- Экскурсия форт Тотлебен
- Маршрут экскурсии форт Тотлебен
- Cтоимость и детали экскурсии
- В стоимость экскурсионной программы входит
- Обязательные условия для участия в маршруте
- Запись на экскурсию
- Другие экскурсии от «пофортам.рф»
- Экскурсия на Форт Тотлебен
- Экскурсия на форт Тотлебен «Непотопляемый линкор»
- Кронштадт — форт Тотлебен
- Программа экскурсии:
- Особенности данной экскурсии:
- В стоимость включено:
- Дополнительно оплачивается (цены ориентировочные):
- Фотоотчеты и статьи в «Школе путешественника»:
- Форты «Обручев» и «Тотлебен» в Кронштадте
- Практическая информация
- Форты Кронштадта. Форт Тотлебен
Экскурсия форт Тотлебен
Форт носит имя Эдуарда Ивановича Тотлебена – талантливого русского инженера, фортификатора, который принимал участие в строительстве и модернизации Кронштадтской крепости. Строительство нового форта началось в 1897 году неподалеку от Северного фарватера по проекту инженер-капитана А.А. Шишкина.
Место возведения будущего укрепления было выбрано не случайно. Такое расположение позволяло контролировать дальние и ближние подступы к о. Котлин с северо-запада, а глубины акватории позволяли осуществлять бесперебойное снабжение всем необходимым для жизни и боевых действий.
В проекте форта были тщательно продуманы и решены все необходимые вопросы. Он был полностью автономен. Форт со своей системой водоснабжения, канализации и электрического освещения мог обеспечить жизнедеятельность гарнизона до 700 человек. На форту были оборудованы кухни-столовые, бани, склады для провианта и лавочки, торговавшие разными мелочами. Для связи с крепостью были проложены телефонные, телеграфные, индикаторные и минные кабели.
Искусственный остров форта Тотлебен протяженностью около 700 метров. Общая площадь казематов, пороховых погребов и траверсов (поперечный вал, преграда для защиты от пуль и ядер), составляла более 7000 квадратных метров. За всю историю Кронштадтской крепости это было одним из самых масштабных строительств. Ежедневно на месте работ трудились около 600 человек (плотники, чернорабочие, ледоколы). Из казны было потрачено 6,5 млн. рублей золотом.
Форт воплотил в себе все современные достижения артиллерии и фортификации, став первоклассным сооружением своего времени. Вся его боевая техника, командные пункты, складские и жилые помещения находились в железобетонных укрытиях, способных выдержать удар крупных снарядов и авиабомб.
Во время Великой Отечественной войны форт Тотлебен входил в первую линию обороны, имел на вооружении орудия калибром от 45 до 254 миллиметров. Будучи одним из самых мощных фортов Кронштадтской крепости, он мог отражать наступление противника по воде и обстреливать захваченную вражескими войсками территорию на расстояния до 20 км. Артиллеристы с гордостью называли его «форт-снайпер».
Резкое сокращение финансирования в 1950-е годы заставило руководство ВМФ снять форт Тотлебен со всех видов учета и снабжения. Долгие десятилетия форт находится в запустении и сейчас он больше напоминает заросший остров, чем военный объект.
Маршрут экскурсии форт Тотлебен
- Переход на форт Тотлебен занимает 40 минут (20 км по воде)
- Маршрут проходит вдоль всех молов, гаваней и пристаней Кронштадта — это вся восточная часть острова Котлин
- С борта катера Вы увидите большую часть южных фортов: Александр І «Чумный», Пётр І, Кроншлот, батарея Князь Меньшиков
- Высадка на один из причалов форта Тотлебен для его исследования
Cтоимость и детали экскурсии
- Общая продолжительность экскурсии до 4 часов (40 километров по воде)
- Оплата наличными в день мероприятия
- На борту есть тёплые пледы и спасательные жилеты для взрослых и детей
- Количество человек в группе не более 6
- Стоимость экскурсии 3500 руб/человек
- Как добраться до места сбора
В стоимость экскурсионной программы входит
- Аренда судна
- Страховка пассажиров
- Экскурсионное сопровождение
Обязательные условия для участия в маршруте
- Возраст от 18 лет либо в сопровождении родителей
- Наличие удобной обуви для исследования форта и подходящей одежды из расчета на длительное нахождение на воде
- Можно взять с собой немного еды и термос
Запись на экскурсию
Запись на экскурсию по телефону +7 953 357-81-31, WhatsApp
Другие экскурсии от «пофортам.рф»
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
Источник
Экскурсия на Форт Тотлебен
На проектной документации форт Тотлебен изначально обозначался литерой А, и лишь позднее получил свое имя в честь русского инженера Э.И. Тотлебена, внесшего неоценимый вклад в строительство крепости Кронштадт.
