Экскурсия как форма внеурочной деятельности
Экскурсия как форма внеурочной деятельности
Согласно новым образовательным стандартам внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса. Требования стандарта фиксируют, что каждая школа сама определяет содержание внеурочной деятельности и организует её в формах, отличных от учебных занятий, что для значительной части педагогов становится серьезной проблемой.
Проблема форм занятий внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане путешествие (экскурсия) является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.
Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Однако подобные мероприятия должны быть тщательно продуманы, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которые должны быть связаны с учебным интересами учащихся. Каждую экскурсию необходимо тщательно готовить. Предварительно учителю самому необходимо побывать на месте экскурсии, найти наиболее интересные объекты, продумать характер самостоятельных наблюдений, составить план экскурсии, наметить форму отчетности детей, вопросы беседы, подобрать дополнительный материал для последующего классного часа или беседы, обмена мнениями и т.д. Перед экскурсией учитель знакомит детей с целью, задачами экскурсии, ставит перед ними вопросы, которые они будут решать во время экскурсии.
Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает обучающимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным.
Виртуальное путешествие — это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране. Виртуальное путешествие создает «эффект присутствия» — яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств.
Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают обучающиеся и которые они создают сами.
Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной).
Источник
Конспект занятия внеурочной деятельности Игра-путешествие
план-конспект занятия (2 класс)
Данный конспект разработал для детей 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti_igra-puteshestvie.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Игра – путешествие «По дорогам сказкам»
Учитель начальных классов: Моисеева Екатерина Николаевна
Технологическая карта занятия
Игра как средство воспитания
«По дорогам сказок» («В мире волшебства»)
Образовательные: закрепить понятия «Русские народные сказки», «Авторские сказки».
Воспитательные: способствовать осознанию духовной,культурной и социальной преемственности поколений; формировать жизненный оптимизм,способность к определению трудностей
Развивающие: наглядно-образное мышление, зрительная память,устная монологическая речь, произвольное внимание
Предметные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, расширять кругозор
Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
- Умение выражать свои мысли.
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к учебному материалу
Основное содержание темы, понятия.
Закрепить понятия «Русские народные сказки», «Авторские сказки».
Образовательные ресурсы, оборудование
Презентация, раздаточный материал,цветик-семицветик,костюмы
Название используемых ЭОР
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Цель – активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу.
Как ваше настроение? А вы любите играть, хотите мы с вами сегодня поиграем?
У нас с вами сегодня необычный урок. Мы проведем игру-викторину.
2. Создание проблемной ситуации
А что такое викторина? Вам знакомо это слово?
А сейчас я вам расскажу, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.
Викторина — вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими определенность очередность хода,тип и сложность вопроса,порядок определения победителей,а также вознаграждение за правильный ответ.
Дети слушают определение викторины
3. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Посмотрите на слайды и ответьте на вопросы:
Ребята,что перед вами? (слайд со сказочными героями)
На какие группы можно разделить эти сказки?
Какие виды сказок вам известны? (народные и авторские)
4. Актуализация знаний.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия.
А какие сказки вы любите читать?
Кто хочет рассказать, какая сказка у вас любимая?
5.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.
Цели: выявление у обучающихся новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
Жетоны за правильные ответы
Жетоны за правильные ответы
Для проведения современной сказки «Репка» потребуется костюмы действующих лиц
— борода для деда
-зеленая шапка с «ботвой» для репки
— фартук для бабки
— ушки для кошки,собачки и мышки
— платок для внучки
За правильный ответ получают жетоны
Путешествовать нам по сказкам поможет цветик-семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ команда будет получать жетом-смайлик. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки,не выкрикивая,либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов-смайликов,та команда лучший знаток сказок.
— Как звали в детстве Ивана-царевича? (Ваня)
— Сколько козлят съел серый волк? (Шесть. Седьмой спрятался)
— Во что превратилась Золушки карета? (В тыкву)
— На чем ездил Емеля? (На печи)
— Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
— Кто разломал теремок? (Медведь)
Определить, с какими героями сказок они связаны
- Хрустальная туфелька (Золушка)
- Золотая клетка («Жар-Птица»)
- Ковер-самолет («Алладин»)
- Летучий корабль («Летучий корабль»)
Определить, с какими героями сказок они связаны.
Инсценированная сказка на новый лад
В одной, ну очень сельской, местности,
Весьма далекой от известности,
Что на Руси встречаются нередко
Дед посадил однажды Репку!
Репку мы посадим на табурет, Что приготовил заранее дед.
— Наша репка выросла к утру
И ботвой качает на ветру.
А теперь все по порядку:
Вышел утром дед на грядки.
Покряхтел , да потянулся
Да на Репку обернулся
Вот так чудо-чудеса!
Дедка трет свои глаза ,
Потому что удивился:
Вот так овощ уродился!
