- Газ как топливо будущего
- Зарубежные тенденции газомоторного рынка
- Автомобили на газе — 2% мирового автопарка
- Чемпион по числу автомобилей на природном газе
- II место в мире по использованию газомоторных авто
- В тройке лидеров
- Зависимость от импорта нефти заставляет перейти на газ
- Латиноамериканский фаворит
- № 1 в Европе по количеству автомобилей на газе
- Другой путь
Газ как топливо будущего
Природный газ мог бы занять еще большее место в структуре мирового потребления, если бы расширялась его роль как автотранспортного топлива. Использовать природный газ сложнее, чем привычный бензин или дизельное топливо, но выигрыш может быть тоже очень большим.
Экологи и медики не устают говорить о необходимости снижения загазованности больших городов. И речь идет в данном случае не только о выбросах углекислоты — самого известного парникового газа. Выхлоп автомобиля богат и другими ядовитыми веществами — угарным газом, соединениями азота и серы, частицами сажи. Важно уменьшить долю вредных веществ, а для этого молекулы топлива должны быть максимально простыми, чтобы процесс горения был самым полным. Метан, чья формула СН4, — как раз такое топливо.
Именно поэтому в наши дни все чаще воспринимают природный газ как альтернативу нефти. Важно отметить, что когда говорят о природном газе, то речь идет именно о метане, так как под словом «автогаз» часто понимаются другие вещества: пропан и бутан, которые являются продуктами перегонки нефти.
Цена на природный газ меньше цены на бензин или дизельное топливо. Запасы его на планете несоизмеримо больше, чем запасы нефти, особенно это справедливо для России. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на эксплуатацию автомашин, работающих на природном газе, является выгодным долгосрочным вложением.
География мировой газовой автомобилизации весьма причудлива — это и бедные, и богатые страны. Все приходили к идее использования природного газа своим путем исходя из своих потребностей. Европейским лидером является Италия, где число газовых автомобилей приближается к миллиону, но ей еще далеко до таких стран, как Иран и Пакистан, в каждой из которых бегает более 3 миллионов автомашин на природном газе. Существует государственная программа по развитию автотранспорта на сжатом природном газе и в России.
Весьма методично развивает буквально с нуля свой газовый транспорт Финляндия, которая удовлетворяет свои потребности целиком за счет российского природного газа. Это не только вклад автотранспортных предприятий в решение экологических задач, но и прямая экономия.
Метан как моторное топливо вдвое эффективнее бензина, его использование увеличивает ресурс двигателя, и, что особенно важно для северных стран, мотор на метане легко заводится даже при очень низких температурах.
Есть и сложности в его эксплуатации, так как его приходится возить в баллонах высокого давления. Чаще всего природный газ сжимают до 200 атмосфер, и заправка одного стандартного 35-литрового баллона эквивалентна примерно 7–8 литрам бензина или солярки. Поэтому и развитие газотранспорта началось с автобусов — у этих машин большая плоская крыша, на которой можно удобно расположить батарею из 90-литровых металлопластиковых баллонов. Опыт показывает, что одной заправки вполне хватает на смену, а сама заправка длится меньше минуты.
Появление новых типов газовых баллонов позволило устанавливать их и на других машинах — в первую очередь на микроавтобусах, грузовиках, специальном транспорте. Однако крупнейшие мировые производители уже выпускают и легковые «гибриды» на сжатом природном газе (CNG). Это топливо — и для развитых стран по причине своей экологичности, и для развивающихся — по причине дешевизны. Но оно находит себе место и там, где хотят использовать самый чистый транспорт — электромобили.
Проблема электротранспорта — это необходимость частой зарядки, особенно при низких температурах воздуха. Экологов беспокоит также, откуда берется электричество, — одно дело, если источником является солнечная батарея, и совсем другое — коптящая угольная теплоэлектростанция.
