- § Государственно-политическое устройство Франции
- Государственный строй
- Законодательная власть
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Местное самоуправление
- Франция политическое устройство страны
- Политическая система Франции до республики и сейчас
- Франция: какой она была до Республики
- Политический строй сегодня
- Как функционирует политическая система
- Если сложилось президентское большинство
- Если сложилось оппозиционное большинство
§ Государственно-политическое устройство Франции
Государственный строй
Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:
- выборы Президента на основе всеобщего прямого голосования (1962 г.),
- введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),
- введение единой сессии парламента и расширение компетенций референдума (1995 г.),
- принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии (1998 г.),
- создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),
- уменьшение срока президентского мандата (2000 г.),
- реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),
- реформа об обновлении государственного устройства и установления равновесия распределения властей (2008 г.).
Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.
Законодательная власть
Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину [9] . Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года. По итогам выборов, состоявшихся в сентябре 2008 года, 343 члена Сената распределяются следующим образом:
- Фракция «Союз за народное движение» (UMP):151
- Социалистическая фракция: 116
- Фракция «Центристский Союз»: 29
- Коммунистическая, республиканская и гражданская фракция: 23
- Фракция «Европейское демократическое и социальное объединение»: 17
- Не состоящие ни в одной фракции: 7
Официальный сайт Сената Франции — www.senat.fr
По итогам выборов 10 и 17 июня 2007 года, Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, распределяющихся таким образом:
- Фракция «Союз за народное Движение» (UMP): 314 (плюс 6 присоединившихся)
- Социалистическая радикальная и гражданская Фракция: 186 (плюс 18 присоединившихся)
- Левая демократическая и республиканская фракция: 24
- Новая центристская фракция: 20 (плюс 2 присоединившихся)
- Не состоящие ни в одной фракции: 7
Официальный сайт Национальной Ассемблеи: www.assemble-nationale.fr
Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.
Исполнительная власть
В Пятой республике премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства (статья 20). Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов (статья 21). Существует у премьер-министра собственный сайт: www.premier-ministre.gouv.fr.
Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия . Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.
Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции. [10]
С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).
Судебная власть
Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.
Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования. [11]
Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.
При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд . Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции. [12]
Местное самоуправление
Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.
Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.
Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.
Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.
Источник
Франция политическое устройство страны
В нынешней Франции, государственная власть осуществляется в соответствии с конституцией 1958 года (одиннадцатая в истории Франции), ее также называют конституцией 5-ой Республики.
Франция – это Республика, где все граждане равны перед законом, независимо от происхождения, расы или религии. Конституция обеспечивает нормальное функционирование общественной жизни, организовывает и подразделяет государственную власть на исполнительную и законодательную, между тремя «участниками»: президент Республики, Правительство и Парламент.
Президент Республики (или глава государства) избран на пять лет всеобщим прямым голосованием. Он назначает Премьер-министра и, вместе с ним, членов правительства. Он возглавляет Совет Министров, утверждает законы и может выносить на референдум законопроекты; он может, посоветовавшись с Премьер-министром и главами Ассамблеи, объявить о роспуске Национального собрания; он руководит дипломатией, он участвует в переговорах, назначает французских послов, принимает послов других стран. Он — глава армий; он назначает гражданских и военных высших чиновников. У него есть чрезвычайные полномочия в случае кризиса. Он живет в Елисейском дворце в Париже.
В состав правительства входит Премьер-министр и переменное количество министров и государственных секретарей. Премьер-министр обладает широкими полномочиями: он обеспечивает взаимодействие между исполнительной властью и Парламентом, он следит за исполнением законов; он может собрать Парламент; он отвечает за Национальную безопасность. Наиболее важные министры это министры экономики и финансов, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, просвещения, обороны. Премьер-министр живет в отеле Матиньон в Париже.
Парламент двухпалатный, он состоит из двух ассамблей: Национальное собрание (или Палата депутатов) и Сенат. Парламент осуществляет законодательную власть: обе палаты принимают закон. Ассамблеи собираются не реже двух раз в год на сессиях (осенью и весной). Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, избранных на пять лет, всеобщим избирательным правом. Сенат насчитывает 315 сенаторов; он избран на девять лет — с обновлением состава каждые три года непрямыми выборами. Парламент принимает законы, ратифицирует международные договоры.
Часто, французы говорят, что во Франции, именно Париж решает все. Самая маленькая административная операция в деревне, которая самая далекая от столицы, должна быть решена в Париже. Так же говорят, что Франция — самая централизованная страна в Европе в отличие от других стран федерального типа: Швейцария, Великобритания или Федеративная Германия (ФРГ).
