Урок — экскурсия
статья на тему
статья о значимости уроков экскурсий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekskursiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.
Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.
Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:
Первая . С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая . Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.
Экскурсия по определенной теме .
Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу.
использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся
углубить знания по пройденному материалу
развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;
развивать наблюдательность, самостоятельность.
прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;
прививать интерес к избранной специальности.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока .
- Организационно-мотивационная часть . Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
- Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть , в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги . Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.
Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.
Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605.
Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова.
Научно — меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции.
В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме «Летний сад» . К конспекту прилагается презентация «Летний сад».
Методика подготовки экскурсии учениками.
Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко.
Источник
Формы обучения урок экскурсия лекция
Цель урока контроля знаний и умений — осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Следует разделять традиционный и современный уроки:
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения . Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.
Источник
Формы организации обучения
Урочные и внеурочные
Кроме урока к формам организации обучения относятся лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др. Все эти формы делятся на три группы
Рассмотрим подробнее характеристики одной — двух форм, из этих групп.
1. формы изучения нового материала — лекция,
2. формы совершенствования знаний, навыков и умений — семинар, лабораторно-практические занятия;
3. формы коррекции знаний, умений и навыков — консультация.
Лекция
Лекция — занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения.
Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа (в зависимости от возраста учащихся, специфики содержания).
Основная дидактическая цель лекции — сформировать у учащихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции — состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.
Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно считается слабая обратная связь.
Поэтому педагогу следует использовать приемы обучения, снимающие этот недостаток:
— изменение интонации и громкости голоса;
— мимика, жест, улыбка;
— решение профессионально-ориентированных задач;
— пауза при изложении вопроса;
— применение аудиовизуальных средств обучения и др.
По времени чтения выделяют лекции:
По характеру деятельности различают лекции
Вводная лекция имеет целью осуществить “вхождение” учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы.
Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему.
Эпизодическая лекция проводится без предварительного планирования, по мере необходимости в процессе изучения предмета.
Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция.
Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполагает не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Выбор типа лекции зависит от: цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п.
Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.
Семинар
Семинар — это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, обеспечивающих углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений.
В чем сходство и отличие семинара и урока?
Общность: обе формы имеют постоянный состав учащихся, лимитированным учебным временем, соответствие содержания учебной программе, руководящую роль преподавателя.
1 — в высокой степени самостоятельности учащихся;
2 — в изменении функций педагога : на семинаре более ярко выражены регулятивная и организаторская функции, а на уроке — информационная;
3 — в деятельности учащихся, напротив, информационная функция усиливается в сравнении с уроком;
4 — в структуре семинара имеет место обязательный этап — коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала.
Наличие на семинаре этого этапа предоставляет учащимся широкие возможности для высказывания своих собственных мнений, участия в дискуссии.
5 — семинар способствует овладению учащимися определенным аспектом социального опыта, и этот момент существенно усиливает воспитательную роль семинаров в сравнении с уроком;
6 — семинар тесно связан с другой формой организации обучения — консультацией, которая обычно проводится на этапе подготовки учащихся к семинарскому занятию.
В структуре семинара выделяются три этапа:
Подготовительный этап семинара включает предварительную подготовку к семинару участвующих в нем лиц — преподавателя и учащихся.
Деятельность преподавателя по подготовке к семинару включает :
— выбор темы семинара,
— изучение литературы по теме семинара как по основному предмету, так и по специальным дисциплинам, имеющим связь с данной темой,
— отбор литературы для обязательного прочтения всей учебной группой и для подготовки докладов и сообщений,
— конструирование вопросов, заданий для учащихся, проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д.
Система вопросов и заданий к семинару должна отвечать ряду требований:
— отбор наиболее существенного, важного материала;
— профессиональная направленность материала;
— вариативность заданий по содержанию, способам выполнения, степени трудности.
— межпредметный, комплексный характер задач и заданий.
Деятельность учащихся при подготовке к семинару состоит в осмыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные задания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспектов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации.
Основной этап семинара — связан с непосредственным ходом семинара.
При проведении семинара преподавателю принадлежит вступительное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Учащиеся выступают с докладами, содокладами, рецензируют выступления товарищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участвуют в подведении итогов.
На заключительном этапе семинара преподаватель подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе семинара вопросы.
Лабораторно-практические занятия
Лабораторно-практические занятия — одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).
На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. В процессе выполнения лабораторных работ научная информация поступает к учащимся при участии большого числа анализаторов, особенно кожно-двигательных.
Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы учащихся, которая проводится под руководством преподавателя.
При методически правильной организации лабораторные занятия способствуют:
— развитию мышления учащихся,
— интеграции мыслительной и практической деятельности будущего работника,
— овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).
Лабораторно-практическое занятие состоит из этапов:
— вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий);
— самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);
— заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).