Поэтому весьма интересным решением является использование топливных элементов, напрямую вырабатывающих электроэнергию при окислении метана. Эти топливные элементы можно установить в жилом доме, близ офиса или электрозаправочной станции. Они преобразуют энергию природного газа в электричество с высоким коэффициентом полезного действия. Электричество, получаемое таким образом, будет иметь самый маленький углекислотный побочный шлейф из всех возможных, и, как показывает опыт применения подобных устройств, цена его оказывается ниже, чем электричества, полученного «из розетки».
Специалисты обращают внимание, что метан при этом — самое безопасное горючее вещество. В силу того что он легче воздуха, он стремится всегда вверх, рассеиваясь в атмосфере. Даже в случае возгорания его горящее облако уходит вверх, а не держится у поверхности земли. При этом октановое число у метана выше 100, как у самых лучших видов топлива.
И газозаправочные станции, и метановые топливные соединены с газопроводной сетью. Таким образом, развитая газопроводная сеть будет стимулом для развития газозаправочной и электрозаправочной инфраструктуры, но справедливо и другое — стремление развивать такую структуру потребует строительства новых газопроводов — как местных, так и новых магистральных, чтобы удовлетворить растущий спрос на это топливо — топливо XXI века.
Источник
Зарубежные тенденции газомоторного рынка
Количество автомобилей на природном газе в мире, по данным аналитического агентства Natural Gas Vehicle (NGV)Global, по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет 28,5 млн ед., которые заправляются на 33,4 тыс. газовых автозаправочных станциях. К концу 2021 года, согласно оценке экспертов агентства, ожидается, что на природном газе в мире будет работать более 30 млн автомобилей.
Объем рынка автозаправочных станций на природном газе, считают в аналитической компании Technavio, занимающейся исследованиями мирового рынка, может вырасти на 8,07 тыс. ед. в период с 2020 года по 2024 год.
Автомобили на газе — 2% мирового автопарка
Природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира. Общемировое количество транспортных средств на природном газе, по данным NGV Global, с 2000 года по 2019 год выросло более чем в 20 раз — с 1,3 млн до 28,5 млн ед., что составляет 2% мирового автопарка. Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе, согласно оценке аналитического агентства, приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 20,5 млн ед. и Латинской Америки — 5,5 млн единиц.
Мировыми лидерами по использованию газомоторного транспорта являются Китай, Иран, Индия, Пакистан, Аргентина. В этих странах газовое топливо стало альтернативой бензину и дизельному топливу за счет активного государственного стимулирования и благодаря экономической выгоде для потребителя от перехода на газовое топливо.
В Европе природный газ, по данным NGV Global, используется на 2 млн автомобилей. Лидером в этом направлении на европейском рынке является Италия, где эксплуатируется 1,1 млн автомобилей на газовом топливе.
Чемпион по числу автомобилей на природном газе
Во многих странах рынок газомоторного топлива набирает обороты, а мировым лидером по числу автомобилей на природном газе является Китай. Развитие специализированного транспорта в Поднебесной, по данным экспертов Ernst & Young, началось в конце девяностых годов прошлого века. За 10 лет парк газовых автомобилей превысил 1 млн единиц. Как оценили в NGV Global, по состоянию на середину 2018 года на территории страны насчитывалось 6,1 млн автомобилей, работающих на метане, большая часть из них — грузовики.
Характерной особенностью процесса развития компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) в Китае, по мнению экспертов Ernst & Young, является значительная роль местных властей — провинций, муниципалитетов, автономных округов. Успешный опыт отдельных городов в начале двухтысячных годов оказал влияние на дальнейшие планы развития. Тогда была поставлена цель увеличения уровня использования природного газа в транспортном секторе на территории городских агломераций.
Китайская государственная программа поддержки рынка газомоторного топлива действует 30 лет. Среди основных мер эксперты Ernst & Young отмечают предоставление субсидий автовладельцам на переоборудование автомобилей с бензиновым двигателем на метан в качестве топлива, а также бесплатный проезд по ряду платных дорог.
