12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
Далее предлагаем отправиться в 12-дневное путешествие по зимнику на арктический север России. Нашим гидом станет водитель грузовика, перевозящего различные грузы, в отдаленные уголки нашей необъятной страны.
Каждую зиму реки, в теплое время года покрывающие огромные пространства Сибири, замерзают. Когда холода становятся суровыми, жизнь большинства людей начинает протекать в закрытых помещениях. Но для кого-то покрытые льдом реки — знак того, что по ним могут ехать грузовики, а значит, — до тех пор, пока держится лед, — может идти торговля. Весенние температуры уже начинали разъедать зимнюю трассу, когда фотограф RFE/RL Амос Чаппл присоединился к одному молодому водителю в 12-тидневном путешествии на арктический север России.
Встречайте Руслана Дороченкова, ему 28 лет, он отец двух маленьких мальчиков. Уже восемь лет он ездит на своем «Камазе» по замерзшей Индигирке, отвозя продукты в арктический город Белая гора. Он получает хорошие деньги — около 600 долларов за поездку. Но каждая поездка — это «особенное приключение», и, как я понял на своем опыте, опасности сибирских зимников очень реальны.
Каждая поездка начинается здесь — в гараже на окраине Якутска. В машину загружают товары, делают последние приготовления. Груз бывает разным, в этот раз он большей частью состоял из продовольствия: в грузовик Руслана поместили 12 тонн макарон, масла для готовки и безалкогольных напитков, даже пару килограммов шоколадных круассанов. Нам помогает загружать машину парень по имени Гарик, он уезжает из Якутска к семье на север. Руслан предложил подвезти его в обмен на помощь во время поездки.
Собакам в гараже сейчас мало что перепадает. Весна берет свое, а значит, все мысли сосредоточены на тех нескольких днях, после которых закроются зимники. Руслан (справа) разговаривает по телефону с другим водителем, спрашивает у него о состоянии льда. Подготовка шла не быстро, но, наконец, поздним вечером Руслан отправляется в путь. Путь в Белую гору начинается с Колымского шоссе, которое построили с использованием труда заключенных в сталинскую эру. Мы проезжаем участок, на котором в феврале грузовик съехал с дороги. Машина и ее злосчастный водитель пролетели 70 метров. Это первая из нескольких историй, заставивших меня нервничать из-за предстоящей поездки. Около полуночи все ложатся спать. Двигатель и обогрев кабины на ночь оставляют включенными. Даже с работающим двигателем ночью может замерзнуть несущий вал. Водители грузовиков берут с собой огнеметы на случай, если придется размораживать части двигателя.
Руслан смотрит вперед, в то место, где Колымское шоссе поворачивает налево среди гор. Ясное солнечное утро, мы хорошо проводим время. До поры до времени. Мы встречаем друга Руслана Андрея, который тоже направлялся в Белую гору, но попал в аварию на своем минивэне. Мы перегружаем содержимое его грузовичка в нашу машину, Андрея приглашают присоединиться к нам. В кабине, рассчитанной на двух человек, нас теперь четверо. Примерно в середине пути наш грузовик съезжает на лед. Следующие 730 километров мы будем ехать по замерзшей Индигирке в сторону Арктики. Во многих участках реки течение настолько быстрое, что летом по ней не пройдешь на лодке. Зимой же река, подобно волшебному ковру, открывает доступ в области республики Саха, в которые практически невозможно добраться другим способом.
