Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
Схема государственный строй стран мира
Государственный строй стран мира (формы, устройства)
1. Территориально-государственное устройство
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.
Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.
Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)
2. Форма правления
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента
США, Аргентина, Иран, Бразилия
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента
Германия, Италия, Индия, Израиль
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом
Бельгия, Норвегия, Тайланд
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена
3. Государственный режим
Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид
Источник
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА
Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.
Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).
Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.
Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.
Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).
Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).
Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)
Таблица 7. Основные формы государственного устройства
Унитарное | Федерация | Конфедерация | Прочие |
— единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. | Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. | Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. | Содружество — более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств — создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран. |
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. | cм. табл. «Страны с федеративным административно- территориальным устройством» | Швейцария | СНГ |
Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством
Российская Федерация | Африка: | Австралия и Океания: |
Зарубежная Европа: | Федеративная Исламская Республика Коморские острова | Австралийский Союз |
Молдова | Федеративная Республика Нигерия | Федеративные Штаты Микронезии |
Австрийская Республика | ЮАР | Америка: |
Королевство Бельгия | Зарубежная Азия: | Федеративная Республика Бразилия |
ФРГ | Грузия | Республика Венесуэла |
Швейцарская Конфедерация | Республика Индия | Канада |
Союзная Республика Югославия | Малайзия | Мексиканские Соединенные Штаты |
Испания | Союз Мьянма | США |
ОАЭ | ||
Союзная Республика Пакистан |
Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).
Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.
Источник
Лекция 7. Формы правления и территориального устройства государств мира
Введение. В лекции рассматриваются формы правления и государственно-территориального устройства стран мира. Приводятся примеры отдельных государств. Обсуждаются их достоинства и недостатки.
Формы правления государства.
Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
•как создаются высшие органы государства и какого их строение;
•как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
•как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
•в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основные признаки: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.
1.Деспотия (неограниченная власть) – деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.
2.Сословно-представительская монархия — власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).
3.Абсолютная монархия — верховная государственная впасть по закону всецело принадлежит одному лицу.
4.Конституционная монархия – власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.
—правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
-лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становиться главой государства;
-в законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха – символическая;
-законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;
-правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.
Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:
•существование единоличного и коллегиального главы государства;
•выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;
•осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
•юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
•обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов;
•преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
1.Парламентарная республика – верховная власть принадлежит Парламенту: Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия – уход в отставку.
Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).
Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)
2. Президентская республика – президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства: Президент избирается внепарламентскими методами. Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом; Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.
Монархическая форма правления.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
• наследственный порядок преемственности верховной власти;
• представительство государства монарха по своему усмотрению;
• юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
Монархия делится на:
Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава – самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия 17-18 вв. и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой впасть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
—правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
-лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
-в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
-законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
-правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия).
Республиканская форма правления.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:
-существование единоличного и коллегиального главы государства;
-выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
-осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией (в Италии). 8 федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации (в Германии). Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия).
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
· какие части имеет внутренняя структура государства;
· правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов;
· отношения центральных и местных органов власти;
· какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.
Унитарное государство – единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
—Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.
-Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью – децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).
-Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций;
-Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти. Единые вооруженные силы.
Федерация – добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство.
· территория федерации состоит из территорий субъектов;
· верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам. Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией.
· субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы.
· существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов.
· представление внешнеполитической деятельности – федеральные органы власти.
При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.
1. Территориальная федерация.
Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий; нет права прямого представительства в международных органах. Зачастую запрещен односторонний выход из союза.
Управление армией осуществляется на союзном уровне.
2. Национальные федерации.
Субъекты – национальные государства и национально-государственного образования;
· Принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации;
· Государственный суверенитет больших и малых наций;
· Высшие органы формируются из представителей субъектов;
· Право на самоопределение – свободный выход.
Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права, как во внешнем, так и во внутреннем деле.
· нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов;
· нет единой армии, налогов, бюджета;
· сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе;
· могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т. д. системе.
Контрольные вопросы к лекции:
1.Какие формы государственного территориального устройства существуют в мире?
2.Что такое конфедерация?
3.Какие типы монархий существуют в мире на сегодняшний день?
1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)
2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya — Глазунова Н. И. Теория государственного управления
1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.
2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.
3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.
4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.
5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.
6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник