Формы государств зарубежных стран

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Формы государств зарубежных стран

Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких принципах построена и как территориально организована государственная власть. Форма государства определяет структу­ру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государ­ства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его пря­мых и обратных связей с гражданами.

Изучение формы государства, может вестись под разными углами зрения. Научно-познавательный (гносеологический) под­ход к изучению формы государства позволяет выявить взаимосвя­зи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этим занимается главным образом теория государства и права. Инстру­ментальный (практическо-политический) подход предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения эффективности государственного руководства, действенности уп­равления, стабильности правительства, взаимоотношений прави­тельства с народом и т. п. Этим занимается наука конституционно­го права.

Формы зарубежных государств отличаются большим разно­образием. Они складываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических, политических, социально-эконо­мических и культурно-религиозных факторов.

На форму государства могут оказать влияние условия образо­вания государства (федеральная форма территориально-политичес­кого устройства государства в США), исторические традиции (мо­нархия в Великобритании), перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы ряда государств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозных цен­ностей (теократическая республика в Иране). Определенным обра­зом может воздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспом­нить о том, какое влияние оказал генерал Де Голль на функциони­рование институтов Пятой республики во Франции.

Форма государства является объектом конституционного ре­гулирования. Отдельные главы под названием «Форма государ­ства» имеются лишь в немногих новейших конституциях (напри­мер, Конституция Турции 1982 г., Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует, элементы, составляющие понятие «форма государства», закреп­ляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (на­пример, в Швеции).

В странах, где отсутствует писаная конституция, форма го­сударства определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами, которые складываются в процессе мно­говековой эволюции государственных институтов (например, пра­вовой статус главы государства — монарха в Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).

Если в конституции отсутствует специальная глава о форме государства, то соответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий основы конституционного строя. Как пра­вило, эти нормы обеспечиваются повышенной правовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской формы правле­ния в Италии). Отдельные положения могут быть включены в раз­делы, устанавливающие территориальную организацию государ­ства и организацию органов государственной власти.

Понятие формы государства, охватывая наиболее существен­ные стороны организации государственной власти, является дос­таточно сложным по своему содержанию. Оно указывает, какие органы представляют государственную власть, каков порядок об­разования (формирования) этих органов, каков срок их полномо­чий, каковы взаимоотношения между органами государства (в том числе центральных и местных), наконец, каковы методы, спосо­бы, приемы осуществления государственной власти.

В зависимости от того, какая сторона организации государ­ственной власти является предметом рассмотрения, различают три элемента формы государства: форму правления, форму государ­ственного (территориально-политического) устройства и поли­тический (государственный) режим. Совокупность всех трех эле­ментов образует форму государства в широком смысле. Так как третий элемент формы государства — политический (государствен­ный) режим затрагивает взаимоотношения государства с обще­ством, его политическими институтами, это в определенном смыс­ле выходит за рамки конституционного права. В более узком смыс­ле к форме государства относят только форму правления и форму государственного (территориально-политического) устройства.

§ 1. Форма правления в зарубежных государствах

Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ­ственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Различают две основные формы правления зарубежных госу­дарств — монархия и республика, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

Монархия — это такая форма правления, где глава государ­ства — монарх (именуемый в каждой стране по-разному — император, король, султан и т. п.) обладает особым юридическим ста­тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от ка­кой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Республика — это такая форма правления, где высшие орга­ны государства (президент, парламент, правительство) являют­ся выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно насе­лением.

Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием комплекса факторов экономического, социального, по­литического, национально-этнического, культурного и религиоз­ного характера. Оказывают свое влияние и природно-географи-ческие условия. Следует также иметь в виду, что той или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма прав­ления. Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархи­ческая форма правления, новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать, что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия в степени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранение в ряде стран монархии отнюдь не свидетель­ствует об их меньшей демократичности по сравнению с республи­ками. Это всего лишь свидетельство устойчивости политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рас­сматривается как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.

В молодых государствах Азии и Африки, где общество в со­циальном отношении еще находится в процессе трансформации и политические институты только складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться в ту или иную сторону (например, Центральноафриканская Республика превратилась в империю, а затем снова в республику).

Источник

Читайте также:  Как называется основной закон страны кратко
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 6. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Понятие формы государства.
  2. Формы правления в зарубежных странах.
  3. Формы территориально-политического устройства государства.

1. Понятие формы государства

В Конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного (территориально-политического) устройства, форма государственного (политического) режима. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом регулирования основных законов.

В теории государства и права используются различные классификации форм государства в зарубежных странах, в частности выделяются демократические государственные формы и формы авторитарные. Применяются так же более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно- демократическая и другие государственные формы.

Форма государства- это совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.

В науке конституционного права различают две основные формы государства- форму правления и форму государственного устройства, которые так же весьма разнообразны. Причины разнообразия форм государства многочисленны. Среди главнейших из них можно назвать следующие:

  1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивости монархических форм правления в таких странах , как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
  2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятые такими странами, как США, ФРГ, Швеция, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
  3. Национальный состав населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
  4. Влияние метрополии на избрание государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независемости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками.

2. Формы правления в зарубежных странах.

Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархия и республика. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Число монархий в мире довольно велико: они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны — Великобритания, Япония, Тайланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот человек и даже тысяч (Тувалу в Океании). Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме, особенно после второй мировой войны. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).

Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монарха, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных страна существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республики.

Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и Латинской Америке.

3. Формы территориально-политического устройства государства.

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства».

Вопрос о государственном устройстве — это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимодействия между различными рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации),существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти. Выделяют федеративное государство и унитарное государство.

Унитарное государство (от латинского слова «унус» — один) — государства, ни одна из частей которых не имеет статуса государственных образований.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее не из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний, которые затем делятся на регионы, уезды, а последние — на общины, коммуны.

Признаки унитарных государств:

  1. Единая конституция , нормы которой применяются на всей территории страны без каких -либо изъятий или ограничений.
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.
  3. Единое государство. Население имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
  4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, применяемые центральными органами государственной власти.
  5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
  6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно -территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органом государственной власти и центральной администрации.

Федерация (от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом») сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

В настоящее время среди зарубежных стран существует 24 федеральных государства : 6 в Европе, 4 в Азии, 7 в Америке, 4 в Африке, 3 в

Австралии и Океании.

Признаки федерации:

  1. Территория в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации, не обладающих правом одностороннего выхода из союза.
  2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.
  3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленных для них компетенции право издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.
  4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.
  5. Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств.
  6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалось двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм), которая применяется в настоящее время во всех федерациях.