В узких местах лед стал очень гладким из-за образовавшихся здесь воронок. Вода просматривается на несколько метров в глубину, где поток несет осколки льда. Когда перед нами появилась прогалина, по форме напоминавшая грузовик, Руслан резко нажал на тормоз и начал разворачиваться, чтобы найти другой маршрут. «Свежая», — только заметил он. Руслан показывает фотографию грузовика коллеги. «Ему повезло. Если сначала будет заливать кабину, то все, конец». Мы едем дальше и проезжаем место, где в декабре сломались три грузовика. Один водитель умер чудовищной смертью, оказавшись подо льдом. Руслан рассказывает, как все произошло: «Ехало три грузовика конвоем, между ними было по 100-200 метров. Вдруг второй водитель потерял первый грузовик из виду. Не понял, что происходит. Когда он увидел воду [от первого грузовика, после того, как тот провалился под лед], нажал на тормоза. Первый на 9 метров ушел под лед, старик [водитель] утонул. Второй жал на тормоза, пытался остановиться, но тоже упал под лед. Температура −45°. Молодой парень, 23 года. У него в кабине был молоток, он разбил окно, вылез из воды и увидел третью машину. Он весь мокрый проходит 50 метров, пытается помахать третьему водителю, а температура −45° — на нем все [одежда] замерзает, пока он идет. Третий водитель не сразу понимает, что он ему пытается показать. Колеса скользят, машина наполовину уходит по воду. Но кабина остается наверху, и он выпрыгивает. Они идут пешком в Белую гору, которая от них в 25 километрах, но повезло — их подобрал человек на снегоходе. Молодой парень серьезно обморозился».
Вскоре и нам приходится столкнуться с тонким льдом. В некоторых участках реки талая вода, которая появляется близко к поверхности, даже в самые холодные зимние месяцы не дает образоваться толстому слою льда. Когда Руслан попытался проехать от одного берега прогалины до другого, мы услышали, как лед начал хрустеть. Я сидел у пассажирской двери и начал беспокоиться, что, если грузовик опрокинется на мою сторону, я окажусь под водой — с тремя людьми надо мной, которые будут пытаться найти выход. Я видел, что лед был хрупким, поэтому приоткрыл свою дверь и приготовился выпрыгнуть. Грузовик неожиданно накренился в мою сторону. Когда Руслан нажал на газ, он накренился еще сильнее. Я открыл дверь и выпрыгнул, в надежде преодолеть хрупкий лед, прежде чем грузовик обрушится на меня. Но лед выдержал. С помощью цепей Руслану удалось задним ходом выехать из прогалины. Еще дважды в этот день мы проезжали участки с пугающе тонким льдом.
Эту ночь я проводил в полной глуши, приговоренный к путешествию, которое начинало казаться ошибкой, но вдруг произошло нечто очень важное. В три часа утра небо передо мной начало зажигаться зеленым. Полярное сияние охватило всю линию горизонта. Кроме меня, его никто не увидел, — все остальные спали. Не могу объяснить это логически, но пока я смотрел на небо, меня покинуло чувство ужаса. Я почувствовал, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.
Следующее утро было ясным, а дорога — твердой, как скала. Когда я рассказал о пережитом Руслану, русский воспринял аспект «послания от Вселенной» серьезно. Несмотря на его любовь к грязному языку и тяжелой музыке, Руслан глубоко религиозен. Маленькая Зашиверская часовня — к ней приходят водители, проезжающие по зимнику. Руслан — во время каждой своей поездки. По его словам, Бог всегда помогал ему в сложные моменты на реке. У водителей есть и уникальные суеверия. Одно из них — нельзя справлять нужду рядом перед грузовиком: аналог убийству альбатроса. Руслан набирает питьевую воду из проруби, а мы приближаемся к одной из целей нашего пути. Вода удивительно чистая, даже если посмотреть на свет. Однако, несмотря на чувство гордости, которое вселяет в водителей грузовиков вид девственной природы, большинство, в том числе и Руслан, бросают мусор прямо на лед.
В городах и деревнях, окружающих Белую гору, начинаются проблемы с доставкой продуктов и с автомобилем. Руслан останавливается и для того, чтобы помочь каждому водителю, который встречается нам по пути. Поездка длится уже неделю — это неделя из 12-16-тичасовых дней, без душа и смены белья. Наконец, грузовик разгружен, и на горизонте появляется Белая гора. Большей частью город и его две тысячи жителей обеспечивают себя за счет рыбной ловли. Все, что осталось теперь, — безопасно вернуться в Якутск. Но сначала надо принять ванну. Руслан говорит, что он «будто заново родился».
