Научная электронная библиотека
Зарубежный опыт становления общественного контроля
Зарубежный, в частности европейский, опыт контроля обще- ства над государством показывает, что положительная тенденция его развития имеет успех только в том случае, когда это общество является гражданским, это же является условием формирования социального демократического государства.
На Западе гражданское общество – понятие более развёрнутое, широкое, хотя и это является причиной наличия многих недостат- ков (разрешение на заключение однополых браков), но позицио- нирует оно себя как самостоятельное, независимое, самоорга- низованное, институционализированное, которое осуществляет контроль над государством в допустимых пределах, а также оказы- вает значимое влияние на его формирование как правового, соци- ального, демократического, способного защищать интересы своих граждан и оказывать государственные услуги высокого качества.
Различие интересов государства и общества всегда являлись причиной многих переворотов, революций, гражданского непо- виновения и многих других негативных явлений. За рубежом этот фактор является одним из главенствующих при определении по- литического дискурса государства и во внутренней, и во внешней политике, а потому: «Основой достижения солидарности государ- ства и других социальных сфер является компромисс, т.е. способ- ность всех участников социального контракта жертвовать частью своих интересов для рационального достижения их базовой ча- сти, а также для достижения общественного блага. Это понятие включает: экономический рост, улучшение благосостояния всех граждан, социальную справедливость, социальное участие, бла- гоприятную моральную атмосферу, культурное и духовное разви- тие, поддержание демократических и гуманистических ценностей, развитие прав и свобод. Государство жертвует своим всевластием, поскольку сознательно берёт на себя ответственность за создание общества и желает разделить бремя этой ответственности с рабо- тодателями, профсоюзами и общественными организациями176.
Эпистемологический эволюционизм в контексте трансформа- ции и модернизации связей и отношений между государством и обществом с допущением определённого уровня ошибок, проб и просчётов в европейских условиях не теряет своей значимости, эффективности и практического значения.
В европейских условиях общество и государство максимально консолидированы в вопросах решения существующих проблем. К примеру, в Великобритании на добровольной основе в помощь полиции привлекаются граждане. В соответствии с планами прави- тельства этой страны численность подразделений «добровольной стражи» в перспективе достигнет 5 млн. человек – цифра весьма внушительная. На добровольных помощников возлагаются обя- занности по патрулированию и поиску сигналов о преступлениях. Они не вооружены, не имеют особой униформы. Узнав о престу- плении, сообщают о нем по рации дежурному полицейскому под- разделению быстрого реагирования – пресечение преступлений не входит в их функции. В Дании, Франции, Нидерландах, Швеции, Великобритании и Германии возникли общественные советы по предупреждению преступлений. Главным директором Шведского совета по предупреждению преступности стал известный ученый, криминолог Свенсон Бу. Правление этих советов, как правило, воз- главляют авторитетные политики. Например, в германской Земле Шлезвиг-Гольштейн в правление вошли министр внутренних дел, министр культуры, министр юстиции и министр по социальной защите. В задачу этих советов входит уточнение картины пре- ступности за счет выявления латентного криминала и вскрытие ее причин, носящих локальный характер, – тех факторов, на которые можно эффективно воздействовать на местном уровне177.
В Европе общественный контроль выполняет не только над- зорную функцию за государственными структурами. Общество также принимает активное участие в сферах государственного управления. Так, по инициативе датского общественного совета по профилактике преступлений в стране была существенно из- менена молодежная политика. В пятимиллионной Дании создали почти семь тысяч подростковых и молодежных клубов, центров досуга и кружков по интересам (самого широкого спектра: от лю- бителей конного спорта до филателистов). По инициативе Совета в парламент Дании был внесен законопроект о замене судов для молодежи конфликтными советами, задача которых – находить наиболее эффективные способы наказания подростков и молодых людей за совершение противоправных действий. В соответствии с теорией стигмы они стремятся избежать навешивания непри- ятных ярлыков на юных граждан, только начинающих свой путь в жизни. Весьма популярны в Дании труды А. С. Макаренко, его система перевоспитания трудных подростков успешно прижилась на скандинавской земле. Особый акцент в перевоспитании право- нарушителей делается на том, чтобы подросток почувствовал вкус к труду, сумел найти в добросовестном труде и мастерстве замени- тель криминальных импульсов типа побуждений к вандализму или агрессии. И усилия датчан принесли положительные результаты: за десятилетие (с 1979 г. по 1989 г.) уровень тяжких преступлений среди молодежи Дании уменьшился в два раза178.
Во Франции, перенесшей в своё время революционные потрясе- ния, в соответствии с Конституцией 1958 года создан и успешно дей- ствует Национальный социальный и экономический совет (НСЭС), состоящий из представителей различных профессиональных групп, который даёт правительству заключения по всем без исключения за- конопроектам социального и экономического характера.
