Формирование устойчивого развития страны

Устойчивое развитие: что такое, и в чем его значимость

Термин “устойчивое развитие” становится все более и более используемым в русскоязычной среде. Тем не менее, до сих пор достаточно большое количество людей в России не знают, что понимается под концепцией устойчивого развития, что такое цели устойчивого развития и самое главное — как это все касается нас в повседневной жизни.

В этой статье я подробно разберу, что понимается под Устойчивым развитием, что такое цели устойчивого развития (ЦУР), насколько эти тенденции распространены в России и почему же они так важны на сегодняшний день.

Устойчивое развитие — это концепция развития общества, при которой удовлетворение текущих потребностей человечества осуществляется без ущерба для последующих поколений.

Незнакомому с темой Устойчивого развития читателю сразу захочется задать как минимум два вопроса:

  • “А что текущая концепция развития общества разве наносит ущерб будущим поколениям?”
  • “Если да, то в чем он заключается?”

Действительно, действующая экономическая модель развития общества является неустойчивой: она создает высокие риски для дальнейшего развития общества, так как учитывает только экономические аспекты, зачастую игнорируя социальные и экологические.

Результатом функционирования настоящей модели мы имеем множество социальных и экологических проблем. Сильнейшее экономическое неравенство, как в рамках отдельных стран, так и регионов мира, гендерное неравенство, тотальные темпы исчезновения лесов, массовое вымирание растений и животных, загрязнение океана пластиком, глобальное потепление — все эти процессы являются следствием сегодняшней модели развития.

Действующая экономическая модель развития человечества является неустойчивой, иными словами, она создает высокие риски для дальнейшего развития будущих поколений, так как учитывает только экономические аспекты, зачастую игнорируя социальные и экологические.

Несколько конкретных примеров. Разница в среднем доходе на душу населения между развивающимися и развитыми странами достигла $42,800 в 2018 году, увеличившись на 15,200$ с 1990 года. Такую же огромную разницу в среднем доходе мы можем видеть в разрезе отдельно взятых стран (Россия, США, ЮАР), да и сами хорошо знаем на примере России, как сильно отличается уровень жизни в Москве и на Дальнем Востоке.

Читайте также:  Каковы особенности социально экономического пореформенного развития страны

Для того, чтобы измерить и сравнить неравенство в разрезе отдельных стран, зачастую используется индекс Джини. Чем выше индекс для отдельно взятой страны, тем выше неравенство в ней. Индекс Джини для России на момент 2018 года 43,9%, для США — 37,8%. Eщё в 2015 году индекс неравенства в России был 37,7%, американский — 41%. Как итог, за три года неравенство в России существенно увеличилось и превысило прежний американский показатель.

Гендерное неравенство тоже не так далеко от нашей повседневности: девочки, родившиеся в южных регионах России (Ингушетия, Чечня) зачастую не могут получить высшее образование и соответственно — финансовую независимость от мужчин (мужей) из-за традиционных особенностей местного общества. Не стоит говорить и о состоянии окружающей среды в России — массовые вырубки лесов на Дальнем Востоке, выбросы предприятий в Сибири и на Урале, из-за которых люди не могут дышать и быть здоровыми, изменение климата и таяние вечной (как оказалось — не вечной) мерзлоты и, как следствие, — разливы дизельного топлива в Арктике. Очевидно, что Россия, как никакая другая страна, в особенности нуждается в устойчивости, как экологической, так и социально-экономической.

Концепция Устойчивого развития была выдвинута ещё в далеком 1987 году в докладе Всемирной комиссии (Брундтланд, Германия) по охране окружающей среды, когда стало очевидно, что продолжительный экономический рост в развитых странах негативно отражается на состоянии окружающей среды, и вроде бы с этим нужно что-то делать. Частично к началу этой острой дискуссии подтолкнул и выход доклада Римского клуба “Пределы роста”, в котором говорилось, что продолжительный рост численности населения может привести к нехватке планетарных ресурсов для дальнейшего развития и, как результат, к тяжелейшему экономическому кризису.