В магазинах Белой горы на удивление много продуктов, но цены здесь значительно выше, чем в крупных российских городах. 100 грамм орешков кешью в одном магазине стоили 18 долларов (1150 рублей — прим. пер.). Поездка сильно отклонилась от графика, дороги официально закроются всего через несколько дней, поэтому на обратном пути Руслан едет быстро, иногда не останавливается и ночью. Грузовик пуст, но на улице становится теплее, а значит, дорога быстро исчезает. Начинается весеннее таяние, и уровень воды в реках начинает подниматься. Вода проходит сквозь лед и образовывает слой хрупкого льда над замерзшей рекой. Мы опаздываем на несколько дней и едем по тающему льду. Руслан останавливается, чтобы помочь еще одному водителю грузовика. Он берет на буксир сломавшуюся машину и предлагает водителю подвезти его до Якутска. Руслан говорит, что взаимопомощь на льду — это то, что «ты просто делаешь и все», и добавляет: «Традиции „обмани и ограбь“ сюда еще не добрались».
Когда мы снова оказываемся на твердой почве — Колымском шоссе, настроение улучшается — мы попадаем в яркие лучи весеннего солнца. Мы это сделали, Руслан успешно завершил еще одну поездку — за несколько дней до того, как ледяная дорога закроется до следующего сезона. Но, оказывается, Руслан не совсем закончил с зимниками. Он проведет три дня в Якутске, а затем попробует совершить путешествие еще один, последний в этом году, раз. «Тебе надо поехать со мной! — говорит он мне. — Воды будет по шею». Но на сей раз Руслан поедет один. Такие игры с ледяным шоссе — только для специальной породы людей: для тех, у кого зимник, как говорит Руслан, — «в крови».
Источник
Навстречу северному ветру:
путешествие к Русскому Северу
Суровая романтика Русского Севера привлекательна для автопутешествий. Особенно если до этого вы уже бывали в пешем походе по Хибинам, стояли с палаткой на Соловецких островах, сплавлялись на байдарках по р. Винче и плавали на катамаране в шхерах Белого моря. Поэтому при первой же возможности мы решили реализовать свою давнюю мечту — доехать до края земли.
Разумеется, планируя grand tour по Карелии и Кольскому полуострову, мы попытались включить в него как можно больше тех мест, где мы до этого не бывали. После не очень продолжительных сборов и дождавшись хоть какого-то позитива в сводках погоды, мы наконец выехали в сторону первого объекта, отмеченного на карте.
По странному стечению обстоятельств, до этого я ни разу не была в Старой Ладоге. Хотя мне было известно, что уже много десятилетий на территории крепости и ее окрестностях ведутся археологические раскопки 1 . Когда я увидела крепость, стало ясно, что здесь можно говорить не столько о реставрации, сколько о реконструкции. От оригинальных крепостных стен осталось немного. Впрочем, памятники архитектуры крайне редко доходят до нас в первозданном виде, за века их несколько раз успевают перестроить.
В первый день мы планировали доехать до Петрозаводска и там переночевать. Рядом с городом на Онежском озере есть знаменитый водопад Кивач, палеовулкан Гирвас, музей деревянного зодчества Кижи и другие интересные места. Чтобы успеть к вечеру оказаться в Кандалакше, мы решили остановиться только на водопаде Кивач и палеовулкане Гирвас. По дороге удалось выяснить, что на территории Карелии существует целая цепь древних потухших вулканов, включая расположенный на территории заповедника «Кивач» 2 . По мере нашего приближения к Кольскому полуострову погода становилась все хуже.
Водопад Кивач © Светлана Морозова
Палеовулкан Гирвас © Светлана Морозова
Неожиданно утро в Кандалакше нас встретило солнцем. Неужели «край летучего камня» будет к нам благосклонен? Впереди лежала бескрайняя полярная тундра и плескалось Баренцево море. Перед отъездом мы посмотрели на шхеры Кандалакшского залива со смотровой площадки. Вода сверкала в лучах утреннего солнца.