тянуть репку за руки
тянуть репку за голову
тянуть за веревку, которая в руках у репки
пробовать поднять стул с репкой
Дедка Репку обхватил,
Потянул , что было сил.
Тянет-потянет , вытянуть не может!
-Не пошла из грядки Репка,
Знать, в земле засела крепко!
Что же делать? Бабку звать,
Чтоб сподручней репку рвать.
Бабка в полушалке новом
Деду пособить готова.
Подошла поближе Бабка,
Дедку Бабка хвать в охапку!
Дедка снова Репку хвать!
И давай, тянуть да рвать!
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
-Бабка Внучку позвала,
Чтоб им Внучка помогла.
Только Внучке, если честно,
Это все неинтересно!
Внучка – модница, а значит
Внучка густо ногти лачит.
Ей, признаться, вааще
Как-то не до овощей.
Но, чтоб предков не сердить,
Все ж решила пособить.
Внучка за Бабку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
— Бабке с Дедом очень жаль –
Дело разрешила Внучка,
Позвала на помощь Жучку.
Жучка быстро прибежала,
Даже кость не доглодала,
Да еще, при всем при том,
Машет радостно хвостом.
Жучка за Внучку,
Внучка за Бабку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
— Повиляв хвостом немножко,
Жучка звать решила Кошку.
Через час она явилась,
Внешний вид ее поведал:
Кто-то вкусно пообедал.
Масла было очень мало,
А теперь совсем не стало.
Кошка сладко позевнула ,
К Жучке лапки протянула.
Жучка за Внучку,
Внучка за Бабку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
— Видно, все устали слишком.
Надо звать на помощь Мышку!
Мышка вышла в огород,
Крепко за ботву схватилась
И достала корнеплод!
И видать по всем приметам
Не простая мышка эта.
Нашей сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Называется «По сказкам Шарля Перро».
Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)
Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)
Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)
Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)
Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)
Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик? (дернуть за веревочку)
— Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок. (поросенок)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал. (медведь)
Лапки – цап – царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для мышей. (кошка)
Где болт зеленых тина,
На одной ноге она
Простояла до темна. (цапля)
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает. (бабочка)
Летом серый, зимой белый. (заяц)
Подойдешь –рычит. (собака)
Телят, ягнят ищет. (волк)
Не часы, а утром время сказывает. (петух)
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток
— Называется «Чёрный ящик»
Необходимо угадать, что за предмет лежит в чёрном ящике.
— С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
— С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела для лука.)
— Здесь находится то, что дала мама Красной Шапочке, которая собралась идти к бабушке. (Пирожки.)
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
— Называется «Животные в русских сказках»
— Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.
БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ
ВОЛКОДАВ ИКОТА СТРЕКОЗА
— Давайте поиграем. Вы умеете кричать?
— Повторяйте за мной.
Два притопа, два прихлопа
Бег на месте, бег на месте
Ну – ка, дружно, ну-ка, вместе,
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
— Называется «Назови героя». Необходимо закончить имя сказочного героя. Кощей … Бессмертный, Елена … Прекрасная, Василиса … Премудрая, Сестрица… Алёнушка, Братец … Иванушка, Финист …Ясный сокол, Крошечка … Хаврошечка, Змей … Горыныч, Сивка … Бурка.
— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
На каждый лепесток дети говорят слова «Лети, лети лепесток через запад на восток,через север,через юг,возращайся,сделав круг
Ответы на вопросы
Репка ботвой качает
Дед трет свои глаза
Дед обхватил репку
Бабка обхватила дедку
Внучка густо ногти лачит
Внучка,бабшка,дед тянут репку
Жучка машет хвостиком
Мышка отодвинула народ
Схватилась за ботву
6.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
-Выбирайте следующий лепесток.
– У нас остался последний лепесток, белый.
Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он ни лев, ни слон, ни птица,
Ни тигренок, ни синица,
Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется …(Чебурашка)
7.Рефлексия деятельности (итог)
Ой, какие все молодцы! Со всеми заданиями справились! Мы с вами совершили путешествие в мире сказок, побывали на 8 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины. Посчитайте,сколько у вас жетонов
За ум и смекалку
Сказать я спасибо
Подарки свои вам
Замечательно,что вы так любите и знаете сказки. А сейчас нам пора завершать наше занятие.
Список использованной литературы
- Агапова И.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005..
- Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – В.: Учитель, 2001.
- Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс.
Программа «Начальная школа 21 века».
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности «Природа и фантазия». поэтапное объяснение изготовления ромашки.
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки.
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление).
На занятии отрабатывается материал по теме «Единицы длины». На материале краеведения дети учатся высчитывать расстояние между городами, учатся работать в парах. группах. узнают сведения о работе резид.
Цель занятия: научить воспитанников безопасному поведению на улицах во время гололеда и гололедицы, развивать память, мышление, расширять кругозор учащихся о природных явлениях, об обеспечении безопас.
Источник