Как часто бывает, обеспокоенность ученых о деградации окружающей среды, а также многочисленные призывы общественных организаций о необходимости ликвидации неравенства и несправедливости в мире осталась без особого внимания политиков вплоть до 2015 года, когда на Генеральной Ассамблее ООН 193 страны наконец-то приняли Цели устойчивого развития (ЦУР).

Отдельные попытки ООН преодолеть бедность и неравенство, преимущественно в странах Африки и Азии, вылились в принятие странами-членами ООН Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ещё в далеком 2000 году, но большинство из них не было доведено до конца или даже начато. Настоящие 17 ЦУР дублируют и дополняют восемь ЦРТ, принятых в начале 21 века, а процесс их реализации странами значительно ускорился.

Во многом дефицит природных ресурсов был отсрочен стремительным развитием технологий на рубеже XX-XXI веков, которые позволили повысить эффективность в производстве, электроэнергетике, снизить темпы роста спроса на бумагу. Тем не менее, численность населения Земли почти 8 млрд (ещё только в 1970 было 3,7 млрд), а к 2050 году может достигнуть 10 млрд, и нехватка ресурсов однозначно станет очень острой уже во второй половине тысячелетия (Большинство из моих читателей, кстати, застанут это время. Заживем!).

Так что же за цели-то?

Цели устойчивого развития (ЦУР) — это 17 целей, достижение которых во всех странах позволит перейти на более устойчивый путь экономического развития, создать справедливую систему распределения благ в обществе, существенно снизить риски для будущих поколений в дальнейшем существовании и развитии.

Каждая цель направлена на разрешение какой-либо проблемы. Первые 7 целей призваны обеспечить людей базовыми услугами: качественным продовольствием, здравоохранением, образованием, электричеством, чистой воде и санитарии. Цели 13–15 больше имеют отношение к экологии, Цели 8 и 9 — к экономике, Цель 16 — к юриспруденции. В то время, как остальные — комплексные. Например, Цель 12 подразумевает изменение производственных цепочек с целью их экологизации. Цель 7 также направлена не столько на повышение доступа к электроэнергии в целом, сколько на повышение доступа к чистой электроэнергии, которая не наносит урон здоровью и окружающей среде/климату.

Все цели взаимосвязаны: без достижения одной, невозможно и достижение некоторых других. Задачи в рамках каждой цели могут также переплетаться друг с другом. Например, чтобы построить устойчивые города 21 века, необходимо двигаться не только в рамках Цели 11, но и Целей 7,12, 14 и 15.

Подробнее с целями УР можно ознакомиться по ссылке .

Как достигаются цели в разных странах?

Очевидно, что приоритеты по достижению ЦУР в разных странах мира отличаются. Некоторые страны считают необходимостью достижение всех ЦУР, вторые — только часть из них, последние — почти ничего не делают, но таких меньшинство.

Во многих странах повестку дня в области Устойчивого развития перенимает не только государство, но и бизнес и общество. Это комплексная работа. Со стороны государства осуществляется мониторинг достижения целей, собирается статистика, разрабатываются нормативно-правовые акты и программы стимулирования и поддержки бизнеса и общества в достижении ЦУР. Со стороны бизнеса — формулируется новый “зеленый” вектор развития компаний, внедряются более чистые технологии, ведется просвещение в области ЦУР, обеспечивается более доступная и равная среда для всех сотрудников организации (вне зависимости от пола, расы, физических особенностей тела и возраста). Со стороны общества — контроль достижения ЦУР, изменение парадигмы мышления, создание устойчивых общественных инициатив, как волонтерских, так и коммерческих.

Что происходит сейчас в развитом мире?