Наибольшее распространение КПГ и сжиженного природного газа (СПГ) произошло в провинциях Шаньдун и Сычуань, где имеется хорошая ресурсная база, в то время как в других районах возникает дефицит «голубого топлива» в пиковые периоды.
Основным фактором перевода части автотранспорта на газ стала необходимость снижения экологической нагрузки. Состояние воздуха является одними из целевых показателей для оценки деятельности местных властей со стороны китайского правительства. Перевод муниципального транспорта и таксомоторного парка на альтернативные виды топлива является наиболее эффективным способом по улучшению экологической ситуации.
II место в мире по использованию газомоторных авто
Исламская Республика Иран располагает вторым по величине в мире парком автомобилей, работающих на природном газе — 4,5 млн ед., что составляло, по данным NGV Global на середину 2018 года, почти 32% от общего количества транспортных средств в стране. Здесь также развита сеть газозаправочных станций — 2,4 тыс. единиц.
Широкомасштабная газификация автотранспорта, по данным Ernst & Young, началась в Иране в 2001 году в условиях высокой зависимости от импорта бензина, а также ухудшения экологической ситуации в крупнейших городах. Тогда правительство приняло госпрограмму стимулирования развития транспорта на КПГ, основой для которой стала значительная ресурсная база. По данным BP на конец 2019 года, Иран обладал вторыми по величине в мире доказанными запасами газа — 32 трлн кубометров.
В стране действует государственная программа, направленная на стимулирование производства иранскими предприятиями автомобилей на КПГ. Осуществляется субсидирование перевода общественного транспорта и такси на метан, ведётся финансирование строительства инфраструктуры. Большое внимание уделяется локализации производства компрессорного оборудования.
В условиях международных санкций правительство продолжало реализовывать политику, направленную на диверсификацию рынка моторного топлива и развитие транспорта на КПГ.
Для дальнейшего развития этого направления в условиях насыщения рынка, по оценке экспертов Ernst & Young, Ирану необходимы более привлекательные с точки зрения доходности стимулы, например, дисконт в цене КПГ по отношению к жидкому топливу. Ещё одной мерой может стать улучшение технических характеристик автомобилей на природном газе, например, увеличение дальности пробега и мощности автомобиля.
В тройке лидеров
Автомобильный рынок Индии является одним из крупнейших в мире. Бурное развитие транспортного сектора привело к значительному ухудшению экологической обстановки — 12% всех выбросов парниковых газов в стране, по данным Ernst & Young, вызвано большим количеством автомобилей. Использование метана в транспортном сегменте призвано снизить нагрузку на экологию.
Первым шагом в применении и распространении КПГ в Индии в качестве моторного топлива стал запуск в начале девяностых годов специальной программы. Она направлена на перевод общественного транспорта на природный газ и предусматривала запрет с 2000 года использования автобусов старше 8 лет, за исключением тех, что работают на КПГ. Программа предусматривает перевод всех автобусов на метан и другие «чистые» виды топлива.
Помимо этого, в Индии появились финансовые стимулы для распространения КПГ в такси и для моторикш. Были повышены требования к техническому обслуживанию и осмотру автомобилей.
Последующие меры поддержки государства, направленные на дальнейшее распространение КПГ, включали налоговые льготы на продажу комплектов газобаллонного оборудования. Введена льготная таможенная пошлина на комплекты для переоборудования транспорта на КПГ. Были выделены участки для строительства газозаправочных станций и газопроводов на приоритетной основе. Введён запрет на регистрацию старых автомобилей в Дели. В дальнейшем подобные программы были распространены на другие крупные города с плохой экологической ситуацией.