На лабораторных занятиях используются инструкционные карты, однако их применение не должно мешать проявлению самостоятельности учащихся. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать необходимые приборы, определить последовательность выполнения работы и т.д.
В последнее время стали проводиться интегративные лабораторно-практические занятия, в подготовке и реализации которых участвуют несколько педагогов. Работа оценивается двумя – тремя отметками.
Лабораторные работы делятся на виды:
— фронтальные лабораторные работы (по физике, химии),
— практикумы (по физике, биологии, географии, некоторым общетехническим предметам).
При фронтальных лабораторных работах все учащиеся выполняют одно и то же задание, тематика которых должна соответствовать содержанию учебного материала по теме.
Практикумы и практические занятия проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия или учебного года. Они имеют, как правило, повторительно-обобщающий характер, предоставляют учащимся заметно большую самостоятельность, создают больше возможностей для реализации взаимосвязи общего и профессионального образования.
Консультация.
Консультация — это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом.
Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы учащимися.
Вместе с тем, консультация это не только средство компенсации недоработок педагога во время урока. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением.
Роль консультаций в учебном процессе стала увеличиваться особенно в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция — практическое занятие — семинар — зачет).
Различают следующие виды консультаций: вводные или предварительные, обзорные, текущие, тематические, заключительные.
Вводные или предварительные консультации — предшествуют изучению материала на уроках.
Текущие консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала.
Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы.
Консультации могут быть обзорными и тематическими.
Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.
В профтехучилищах проводятся консультации межпредметного и межциклового характера. На таких консультациях осуществляется взаимосвязь общего и профессионального образования. Преподаватель основного предмета устанавливает связь с педагогами смежных дисциплин, определяет с ними вопросы, которые требуется обсудить.
Традиционная форма проведения консультации (учащиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся можно сделать так: предложить учащимся заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультантов из числа самих учащихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.
Самостоятельная работа.
Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.
Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. Во внеурочное время самостоятельная работа подразделяется на самоподготовку и самообразование.
Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим организационным устройством, так и содержанием заданий. Она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле.
В учебных заведениях распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы:
— работа с учебной и справочной литературой,
— выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин;
— изучение темы с малой группой учащихся, каждый из которых занимается затем с несколькими учащимися (с последующей защитой у преподавателя);
— разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.);
— подготовка к лабораторным работам;
— конкурсное выполнение разных заданий;
— изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лаборат.
— самостоятельное изучение дисциплин под опекой преподавателя;
— выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель — более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета).
Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых основными являются педагогическая, психологическая, методическая подготовленность преподавателей и учащихся к ее реализации.
Учебные экскурсии
Наряду с аудиторными формами учебной работы занятия могут проводиться в форме экскурсий.
Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Экскурсия — такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, совхозов, исторических памятников) для непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и выполняют ряд существенных дидактических функций:
— с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
— экскурсии позволяют повышать научность обучения,
— укреплять связь обучения с жизнью, с практикой;
— экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, математике, экономической географии на промышленные предприятия (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т.д. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.
К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ и т. д.
Особую группу составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Каждая из названных видов экскурсий, как правило, применяется при изучении материала по одному предмету. Но нередко целесообразно проводить экскурсии одновременно по нескольким предметам.
Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозавод. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик—со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т. д.
Такие экскурсии получили название комплексных, так как они позволяют одновременно решать вопросы обучения по нескольким учебным предметам.
Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические цели решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий.
1. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися.
2. Другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
Дидактические основы проведения учебных экскурсий.
В общем плане методика проведения экскурсий включает в себя:
а) подготовку экскурсии,
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектами усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий,
в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Факультативные занятия
Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х—начале 70-х годов, когда проводилась одна из перестроек содержания школьного образования.
Свое название они получили от латинского слова, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с обязательным изучением учебных предметов.
С помощью факультативных занятий решаются следующие задачи:
а) удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных учебных предметов,
б) развитие познавательных интересов, творческих способностей и дарования учащихся.
Содержание и организация факультативных занятий.
Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание.
Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.
Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т. д.
К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.
Формы внеклассной учебной работы
Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы.
Эти формы занятий называются внеклассными, или внеурочными.
Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.
В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Предметные кружки и научные общества.
Если хорошо поставлена учебная работа в школе, по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т. д. Это обусловило необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.
Содержание кружковой работы включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники, подготовку вечеров, посвященных отдельным ученым, организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, проведение встреч с учеными и т. д.
В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, организуют встречи с деятелями науки и техники и т. д.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, языка и литературы, а также техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы и выставки.
Эти формы внеклассной работы заранее планируются, выявляются лучшие школьники для участия в них, что дает большой импульс для выявления и развития более способных и одаренных учащихся по различным предметам. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник