отдельным группам стран, построить столбчатую диаграмму, наглядно показывающую это отличие.

г) Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран разного типа. Заполнить таблицу.

Возраст­ной и половой состав

в сельском хозяйстве

2. Задание: дать характеристику населения одной из стран по плану;

1. Численность населения и районы с наибольшей плотно­стью.

2. Естественный и механический прирост населения.

3. Возрастной и половой состав населения.

4. Занятость населения, доля городского и сельского насе­ления.

5. Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Тема 4 Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира (по выбору)

Цель работы: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и фикса­ции на контурной карте промышленных районов и стран с высо­ким уровнем развития отраслей обрабатывающей промышлен­ности.

а) На основе имеющихся источников знаний (карт, статисти­ческих справочников, дополнительной литературы и т. д.) выпи­сать в тетрадь в определенной последовательности по пять — семь крупнейших производителей электроэнергии, различных ви­дов машин и оборудования, химической продукции.

б) Привести примеры и объяснить причины ускоренного раз­вития энергетики, машиностроения и химии по сравнению с дру­гими отраслями.

в) Il.i контурной карте с помощью различной окраски отме­тить (.-граны с высоким уровнем развития электроэнергетики, ма­шиностроения, химической промышленности.

2. Задание: выделить страны с наиболее высокимпроизвод-стном электроэнергии. Заполнить таблицу.

Производство электроэнергии, млрд кВт

Назвать страны, обеспечивающие себя своим топливом, и страны, ориентированные на привозное топливо, показать их на карте.

Тема 1 Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору)

Цель работы: развитие умений давать экономико-географиче­скую характеристику страны, используя различные источники географической информации.

1. Задание: дать характеристику экономико-географического положения одной из стран мира по плану.

Экономико-географическое положение страны

1. Оценка пограничных государств с точки зрения их влия­ния на экономику и политику характеризуемого государства.

2. Оценка положения государства по отношению к транспорт­ным путям.

3. Природные ресурсы и природные условия страны.

4. Изменение экономико-географического положения страны во времени.

2. Задание: подготовить реферат на тему «Экономико-геогра­фическая характеристика страны» (по выбору), используя при­мерный план.

План характеристики страны

1. Название страны и состав территории.

2. Экономико-географическое и политико-географическое по­ложение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положе­ния страны во времени.

3. Особенности населения. Демографическая политика.

4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природ-но-ресурсного потенциала для развития промышленности и сель­ского хозяйства.

5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.

6. География основных промышленных комплексов и от­раслей.

7. Специализация сельскохозяйственного производства.

8. Развитие транспортного комплекса.

9. Социально-экономическое развитие районов внутри стра­ны. Причины, обусловливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнива­ние уровней экономического развития.

10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт.

Тема 2 Характеристика территориальных диспропорций в размещении производствана примере развитых капиталистических стран

Цель работы: развитие и конкретизация знаний о неравно­мерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны).

1. Задание: сравнить уровень экономического развития от­дельных стран и регионов мира.

Сравнительный анализ можно провести по следующему плану:

1. Плотность населения и крупные города.

2. Обеспеченность ресурсами.

3. Отрасли промышленности (преобладающие).

4. Доля сельскохозяйственной продукции в общем производ­стве.

5. Проблемы и перспективы развития сравниваемых районов (стран).

6. Общий вывод о наличии диспропорции в развитии и раз­мещении производительных сил или отсутствии такой диспро­порции.

а) Назвать основные причины, обусловливающие территори­альные диспропорции в развитии отдельных районов и стран в целом.

б) Каковы, на ваш взгляд, наиболее эффективные пути лик­видации территориальных диспропорций в социально-экономиче­ском развитии отдельных районов и стран?

Тема 3 Составление сравнительной экономико-географический характеристики двух стран

Цель работы: формирование умений сравнивать различные страны по основным экономико-географическим показателям, выявлять черты сходства и различия.

1.Задание: используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительную и справочную литературу, периодическую печать), сравнить две развитые страны (по выбору).

План сравнения может быть несколько изменен по сравне­нию с ранее используемым при общей экономико-географиче­ской характеристике страны.

2.Задание: найти черты сходства и различия двух стран: Греции и Португалии. Сравнение оформить в виде таблицы.

Источник

Тема: Трудовые ресурсы стран и регионов мира. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Урок географии в 10 классе

Тема: Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Цель урока: создание условий для развития и совершенствования УУД по теме «Трудовые ресурсы мира».

Образовательные задачи : сформировать представление об особенностях трудовых ресурсах мира и регионов мира; продолжить формирование умения работать самостоятельно с различными источниками информации и средствами обучения.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление (умение сравнивать, выделять главное, обобщать, классифицировать); создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, внимания, памяти, самостоятельности и т.д.

