- Модуль 1. Сущность, роль и функции финансов зарубежных стран
- Лекция 2. Сущность финансов зарубежных стран
- Тема 1. Сущность, роль и функции финансов зарубежных стран ключевые понятия:
- Темы докладов:
- Понятие финансовой системы в зарубежной экономической науке.
- Фома Аквинский (XIII в.) Ксенофонт, Аристотель (древние века) ж. Боден (XVI в.) д. Карафа (XV в.)
Модуль 1. Сущность, роль и функции финансов зарубежных стран
ПРОГРАММА КУРСА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Августа 2016 года база отдыха «Смена».
Земельного цикла
Дисциплин и дисциплин имущественно
Финансово-правовых
Муниципальный район/городской округ _________________________________
3. Контактный телефон
№ | ФИО полностью | Дата рождения | Данные паспорта (номер, серия, кем когда выдан) | Образовательное учреждение, класс | Основные достижения |
1. | |||||
2. |
Ответственный за формирование делегации:
6. Контактный телефон
по выполнению контрольной работы бакалаврами заочной формы обучения по профессионально-образовательной программе направление 38.03.01 «Экономика»
профиль 38.03.01.07 «Финансы и кредит»
дисциплина «Финансовые системы зарубежных государств»
1.1.Цели рассмотреть сущность роль, которую выполняют финансы в условиях развитой рыночной экономики, изучить современные западные теории государственных финансов, при этом основное внимание уделяется практическому использованию этих теорий – повышению эффективности налогов, государственного кредита, государственного бюджета, усилению их воздействия на экономические процессы, на темпы экономического роста.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
— подготовить обучающихся овладевших основными направлениями развития финансовой системы западных стран;
— выработать у обучающихся профессиональный подход к реализации теоретических и практических навыков в работе;
— провести расчеты финансовых, экономических и социально-экономических показателей зарубежных государств.
Лекция «Сущность, роль и функции финансов зарубежных стран»
Функции финансов. Функции государства. Финансовая политика. Использование финансовых институтов, как инструмент государственного регулирования.
Финансовая система зарубежных стран, ее звенья: государственный бюджет, специальные правительственные фонды, государственный кредит, финансы предприятий. Значение отдельных звеньев.
Усиление связи финансовой системы с банковской системой. Финансовый рынок. Рынок ценных бумаг. Управление финансами зарубежных стран. Органы по управлению финансами. Функции финансовых органов.
Финансовый контроль, его задачи и сущность. Формы и методы финансового контроля. Орган финансового контроля в зарубежных странах. Финансовый аудит в зарубежных странах.
Современные западные теории государственных финансов. Теория «эффективного спроса» Дж. Кейнса. Теория «о встроенных стабилизаторах» А. Хансена. Теория «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона (теория «общественного товара»). Монетаристская теория М. Фридмана. Критика фискальной политики Дж. Кейнса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Лекция 2. Сущность финансов зарубежных стран
6.
5.
4.
3.
2.
1.
Сущность финансов зарубежных стран
Лекция 1.
1. Возникновение понятия «ф» и его экономическое содержание
2. Функции финансов
3. Финансовая политика и финансовое право
4. Финансовый рынок и его структура
5. финансовый контроль
6. основные теории государственных финансов.
Термин «Ф» появился в Западной Европе в 17 веке и в переводе на русский язык означает «денежный поток или платеж в срок».
По поводу точного возникновения финансовых отношений историки не называют точной даты. Существуют точки зрения, связанные с тем, что финансы возникли в то время, когда государство стало собирать налоги в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет), другие же предполагают, что финансовые отношения возникли еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации.
С приходом на Русь монголо-татар в киевской Руси произошло серьезное развитие финансовых отношений из-за уплаты дани Золотой орде в форме драгоценных металлов (золото, серебро).
До революции финансовая наука рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, которые использовались государством и в дореволюционном словаре дано следующее орпеделение «Ф»: это совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государством различных общественных групп.
Советские финансы –это денежные ресурсы, сосредотачиваемые в распоряжении государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, охране социальной собственности и обороне страны.