Форт Тотлебен строился одновременно с фортом Обручев для защиты города со стороны моря. Возведение форта было начато в 1896 г. Сначала была сооружена только насыпь, а работы по фортификации и вооружению укрепления были завершены лишь к 1913 г. Таким образом, Обручев и Тотлебен — это не только самые поздние, но и самые долгостроящиеся из всех укрепительных сооружений крепости.
В общей сложности на строительство Тотлебена было потрачено порядка 6,5 млн. рублей золотом. С виду форт напоминает букву С шириной в 50 м и длиной в 700. К моменту передачи укрепления под командование начальнику крепостной артиллерии численность его гарнизона составляла 700 человек. Его дальнобойные орудия были способны разить силы противника не только на северном фарватере, но и на прибрежном участке Карельского перешейка, что превратило его в неприступное сооружение.
Форт неоднократно перестраивался и модернизировался — вплоть до 50-х годов. Его оснащали новым, более современным оружием, однако оно морально устаревало еще до того, как его удавалось пустить в ход.
С 1990г. форт Тотлебен включен в список культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на то, что большинство фортов Кронштадта сегодня находятся в запустении, этот памятник под открытым небом сохранился довольно неплохо. Во многом — благодаря Владимиру Ткаченко, человеку, который взял форт под свою личную опеку и заслужил хоть и неофициальное, но весьма почетное звание коменданта форта Тотлебен.
Форт Тотлебен является одним из самых примечательных укрепительных сооружений Кронштадта. Но самостоятельное посещение его невозможно — попасть на форт можно только в составе организованных экскурсий. Наша компания имеет огромный опыт экскурсионной деятельности на форте Тотлебен и гарантирует, что наше с вами путешествие будет абсолютно безопасным, познавательным и увлекательным.
Источник
Экскурсия на форт Тотлебен «Непотопляемый линкор»
Кронштадт — форт Тотлебен
В 1897 году началось строительство двух искусственных островов в Финском заливе севернее острова Котлин. На них планировали расположить крупнокалиберные орудия для защиты морской крепости Кронштадт с северной стороны. Форты, построенные на этих островах получили названия А и В, в последствии Тотлебен и Обручев.
Эти «непотопляемые линкоры» имели некоторые преимущества перед настоящими морскими судами: им не требовался уголь. Они были существенно дешевле стальных кораблей. Их было невозможно потопить. На них располагалось больше орудий, поскольку они были больше по размерам, чем броненосцы того времени. Их обслуживала меньшая команда.
Но у них был недостаток и весьма существенный: они не могли двигаться!
Даже через сто с лишним лет они так и остались на своих местах, пережив вместе с крепостью Кронштадт и годы расцвета, и годы потрясений. Давно растаяли в тумане небытия все российские линкоры того времени, охранившись лишь на пожелтевших от времени фотографиях. И теперь мы имеем возможность совершив экскурсию на форты Тотлебен и Обручев, воочию увидеть эти непотопляемые линкоры 19-го века.
Программа экскурсии:
- 09.00. — отправление из Санкт — Петербурга, ст. м. Черная Речка
- Прибытие в Кронштадт.
- 10.00 — 11.00 — посадка на катер и переход на форт Тотлебен.
- Экскурсия по форту Тотлебен
Увидеть, как морские волны разбиваются об «непотопляемый линкор», пройтись по казематам, где до сих пор сохраняется дух былых времен, позволит экскурсия на форт Тотлебен. По пути вы проедете через один из самых значительных комплексов защитных сооружений — петербургскую дамбу, охраняющую город от страшных наводений. - Свободное время
После экскурсии у Вас будет свободное время, чтобы отдохнуть с красивым видом на Финский залив перед отправлением в обратный путь. - 16.00 — отплытие в Кронштадт (время примерное, зависит от погоды).