Равнинная тундра © Светлана Морозова
Берег Баренцева моря © Светлана Морозова
Берег Баренцева моря © Светлана Морозова
Миновав горную часть Кольского, не заезжая в Мурманск, мы сразу отправились в Териберку. Село это получило известность после фильма «Левиафан» (2014), но имеет богатую историю. Человек в этих местах жил со времен неолита. В районе Териберки на данный момент обнаружено 12 стоянок эпохи раннего металла, включая три у водопада Териберский Падун 3 .
У водопада Териберский Падун © Светлана Морозова
Водопад Териберский Падун © Светлана Морозова
Водопад Териберский Падун © Светлана Морозова
О качестве дороги на Териберку уже столько сказано, что добавить нечего. Подъезжая к Териберской губе, мы неожиданно увидели радугу! Если учесть, что всю дорогу нас сопровождали дождь и туман, это было подобно чуду. Впрочем, чудо длилось недолго. Ближе к вечеру начался проливной дождь и поднялся сильный ветер. Но мы все же решились попробовать снять пляж «Яйца драконов» и водопад, ведь на следующий день и далее улучшения погоды не обещали. Более экстремальных условий съемки в моей жизни не было. Меня спасло лишь то, что в машине случайно оказался непромокаемый костюм для плавания на катамаране.
Радуга в районе Териберской губы © Светлана Морозова
На следующее утро мы посетили кладбище кораблей и направились вглубь Кольского, в Ловозеро. В негласной столице саамов тоже шел дождь уже несколько дней. Местные нам настоятельно рекомендовали отказаться от похода к Сейдозеру из-за плохой погоды. Но мы решили попробовать дойти хотя бы до перевала Эльморайок и сделать пару снимков. От идеи сфотографировать Куйву пришлось отказаться сразу, а Сейдозеро оказалось полностью закрыто туманом. Саамы в таких случаях говорят: «Куйва не пустил!»
Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова
Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова
Кладбище кораблей, с. Териберка © Светлана Морозова
Вернувшись с перевала к стоянке у горно-обогатительного комбината, мы сели сохнуть в машину. Горячий чай из термоса нас быстро согрел. Можно было отправляться в Кировск. В тот же день в Хибинах стояла на удивление безветренная погода, сияло солнце. Прогноз обещал ночью магнитную бурю. Но к вечеру небо опять затянуло тучами, поэтому северное сияние увидеть не удалось.
Перевал Эльморайок, Ловозерские тундры © Светлана Морозова
Вид на г. Кировск со стороны Хибин © Светлана Морозова
Горы Хибины © Светлана Морозова
В Хибинах мы планировали добраться на машине до водопада Красивый. Множество ресурсов в Интернете уверяло, что дорога до базы КСС «вполне приличная», и по ней может проехать «любая легковушка». Это действительно так, если у вас машина с полным приводом.
Озеро у дороги на базу КСС © Светлана Морозова
Водопад находится на реке Рисйок, что в переводе с саамского означает «Березовая река». Действительно, по берегам горной речки растут невысокие березки. Несмотря на свое название, водопад находится на речке, вода в которой не является родниковой. Она питается ручьями, вытекающими из штолен объектов, на которых были произведены два ядерных взрыва 5 .
Водопад «Красивый», Хибины © Светлана Морозова
Река Рисйок, Хибины © Светлана Морозова
Водопад «Красивый», Хибины © Светлана Морозова
Из Хибин мы отправились в Лапландский заповедник. Когда мы поднялись на вершину Ельнюн II, нашим взорам открылись бескрайние просторы горной тундры и озер. На горе расположен сейд — священный камень саамов. Согласно верованиям саамов, в сейды вселялись духи, благодаря чему камни оживали. О них сохранилось много сказок и преданий 8 .
По пути на гору нам удалось встретить только лемминга и белку, но на берегу Чунозера мы обнаружили следы медведя. В заповеднике большое количество лишайников, которых мы не видели в других местах. Здесь горная часть нашего путешествия закончилась.