Франция разделена на 21 Регион и административно-территориальное образование Корсики. Регионом управляет Региональный совет. Президент и советники избраны всеобщим голосованием. Франция насчитывает 96 департаментов, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Собрание, Гайана) и заморские территории (Полинезия, Новая Каледония, Святой-Пьер и Микелон и некоторые другие). Департаментом управляет Генеральный совет. Департаменты разделены на округи (327), кантоны (3828) и районы (36 551). Во главе администрации города мэр, которому помогает муниципальный совет.
Источник
Политическая система Франции до республики и сейчас
Добрый день друзья!
Хочу рассказать вам, какова на сегодняшний день политическая система Франции. Мы много слышали и читали про блистательный век французских королей. Но, что там происходит сегодня?
Думаю, это интересная тема. Особенно, если вы подумываете переехать жить во Францию. Все там не сложно, сейчас объясню.
Из этой статьи Вы узнаете:
Франция: какой она была до Республики
До появления республиканского строя, Франция была примером абсолютной монархии. Короли правили Францией еще с I века нашей эры. Первая королевская династия — Меровинги. Тогда на территории современной Франции было несколько королевств.
Уже при следующей династии, Капетингов, Франция приобретает более или менее постоянные границы. Далее шла известная династия Валуа вплоть до 1589 года. Затем, Бурбоны, потом дом Бонапартов.
21 сентября 1729 года — День Французской Революции. Кровавая, беспощадная, она сместила короля Людовика XVI. По итогам образуется Французская Республика. Она была переименована в Первую Республику в 1804 году Наполеоном. После этого он становится императором.
Французская революция отменила монархию, по ее итогам:
- Существует лишь одна Конституция, провозглашенная народом Франции.
- Личность и Собственность охраняются народом.
- Монархия упраздняется.
В таких тезисных терминах можно охарактеризовать новую политическую систему Франции.
Политический строй сегодня
Современный политический строй: президентско-парламентская республика. Во главе стоят:
- президент;
- премьер-министр;
- правительство;
- двухпалатный парламент (состоит из Национального собрания и Конституционного совета).
Более мелкие органы управления: департаменты и коммуны. На сегодняшний день было 5 периодов Республики, а значит — 5 принятых Конституций. Первый период начался с приходом Наполеона к власти. Послевоенное время, в начале 20 века — третья и четвертая Республики.
Самые влиятельные партии сегодня:
- французская социалистическая партия;
- радикалы;
- коммунисты;
- объединение в поддержку Республики;
- республиканцы;
- социал-демократы;
- национальный фронт(с 1972 г.);
- мелкие партии заграничных департаментов.
Выборы проходят методом народного голосования. Поддержанию политической системы, основ Конституции страна уделяет большое значение. Во Франции живет много русских.
Состав Франции включает 96 департаментов. У Франции есть 4 заморских департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Гвиана). А еще две территории: Сен-Пьер и Микелон. Самая крупная административная единица — регион.
Карта регионального деления Франции
Как функционирует политическая система
Президент и Премьер-министр обладают разными полномочиями, но их объем, соотношение зависит от Парламента и состава политических партий. А точнее, от того какие партии вошли в Национальное собрание. Далее все зависит от состава партий.
Если сложилось президентское большинство
Президент сам может назначить премьер-министра. Президент обладает правом принимать окончательные решения. Он же вправе формировать новое правительство, если считает, что в данном случае старый состав не может действовать эффективно. Тогда устанавливается строй президентской республики. В таком раскладе президент — глава исполнительной власти страны.
Если сложилось оппозиционное большинство
Президент тоже назначает премьера. Но, в этом случае исходя из сложившегося распределения мест в Национальном собрании. Тогда происходит следующее: президент относится к одной партии, а премьер к другой. Режим уже принимает парламентский характер, а премьер-министр уже не обязан подчиняться всем решениям президента. Оба должны прислушиваться друг к другу.
При таком распределении сил между партиями, премьер занимается внутренней политикой, а президент — внешней.
Примеры таких политических комбинаций
- 1986—1988 президент Франсуа Миттеран относится к социалистической партии. А голлист Жак Ширак становится премьером.
- 1993—1995 Франсуа Миттеран снова выбран президентом. Его премьер Эдуар Балладюр, голлист.
- 1997—2002 роли меняются. К власти приходит голлист Жак Ширак, а премьером становится Лионель Жоспен.
Такая система партийного взаимодействия показала себя весьма эффективной. У всех есть право голоса, а постоянное соперничество не дает определенной партии диктовать свои условия. Просто необходимо искать баланс при принятии любых государственных решений.
Думаю, нам удалось разобраться в этом вопросе. Читайте так же статьи про систему образования во Франции и всемирные музеи. Если есть вопросы — обязательно оставляйте их в комментариях.
Подписывайтесь на мой блог, находите еще больше полезных статей и правил, а так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.
С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!
Если Вам понравилась статья, то поделитесь, пожалуйста, с друзьями!
Источник