В результате по состоянию на середину 2018 года, по данным NGV Global, в Индии 3,1 млн автомобилей используют газомоторное топливо. Страна входит в тройку лидеров по их абсолютному количеству. При этом доля транспорта, работающего на природном газе, в общем автомобильном парке составляет менее 2%. Общая численность заправочных станций КПГ в Индии достигла 1,4 тысячи.
Зависимость от импорта нефти заставляет перейти на газ
Уровень обеспеченности автомобилями населения Пакистана в 10 раз ниже общемирового, однако по числу транспорта, работающего на метане, страна находится на пятом месте в мире. По данным NGV Global, на середину 2018 года количество автомобилей на газе в Пакистане составляло 3 млн, а число газозаправочных станций превысило 3,4 тыс. единиц. Высокая зависимость от импорта нефти и нефтепродуктов в условиях роста населения дала толчок активному развитию газотранспорта.
Первые шаги в этом направлении, по данным Ernst & Young, Пакистан предпринял в 1998 году, когда правительство объявило о намерении перевести 100 тыс. автомобилей на КПГ, а также построить 150 газовых заправок. Среди ключевых мер по стимулированию использования метана в качестве моторного топлива эксперты агентства выделяют отмену импортных пошлин и НДС на 5 лет на оборудование для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и газовое оборудование для автомобилей. Помимо этого, разрешено импортировать бывшее в употреблении компрессорное оборудование. Предусмотрено льготное кредитование для строительства АГНКС, а также их приоритетное подключение к газотранспортной инфраструктуре. И, наконец, — отмена регулирования цен на КПГ. В итоге, предпринятые шаги привели к росту популярности метана в качестве топлива и увеличению автопарка.
Однако в 2012 году правительство Пакистана объявило о планах по сокращению использования КПГ в течение последующих 5 лет. Истощение значительных первоначальных запасов газа в стране привело к нехватке сырья для удовлетворения потребностей транспортного сегмента и ограничению возможностей по выработке электроэнергии. В результате доля транспорта на КПГ в общем автопарке Пакистана снизилась с 80% в 2010–2011 годах до 77% в 2014–2016 годах. Ограничения по производству газа привели к закрытию ряда АГНКС и возврату к автомобильному бензину (авто бензину).
Для увеличения поставок газа на транспорт правительство Пакистана в 2016 году подписало соглашение с Катаром по импорту СПГ. Перспективы дальнейшего применения природного газа в качестве газомоторного топлива будут определяться в зависимости от имеющегося сырья.
Латиноамериканский фаворит
Общее число автомобилей на природном газе в Аргентине, по данным NGV Global на середину 2018 года, достигло 2,2 млн, что составляет 9,5% автопарка страны, а количество газозаправочных станций — 2 тыс. единиц.
Использование метана в стране на транспорте, отмечают в Ernst & Young, началось в 1984 году в рамках реализации десятилетней программы замещения жидких топлив — Plan de Sustitucion de Combustible Liquidos — в целях увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов.
Первыми шагами стали перевод нескольких сотен такси на КПГ и открытие первой ГЗС. Среди основных мер, предпринятых правительством Аргентины для стимулирования развития КПГ, эксперты агентства выделяют создание законодательной базы, где расширение использования природного газа было включено в сферу национальных интересов. Установлена ответственность за реализацию программы расширения использования метана в качества топлива и введены ограничения по цене на КПГ на уровне 45% стоимости автомобильного бензина. Владельцам переоборудованных автомобилей предоставлялось льготное кредитование. Были смягчены нормы, касающиеся расположения заправочных станций в населенных пунктах.
Устойчивое снижение добычи газа в Аргентине с 2006 года по 2014 год на фоне растущего спроса на КПГ привело к возникновению необходимости импортных закупок для нужд промышленности. К 2008 году страна стала импортером газа, а в последние годы на импортные объемы приходится около 20% от его общего потребления.