Для России, учитывая особенности ее политической системы, предоставляющей особую роль исполнительной власти, наиболее интересен опыт Франции, где исполнительная власть, бюрократия также имеют огромное значение при разработке политики стра- ны. Именно поэтому, говоря о реформе российской политической системы, предложенной недавно Владимиром Путиным, государ- ственные СМИ ссылаются на действующий во Франции Социаль- ный и экономический совет (Le Conseil économique et social) 179 .
Сравнивая Общественную палату РФ с подобными структура — ми в странах Европы , невольно убеждаешься – насколько евро — пейские институты гражданского общества развиты , влиятельны и значимы и соответственно опережают российские, с одной сто- роны. С другой стороны, европейская общественная кооперация не лишена многих пороков, о которых многим известно. Но это другая тема. Сейчас же речь идёт о характерных чертах обще- ственного влияния на государство и их взаимодействие.
Так, Национальный социальный и экономический совет (НСЭС) является консультативным органом, чья деятельность за- креплена в Конституции страны и включена в систему публичной власти. Представляя основные экономические и общественные интересы, Совет способствует сотрудничеству различных профес- сиональных категорий и обеспечивает их участие в выработке эко- номической и социальной политики Правительства. НСЭС входит в международную Ассоциацию социально-экономических палат и европейский Комитет социально-экономических палат 180 .
Совет выполняет три основные функции:
• консультации Правительства и участие в разработке соци- альной и экономической политики;
• создание условий для диалога между социопрофессиональ- ными категориями, чьи интересы, изначально отличающиеся друг от друга, сближаются в процессе выработки предложений, направленных на достижение общественного интереса;
• информирование политических органов 181 .
В истории Франции можно проследить своеобразную динами- ку развития подобных консультативных органов уже с Торгового совета, созданного при короле Генрихе IV. Тем не менее периоды поощрения властью представительства «корпораций» в средне- вековом понимании этого термина чередовались с периодами ин- дивидуализма интересов, начиная с Великой французской рево- люции, когда корпоративизм воспринимался как характеристика монархического режима. В близком к своему нынешнему виду
Совет сформировался с принятием в 1946 году Конституции IV Республики , закрепившей деятельность НСЭС в сотрудничестве с главным на тот момент источником власти – Парламентом . С принятием Конституции 1958 года Совет сохраняет свой консти — туционный статус , но в процессе « уравновешивания » исполни — тельной и законодательной властей приближается в своей дея — тельности к исполнительной ветви власти 182 .
В настоящий момент в Совет входит 231 советник. Члены Совета распределены по 18 группам представительства, дли- тельность мандата советников составляет 5 лет. Способ форми- рования НСЭС включает различные системы. 163 советника на- значены социопрофессиональными организациями, из которых:
• 69 от профсоюзов, представляющих государственный и част- ный сектора;
• 65 от профессиональных организаций, представляющих частные предприятия индустрии, торговли, сельского хозяйства, ремесел и лиц свободных профессий;
• 19 от обществ взаимного страхования;
• 10 от семейных ассоциаций.
Остальные 68 советников назначены Правительством: 17 по представлению консультативных органов, представляющих госу- дарственные предприятия и французов, живущих вне Франции; 9 после консультаций с наиболее представительными профессио- нальными организациями заморских территорий; 2 компетентных в области сбережений и строительства; 40 отобранных среди квали- фицированных и пользующихся уважением персоналий в различ- ных областях экономической, социальной, научной и культурной деятельности. К 231 советнику добавляются 72 «члена секций», на- значенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов 183 .
Управляющий орган Совета – Бюро , избираемое ассамблеей , состоит из Президента и 18 членов , представляющих 18 сек — ций НСЭС (http://ww w .euro-france.net/rapidinfolinecom/cabinets/ ministeres/coecso.htm ). Также в рамках Совета действуют 9 по — стоянных секций и Специальная комиссия Плана , формируе — мые из 231 советника . Секции собираются каждую неделю , пленарное заседание Совета проходит каждый второй и четвер — тый вторник и среду месяца . Совет принимает к рассмотрению вопросы , предложенные Правительством , или выдвинутые по собственной инициативе . В обоих случаях Бюро назначает сек — цию или комиссию , уполномоченную подготовить проект за — ключения Совета или исследование . К работе могут быть под — ключены и эксперты со стороны . Бюро проводит заседание за закрытыми дверями , результатом которого становится отчет , выносимый на пленарное заседание Совета , которое проходит публично в присутствие государственных министров , преду — прежденных заранее , и прессы . Заключения , отчеты и исследо — вания Совета передаются Премьер — министру . Они также адре — суются обеим палатам Парламента . Национальный социальный и экономический совет во Франции выполняет ряд важнейших функций по обеспечению эффективности политики государства ( См . La démocratie sociale à la française : L’expérience du Conseil national économique, 1924-1940 Alain Chatriot Préface de Pierre Rosanvallon La Découverte, janvier 2003). Во — первых , постоян — ное привлечение общественных сил к разработке и экспертизе политических решений повышает уровень легитимности при — нимаемых мер . Во — вторых , совместная работа представителей различных интересов по подготовке заключения или исследо — вания по той или иной политике повышает уровень обществен — ного согласия , что особенно подчеркивают документы , создаю — щие правовые основы деятельности Совета . В — третьих , участие известных персоналий и экспертов налагает ответственность на результаты работы Совета, обеспечивая высокий уровень и объ- ективность экспертизы 184 .