Финансы выполняют следующие функции:
· контрольная. Сущность ее заключается в том, что распределяет ВВП по соответствующим фондам и расходованию финансовых средств субъектов экономических отношений по целевому назначению, в целях стимулирования процесса расширенного воспроизводства;
· распределительная; разграничивается на 2 составляющие: 1-ая из них заключается в создании основных(первичных доходов) путем распределения национального дохода среди участников материального производства; 2-ая составляющая заключается в создании вторичных(производственных доходов) путем перераспределения НД между производственной сферой и непроизводственной отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Некоторые ученые выделяют вторую составляющую в отдельную группу и называют ее перераспределительной функцией.
· Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через государственные расходы, налоги и кредиты.
Финансовая политика –совокупность мероприятий государства в области финансов.
Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики значительно сокращены.
В настоящее время государство может диктовать цены на продукцию естественных монополий (ООО «РЖД», «РАО ЕЭС»), драгметаллы и оружие.
Финансовая политика в зависимости от длительности и характера решаемых задач подразделяется на:
Стратегия– это долговременный план ( примером фин. стратегии является антиинфляционная политика, политика по приватизации гос.сектора, различные программные документы).
Фин.тактика направлена на решений задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи фин.тактики ограничены годом.
Финансовое праворегулирует финансовые отношения между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования и населением, с другой стороны.
Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий регулируются административным и гражданским правом.
В США существует порядка 7000 Федеральных законов.
В Бельгии – 3000 ФЗ.
В России до начала реформ порядка ста законов в год принималось, во время реформ 200 законов в год, сейчас около 80 законов в год.
Финансовый рынок представляет собой экономический механизм, обеспечивающий эффективное распределение денежных капиталов между участниками воспроизводственных отношений.
Финансовый рынок |
Рынок банковскихссуд Рынок ценных бумаг
Рынок краткосрочных капиталов Первичный Вторичный Рынок долгосрочных капиталов Биржевой Ипотека Внебиржевой
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение правопорядка, экономическая обоснованность и эффективность осуществленных действий.
ФК служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности с учетом финансово-экономической сферы в целом.
Основные направления Финансового Контроля:
1. проверка функций уполномоченных органов по аккумуляции, распределению использованию денежных средств;
2. проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
3. проверка правильности использования предприятиями и организациями, находящихся в их собственности хоз.ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
4. проверка соблюдения правил совершения фин.операций, расчетов и хранения денежных средств;
5. выявления внутренних резервов;
6. устранение и предупреждение нарушений фин.дисциплины.
Мировой экономический кризис 1929-1933 годов дал новый толчок теориям государственных финансов, основанных, в первую очередь, на необходимости вмешательства государства в механизм восстановления экономического равновесия.
Наиболее широкое распространение получили идеи государственного регулирования экономики Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Он рассматривал вопросы го.регулирования экономики на базе макроэкономических величин, т.е. национальный доход, капиталовложения, занятость, потребление, с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними.
В теории Кейнса центральной идеей является то, что стихийное развитие рыночной экономики не является идеальной системой саморегулирования, механизм обратных связей которой обеспечивает полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также беспрепятственные условия непрерывного роста экономики.
Со 2-ой половины 30-х годов кейнсианство становится доминирующей экономической доктриной в развитых странах Запада и остается таковой вплоть до конца 60-х начала 70-х годов. (В 70-х годах новый кризис.) Этому способствовало то обстоятельство, что кейнсианство отразило реальную историческую тенденцию к усилению гос.вмешательства в экономику на том этапе развития капитализма, когда возможности экстенсивного роста исчерпаны еще не полностью.(экстенсивный рост- расширение площадей с теми же технологиями и средствами, а интенсивный рост – увеличение на той же площади за счет увеличения ресурсов).
В 70-х годах кейнсианство пережило серъезный кризис уступив передовые тенденции сторонникам обновленной неоклассической доктрине (конценции монетаризма, теории предложения), которые вновь обратили внимание на поддержание автоматизма рынка, свободу частного предпринимательства. В тоже время на смену артодоксальному (крайние проявления) кейнсианству появились разработки новых версий, и получили название неокейнсианское направление экономической мысли.
