Роль парламентаризма в функционировании демократических политических систем
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение в новейшем понимании этого термина как сочетание двух главных функций современного парламента – представительство и законодательство – было создано лишь в 1906 г., получив название Государственной Думы. Дважды Думу разгоняло правительство. Тем не менее, она просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия, в лице первой, второй, третьей, четвертой Государственных Дум.
Представительное учреждение – государственный орган, в котором сочетаются две главные функции современного парламента: представительство народа и законотворчество.
Несмотря на все ограничения избирательной системы, дооктябрьская Дума действительно отразила интересы подавляющей части российского общества. Прав был один из малоизвестных тогда, а тем более сегодня, авторов, который писал в 1906 г.: «Теперь уже для всякого очевидна та громадная роль, которую заняла в умах и сердцах русского народа Государственная Дума- первое собрание народных представителей». И далее: «Делается все более и более очевидным, что от направления работы и дальнейшей судьбы Государственной Думы в значительной степени зависит судьба всей страны, все ее будущее и самое международное положение» (Бородин Н.А. Государственная Дума в цифрах. – СПб., 1906, с. 7, 8).
Немногие обратили внимание на эти слова в то время. А ведь они по всей сути оказались пророческими. Работа Государственной Думы в России начала ХХ века стала важным фактором не только в истории отечественного парламентаризма, но и в политическом развитии страны, оказав влияние на многие стороны общественной жизни.
Российская Федерация – это:
1) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
2) социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
3) светское государство;
4) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Избрание 12 декабря 1993 г. на всенародных выборах Федерального Собрания Российской Федерации, и в частности Государственной Думы первого созыва, явилось событием неординарным, по крайней мере, по двум принципиальным соображениям.
Первое. По воле россиян была восстановлена прерванная, во многом искусственно, связь времен: России дооктябрьской, исторической с Россией послеоктябрьской, современной.
Второе. Избиратели недвусмысленно заявили о своем стремлении быть активными субъектами обновления Российской Федерации, подтвердили магистральный путь на укрепление демократических принципов государственного устройства, недопустимость исключения миллионов рядовых граждан из державного творчества.
Этим обусловлено то обстоятельство, что самым важным принципом, которым с первых же дней стало руководствоваться вновь избранное Федеральное Собрание и в своей организации, и в своей деятельности, явился принцип преемственности в отношении лучших образцов отечественной демократии и парламентаризма, наследуя ту государственную, правовую, духовную культуру, которая является нашим достоянием.
Знакомство с разными источниками, и прежде всего со стенографическими отчетами четырех Государственных Дум дооктябрьского периода, убеждает в том, что в их опыте можно найти ответы на многие вопросы, стоящие перед парламентом и в наши дни.
Вторым основополагающим принципом в деятельности Федерального Собрания является конструктивизм, созидательное законотворчество, в котором призваны участвовать все депутаты без различия в политических взглядах и партийных пристрастиях. Работа парламента показала, что давно назрела и перезрела общественная потребность отказа от односторонностей и рецидивов политического сектантства, делившего представительные органы, а вместе с ними и все общество, на «своих» и «чужих», «красных» и «белых», «реформаторов» и «консерваторов».
Конструктивизм – созидательное законотворчество, в котором призваны участвовать все депутаты парламента без различия в политических взглядах и партийных пристрастиях.
Россию вывести из кризиса невозможно без гражданского мира, согласия, спокойствия и созидания. Сегодня друг без друга не могут прожить даже те, кто считает себя политическими оппонентами.
Наконец, третья несущая конструкция российского парламентаризма – участие представительных и законодательных органов в формировании нового конституционного поля, в рамках которого складывается иная, чем прежде, политическая система, основанная на разделении трех ветвей власти.
При этом Федеральное Собрание исходит из того, что разделение властей не означает их отчуждения, тем более соперничества, ожесточения и даже враждебности. Согласие и взаимодействие между Президентом, Правительством, Советом Федерации, Государственной Думой, Конституционным Судом непременные условия деятельности парламентаризма в Российской Федерации. Без этого попросту бессмысленным становится пребывание депутатов в высших структурах законодательной власти страны.
Коль скоро мы хотим обустроить Россию действительно на демократических основах, когда суверенитет трех властей – законодательной, исполнительной и судебной – прочно укоренится в реальной жизни, обеспечивая согласный с законом ритм общественных, экономических и гражданских взаимоотношений, мы не уйдем от ответа на вопросы, волнующие не только исследователей, политиков, но и всех граждан страны.
А именно: возможен ли вообще парламентаризм на российской почве? Если да, то при каком содержательном наполнении и в какой правовой форме? Почему оказалась столь трагически кричащей биография предыдущих Государственных Дум, из которых первым двум был отведен отсчитанный по дням срок деятельности? Что из опыта нынешнего парламентаризма утвердится не только в настоящем, но и послужит опорой для его будущего?
Эти и многие другие вопросы четко обозначают круг проблем, требующих научного анализа, политологического осмысления и обобщения, разработки методологии развития парламентской деятельности. Тем более что практика современного российского парламентаризма пока что значительно опережает его теорию.
Институт государственной власти – парламент – рассматривается политической наукой и всеми другими общественными дисциплинами как основа парламентаризма, то есть как особый элемент системы политического управления. Парламент обладает определенным набором признаков и качественных характеристик, в отсутствие которых парламентаризм в виде системы государственной законодательной власти не состоится. В числе этих признаков и принципов традиционно значатся следующие:
2) главенство закона;
3) относительная самостоятельность парламента;
4) разделение и сбалансированность полномочий всех ветвей власти;
5) система взаимных сдержек и противовесов;
6) высокий уровень законодательной компетенции;
7) способность обеспечивать реальные права и свободы граждан.