Кардинально изменить ситуацию в газотранспортном сегменте и оживить рынок КПГ, по мнению экспертов Ernst & Young, может широкомасштабная разработка запасов сланцевого газа в формации Вака Муэрта в бассейне Неукен, которая в перспективе должна привести к наращиванию совокупных объемов внутреннего производства и, как следствие, снижению импортной зависимости от поставок сырья.
№ 1 в Европе по количеству автомобилей на газе
На фоне европейских стран показатели Италии по использованию газа в транспортном секторе выглядят внушительно — 1 млн ед., по данным NGV Global, что составляет 2% от автопарка страны. Для сравнения, в среднем в странах Евросоюза эта величина составляет 0,3%.
Развитие транспорта на природном газе в Италии, по данным Ernst & Young, началось в семидесятых годах, когда возникла необходимость диверсифицировать структуру потребления топлива. В то время шло активное переоборудование бензиновых автомобилей для использования метана и начинала создаваться сеть газозаправочных станций.
Следующий всплеск роста пришелся на девяностые годы, когда появилась возможность модернизировать малые среднеразмерные автомобили для использования природного газа.
Сохраняющиеся высокие темпы увеличения спроса на КПГ в Италии, по мнению экспертов агентства, обусловлены несколькими причинами. В частности, пониженный налог на природный газ как на топливо, к тому же — государственная программа субсидирования, а также — поддержка покупки автомобилей, работающих на метане.
В 2012 году правительство Италии приняло ряд законов, содержащих преференции для авто, работающих на природном газе. В частности, были смягчены требования к расположению и производственному оборудованию АЗС, а также повышены нормы бесплатного провоза грузов для автомобилей большой грузоподъемности, использующих метан. Свою роль в поддержке развития КПГ играет и налогообложение в части дифференциации ставок акцизов.
Другой путь
Мировые тенденции в развитии газомоторного топлива не столь однозначны, отмечают эксперты аналитического центра при правительстве РФ. Есть примеры в Западной Европе, США, Японии, где наблюдается явный тренд по развитию электромобилей, прежде всего за счет мер господдержки. Китай, в свою очередь, нацелен на протекцию различных экологически чистых видов топлива, в том числе развитие рынка электромобилей и газовых автомобилей. При этом электрокары по цене намного превосходят транспорт на традиционном топливе, в том числе газовом.
В Германии не планируют дальше развивать газомоторное направление. Один из крупнейших в мире производителей автомобилей — Volkswagen — заявил о том, что прекращает разработку легковых машин на газомоторном топливе. Выпуск 19 моделей марок VW, Audi, Skoda и Seat, оснащаемых в настоящее время газобаллонным оборудованием, пока продолжится, но новых поколений этих автомобилей уже не будет. Это объясняется тем, что через несколько лет в Европе планируют ввести новый экологический стандарт для автомобилей «Евро-7», а работающие на газе моторы VW не будут соответствовать более строгим нормам выбросов вредных веществ.
Немецкие журналисты предположили, что производство газовых автомобилей будет свернуто, потому что в Германии крайне низкий спрос на такие автомобили. Газета Die Welt сообщала, что за 2019 год в стране были зарегистрированы 7,6 тыс. новых автомобилей на газомоторном топливе, что на 29,4% меньше, чем годом раньше. Это 0,2% от общего числа продаж. По данным немецкого издания Handelsblatt, число АГНКС сократилось с 867 ед. в 2018 году до 837 ед. в 2019 году.
По мнению экспертов аналитического центра при правительстве РФ, в мировом масштабе перспективы газомобилей по сравнению с электромобилями или водородомобилями вполне неплохие. В сегменте легковых автомобилей большинство прогнозов указывают, что будущее за электромобилями, что, в первую очередь, связывается с нарастанием значимости экологического фактора и снижением их стоимости. В сегменте грузовых автомобилей и морских судов газовое топливо может получить большее распространение за счет сравнительно меньших выбросов вредных веществ в атмосферу и отсутствия конкуренции со стороны электрических видов транспорта.
Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2021 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09
Источник