Сущность и функции финансов. Финансовая система
Многообразие взаимосвязи в процессе общественного воспроизводства опосредствуются деньгами. При этом деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение. В результате данного движения образуются: 1) фонды денежных средств государства, фирм и населения; 2) собственно денежное обращение. С движением денежных фондов и связано понятие финансов как особой формы экономических отношений.
Финансы прямо и непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Сказанное позволяет дать следующее определение финансов:
Финансы есть совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства.
Необходимость финансов обусловлена наличием товарно-денежных отношений. При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение продукта происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Стоимостная форма движения порождает определенные денежные фонды, которые опосредствуют движение продукта в натурально-вещественной форме. Иначе говоря, переход продукта из производства в потребление совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих фондов. Возникающие при этом денежные, экономические отношения и составляют сущность финансов. Отсюда следует, что финансы представляют собой объективно необходимую категорию воспроизводства.
Однако было бы неправильно считать, что финансы охватывают всю совокупность денежных отношений. Денежные отношения в целом шире финансов. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Полное раскрытие сущности финансов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и их общественного назначения, т.е. их функции. Совокупность функций характеризует финансы всесторонне и, следовательно, полностью раскрывает их сущность. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольно-стимулирующую.
Распределительная функция финансов связана с распределением совокупного общественно продукта и национального дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы сами по себе распределяют продукт, а в том, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств. В соответствии с распределением денежных фондов (доходов и накоплений) между государством, фирмами и населением происходит и распределение созданного продукта в натуре.
Финансы опосредствуют формирование и использование как первичных, так и вторичных (конечных) доходов в составе национального дохода. Распределение и перераспределение национального дохода с помощью финансов осуществляется двумя методами:
1) финансово-бюджетным методом. Он применяется при изъятии доходов в бюджет и выдаче средств из бюджета в безвозвратном порядке;
2) кредитно-банковским методом. Он означает аккумуляцию временно свободных ресурсов и выдачу кредитов на основе возвратности.
Основными целями финансового перераспределения национального дохода являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами непроизводственной сферы, где, как известно, национальный доход не создается;
2) целенаправленное распределение финансовых ресурсов между отдельными экономическими районами страны;
3) приоритетное межотраслевое распределение финансовых ресурсов, обеспечивающее преимущественное развитие наиболее прогрессивных отраслей;
4) рациональное внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов, стимулируемое различной рентабельностью и варьируемой эффективностью капитальных вложений.
Таким образом, финансовое распределение и перераспределение национального дохода обеспечивает необходимые пропорции в воспроизводстве материальных и денежных ресурсов общества и фирм.
Контрольно-стимулирующая функцияфинансов связана с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций. Различают следующие виды финансового контроля:
1) финансово-хозяйственный контроль. Он осуществляется финансовыми органами фирм, предприятий, объединений, министерств и ведомств путем распределения фондов денежных средств. Так оказывается воздействие на весь ход воспроизводства: на объем выпуска и реализации продукции, на себестоимость и рентабельность, на оплату труда. Этот вид финансового контроля направлен на систематическое повышение эффективности производства;
2) финансово-бюджетный контроль. Он осуществляется через изъятие части прибыли предприятий в государственный бюджет, а также путем финансирования предприятий и строек. Так финансовая система контролирует своевременность установленных платежей в бюджет, а также выдачу бюджетных средств в зависимости от выполнения бизнес-плана или темпов строительства;
3) кредитно-банковский контроль. Он осуществляется посредством кредитования фирм и предприятий. Контрольная функция финансов в данном случае проявляется через принципы предоставления кредита: срочность, возвратность, платность. Этот вид контроля осуществляется посредством системы расчетов (за продукцию, работы, услуги), которые проходят через банк.
Финансы играют важную роль в установлении оптимальных пропорций развития макроэкономики, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов воспроизводства, в повышении эффективности производства. Экономическая роль финансов проявляется по следующим направлениям:
1) финансы, ускоряя кругооборот капитала, способствуют росту эффективности производственной деятельности фирм;
2) финансы путем постоянного соизмерения доходов и расходов укрепляют и развивают коммерческий расчет фирм;
3) финансы путем распределения и перераспределения фондов денежных средств обеспечивают оптимальные пропорции экономического роста;
4) финансы создают экономическую основу оптимизации сочетания фондов потребления и накопления в национальном доходе. От этой пропорции зависят темпы расширенного воспроизводства, динамика жизненного уровня населения;
5) финансы способствуют развитию многообразных форм собственности и форм хозяйствования в национальной экономике. Новые отношения и субъекты собственности и рынка не смогут возникнуть и развиться без финансовой поддержки государства, спонсоров и процветающих фирм.
Финансы— это динамично развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве.
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определения различий между ними. В соответствии с общей природой экономических систем выделяют два основных принципа организации финансовой системы.
1.Принцип демократического централизма присущ командно — административной системе. По такому принципу была построена финансовая система в СССР, где все финансовые учреждения страны были обязаны исполнять директивные указания центра. Все финансовые средства аккумулировались в государственном бюджете и оттуда перераспределялись между нижестоящими звеньями.