Мы наблюдаем “зеленый” бум, а также ярко выраженную тенденцию, направленную на снижение дискриминации и неравенства. Вот ряд конкретных примеров, взятых из совершенно разных сфер деятельности:

  • Разрабатываются и внедряются новые стандарты и технологии строительства. Например, строительство зданий на 3D принтере с целью уменьшения количества строительного мусора;
  • Модные дома и бренды признают необходимость этической составляющей бизнеса и отказываются от использования животного меха в своих изделиях: список ;
  • Многие страны на национальном уровне разрабатывают стратегию перехода с ископаемых источников энергии на возобновляемые;
  • Футбольные клубы закупают одежду из переработанного пластика , чтобы снизить влияние производства одежды на природу;
  • В сериалах от Netflix в 2020 тяжело не встретить хотя бы одного чернокожего, женщину или инвалида;
  • Идет разработка и испытания электрических лайнеров, судов и трейлеров с целью снизить выбросы CO2 и влияние на климат.

Все эти примеры объединяет их единство в стремлении к более чистому, равному и справедливому будущему.

А что с Россией?

А что с Россией?

Россия подписала соглашение ЦУР в декабре 2015 года наравне с другими 190 странами. Но никакой серьезной повестки дня по этой теме так и не появилось.

До сих пор об устойчивом развитии говорят лишь в менеджменте крупных компаний, отвечающие за разработку и реализацию стратегии УР чиновники и особо продвинутые граждане, которых, очевидно, меньшинство. У малого и среднего бизнеса и общества не сложилось понимание и культура о необходимости информирования на тему устойчивого развития, а также внедрения принципов УР в какие-либо внутренние процессы и инициативы.

Тем не менее, есть и положительные моменты. Отрасль ВИЭ наконец-то начала активно развиваться, формируется диалог между государством и бизнесом в этом направлении, приняты первые законы, повышена локализация производства ветровых турбин и солнечных панелей. Городская среда перестраивается с учетом на удобство в эксплуатации маломобильными гражданами; в селах и малых городах в рамках нацпроектов возводятся базовые инфраструктурные объекты — школы, детсады, спортивные объекты, больничные пункты, объекты для времяпровождения (набережные, местные точки кипения). Создана какая-никакая платформа для отслеживания прогресса в области ЦУР. Гражданское общество регулирует выполнение и прогресс на пути к достижению ЦУР и недавно подготовило Гражданский обзор о реализации ЦУР в России.

Хоть и по некоторым ЦУР не ведется никакого мониторинга, остается надежда на Национальные проекты, реализацию которых поручил президент в 2017 году. Дело в том, что смысл нацпроектов и некоторые его задачи во многом дублируются с задачами по достижении ЦУР. Единственный минус — для мониторинга достижения ЦУР есть определенная методология отслеживания прогресса, в то время как методология по достижению целей нацпроектов, вероятно, отличается. В результате не совсем понятно, как будут эти методологии сопоставляться между собой, чтобы отследить прогресс по ЦУР.

Ещё одной хорошей новостью стала ратификация Парижского соглашения Российской Федерацией в сентябре 2019 года. Страна на международном уровне подтвердила, что она готова снижать выбросы CO2, а значит и выполнять ЦУР13.

Если Вы хотите подробнее ознакомиться с концепцией Устойчивого развития, а также с ЦУР, то есть бесплатный курс от Открытой школы Устойчивого развития на Stepik, но, говорят, он немного скучноват.

Открытая школа Устойчивого развития — это волонтерский проект по продвижению идей устойчивого развития на русском языке.

Если же Вы владеете английским языком, то рекомендую посмотреть курс Age of Sustainable Development от SDGAcademy на EdX, а также курс Sustainable Development: The Post-Capitalist Order . Оба курса читаются профессором Колумбийского университета Джеффри Саксом .

Источник

27 принципов устойчивого развития

27 принципов устойчивого развития сформулированные в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение . Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Государства сотрудничают в духе глобального партнёрства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли . Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность . Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учётом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан – на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации , касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды . Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряжёнными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы , которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба . Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека .

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности . В тех случаях, когда существует угроза серьёзного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен , в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением , должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности , которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях , которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает всё возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия , и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии . Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодёжи мира в целях формирования глобального партнёрства, с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены .

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов , и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнёрства в выполнении принципов , воплощённых в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Источник

Оцените статью