Воспитательные задачи : формирование мировоззрения и личностных качеств (интереса и культуры умственного труда, чувства ответственности за результаты своего труда, коммуникативных качеств, самодисциплины, настойчивости и упорства в достижении цели, рефлексивных качеств личности).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать: динамику трудовых ресурсов населения мира, отдельных регионов , их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

1. Организационный момент

Памятка для учащихся

«Сегодня мы учимся»:

*Выделять самую главную информацию (СГИ).

*Писать «умные» шпаргалки.

*Красиво оформлять свои мысли.

*Слушать друг друга.

*Критически оценивать себя.

«Мыслительный лист» с эпиграфами:

«Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда» (Лоренс Питер),

«Без повторений нет глубины» (Г.Ландау),

Групповая работа по физической карте мира (мини- группа ( пара), по атласу мира)

Дайте определение: воротнички синие, серые, белые, золотые — термины в международной экономической практике и социологии для обозначения отдельных категорий лиц наемного труда . Синие воротнички — рабочие, занятые физическим трудом; серые — работники сферы обслуживания; белые — инженерно-технический персонал и конторские служащие; золотые — работники интеллектуального труда, занятые на ЭВМ и других машинах высокой технологии.

Определение темы урока — Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

3. Изучение нового материала:

План: 1. Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

2.Практическая работа № 3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

На доске написать понятия:

Трудовые ресурсы – Экономически активное население –

Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

1.1.Карточка № 1 (читает учащийся)

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека.

Каждую минуту примерно 175 человек.

Каждые сутки 250 тысяч человек.

Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис.

По подсчетам статистов демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.

Карточка № 2. (читает учащийся)

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье.

Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком.

У Льва Толстого было 13 детей.

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.

Работа с учебником (выписать ключевые слова и дать им характеристику)

Трудовые ресурсы – производительная часть населения страны.

Экономически активное население – часть населения, реально участвующих в материальном производстве.

Демографическая нагрузка – соотношение между трудоспособной частью населения и не работающей .

2.Практическая работа № 3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Карточка № 3 (читает учащийся)

Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах? (Из-за оттока населения из села в город (процесс урбанизации) в сельской местности не хватает трудовых ресурсов. Сейчас идет миграция в сельскую местность Центральной России жителей Севера, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих.)

Карточка № 4. Заполнение в рабочей тетради ( данные из учебника)

4. Рурализация ( из города в село)

5. Урбанизации (из села в город)

6. Колонизация новых земель

Вывод: отток (миграция) населения в основном проходит из развивающихся стран в экономически развитые государства. Главные причины перемещения населения: экономические, политические, религиозные, военные конфликты.

Гастарбайтер (нем. гость-работник) иностранный работник, работающий по временному найму (низкоквалифицированный).

Рурализация (Лат. Ruralis — сельский, деревенский ) — процесс, обратный Урбанизации. Отток населения из Городов в Сельскую местность в связи с ухудшением в них экономической (прежде всего продовольственной) ситуации. Изредка встречается рурализация по экологическим (Экопоселения) или религиозно-Сентименталистическим мотивам (Идейные общины).

Источник

Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»

Практическая работа позволяет закрепить изученный материал и провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема работы: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»

Цель работы: провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,

Основные понятия: Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.

Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года

Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%

Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).

Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.

Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.

Задание № 1. Используя данные таблицы 1, рассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу).

Население в возрасте 0-14 лет, %

Население в возрасте 15-64 г.,%

Население в возрасте свыше 65 лет, %

К какому типу стран относится

Доля ЭАН в общей численности населения, %

Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН

Часть света (региона)

данные на 2014 год

с переходной экономикой

При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой). 1.1. Доля населения стран в возрасте 15—64 года Пример расчета для Японии:100 % — (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %; 1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН: Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%. Вывод: — В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше? — Почему, какие факторы влияют? В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:

1) высокий уровень развития экономики; 2) значительная доля населения, не вовлеченного в обществен­ное производство; 3) низкий уровень развития экономики; 4) высокая доля населения среднего возраста; 5) высокий уровень безработицы, 6) другое (написать)

— В странах какого типа разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше? — Почему, какие факторы влияют?

Задание 2. Сравните данные о количестве людей трудоспособного (среднего) возраста в разных типах стран по уровню экономического развития со среднемировыми, среднерегиональными показателями. Запол­ните таблицу 2.

Доля населения среднего возраста по сравнению

Причины, влияющие на долю населения трудоспособного (среднего) возраста

Источник

Читайте также:  Страны с наименьшими соседями
Оцените статью