2. По принципуфискального федерализма построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Государственные, федеральные бюджеты и налоги в них отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой стороны — участниками федерации и муниципалитетами.
После перехода РФ к новым экономическим отношениям в 1991 г. финансовая система нашей страны стала строится по принципу фискального федерализма. В соответствии с административно — территориальным устройством России она имеет трехступенчатую структуру:
1) Федеральный бюджет и налоги;
2) бюджеты и налоги субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга);
3) бюджеты и налоги местных органов самоуправления.
В целом структура финансовой системы может быть представлена следующим образом:
— государственные финансы, включающие в себя централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства;
— региональные финансы — территориальные денежные фонды, привлекаемые для экономического и социального развития регионов;
— финансы предприятий и отраслей, т.е. денежные фонды, предназначенные для решения производственных и социальных проблем на уровне предприятий и отраслей.
Перечисленные здесь финансы взаимосвязаны и представляют в стране финансовую систему, т.е. систему отношений между экономическими субъектами в формировании и использовании фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов.
В полном объеме функции финансовой системы проявляются на государственном, общенациональном уровне:
— аккумулирующая — создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;
— регулирующая — стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития НТП и решения социальных проблем;
— распорядительная — формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения и особенно через госбюджет;
— контрольная— обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.
Все элементы финансовой системы функционируют на основе взаимозависимости и составляют финансовый механизм, включающий финансовую систему как его основу, организацию деятельности финансовых органов и подразделений, разработку и социальную направленность финансовой политики, подготовку кадров для финансовой деятельности.
Источник
1.1. Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации
Финансы – (фр. finance от лат. financia – доход, денежный платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребности в ресурсах.
Финансы — это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.
С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
2) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
3) государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
4) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
5) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
6) отдельными звеньями бюджетной системы;
7) органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
8) внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;
9) внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей и др.
Финансовые отношения возникают при неэквивалентном перераспределении доходов общества.
Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Состав основных звеньев финансовой системы РФ, приводимых в учебниках разных авторов по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Государственные и муниципальные финансы», отличается.
На практике финансовая и кредитная система тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Финансы и кредит отдельных секторов экономики образуют финансово-кредитную систему государства. Бабич А. М. и Павлова Л. Н.[1] рассматривают следующую структуру финансово-кредитной системы РФ:
Финансовая система РФ | Кредитная система РФ | ||||||||||||||||||||||||||
Финансы предприятий различных форм собственности | Страхование | Государственные и муниципальные финансы | Финансы домашних хозяйств | Международные финансы | Банковский кредит | Коммерческий кредит | Государственный и муниципальный кредит | Личный кредит | Международный кредит |
Характеристика звеньев финансовой системы:
1) Финансы предприятий различных форм собственности, в свою очередь, можно подразделить на финансы коммерческих организаций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов и т.д.) и некоммерческих организаций (учреждений, общественных объединений, потребительских кооперативов, общественных фондов и др.).
2) Страхование также может рассматриваться как сложная система, образующаяся из обязательного страхования, добровольного страхования, имущественного страхования, личного страхования, страхования ответственности, перестрахования и др.
3) Государственные и муниципальные финансы включают в себе федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, налоги, сборы, государственный и муниципальный финансовый контроль, бюджетные учреждения социальной сферы и др.;
4) Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета (доходы и расходы населения), сбережений домашних хозяйств, ценных бумаг, находящихся на руках у населения, и др.
5) Международные финансы объединяют различные финансы, в том числе международных финансово-кредитных организаций, международных неформальных финансово-кредитных клубов, ассоциаций, международных корпораций и др.
Характеристика звеньев кредитной системы:
1) Банковский кредит состоит из кредитов Центрального банка РФ, кредитов коммерческих банков, межбанковских кредитов и др.
2) Коммерческий кредит включает отгрузку товаров с рассрочкой в оплате, вексельный кредит, товарный кредит и т.д.
3) Государственный и муниципальный кредит состоит из межбюджетных ссуд, целевых кредитов, государственных и муниципальных займов и др.
4) Личный кредит – это кредит, предоставляемый на основе долговых расписок, дружеский кредит и др.
5) Международный кредит состоит из межгосударственного кредита, кредита международных финансово-кредитных организаций, международных займов и др.
Дробозина Л.А.[2] выделяет такие звенья финансовой системы Российской Федерации:
1) государственную бюджетную систему;
2) государственный кредит;
3) внебюджетные специальные фонды;
4) фонды имущественного и личного страхования;
5) финансы предприятий различных форм собственности.
Ковалев А. П.[3] предлагает финансовую систему, включающую в себя общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Наглядно структура финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структура финансовой системы Российской Федерации
Поляк Г.Б.[4] приводит структуру финансовой системы в виде следующей схемы:
Рис. 1.3. Структура финансовой системы РФ
Финансовые ресурсы – совокупность целевых фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовые ресурсы включают ресурсы государственной бюджетной системы, внебюджетных правительственных фондов и предприятий различных форм собственности (амортизацию и прибыль, остающуюся в их распоряжении).
Источник