В Голландии и в Австрии созданы аналогичные советы . На французском опыте наглядно проиллюстрированы значимость вышеуказанных органов – в случае политической конфронтации именно эти организации могут выступать стабилизирующим фактором , ставя на первое место не конкретные политические интересы политических групп , а общенациональные интересы , не тактику политической борьбы , а стратегическое видение об — щенационального развития .
В арабском мире значимым событием следует отметить орга — низацию , становление и постепенное развитие социально — эконо — мических советов , основное предназначение которых – исклю — чение конфронтации и поддержание мерных взаимоотношений между гражданским обществом и властью .
В аспекте исследования международного опыта разви — тия общественных институтов особого внимания заслуживает МАЭСССИ – Международная Ассоциация общественно — эконо — мических связей , которая объединяет около 50 национальных и международных консультативных органов , с которыми прави — тельства советуются по проблемам социальной и экономической политики .
МАЭСССИ, действующая преимущественно как сетевая организация, имеет целью развитие и стимулирование диало- га и обменов между членами Ассоциации в духе уважения не- зависимости каждого из участников. В более широком смысле МАЭСССИ стремится содействовать диалогу между экономиче- скими и социальными партнёрами во всём мире.
Другая цель МАЭСССИ – способствовать консолидации и соз — данию ЭСС в странах , где подобные институты ещё не учреждены , и посредством контактов , обменов опытом и встреч вносить вклад в процветание и экономическое развитие народов, а также в зарож- дение демократического гражданского общества в духе взаимно- го уважения, на основе идей мира, в соответствии с принципами ООН и Всеобщей декларации прав человека, основополагающими правами в сфере труда, одобренными всеми членами МОТ 185 .
Не менее значимым в процессах дальнейшего развития гражданского общества, защиты интересов различных со- циальных групп, в вопросах достижения консенсуса между обществом и властью является: «Экономический и социаль- ный комитет (ESC) — консультативный орган, выступающий гарантом того, что в структуре управления Европейским Со- юзом представлены интересы различных экономических и со- циальных групп (предприниматели, профсоюзы, фермеры, по- требители, и т.д.). Основанный в 1957 году в соответствии с Римским договором, ESC — это одновременно форма ведения диалога и институционная платформа, которая дает вовлечен- ным в экономическую и социальную жизнь Европы группам населения возможность быть неотъемлемой частью процесса принятия Сообществом решений. Высказывая свое мнение, ESC вносит заметный вклад в формирование и реализацию по- литики Европейского Союза.
ESC играет особую роль в системе институтов Сообщества — это то место, где организованное гражданское общество Европы, для которого социо-профессиональные объединения являются жизненно важной частью, может принять участие в дебатах и за- ставить услышать свой голос. Комитет, таким образом, — это сво- еобразный мост между Европой и ее гражданами 186 .
В Европе со свойственной ей прагматичностью вышеуказан- ный орган выполняет следующие задачи: 1 — выступает в каче- стве советника трех властных институтов ЕС (Европейского Со- вета, Комиссии и, в соответствии с Амстердамским договором, Европейского Парламента); 2 — способствует большему вкладу организованного гражданского общества в общеевропейское единство, формируя таким образом более активное, более содер- жательное и потому более демократическое общество; 3 — под- держивает роль ассоциаций и общественных организаций в не входящих в Сообщество странах, способствуя структурирован- ному диалогу с их представителями и, уважая их экономические, социальные и культурные особенности, поддерживает создание консультативных структур.
В процессах становления различных общественных институ- тов и общественного контроля в системе государственного управ- ления, их стимулировании в последние годы во многих странах с различной формой правления, особенностями политической системы, внутригосударственной спецификой взаимоотношений общества и государства отмечена динамика, способствующая дальнейшему развитию гражданского общества, с одной сторо- ны, и готовности к консенсусу, диалогу с обществом по вопро- сам предоставления более качественных государственных услуг со стороны государства, с другой стороны, что является предпо- сылкой мирного сосуществования всего мирового сообщества в аспекте взаимного уважения, понимания, развития толерантно- сти независимо от национальных особенностей в области куль- туры, быта, охраны и бережливого отношения к сакральным цен- ностям.
В то же время в различных точках Земного шара периодиче- ски наблюдаются вспышки либо противостояния между государ- ством и обществом, которые в виде внешнего фактора распро- страняются на всю общественную кооперацию, внутри которой происходит раскол и начинается откровенная вражда с человече- скими жертвами, как это происходит в настоящее время на Укра- ине.
Источник