Вид с горы Ельнюн II, Лапландский заповедник © Светлана Морозова
Чунозеро, Лапландский заповедник © Светлана Морозова
Сейд, Лапландский заповедник © Светлана Морозова
Стоит отметить, что все три горных массива, на которых мы побывали, внешне похожи. Это старые низкие горы, самые высокие из которых чуть более 1000 метров. Населенность этих мест не одинакова. Местность вокруг Ловозерских тундр заболочена, единственный населенный пункт в этих местах — пос. Ревда. В Хибинах есть два города (Апатиты и Кировск) и горнолыжный курорт. Массив Чуна-тундра находится на территории заповедника.
Из всех горных массивов Кольского Хибины наиболее подверглись промышленному освоению. Впрочем, развитие горной промышленности началось лишь в начале годов ХХ века, после экспедиций А. Е. Ферсмана. Более ранние попытки добычи полезных ископаемых, в том числе серебра, кончались неудачами 4 .
Горные массивы Кольского имеют разную геологическую историю. Возраст Ловозерского щелочного массива, по данным изотопного анализа, составляет 362 ± 17 млн лет. По-видимому, Ловозерские тундры несколько древнее Хибин. Ловозерские тундры и Хибины разделены Умбозером. С противоположной стороны Хибинские тундры ограничены озером Имандра. Возраст Хибин, по данным изотопного анализа, составляет млн лет. Ловозерский и Хибинский массивы по своему внутреннему строению автономны, поэтому, хотя состав образующих их пород схож, они являются независимыми. Горный массив Чуна-тундра расположен в Северо-Восточной части Балтийского щита и входит в состав Главного хребта. Горы эти начали формироваться в ранний верхнеархейский период (≈ млрд лет) и состоят из пород, частично отличающихся от состава пород, образующих Ловозерский и Хибинский массивы 6 .
Из горной части Кольского полуострова мы вернулись обратно в Кандалакшу. В местах этих в древности селились рыболовы. Одно из первых упоминаний о поморах и строительстве в районе Кандалакши в русских летописях относится к началу XVI века: «Приехали к Москве (в 1526 г.) Поморцы и Лопляне с моря Океана из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом государю, и просили антиминс и священников церковь осветить и просветить их святым крещением, и Государь велел архиеп. Макарию послать из Новаграда от Соборной церкви священника и дьякона, и они приехали осветили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих Лоплян крестили. » 7 Позднее при храме был построен Кандалакшский монастырь, упраздненный еще в XVIII веке. До наших дней постройки не сохранились.
По возращении в Кандалакшу мы сделали несколько фотографий шхер Кандалакшского залива. На Белом море в тот вечер был штиль. В небе сияло закатное солнце. Вместе с нашим путешествием по Кольскому полуострову закончился и бесконечный проливной дождь. Впереди нас ждала дорога домой.
Кандалакшский залив, Белое море © Светлана Морозова
Кандалакшский залив, Белое море © Светлана Морозова
Автор выражает благодарность И. А. Горбунову за помощь в проведении съёмок.
- Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования / ИИМК РАН. СПб.: Невская Книжная Типография, 2018. 536 с., 171 ил. (Труды ИИМК РАН. Т. LIII).
- Куликова В. Палеопротерозойские вулканы Центральной Карелии и модели их образования (новый взгляд) // Литосфера. 2010. № 3. С.
- Шумкин В. Я., Колпаков Е. М., Мурашкин А. И. Исследования Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН в Мурманской области (район Териберской губы Баренцева моря) // Записки Института истории материальной культуры. 2009. №. 4. С.
- Ферсман А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова. Современное состояние. Анализ. Прогноз. М.-Л.: АН СССР, 1941. 345 с.
- Романович И. К. Научное обоснование подходов к организации и проведению радиационного обследования реабилитированных радиационных объектов // Радиационная гигиена. 2017. Т. 10. №. 3. С.
- Пожиленко В. И. и др. Геология рудных районов Мурманской области. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2002. 359 с.
- Карамзин Н.М. История Государства Российского. Кн. 2, Т. VII. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1842. С. 57
- Бодрова О. А. Фольклорные сказки и предания кольских саамов в трудах российских исследователей // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. №. 2 (21). C.
Источник