- 18.00. — ориентировочное возвращение в Санкт-Петербург, ст. м. Черная Речка.
Особенности данной экскурсии:
- Для посещения необходимо иметь теплую одежду для морской прогулки и фонарик.
- Туристу необходимо иметь с собой в поездке Полис обязательного медицинского страхования (ОМС).
В стоимость включено:
- Все переезды на комфортабельном автобусе;
- морская прогулка на катере;
- экскурсионное обслуживание по программе.
Дополнительно оплачивается (цены ориентировочные):
- Возможна доплата за доступ на форт Тотлебен — 300 рублей.
Фотоотчеты и статьи в «Школе путешественника»:
Этот тур мы можем организовать специально для вас,
с учетом ваших пожеланий по программе, времени
и месту отправления!
Источник
Форты «Обручев» и «Тотлебен» в Кронштадте
Форты «Обручев» и «Тотлебен», которые относятся к цепочке северных фортов Кронштадта, — два самых западных из них. Они находятся фактически уже на полпути в Сестрорецк. «Обручев» — самый большой не только из этих двух, но и вообще из всех приморских крепостей Санкт-Петербурга. Его длина составляет 950 м. «Тотлебен» не столь велик и находится ближе к Сестрорецку, зато он гораздо лучше сохранился. На одном только «Обручеве» было установлено около 60 орудий. Благодаря работе этой парочки весь северный фарватер у Петербурга был надёжно закрыт, как и примыкающая к берегу часть Карельского перешейка.
Форты «Обручев» и «Тотлебен» начали строить в 1896 г., когда реконструировали Кронштадтскую крепость. Реконструкция требовалась для того, чтобы насыпать два искусственных острова и поставить на них пару мощных бетонных фортов. Изначально форты, не мудрствуя, назвали «А» и «В» («Тотлебен» и «Обручев», соответственно). Тотлебен выстроили примерно в 4 км от Сестрорецка, а «Обручев» — в 7 км от «Тотлебена».
В 1930-х гг. форты модернизировали и оснастили новыми крупными орудиями, которые были в полной боеготовности к началу Советско-финской войны. Что и позволило активно использовать их для поддержки наступления на суше, а впоследствии, с началом Великой Отечественной — чтобы помешать финнам наступать на Ленинград.
В 1897 г. «Обручев» получил своё имя в честь начальника генштаба. Постройку его, как и соседа, планировалось завершить за шесть лет, но к этому сроку были едва-едва готовы острова с гаванями. Весь процесс в целом занял 16 лет: не последней причиной стало то, что артиллерия за время постройки существенно изменилась, и планы потребовали корректировки.
После того, как на форте «Обручев» было подавлено восстание в 1919 г., ему дали другое имя — «Красноармейский». Численность защитников «Красноармейского», согласно штатному расписанию, составляла почти 350 человек для мирного времени и почти 1000 — для военного. Увы, с середины 20 века форт остаётся заброшенным, и сегодня состояние его более чем печальное.
«Тотлебену», названному так в 1910 г. в честь отечественного военного инженера, повезло больше. Этот подковообразный форт, общая длина которого составляет 700 м, был рассчитан на 800 защитников. Для них здесь были обустроены церковь, кино, аптека, баня, пекарня. После революции форт получил имя «Первомайский» и также участвовал и в Советско-финской, и в Великой Отечественной войнах. В 1950-х гг. его модернизировали, а сразу после этого гарнизон расформировали, и «Первомайский» тоже оказался покинутым. Но с 1988 г. здесь была обустроена стоянка специального флота, и форт начали понемногу реставрировать. А в 1999 г. в «Тотлебене» обосновался опорный пост МЧС. Соответственно, долгое время осмотреть его было нельзя, но с 2010 г. попасть внутрь может любой желающий.
Практическая информация
В сезон к фортам отправляются экскурсии разной длительности и с разными маршрутами. Как правило, на посещение одного форта выделяется в среднем 2,5 часа. Энтузиасты добираются до фортов самостоятельно: зимой на лыжах или даже велосипедах.