На смену кейнсианству приходит монетаризм. Большинство монетаристских концепций опирается на методологические принципы, сформулированные лидером монетаристов Милтоном Фридманом. Главной особенностью монетаристов является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через «призму» денежного обращения. Основной принцип монетаристов заключается в разграничении экономики на реальный и денежный сектор.
Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы отождествляется с производством и продажей товаров и услуг, а денежный сектор является сферой деятельности государства. И монетаристы считают сделать необходимым денежный сектор нейтральным по отношеню к реальному, дать рыночному механизму благоприятные условия функционирования, снабдить товарные рынки необходимым количеством денег.
Одним из наиболее сильных мест в монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики. При этом ряд положений этой политики выдержали проверку практикой. Примером этому служат стабильно низкие темпы роста цен, сохраняющиеся в экономике США, Великобритании и ряде других стран, где государство стремилось придать денежному регулированию монетаристскую ориентацию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Тема 1. Сущность, роль и функции финансов зарубежных стран ключевые понятия:
Термин финансы (в историческом разрезе)
Финансовая политика (в различных историко-экономических периодах)
Этапы развития финансовой науки (Античность – Настоящее время)
Звенья финансовой системы зарубежных государств
Органы по управлению финансами в зарубежных государствах
Современные западные теории государственных финансов
Темы докладов:
Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов в условиях развитых рыночных отношений
История финансовой мысли
Экономические идеи Дж. Локка и Т. Гоббса
Вклад немецких камералистов в развитие финансовой мысли (Л. фон Секендорф, Юсти, Зонненфельс)
Идеи школы физиократов в формировании финансовой теории (Кенэ, Тюрго, Мирабо)
Маржиналистское направление в экономической науке (Сакс, Нитти)
Финансовая мысль на рубеже 19-20 вв. (Косса, Селигман, Пигу)
Экономические идеи Дж. Сороса
Фридман «Если бы деньги могли говорить..»
Теория «эффективного спроса» Дж. Кейнса, работа «Общая теория занятости, процента и денег».
Теория «о встроенных стабилизаторах» А. Хансена
Теория «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона
В узком смысле понятие «финансовая система» широко распространена в американской экономической литературе. Она определяется как совокупность экономических институтов (рынков ценных бумаг, банков, взаимных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т.д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заёмных средствах, в форме инвестиций (монография профессора экономики Гарвардского университета Н. Грегори Мэнкью «Принципы Экономикс»).
в широком смысле используется термин «государственная финансовая система», под которой понимается совокупность всех финансовых структурных элементов (бюджетов, внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых фондов предприятий и организаций) или финансовых институтов различных уровней.
Исходя из расширенной трактовки финансовой системы, в составе государственной финансовой системы в развитых зарубежных странах можно выделить такие звенья финансовых отношений, как бюджетную систему, государственный и муниципальный кредит, специальные внебюджетные фонды и финансы предприятий и корпораций.
Понятие финансовой системы в зарубежной экономической науке.
Понятие «финансовая система» в экономической науке развитых стран связано с мобилизацией, распределением и использованием всех видов денежных средств.
В современной мировой практике используют как расширенную, так и суженную трактовку данного понятия.
Фома Аквинский (XIII в.) Ксенофонт, Аристотель (древние века) ж. Боден (XVI в.) д. Карафа (XV в.)
Превосходство государственного хозяйства по сравнению с частным
Проблемы налогообложения: сокращение косвенных налогов, прогрессивность в обложении
Первая попытка определения финансового хозяйства как хозяйства, состоящего из доходов и расходов
Виды государственных расходов, основа бюджета — домены
Общие положения о финансовой нравственности
Виды государственных доходов
Секендорф, Юсти, Зонненфельс (XVII в.)
Взаимосвязь финансов и народного хозяйства
Проблемы справедливости обложения, переложения налогов, и другие проблемы теории налогов
Первая попытка систематического изложения основ финансового управления
Выделение из политической экономии финансовой науки в самостоятельную отрасль общественных знаний
Новая теория налогов, связанная с теорией ренты и заработной платой
Источник