- Международный кредит: понятие, принципы, функции, виды
- Понятие и формы государственного кредита
- Понятие и формы государственного кредита
- Содержание
- Понятие государственного кредита
- Формы и виды государственного кредита
- Внутренний государственный кредит
- Внешний (международный) государственный кредит
- Функции государственного кредита
Международный кредит: понятие, принципы, функции, виды
Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений в товарной или денежной форме на условиях срочности, платности и возвратности.
Субъектами международного кредита (кредиторами и заемщиками) могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные, региональные валютно-финансовые и кредитные организации.
Международный кредит возник как один из рычагов первоначального накопления капитала. Основой его развития являются выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства. Интенсификация мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда обусловили возрастание масштабов и удлинение сроков международного кредита.
Принципами международного кредитования являются:
срочность, т.е. возвратность кредита должна осуществляться в течение оговоренного срока; платность означает вознаграждение за право пользования кредитом, а также затраты по его обслуживанию; возвратность означает погашение суммы кредита заемщиком перед кредитором; материальная обеспеченность означает наличие гарантии его погашения; целевой характер означает определение объектов кредита.
Международный кредит выполняет следующие функции по:
перераспределению ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Посредством данной функции международный кредит устремляется в приоритетные сферы приложения; экономии издержек обращения в сфере международных расчетов. Посредством данной функции происходит замена действительных денег (золотых, серебряных) кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчетами). На основе международного кредита возникли кредитные средства международных расчетов – векселя, чеки, депозитные сертификаты, переводы и т.п.; ускорению процесса накопления в целом в рамках мирового хозяйства путем направления временно свободных средств одних стран на финансирование капиталовложений в других. Посредством привлечения иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, раздвигаются границы индивидуального накопления, капиталы экономических субъектов одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран.
Международный кредит, с одной стороны, является продуктом роста производства, а с другой – необходимым его условием и катализатором. Он способствует интернационализации производства и обмена, служит источником финансирования внешней торговли, способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств во внешней торговле, используется как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта, а также усиливает конкуренцию между странами.
В то же время международный кредит обостряет противоречия рыночной экономики, способствует развитию прибыльных отраслей в ущерб тем из них, в которые не вкладываются средства; ускоряет перепроизводство товаров и др.
Классификация форм и видов международного кредита может осуществляться по различным признакам.
по субъектам кредитных отношений различают государственный (предоставляемый правительствами), частный (предоставляемый частными лицами) и кредит международных финансовых организаций; по срокам кредитов выделяют краткосрочные (предоставляется, как правило, на текущие цели на срок не более одного года), среднесрочные (предоставляется на срок от 2 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более); по валюте кредита: в валюте страны-кредитора, в валюте страны-должника, в валюте третьей страны, в коллективной валюте.
В международной торговле широко распространены банковские и коммерческие кредиты.
Международный коммерческий кредит представляет собой кредитные отношения между субъектами внешнеторговых отношений. Он может выступать в форме как экспортных, так и импортных кредитов. Экспортный кредит подразумевает кредитование импортера экспортером; импортный – предоставляется импортером в форме отсрочки поставки товара т.е. путем внесения предварительных платежей за еще непоставленный товар.
Экспортные кредиты, носящие краткосрочный характер, используются в основном при поставках сырья, а средне — и долгосрочный – при поставках машин и оборудования.
Самой распространенной формой обязательства по коммерческому кредиту выступает переводной (тратта) или простой (соло) векселя.
Вексельная форма кредита, как правило, оформляется траттой, выписанной экспортером на импортера. После отгрузки товара экспортер сдает в свой банк товарораспорядительные документы и тратту, которые отсылаются банку импортера, а последний, в соответствии с инкассовым поручением, вручает документы импортеру против акцепта (письменного согласия на оплату векселя) импортером тратты. Если срок коммерческого кредита до одного года, то тратта после ее акцепта импортером, остается в банке последнего, а если свыше одного года – тратта обычно отсылается в банк экспортера.
Как правило, при поставках машин, судов и оборудования используют среднесрочные и долгосрочные ссуды, часто гарантированные государственными органами страны экспортера. При этом часть заказа оплачивает импортер путем аванса и наличного расчета.
Коммерческое кредитование имеет как преимущества, например, определение условий самими внешнеторговыми контрагентами, относительная независимость от государства и др., так и недостатки – связь импортера только с конкретным экспортером, зависимость суммы и срока кредита от финансового положения внешнеторговых контрагентов, более высокая стоимость внешнеторгового контракта по сравнению с закупкой товара на условиях платежа за наличные и др.
Учитывая негативные моменты в международном коммерческом кредитовании, все большую роль в финансировании внешней торговли играют банковские кредиты.
Банковский кредит – это кредит, который выдает банк на определенных условиях и на определенный срок. Он, как правило, ограничен по размеру, а для выплаты процентов устанавливается жестко фиксированный срок.
Если срок коммерческих кредитов не превышает 5 – 8 лет, то для банковских – доходит до 15 лет и более. Такой порядок важен для импортера, т.к. он имеет дополнительную возможность приобретать товар без жесткой привязки к какому-то определенному экспортеру или продукции. Преимущества банковских кредитов перед коммерческими состоят, в частности, в том, что они позволяют получателю в более широком плане использовать полученные деньги на закупку любой продукции.
Одной из распространенных форм банковского международного кредитования является предоставление кредитных линий. Кредитные линии – это юридически оформленное обязательство кредитно-финансового учреждения перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита. Кредитные линии часто предоставляются в рамках долгосрочных межправительственных соглашений, конкретизируемых в дальнейшем в межбанковских договорах. Кредиты в счет таких линий обычно предоставляются автоматически при подписании контрактов на поставку определенных видов оборудования. По каждому такому кредиту устанавливаются правила совершения операций. Кредиты предоставляют либо индивидуальные банки, либо банковские консорциумы. Исходя из условий кредитных соглашений, банк получает либо финансовые кредиты, либо банковские. В первом случае он имеет право использовать полученные средства по своему усмотрению и без ограничений, а во втором – средства предоставляются на определенные цели в зависимости от условий кредитных соглашений.
В Республике Беларусь начало деятельности по международному кредитованию относится к 1991 году, что было связано с отсутствием внутренних источников финансирования и необходимостью поддержания платежного баланса республики, а также проведения модернизации и реконструктуризации промышленного потенциала.
В период с 1991 по 2001 совокупная сумма фактически полученных и использованных кредитов отражена в таблице 11.1.
Привлечение иностранных кредитов (по состоянию на 01.03.1999., в млн. долл. США).
Источник
Понятие и формы государственного кредита
- Post author:Gekoms LLC
- Запись опубликована: 02.12.2012
- Запись изменена: 15.02.2021
- Post category:Инжиниринг
- Post comments:0 комментариев
Понятие и формы государственного кредита
Содержание
Понятие государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются:
- добровольность;
- возвратность и платность;
- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли
В первом случае , органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае , органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае , органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- Дефицит государственного бюджета;
- Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Формы и виды государственного кредита
Государственные займы являются основной формой государственного кредита
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный) .
Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Внутренний государственный кредит имеет следующие формы :
- Государственные займы (внешние и внутренние);
- Обращение части вкладов населения в государственные займы;
- Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
- Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
- Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов , которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.
В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как
- централизованный государственный кредит;
- и децентрализованный государственный кредит.
В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как
- внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
- и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).
Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Внутренний государственный кредит
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства , в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы . Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах . По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:
- распределительную,
- регулирующую,
- контрольную.
1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:
- движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
Источник