Источник
Форты Кронштадта. Форт Тотлебен
В этом сезоне в однодневных поездках предпочтение отдаю путешествиям по фортам Кронштадта. В начале июля была поездка на форт Обручев, конец месяца ознаменовался экскурсией на форт Тотлебен. Оба форта строились в начале XX века в ходе модернизации Кронштадской крепости по одному проекту. После замечательного путешествия на форт Обручев очень хотелось взглянуть на его брата и сравнить оба форта.
Строительство фортов началось в 1896 году. Точнее, в 1896 году шла заготовка материалов и велась разработка проектов фортов. Проектировал форт капитан Инженерного управления А.А.Шишкин, он же являлся главным производителем работ. В феврале 1897 года под воду ушел первый ряж форта «А» (первоначальное название форта). Одновременно с формирование ряжевого обвода по периметру форта велась работа по забивке свай, отсыпка грунта в тело форта началась уже в начале XX века. К 1901 году был сформирован длинный (700м) и узкий остров, к 1909 году постройка форта была закончена, начались работы по установке орудий. В 1910 году с учетом осмысления опыта военных действий в обороне Порт-Артура началась модернизация форта.
В девять утра встречаемся у станции метро «Черная речка» и оправляемся в Кронштадт. На Ленинградской пристани нас уже ожидает знакомый водолазный бот.
Устраиваемся на борту бота.
Отшвартовываемся и посылаем прощальную волну в сторону кронштадтской пристани.
Повторяться про водолазный бот не буду, можно посмотреть и прочитать предыдущие посты. Нас ждет водная прогулка протяженностью один час 15 минут. Чем можно заняться в это время? Во-первых, обязательно надышать полной грудью морским воздухом. А дальше по интересам… Фотографировать, релаксировать, обозревать окрестности.
Можно разобраться в многочисленных оттенках голубого цвета, любуясь морскими далями и небесным сводом над ними.
Рассматривать объекты по ходу следования бота.
Пытаться поймать свое отражение через объектив фотоаппарата на водной поверхности.
А наше морское судно тем временем приближается к Морским северным воротам.
Путь от Ленинградской пристани до форта «по прямой» был бы значительно короче, но суда могут ходить по Финскому заливу строго по фарватеру.
Проходим через морские ворота.
А через некоторое время на горизонте появляются очертания форта.
И с каждой минуты размеры острова растут, очертания становятся четче.
И вот уже видны детали – бетонные бастионы, растительность, мачты пришвартованной яхты.
Заходим в гавань форта.
У главного портика форта Тотлебен пришвартована яхта, идем к дальней пристани. А проходя мимо яхты, любуемся белоснежной красавицей.
Наш гид Илья Шереметьев на правах матроса помогает капитану пришвартоваться. Виртуозная работа, не удержалась – запечатлела все этапы швартовки. Показываю Вам.
Работа сделана – бот удачно пришвартовался.
Группа «выгружается» на берег.
Экскурсия по территории форта Тотлебен была построена аналогично экскурсии по форту Обручев. Илья в течение часа водил нас по наземной части форта с рассказом и пояснениями, а потом мы самостоятельно, сбиваясь в группки, гуляли, как хотели – можно было исследовать казематы, погулять, покупаться, устроить пикник.
Форты Тотлебен и Обручев строились по одному проекту. Многое в их устройстве схоже. Главный портик форта Тотлебен внешне абсолютно повторяет портик форта Обручев. Но если на Обручеве за главным портиком скрывался сводчатый зал, в котором была гарнизонная церковь, то на Тотлебене церковь была деревянная. Стояла она недалеко от главного портика форта, к сожалению, церковь не сохранилась.
Офицерские жилые корпуса на обоих фортах располагались в отдельно стоящих кирпичных зданиях.
Кабинка туалета на форте Тотлебен один в один повторяет конструкцию туалета на форте Обручев.
Стоит отметить отличительную черту форта Тотлебен. Кроме дореволюционной туалетной модели здесь присутствует замечательная современная кабинка в ухоженном состоянии.
Со стороны моря берег островных фортов укреплен линией защитных бетонных волнорезов, которые предохраняют берег от размывов. Оказалось, что у фортов Обручев и Тотлебен есть еще одна линия волноломов, выходящая на некоторое расстояние в море. Эта линия первой встает на пути волны и уменьшает ее силу. Вокруг форта Обручев первая линия волноломов находится под водой, у Тотлебена она просматривается на всем протяжении берега форта со стороны моря.
Программа нашей наземной прогулки с Ильей включала в себя посещение двух труднодоступных мест (конечно, это было исключительно по желанию каждого из группы). Во-первых, мы осмотрели орудийные дворики на оконечности форта, которые запечатлены на фотоснимках времен Великой Отечественной войны.
Форт Тотлебен во время войны 1941-1945 годов поддерживал огнем 23-ю армию, оборонявшую Сестрорецк. В июне 1944 года гарнизон форта участвовал в артподготовке накануне наступления советских войск. В тридцатые годы XX века на форту были построены пулеметные ДОТы. Вот один из этих ДОТов мы и осмотрели. Чтобы попасть внутрь ДОТа пришлось вспомнить о ловкости наших прародителей (если следовать теории Дарвина). Сначала мастер-класс показал наш гид.
А это сам ДОТ. Амбразура, подставка для пулемета системы «Максим», ящик охлаждения (на стене). Можно также заметить выдолбленную стену – при «движении» пулемета стена в этом месте являлась препятствием, ее немного «подправили».
На территории форта установлен памятник погибшим на форте Тотлебен.
Форт Тотлебен выглядит более ухоженным по сравнению с фортом Обручев. И это не удивительно – в течение 20 лет за фортом присматривал реставратор и художник из Санкт-Петербурга Владимир Ткаченко. Он называл себя внештатным комендантом форта. В.Ткаченко вычистил, обустроил форт, создал импровизированный музей истории. В 2008 году вандалы устроили на форте погром, музей был разграблен. Многие экспонаты были утеряны безвозвратно. Мне показалось, что в той части форта, где жил Ткаченко, сохранилось больше металлических конструкций.
Кое-какая обстановка в помещениях, где жил В.Ткаченко, сохранилась. Помещения закрыты на замок, снимок сделан через разбитое окно.
Форт Тотлебен оказался более «обитаем», чем форт Обручев. В гавани форта стояли две яхты, катер. Отдыхают семьи с детьми, рыбаки, юные художники работают над морскими пейзажами, устанавливают и палатки.
Наша многочисленная группа также нарушила уединенность форта.
На фортах надо быть осторожными – на поверхности много открытых вентиляционных шахт. На форте Тотлебен значительная часть открытых люков защищена маркировочной лентой.
Несколько лет назад на телевизионных экранах демонстрировали фильм о том, что происходит с обустроенными и обжитыми территориями, когда их покидают люди. Поэтапно показывали, как природа принимает в свое лоно объекты цивилизации. Гуляя по территории форта, я ловила себя на мысли, что нахожусь на съемочной площадке похожего фильма. Люди с форта ушли, а природа завоевывает эти территории и начинает здесь властвовать.
В орудийных двориках разместились импровизированные клумбы.
Цветы растут и на камнях, точнее на бетоне.
Просто растительные виртуозы.
По казематам скоро можно будет водить экскурсии с «пещерной» тематикой и изучать сталактиты и сталагмиты.
Сколько труда Вам надо вложить на дачных участках, чтобы достигнуть такого же эффекта?
Орудийная башня постепенно превращается в огромную и глубокую зеленую клумбу.
В жилом офицерском корпусе образовался небольшой сквер с молодыми посадками. И только отдельные сохранившиеся элементы жизнедеятельности человека нарушают зеленое пространство и напоминают, что здесь когда-то были люди.
На фронтальной стенке форта буйство полевых цветов.
«Боевая улица» больше напоминает лесную тропинку. Тем более, что и плантации лесной земляники властвую вокруг.
Время пробежало незаметно, больше двух часов провели мы на форте. Пора в обратный путь.
При отходе судна от причала форта, капитан бота решил продемонстрировать нам ручной способ отшвартовки.
Мы покидаем форт Тотлебен.
В Кронштадте у нас была часовая остановка. Желающие могли с гидом посетить Морской собор. А мы с Ирой прогулялись до Петровской пристани и оценили готовность города к морскому параду.
В преддверии дня ВМФ у нас получилась замечательная поездка с морской тематикой. Даже однодневная поездка дает почувствовать себя в небольшом отпуске. Путешествуйте и отдыхайте.
Источник