Парламент – институт государственной власти, являющийся основой парламентаризма, особый элемент системы политического управления, осуществляющий представительность, главенство закона, разделения властей, законодательную компетентность права и свободы граждан.
Эти основные принципы парламентаризма не подлежат сомнению. С большей или меньшей полнотой определенности они реализуются и в системе российской государственности. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. и избрания Федерального Собрания Российской Федерации практически ни один из этих принципов не оспаривается.
Как явление государственной общественной жизни парламентаризм – гораздо более сложная и многогранная система организации власти, чем просто разделение властей или ее представительность. Парламентаризм представляет собой определенную шкалу социальных ценностей, включающую общественные и личностные приоритеты, господство в жизни общества закона, принципа верховенств права, наконец, наличия гражданского общества, характеризующегося политико-правовой культурой и ответственностью граждан. Только при этих предпосылках и условиях в стране утверждается парламентаризм.
Система парламентаризма предполагает приоритет парламента в структуре социального управления. Сам по себе представительный и законодательный орган не означает утверждения парламентаризма как социального и политического института общества. Парламентаризм – комплексное явление. Он представляет общество во всем его многообразии.
С точки зрения роли парламента в системе государственных органов, его места в функционировании демократии как разновидности политического режима парламентаризм обычно рассматривается в разделе форма правления государства. Под формой государства имеется в виду его строение и совокупность внешних признаков. В мире известно более двухсот государств. Они формируются в зависимости от уровня экономического и политического развития, от идеологической и религиозной направленности, от того, какую осуществляют международную политику. В пределах одной группы при единой сущности, одних и тех же задачах государства различаются по форме.
Существенное значение приобретает характеристика того, как реализованы в Конституции Российской Федерации принципы парламентаризма. При разработке Конституции ни один принцип парламентаризма не отвергался ни одной политической силой общества. Спор вызвала проблема реализации принципа разделения властей. Оппоненты действующей Конституции указывают на несбалансированное разделение властей. Имеются в виду как минимум два аспекта. Первый – Президент России оказался как бы вне рамок разделения властей. Он возвышается над всеми ветвями власти, подавляет их обширностью своих полномочий.
Практика показывает, что в деятельности самого парламента политические функции зачастую доминируют над законодательными, превращают парламент в арену идейно-политических дискуссий и столкновений. Действует закон бумеранга – результат оказывается прямо противоположным заявленным намерениям. В этом главная трудность становления и развития системы парламентаризма в Российской Федерации.
Источник
Функции парламентов
Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.
Основная функция парламента – правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно–правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, регулируют все общественные отношения в стране и на международной арене. Они направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента – обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом..
В условиях парламентаризма законодательная функция парламента занимает доминирующее место в системе государственного управления. Она по существу является законодательной функцией государства.
В парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства – важнейший признак современнейшего парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства.
Эта функциянеразрывно связана с понятием демократии. В истории человечества существуют две основные формы демократии. Исторический приоритет принадлежит прямой форме демократии. На начальном этапе развития общества все важнейшие вопросы решались на общих собраниях родов и племен. По мере роста численности населения все чаще возникала потребность в избрании наиболее уважаемых членов рода или племени, которые принимали бы решения по поручению всех людей. Так возникла представительная форма власти. Она получила отражение в трудах древних мыслителей Платона, Эпикура, Полибия, Аристотеля, Цицерона и др.
Задача представительной власти – выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Коллегиальные органы (народные собрания, вече и т. д.) были исторически вызревшей формой представительной власти, которая все более утверждалась в жизни общества. Однако не все правители и философы соглашались с такой формой представительства народных интересов. И все же взяло верх мнение, что обществу необходимо относительно немногочисленное, но достаточно представительное и правомочное собрание, которое бы в спокойной обстановке вырабатывало и принимало устраивающие всех решения. Таким органом и стал парламент.
Парламент – это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом. Парламентарии призваны выражать те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной функции парламента, принимать законы, выражающие в идеале волю, интересы всего народа.
Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально–политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.
Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения. В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее:
● совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повышения социально–политической активности различных слоев белорусского общества;
● обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны:
● развитие производства, повышение благосостояния людей, участие граждан в совершенствовании производственных отношений, развитие всех форм собственности и так далее.
Властная функция. Парламент – это орган власти, принимающий конкретные политические и управленческие решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно–экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание. В современных политических системах социально–политические альтернативы формулируются конкретными политическими деятелями или парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса в соответствии с оценкой политических альтернатив, выраженных в их предвыборных программах. Поддержка, которая оказывается политикам или партиям на выборах, активное их участие в работе парламента отражает волю избирателей, легитимирует стратегию и программу политических лидеров и партий, победивших на парламентских выборах. После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партии (партий) или суммарная предвыборная программа депутатов трансформируются в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия парламентских решений, принятия законов. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются профессионализм депутатов и правовая рациональность, разумность принимаемых решений и требования парламентской этики и демократии.
Функция участия в формировании органов государственной власти.Концепцияразделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется. В Республике Беларусь парламент принимает участие в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, дает согласие на назначение Премьер–министра страны, Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, других высших должностных лиц.
Финансово–бюджетная функция парламента. Восновных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно–финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета – праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.
Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово–экономическую политику государства.
Важной функцией практических всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти, Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она направлена против исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию государственной идеологии. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля
Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других – особыми (выражение недоверия правительству), в третьих – специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.
Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику государственного устройства каждого конкретного государства.
Функция политической гласности. Современный парламент – важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой.
Парламент как форум политической гласности требует от политических партий и депутатов, правительства и министерств открытой политической дискуссии. По Конституции Республики Беларусь один раз в месяц правительство отчитывается перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными нормативными актами.
Функция легитимации. Демократически избранный парламент– важнейший институт легитимизации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник